Оглавление
1. История Церкви как наука, ее предмет. 2
2. Периодизация истории Церкви. 2
3. Источники по церковной истории. Писания древних историков Церкви. 3
Греческая церковная историография. 4
1. Ап. Лука. Деяния Апостолов. 4
Собственно церковная история: 4
Гражданские византийские историки. 4
Латинская церковная историография. 4
Исторические сочинения еретиков. 5
3 Источники по церковной истории. Писания древних историков Церкви. 6
с источника: 6
4. Церковная история в Новое время и в России. 7
5. Пятидесятница. Апостольский собор в Иерусалиме. 9
6. Миссия апостола Павла. 10
7. Писания мужей апостольских. 10
Ап. Варнава. 11
Св. Дионисий Ареопагит. 11
Св. Климент, третий епископ Римский (92-101). 11
Св. Игнатий Богоносец, 12
Св. Поликарп, 12
Св. Ерм.. 13
Св. Папий, 13
8. Причины гонений на христиан. Этапы гонений. 13
9. История гонений в I вв. 15
10. История гонений в II – первой половине III в. 16
11. История гонений во второй половине III – начале IV в. 17
Периодизация эпохи гонений (по римским императорам) 18
Святой Константин Великий (306 – 337). Миланский эдикт о равноправии 313 г. 20
12. Окончание гонений на христиан. 20
13. Апологеты христианства. 21
14. Церковное устройство I-III вв. 22
15. Различные формы иудейских заблуждений. 23
16. Гностицизм и борьба с ним. 23
Общие признаки гностиков: 24
17. Монтанизм и его опасность. 25
18. Монархианство и его формы. 25
19. Манихейство. 26
20. Богословские школы древней Церкви. Стр 21 в методичке. 26
Малоазийская школа. 26
21. Североафриканская школа. Тертуллиан. 27
22. Александрийская школа. Ориген. 28
23. Расколы в древней Церкви. 29
24. Споры о праздновании Пасхи. 30
25. Споры о Крещении еретиков. 30
26. Ересь Ария и ее развитие до 325 г. Св. Афанасий Великий. 31
27. I-й Вселенский Собор: ход и постановления. 33
28. Развитие арианства после 325 г. Церковные партии в середине IV в. 33
Церковные партии к середине IV в.: 34
29. Новые ереси, появившиеся между I и II Соборами. 35
30. Юлиан Отступник, его взгляды и деятельность. 35
31. Свв. Василий Великий и Григорий Богослов. 36
32. II-й Вселенский Собор: ход и постановления. 36
v История Церкви — это наука, изображающая в систематическом порядке связи и последовательности жизнь Церкви во всех ее проявлениях.
В христианской Церкви два элемента:
— Божественный: Церковь — сокровищница благодати и истины.
— человеческий: Церковь — земная организация, определенная структура, принимающая видимые и осязаемые формы.
Предметом науки является человеческий элемент Церкви. Жизнь Церкви проявляется с двух сторон:
— внешнюю составляет территориальное распространение или сокращение Церкви, ее взаимодействие с другими обществами, со светскими властями.
— внутренняя отражает заботу Церкви о своем вероучении, историю возникновения расколов и ересей, в каком виде находилось совершение богослужений, таинств и обрядов, как действовала церковная иерархия.
Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, дипломатика, текстология, сфрагистика, эпиграфика, нумизматика, хронология, метрология и др.
Периоды истории Церкви
I. От Пятидесятницы (33 г.) до Миланского эдикта (313 г.)
Внешнее распространение Церкви в условиях почти постоянных гонений. Формирование основных церковных 9 институтов, иерархии, богослужения. Первые догматические споры, локальные ереси и расколы.
II. От Миланского эдикта (313 г.) до Великого раскола (1054 г.) Время главным образом внутреннего благоустройства Церкви, хотя продолжается и внешнее распространение ее, особенно на Западе. 1. 313 – 843 гг. Эпоха Вселенских Соборов Формулирование главных догматов, опровержение основных ересей, установление церковных канонов. Оформление церковных институтов, монашества. 2. 843 – 1054 гг. Эпоха зарождения раскола между Римской и другими Православными Церквами На Востоке — время литургического и богословского расцвета, на Западе — церковного упадка. 988 г. — Крещение Руси.
III. От Великого раскола (1054 г.) до падения Константинополя на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.) На Востоке сохраняются неизменными церковные богословие и организация, хотя большая часть христиан попадает под власть мусульман, а на Западе духовная власть делает попытку возвыситься над светской, но при этом там происходит дальнейшее отступление от чистоты Православия.
