Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Один из вызовов нашего времени – это незнание истории своего рода и своей страны и это требует от учителя истории большего, нежели вести просто урок со всеми его привычными атрибутами.
Отсюда цель проведения данного мастер-класса: познакомить коллег с методами исторического исследования разнообразных источников позволяющих активизировать деятельность каждого ученика.
Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий достижения целей исторического образования в школе, т.к. это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста источника их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Для этого у нас разработана памятка «Как работать с историческим источником?»
Памятка. Как работать с историческим источником? Каждый исторический источник – это важный носитель информации и одновременно его канал. Она может быть политическая, экономическая, социальная. У каждого исследователя при столкновении с историческим источником должны возникнуть вопросы: · Информация является первоисточником? · При каких обстоятельствах возник источник информации? · Зачем нужен отбор именно этой информации, сохраненной во времени? · Каков объем содержащейся в источнике информации? В историческом источнике информация содержится: · в тексте · в носителе · в контексте · в личности создателя информации. Помните! Нельзя доверять и безоговорочно принимать все исторические свидетельства, необходимо их сверять Важно точно знать дату события, учитывая, что свидетельства и свидетели могут и ошибаться и вводить в заблуждение преднамеренно. Как почерпнуть информацию из исторического источника? · необходимо найти источник, провести структуризацию содержащейся в нем информации. · необходимо определить цели автора источника · определить информационную среду общества, в котором возник источник · определить информаторов автора источника.
|
Часто мы не умеем работать с накопленным материалом, т.е. историческим источником. Важно нацелить учащихся на практическую деятельность: при обучении и работе с историческими источниками необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений.
На воспроизводящем уровне обучающиеся выписывают основные понятия, определения, выводы по источнику, отвечают на поставленные вопросы, требующие уточнения; заполняют таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного исследования источника.
На преобразующем уровне задания происходит синтез источника с теоретическим материалом, идеями из других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На креативном уровне учителем даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей из нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе.
Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.
Труд ребенка, связанный с технологиями исследовательской деятельности - один из видов продуктивной деятельности и эффективных форм по изучению предмета история. Данная форма технологии в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По своей сути, исследовательская деятельность уже способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.
Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Это, как и использование разнообразных исторических источников, формирует компетентностной подход к темам. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей, правильной оценке исторических источников. Использование проектно-исследовательских технологий с историческими источниками возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследования вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы. В дальнейшем подобные наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока.
Наша работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности. Для успешности реализации исследовательских проектов важно мотивировать учащихся.
Сформулированная тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес. Так к проблеме прошлого родного села ученики всегда неравнодушны. Учащиеся от 5 до 11 классов, проводят исследования на краеведческие темы и оформляют их в виде электронных презентаций.
На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели.
Учащиеся получают практическое задание: "Составьте план-график создания системы проектной деятельности в школе".
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
Создана структура проектной деятельности в школе |
||||
1 |
Проект «Поп дом» - работа в старом доме священника, где были найдены надписи на стене подвала, где в революцию и позже содержали арестантов Создан Координационный совет школы по проектной деятельности во главе с Председателем Совета ветеранов Самариной Н.А. совместно с Координационным советом разработать систему критериев для оценки работы учащихся |
2015-16гг |
Попова Л.В. 11 класс |
|
Подготовлены кадры для системы проектной деятельности |
||||
1 |
9 класс |
2015-16гг |
Попова Л.В. 11 класс |
Рабочая программа СПД создается на базе трех учебных классов |
2 |
10 класс |
2015-16гг |
Попова Л.В. 11 класс |
|
3 |
11 класс |
2015-16гг |
Попова Л.В. 11 класс |
|
Создан информационный комплекс |
||||
1 |
Фотографии и слайды |
2015-16гг |
9 класс |
Самоопределение работы учащимися |
2 |
Сбор информации респондентов – старожилов села |
2015-16гг |
10 класс |
Самоопределение работы учащимися |
3 |
Обращение к архивным документам |
2015-16гг |
11 класс |
Самоопределение работы учащимися |
4 |
Обращение к Председателю Коми отделения фонда «Мемориал» М.С. Рогачеву |
2015-16гг |
9 класс |
Самоопределение работы учащимися |
Создан выставочный центр |
||||
1 |
Обращение к фонду "Покаяние" Выставочный центр может организовывать и проводить мероприятия в школе |
2 апреля 2014 |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
|
Создание фонда системы проектной деятельности |
||||
1 |
Презентация проектов и последующая их реализация. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
||
2 |
Оценка проектов жюри из старшеклассников |
|||
Создана система мониторинга проектной деятельности в школе |
||||
1 |
Разработана система критериев для оценки работы учащихся |
В течение 2016 г. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
Главная цель мониторинга – обеспеченность постоянного и эффективного контроля за выполнением разработанных планов |
2 |
Появились школьные эксперты |
В течение 2016 г. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
|
3 |
Разработки шаблонов для проектной деятельности |
В течение 2016 г. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
|
Создано мотивационное поле проектной деятельности в школе |
||||
1 |
Творческая деятельность на уроках истории |
2016 г. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
|
2 |
Творческая деятельность на уроках обществознания |
2016 г. |
Попова Л.В. 11 класс 9 класс 10 класс |
|
3 |
V республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий |
Ноябрь – декабрь 2016 г. |
Попова Л.В. |
Звание Лауреата |
4 |
Районный конкурс методических разработок урока |
Январь 2017г |
Попова Л.В. |
Участник конкурса «Педагогический талант» |
Основная задача учителя – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также осуществление ненавязчивого контроля над деятельностью учащихся. Например, при подготовке к конференции по истории по теме «Репрессии в Коми крае» учащиеся большое внимание уделяли анализу различных данных из средств массовой информации, прежде всего, Интернета. В каких-то моментах приходилось подсказывать, какие ресурсы стоит использовать, а от чего лучше воздержаться. Как результат нашей совместной деятельности – успешное выступление на общешкольной конференции.
Сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных. Особенно хочется отметить в данном контексте работу с краеведческим материалом. При реконструкции истории местных церквей Попова Светлана и Галенко Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу. Это и фотографирование изучаемых объектов, и поиск и анализ литературных источников, и работа с музейным архивом, и, пожалуй, самое главное – беседы с местными жителями. Собранный материал мы редактировали вместе. В итоге – победа на республиканском конкурсе «Юный экскурсовод», участие в региональном конкурсе «С открытой душою к тебе, Край родной».
Завершающими видами деятельности учащихся являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя и формирующее конкретно-исторический подход к теме на базе компетентностного подхода к учебному предмету
Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы в различных конкурсах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая республиканскими.
От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока и компетенций:
· Методические включают три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)
· Психолого-педагогические: умение перевести тему урока в педагогическую задачу
· Предметные: Картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии; Навыки описания исторических событий и их представителей; Знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода
· Коммуникативные: умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.