Историография исследований развития зрительно-моторной координации у детей
По определению В. П. Дудьева, зрительно-моторная координация представляет собой «согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов» [1, с.11]. Эти связи между зрительным анализом и движениями руки не являются врожденными, они формируются и совершенствуются постепенно в различных видах деятельности.
Зрительно-моторная координация необходима для успешной операторской деятельности. Раз личные типы задач, таких как вождение автомобиля или работа оператора в стационарных условиях, требуют разнообразных координационных паттернов с различным уровнем взаимодействия между движениями глаз и рук [2].
Одной из важных функций в нашем организме является зрительное восприятие окружающей среды, которое непосредственно влияет на развитие и становление зрительно-моторной координации. Данный процесс представляет собой психофизическую обработку изображений объектов окружающего нас мира, который осуществляется зрительной системой. Благодаря этому человек может получить представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении, расстоянии между ними, и их движении.
Иван Петрович Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз Вы думаете об определённом движении…Вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите» [3, с. 95].
Если задуматься, то становится очевидно, мы никогда не думаем о том, как и что нужно сделать. У людей, которые не встречались с данной проблемой, все движения были увидены и легко скопированы. Но как же чувствует себя ребенок, у которого данная функция была нарушена. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных движений глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Онтогенез зрительно-моторной координации является не только одним из показателей успешности ребенка, но и важным условием хорошего нервно-психического развития.
Становлению этого направления посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как: М.Монессори, А.Р.Лурии [4,5]. В работах присутствует одна закономерность – все исследования посвящены и направлены на исследование детей с нормой психического развития, а проблемы развития зрительно-моторной координации детей школьного возраста с умственной отсталостью изучены пока недостаточно, исследователи ограничиваются отдельными рекомендациями.
Определять, какая информация будет использована для дальнейших действий, может лишь зрительное восприятие. Именно оно доставляет человеку основную часть информации об окружающем мире. Этот процесс начинается с того, что глазодвигательная система переводит необходимый предмет в зону лучшего видения глаза, только после этого происходит зрительный анализ предмета и принимается решение о дальнейшем взаимодействии с ним.
Эксперименты, проводимые А. Л. Ярбусом [50], об изменении траектории взгляда при рассматривании картины в зависимости от выполняемого задания, стали широко известны и подтверждают вышесказанные слова.
Современные исследования в этой области показывают, как эффективность деятельности зависит от характеристик движения глаз, которые обеспечивают качество зрительного восприятия.
Зрительно-моторная координация является одной из высших психических функций человека. Именно поэтому можно рассмотреть этот процесс с точки зрения нейрофизиологии и энергетических блоков головного мозга.
По данным Александра Романовича Лурия первый – энергетический блок, обеспечивает пластичность протекания психических процессов, без него нормальное функционирование высших психических функций оказывается невозможным. Второй – операционный блок, включает в себя основные анализаторные системы: кинестетическую, зрительную и слуховую, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Третий блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля над протекающей деятельностью, размещается в передних отделах мозга и включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Этот блок играет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в её регуляции и осуществлении контроля над результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом [5, с. 90-102].
Таким образом, в развитии данного навыка начальную и основную работу на себя берет первый энергетический блок, именно он отвечает за сознательную стадию мотивов зрительно-моторной координации. Сам процесс выполнения действий реализуется с помощью второго блока (теменно-височно-затылочными зонами). А стадия целей и контроля за выполняемыми действиями связана с работой третьего блока головного мозга.
Зрительно-моторная координация осуществляется с обязательным участием всех трёх блоков мозга и актуализируется благодаря зрелости головного мозга и сформированности тесного межполушарного взаимодействия [5].
Для овладения навыком зрительно-моторной координации школьникам с умеренной умственной отсталостью необходимо систематически прибегать к копированию изображений с образца посредством срисовывания или лепки. Это необходимо также и для формирования связей между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга ребенка.
Отмечается, что успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями.