IV. От 1453 г. на Востоке и 1517 г. на Западе до начала XX в. Тяжелая жизнь Восточных Православных Церквей в границах исламской цивилизации, но неизменное соблюдение древнего вселенского православного учения и благоустройства; расцвет Русской Православной Церкви. На Западе — религиозные войны, дальнейшее дробление и продолжение уклонения от Православия, а также наступление либерализма и атеизма.
V. От начала XX в. до наших дней На Востоке — обретение независимости православными народами, попытка уничтожить Русскую Православную Церковь с последующим ее возрождением. На Западе — нарастание секуляризации (обмирщения), экуменизма и харизматического движения.
v Историография — наука, изучающая развитие исторических знаний.
Исторические источники подразделяются на:
1. Немые (неписьменные) — археологические данные, памятники архитектуры и изобразительного искусства.
2. Словесные (письменные). В зависимости от материала изготовления выделяются:
1) монументальные — надписи на камне, металле и т. д.;
2) книжные — записи на папирусе, бумаге, пергамене. Делятся на:
а) первичные — свидетельства непосредственных очевидцев событий: писания отцов Церкви и еретиков, деяния Соборов, агиографические памятники;
б) вторичные — обработка исторического материала (труды древних историков). Если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники.
Греческая церковная историография
Первые историографические памятники:
2. Егезипп (Гегесипп, Эгесипп; II в.). «Достопамятности» в 5 книгах, не сохранились.
3. Юлий Африкан (≈160 – 237). «Хронография» в 5 книгах, не сохранилась.
Собственно церковная история:
1. Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (263 – 339).
«Церковная история» в 10 книгах. События от начала христианства до 324 г.
«Жизнь императора Константина» в 4 книгах.
2. Сократ Схоластик (≈380 – 440). «Церковная история» в 7 книгах. События 306 – 439 гг.
3. Ермий (Эрмий) Созомен (≈400 – ≈450). «Церковная история» в 9 книгах. События 324 – 425 гг.
4. Блж. Феодорит Кирский (Киррский) (≈393 – ≈466).
«Церковная история» в 5 книгах. События 323 – 428 гг.
5. Евагрий Схоластик. «Церковная история». События от Феодосия Младшего до Маврикия (428 – 594 гг.)
1. Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 – после 565). События эпохи имп. Юстиниана I. «Войны». «О постройках».
«Тайная история».
2. Феофан Исповедник (≈760 – 818). «Хронография». События от Диоклетиана до Михаила I (284 – 813 гг.)
1. Лактанций (250 – ≈325). «О смерти гонителей Христовой Церкви».
2. Руфин Тураний (Руфин Аквилейский) (≈345 – 410).
«Церковная история» в 11 книгах (≈402 г.). 9 книг — перевод Евсевия Кесарийского (с сокращениями и дополнениями), 10 – 11
3. самостоятельное исследование. Довел труд Евсевия до 395 г.
4. Сульпиций Север (≈360 – ≈420). «Священная история» в 2 томах. События от сотворения мира до 410 г.
5. Блж. Иероним Стридонский (342 – 419 или 420).
«Хроника» — в основном, перевод сочинения Евсевия Кесарийского. «О знаменитых мужах» — сведения о жизни и сочинениях отцов Церкви и церковных писателей I – IV вв.
1. Филосторгий (≈365 – ≈439) — евномианин. «Церковная история» в 12 книгах. События 318 – 423 гг. Написана в арианском духе. Сохранились только отрывки книги в трудах свт. Фотия.
2. Захария Ритор (470-е – ранее 553) — монофизит.
«Церковная история». События 450 – 491 гг. Дошла в сокращенном и измененном сирийском переводе.
3. Иоанн, еп. Ефесский (≈507 – ≈586) — монофизит. Написал хронику от времени Юлия Цезаря до имп. Юстиниана Великого, но сохранилось только окончание.
4. Бархадбешабба (VI – VII вв.) — несторианин. «Причина основания школ». «История святых отцов».
