Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Оценка 5

Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории

Оценка 5
docx
03.04.2020
Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
СТАТЬЯ для РУО.docx

Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории

 

Один из вызовов нашего времени – это незнание истории своего рода и своей страны и это требует от учителя истории большего, нежели вести просто урок со всеми его привычными атрибутами.


 


Отсюда цель проведения данного мастер-класса: познакомить коллег с методами исторического исследования разнообразных источников позволяющих активизировать деятельность каждого ученика.

Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий достижения целей исторического образования в школе, т.к. это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста источника их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Для этого у нас разработана памятка «Как работать с историческим источником?»

 

Памятка.

Как работать с историческим источником?

Каждый исторический источник – это важный носитель информации и одновременно его канал. Она может быть политическая, экономическая, социальная.

У каждого исследователя при столкновении с историческим источником должны возникнуть вопросы:

·         Информация является первоисточником?

·         При каких обстоятельствах возник источник информации?

·         Зачем нужен отбор именно этой информации, сохраненной во времени?

·         Каков объем содержащейся в источнике информации?

В историческом источнике информация содержится:

·         в тексте

·         в носителе

·         в контексте

·         в личности создателя информации.

Помните!

Нельзя доверять и безоговорочно принимать все исторические свидетельства, необходимо их сверять

Важно точно знать дату события, учитывая, что свидетельства и свидетели могут и ошибаться и вводить в заблуждение преднамеренно.

Как почерпнуть информацию из исторического источника?

·         необходимо найти источник, провести структуризацию содержащейся в нем информации.

·         необходимо определить цели автора источника

·         определить информационную среду общества, в котором возник источник

·         определить информаторов автора источника.

 



Часто мы не умеем работать с накопленным материалом, т.е. историческим источником. Важно нацелить учащихся на практическую деятельность: при обучении и работе с историческими источниками необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений.

На воспроизводящем уровне обучающиеся выписывают основные понятия, определения, выводы по источнику, отвечают на поставленные вопросы, требующие уточнения; заполняют таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного исследования источника.

На преобразующем уровне задания происходит синтез источника с теоретическим материалом, идеями  из других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

 

На креативном уровне учителем даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей из нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе.

Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.

 

Труд ребенка, связанный с технологиями исследовательской деятельности - один из видов продуктивной деятельности и эффективных форм по изучению предмета история. Данная форма технологии  в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По своей сути, исследовательская деятельность уже способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.

Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Это, как  и использование разнообразных исторических источников,  формирует компетентностной подход к темам. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей, правильной оценке исторических источников. Использование проектно-исследовательских технологий с историческими источниками возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследования вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы. В дальнейшем подобные наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока.

Наша работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности. Для успешности реализации исследовательских проектов важно мотивировать учащихся.

Сформулированная тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес. Так к проблеме прошлого родного села ученики всегда неравнодушны.  Учащиеся от 5 до 11 классов, проводят исследования на краеведческие темы и оформляют их в виде электронных презентаций.

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели.

Учащиеся получают практическое задание: "Составьте план-график создания системы проектной деятельности в школе".

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

Создана структура проектной деятельности в школе

1

Проект «Поп дом» - работа в старом доме священника, где были найдены надписи на стене подвала, где в революцию и позже содержали арестантов

Создан Координационный совет школы по проектной деятельности во главе с Председателем Совета ветеранов Самариной Н.А. совместно с Координационным советом разработать систему критериев для оценки работы учащихся

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

Подготовлены кадры для системы проектной деятельности

1

9 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

Рабочая программа СПД создается на базе трех учебных классов

2

10 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

3

11 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

Создан информационный комплекс

1

Фотографии и слайды

2015-16гг

9 класс

Самоопределение работы учащимися

2

Сбор информации респондентов – старожилов села

2015-16гг

10 класс

Самоопределение работы учащимися

3

Обращение к архивным документам

2015-16гг

11 класс

Самоопределение работы учащимися

4

Обращение к Председателю Коми отделения фонда «Мемориал» М.С. Рогачеву

2015-16гг

9 класс

Самоопределение работы учащимися

Создан выставочный центр

1

Обращение к фонду "Покаяние"

Выставочный центр может организовывать и проводить мероприятия в школе

2 апреля 2014

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

Создание фонда системы проектной деятельности

1

Презентация проектов и последующая их реализация.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

2

Оценка проектов жюри из старшеклассников

Создана система мониторинга проектной деятельности в школе

1

Разработана система критериев для оценки работы учащихся

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

Главная цель мониторинга – обеспеченность постоянного и эффективного контроля за выполнением разработанных планов

2

Появились школьные эксперты

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

3

Разработки шаблонов для проектной деятельности

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

Создано мотивационное поле проектной деятельности в школе

1

Творческая деятельность на уроках истории

2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

2

Творческая деятельность на уроках обществознания

2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

3

V республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий

Ноябрь – декабрь 2016 г.

Попова Л.В.

Звание Лауреата

4

Районный конкурс методических разработок урока

Январь 2017г

Попова Л.В.

Участник конкурса «Педагогический талант»

 

Основная задача учителя – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также осуществление ненавязчивого контроля над деятельностью учащихся. Например, при подготовке к конференции по истории по теме «Репрессии в Коми крае» учащиеся большое внимание уделяли анализу различных данных из средств массовой информации, прежде всего, Интернета. В каких-то моментах приходилось подсказывать, какие ресурсы стоит использовать, а от чего лучше воздержаться. Как результат нашей совместной деятельности – успешное выступление на общешкольной конференции.

 

Сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных. Особенно хочется отметить в данном контексте работу с краеведческим материалом. При реконструкции истории местных церквей Попова Светлана и Галенко Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу. Это и фотографирование изучаемых объектов, и поиск и анализ литературных источников, и работа с музейным архивом, и, пожалуй, самое главное – беседы с местными жителями. Собранный материал мы редактировали вместе. В итоге – победа на республиканском конкурсе «Юный экскурсовод», участие в региональном конкурсе «С открытой душою к тебе, Край родной».

Завершающими видами деятельности учащихся являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя и формирующее конкретно-исторический подход к теме на базе компетентностного подхода к учебному предмету

Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы в различных конкурсах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая республиканскими.

От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока и компетенций:

·        Методические включают три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)

·        Психолого-педагогические:  умение перевести тему урока в педагогическую задачу

·        Предметные: Картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии; Навыки описания исторических событий и их представителей; Знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода

·        Коммуникативные: умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.


 

Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории

Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории

На креативном уровне учителем даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей из нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых…

На креативном уровне учителем даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей из нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых…

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели

Оценка проектов жюри из старшеклассников

Оценка проектов жюри из старшеклассников

Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу

Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020