Учеными было установлено, что развитие зрительно-моторной координации в целом зависит от развития мелкой моторики руки, поскольку именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Нарушение развития мелкой моторики, по мнению известных ученых, таких как А. Р. Лурия, М. С. Певзнер считается, одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены [5,6].
Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние [7].
А. Н. Корнев указывает на то, что конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо, являются графо-моторные навыки, поэтому «они оказывают влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация» [8, с. 29].
Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположник русской физиологической школы Иван Михайлович Сеченов указывал, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению [9].
Так же исследованиями зрительно-моторной координации и установление её взаимосвязи с мелкой моторикой рук занимались такие ученые, как О. И. Крушельницкая, Л. И. Моргайлик, Л. И. Плаксина, А. Н. Третьякова, В. А. Феоктистова. В своих работах они указывают на важность изучения и развития данного процесса у детей с умственной отсталостью по ряду факторов:
· помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи;
· самостоятельно обслуживать себя;
· более точно выполнять задание в тетради;
· выражать себя через предметно-практическую деятельность.
Кроме этого правильное развитие скоординированной деятельности рук и глаз ведет к полноценному обучению навыкам письма, что является важным условием подготовки.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Работы Владимира Михайловича Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности [10]. Также он доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Так же многие другие исследователи в этой области доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Исследования И. М. Сеченова в данной области приводят к тому, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Именно мышечные и зрительные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое [9].
Так же отмечается, что успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями и моторикой пальцев ведущей руки.
Вопросами формирования и развития зрительно-моторной координации умственно отсталых школьников занимались такие исследователи, как Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, М. М. Безруких и Л. А. Ясюкова.
В своей книге «Если ваш ребёнок – левша», также затрагивал вопрос развития зрительно-моторной координации младшего школьного возраста известный автор И.С. Макарьев [11].
Светлана Петровна Ефремова в своих книгах затрагивала вопросы особенностей психологического и физиологического развития, в том числе и зрительно-моторной координации детей младшего школьного возраста [12].
Рассмотрение данного вопроса мы можем найти в трудах Р. Д. Тригер, но она делала акцент на среднем дошкольном и младшем школьном возрасте [13].
Вышеперечисленные авторы заявляют о необходимости работы по формированию зрительно-моторной координаций у младших школьников, направленной на:
· межполушарное взаимодействие;
· развитие речи ребенка (не только устной, но и письменной).
Данная работа оказывает влияние на развитие общей и мелкой моторики.
Таким образом, опираясь в первую очередь на нейропсихологический подход Александра Романовича Луриа, мы определили, что зрительно-моторная координация является элементом психики и определяется как процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.
Онтогенез зрительно-моторной координации является не только одним из показателей успешности ребенка, но и важным условием хорошего нервно-психического развития.
Учеными было установлено, что развитие зрительно-моторной координации в целом зависит от развития мелкой моторики руки, поскольку именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Исследования ученых в развитии зрительно-моторной координации больше опираются на младших школьников с умственной отсталостью, так как в этот период идет активное формирование и становление. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог.
Изучение же детей среднего и старшего школьного возраста с нарушением зрительно-моторной координации было проведено недостаточно тщательно и нуждается в многочисленных доработках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие/ В.П.Дудьев. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 360с.
2. Журнал высшей нервной деятельности, 2011, том 61, № 4, с. 476–484.
3. Полное собрание трудов И. П. Павлова: В 5 т. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1940—1949. — Т. IV.
4. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. — М.: Задруга, 1913. — 339 c.
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 384 с.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с.
7. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова и др. - М., 1991.
8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб. -метод. пособие. – СПб. ИД«МиМ», 1997.
9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. - М.: 2006. - 246 с.
10.Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды. - М.: Издательство «Институт практического психолога», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
11.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., М.М. Безруких Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
12.Ефимова С. П., Безруких М.М. Знаете ли Вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
13. Рашель Тригер. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб. Питер, 2008. — 192С
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.