"Господь Иисус Христос, — пишет Евграф Смирнов, — во время общественного служения по спасению людей Своё Божественное учение, на котором была основана Его Церковь, преподавал устно. Апостолы, посвящённые им во все тайны царствия Божия и озарённые также Св. Духом, были хранителями Его учения. Выступая сами на проповедь этого учения, они также распространяли его устно, — так что христианское учение первоначально заключалось в вере и сознании каждого, уверовавшего во Христа. Но в то же время апостолы позаботились о том, чтобы Божественное учение Основателя христианства сохранилось не по преданию только, но и в письменах. По внушению Св. Духа они сами или под их надзором ближайшие их сподвижники, с одной стороны, записали деяния Спасителя и Его учение, с другой — оставили письменные памятники того, как они распространяли это учение, как понимали его сами и как оно должно быть понимаемо верующими. Таким образом, в первое же время существования Христианской Церкви ее Божественное учение прочно было ограждено от примеси сторонних учений. Четыре Евангелия — Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий ап. Павла и Откровение ап. Иоанна, — заключили в себе всю сущность христианского вероучения. Все эти книги составили св. Писание Нового Завета; оно и стало первым источником христианского вероучения. Что касается Священного Писания Ветхого Завета, то и оно, как боговдохновенное и полезное для научения, обличения, исправления и наставления в праведности (2 Тим. 3:16), также было источником христианского вероучения в подлежащих пунктах учения о домостроительстве спасения рода человеческого.
"Но если евангелист Иоанн заметил, что самый мир не вместил бы написанных книг с подобным изложением всех деяний Христа Спасителя (Иоан. 21:25), если принять во внимание, что апостолы постоянно и довольно долгое время проповедовали евангельское учение, то будет несомненно, что в св. книгах, оставленных ими Церкви, христианское вероучение изложено только в основных, существенных пунктах. Частности учения развиты были апостолами устно и переданы вере и сознанию христиан, особенно предстоятелей церквей, основанных или посещенных ими. Поэтому Апостольское Предание относительно частных и второстепенных сторон вероучения является вторым после Священного Писания источником христианского вероучения. Преданием объясняется и дополняется все письменно изложенное вероучение".
В XVI—XVII вв. происходит ряд значимых событий в Русской православной церкви. Она автономизируется, обретает самостоятельного главу, в 1589 г. она получает право возглавляться патриархом и уже юридически освобождается от связи с константинопольским патриархом, которому до этого подчинялась. Первым патриархом становится св. Иов (1525— 1607).
Ксения Епифанова:
Наука как способ познания мира основанная на анализе и критике зародилось/возникла в 16-17 веке. Про историю Ц. можно сказать то же самое.
В Европе в 16 в. первые научные труды, основанные на обработке и критике многих источников. Развитие этому дают так же конфессиональные споры. Начинается реформация. Протестанты отделились от католиков. Начинаются споры. Обе стороны понимают, что надо опираться на исторические данные. Первые труды – протестантские.
Первое большое сочинение по истории христианства «Магдебургские центурии» в 13 томах изданы протестантскими историками во главе с Матфеем Фляцием (между 1559 и 1574 гг.), доведенное до XIII в.
Идея: при апостолах все хорошо и в эпоху гонений, затем с имп. Константина в жизни Ц. накапливаются искажения и уклонения. Самое большое искажение – появление папства. «Он – маленький антихрист».
Католики пишут ответный труд.
Кардинал Цезарь Бароний (1538 – 1607, библиотекарь Ватикана) — «Церковные анналы» в 12 томах (изд. между 1588 и 1607 гг.). История Церкви до конца XII в.
Идея: доказать, что папская власть законна и имеет основания.
Оба труда пристрастны, но протестантские – мене.
С 19 в. в Европе появляются различные церковно-исторические научные школы. (см. по Лебедеву)
Затем начинают выходить сборники святоотеческих писаний, как латинских, так и греческих: в Париже (1579 г.), Венеции (1781 г.), Ватикане (1838 г.). Самая известная и полновесная - «Патрология» французского аббата Жака Поля Миня (изд. в 1844 – 1866 гг). 221 том латинских писателей (до 1216 г.) и 161 том греческих (до 1453 г.). Самый большой труд по объёму до сих пор.
Русская церковно-историческая наука и историография.
До митрополита Московского Платона (Левшина) (1737 – 1812) церковно-историческая наука была в полном небрежении. При Павле I курс церковной истории ввели в учебный план. Появилась в расписании и изучаться дух. учебных заведений только в начале 19 в. Учебники, не качественные, часто списаны с западных/германских.
Первые учебники:
· Мефодий (Смирнов), архиеп. Тверской. Liber Historicus (изд. в 1805 г.) — о Церкви I – III вв.
· Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский, преподаватель СПбДА. «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.», в 2 томах (изд. в 1817 г.)
· Чельцов И. В., проф. СПбДА. «История христианской Церкви», т. 1 (изд. в 1861 г.) — о Церкви I – III вв.
· Статус Ц. истории меняется с 1869г. при митр. Московском Макарии (Булгаков). Он измени Устав духовных академий . Уч. План сильно меняется, так, что бы И.Ц. уделялось огромное внимание. В академиях появляется церковно-историческое отделение. Поднимается значение церковно-исторической науки.
