Занятие построено в форме путешествия в черно-белое королевство с целью заинтересовать детей, привлечь их внимание к новой игре. . Занятие знакомит детей с древней игрой "Шахматы", шахматной доской и фигурами. В то же время оно интегрировано с занятием по ФЭМП, и закрепляет математические знания детей.
Шагинова Юлия Евгеньевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 76», г. Сергиев Посад
Конспект ООД Формирование элементарных математических представлений
«Математическое путешествие в шахматное королевство»
Цель: развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, речь,
фантазию и воображение; расширять кругозор детей через игру «Шахматы».
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в счете в пределах 8 по образцу,
2. Закреплять умение сравнивать два предмета по количеству, результат сравнения
обозначать соответствующими выражениями (больше, меньше, поровну),
3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно
себя: слева, справа, вверху, внизу,
4. Формировать навыки ориентировки на шахматном поле,
5. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами,
используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ,
познакомить с шахматными фигурами,
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое
воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников;
2. Обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к игре в шахматы,
2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно; воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.
Здоровьесберегающие:
1. Создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов
детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной
активности.
Словарная работа: горизонталь, вертикаль, диагональ, пешка, ладья, слон, конь,
король, ферзь.
Материал и оборудование:
Костюм королевы, интерактивная доска, магнитная доска с изображением шахматной
доски с фигурами, шапочки с изображением шахматных фигур, напольные шахматы,
шахматные доски, наборы геометрических фигур.
Ход мероприятия:
Помощник воспитателя вводит в группу детей. Дети выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ребята, а вы узнали меня? (ответы детей). Я
королева из Чернобелого королевства. А вы знаете, как оно называется? (ответы детей). Я
очень хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в сказочное королевство Шахмат!
Друг за другом становитесь,
Раз, два, три, четыре, пятьИ на стульчики садитесь
Будем сказку начинать!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай
Словно в мир чудесной сказки,
В чернобелый этот край.
(дети занимают свои места)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами очутились в шахматном королевстве.
Воспитатель: Но почему же Королевство называется Чернобелым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Правильно, эти клетки какой геометрической формы? (квадраты). Они
располагаются на шахматном поле определенным образом, кто скажет, как именно?
Дети: Поля располагаются по порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
Воспитатель: Правильно. В шахматном Королевстве еще есть улицы. Те улицы,
которые идут слева направо, называются Горизонталь (показать на доске).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами лежат шахматные поля и геометрические
фигуры. Какие геометрические фигуры вы видите? Предлагаю вам выложить геометрической
фигурой «квадрат» горизонталь на ваших шахматных полях.
Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем, сколько квадратов на улице Горизонталь?
Дети: На улице горизонталь 8 квадратов.
Воспитатель: Ребята, убираем квадраты обратно в корзину.
Воспитатель: А те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикаль. (показать на
доске).
Давайте выложим геометрической фигурой «круг» вертикаль.
Воспитатель: Ребята, а давайте посчитаем, сколько квадратов на улице Вертикаль?
Дети: На улице вертикаль 8 квадратов.
Воспитатель: Ребята, а где квадратов больше на улице Горизонталь или Вертикаль.
(поровну).
Воспитатель: Очень хорошо, молодцы ребята. Но есть в Королевстве еще и переулки,
большие и маленькие, и они называются Диагоналями. (показать на доске). Проходят они
наискосок (от левого нижнего угла к правому верхнему углу), и они всегда одного цвета или
белые, или черные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите диагонали пересекаются в центре шахматного поля.
Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?
Дети: Площадь королевства состоит из четырех полей.
Воспитатель: Сколько в центре белых полей?
Дети: В центре 2 белых поля.
Воспитатель: А черных?
Дети: В центре 2 черных поля.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а каких полей больше на площади черных или белых.
Дети. Черных и белых полей одинаково, поровну.
Дети тренируются выкладывать геометрическими фигурами самые длинные диагонали
и ищут главную площадь королевства.Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, выходите на улицы
моего Королевства и вставайте на белые квадраты.
Физминутка
Мы пришли все в королевство топают
Раз, два, три, четыре, пять.
В чернобелом королевстве оборот вокруг себя
Научились мы считать
Отдыхать умеем тоже убрать руки за спину
Руки за спину положим
Поднимаем две руки, тянемся на носочках
Чтобы выше нам расти
Мы конфетам знаем счет помахать пальцем
Математике почет! хлопать
Помощник воспитателя одевает детям шапочки шахматных фигур.
Воспитатель: Посмотрите ребята, жители Шахматного королевства вышли из своих
домиков, чтобы поприветствовать вас! А сейчас я хотела бы познакомить вас с жителями
своего королевства. И сегодня некоторые из вас будут одними из жителей моего королевства.
Пешка
Пешка, маленький солдат,
лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат
двинуться вперёд.
Ладья
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Конь
Не мила коню неволя,
перед ним простор широк,
очень ловко на два поля
совершает конь прыжок,
поле — прямо, поле — вбок!
Слон
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли —
знает только белый путь.
До конца игры слоны
цвету одному верны.
Ферзь
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
и шаг у ферзя широк.Ферзь может ходить,
как ладья и как слон — и прямо и наискосок.
Король
Король любит гладкий, расчищенный путь:
в любую он сторону может шагнуть,
однако легко ты заметишь, дружок,
что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с жителями Шахматного королевства.
В моем королевстве 2 города. Белый город и черный город. Посмотрите, в каком
городе жителей больше в белом или черном?
Дети: Жителей одинаково.
Воспитатель: Давайте вспомним, как кого из жителей зовут? Ребята, кто это?
Дети: Это пешка.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе посчитаем, сколько пешек живут в одном
городе.
Дети: 18
Воспитатель: Ребята, а как зовут этого жителя моего королевства?
Дети: Это Конь.
Воспитатель: А сколько всего коней в моем королевстве?
Дети: Всего 4 коня.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно запомнили всех жителей!
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, что вы сегодня нового узнали? (посчитать от
1 до 8), а вы запомнили, как называются улицы моего королевства?
Дети: горизонталь, вертикаль, диагональ.
Какие вы все молодцы! Все правильно запомнили!
Воспитатель: Ребята, спасибо, вам большое, что вы посетили мое королевство. Но
время быстро пролетело, пора нам ребята возвращаться обратно в детский сад. На память об
этом путешествии жители Шахматного королевства приготовили для вас подарки – это
настоящие Шахматы! Чтобы вы в будущем научились хорошо и правильно играть в шахматы.
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку завершать!
Воспитатель: Вот мы и оказались в детском саду.
Помощник воспитателя спрашивает: Ребята, а где вы были? Я вас так долго не
могла найти. Пойдемте, вы все мне расскажете!
Воспитатель: До свидания ребята, до новых встреч!