К концу 19 в. появляется плеяда блестящих историков, которые стоят в одном ряду с европейскими. Кто из европейских ученых мог читать их труды – очень хвалили их.
· - Лебедев Анатолий Петрович (1845 – 1908), профессор МДА, исследовал самые разные темы: от истории Вселенских Соборов до взаимоотношений Церквей Рима и Константинополя;
· -Болотов Василий Васильевич (1854 – 1900), профессор СПбДА, выдающийся историк и лингвист, на основании записей которого появятся впоследствии
· -Горский А. В. (1812 – 1875), ректор МДА. «История Евангельская и Церкви апостольской». Добился, чтобы история Церкви была ведущим предметом в академии;
После революции наука остановилась, но наши эмигранты продолжали работу.
Иерусали́мский собо́р (Апостольский собор) — раннехристианский не вселенский церковный собор, проходивший около 49 года (по другим данным — в 50 или 51 году) в Иерусалиме с участием апостолов, созванный для разрешения спора, должны ли христиане соблюдать Закон Моисея. Иерусалимский собор был важным событием в истории христианства, став прообразом вселенских соборов. Решение собора, именуемое как Апостольское постановление, заключалось в том, что новообращённым христианам было не обязательно выполнять обрезание мужчин для спасения через веру в Христа. При этом по настоянию Иакова христианам не евреям предписывалось соблюдать лишь законы Ноя, а именно сохранялся запрет на приём в пищу части живого животного, прелюбодеяние и идолопоклонство. Апостолы открыли свободный вход в Церковь Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить и в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева.
Когда ученики апостолов в Антиохии были вместе на молитве, Дух Святый повелел отделить Савла и Варнаву на дело проповеди. После поста и молитвы апостолы возложили на них руки и отправили их для благовестия. Путешествие проходило через Кипр (родина Варнавы) от Саламина до Пафа. Здесь, в Пафе, Савл поразил слепотою Елиму-волхва за противление проповеди. Видя это чудо, к вере обратился сам проконсул острова Сергий Павел. С этого времени имя Савл в книге Деяний уже не встречается – он именуется Павлом. Дальнейший путь проходил через Пергию, Антиохию Писидийскую, Иконию и Листру. В Листре ап. Павел исцелил хромого; пораженные чудом местные жители приняли апостолов за богов, сошедших с неба, и хотели принести им в жертву животных. Апостолам стоило немалых трудов убедить их не делать этого. Из Дервии обратно тем же путем апостолы возвратились в Антиохию, продолжая дело проповеди и устройство первохристианских церквей.
Мужами Апостольскими называют тех людей, которые были непосредственными преемниками и учениками Апостолов. Патрология (наука об Отцах Церкви) относит к мужам Апостольским:
Св. Климента епископа Римского Памятником его деятельности осталось его послание к коринфянам.,
Св. Игнатия Богоносец епископа Антиохийского,имеются семь его посланий, написанных во время доставки его в Рим на казнь
Ерм автора книги "Пастырь", Поликарпа
Ап. Варнава
Послание сщмч. Поликарпа Смирнского († 156 г.) к филиппийцам;
Папий Иерапольский. «Изложение изречений Господних» (сохранилось в виде фрагментов)
В добавок к выше упомянутым авторам и сочинениям относится сочинение написанное на рубеже I-II вв. "Дидахе" или "Учение Апостолов"
Под названием Мужей апостольских известны в Истории Церкви непосредственные ученики апостолов, лично общавшиеся с ними и нередко бывшие их ближайшими сотрудниками. Творения их носят характер писаний апостольских, — и это составляет их отличительную черту. К ним принадлежат:
Имя его было Иосия. Апостолы называли его Варнавой, что значит "сын утешения". Он был иудеем рассеяния с острова Кипр, принадлежал к сословию левитов. По преданию он был в числе 70 учеников Спасителя. В христианской Церкви он является действующим на самых первых порах. Он продал свою землю и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов. Он представил Савла апостолам, как чудесно обращенного. Он с Павлом основал Церковь из язычников в Антиохии и являлся ревностным сотрудником его, в проповеди среди евреев рассеяния и язычников. Когда апостолы разошлись на проповедь, то Варнава местом своей деятельности избрал Кипр, где и умер смертью мученика, уже после разрушения Иерусалима в 70 году. Ему приписывается одно послание, которое с самых древних времен было известно под его именем. Он доказывает, что Ветхий Завет должен уступить место Новому и предостерегает уверовавших во Христа от увлечения иудейством. Писал он о путях жизни.
Родился в Афинах от знатных родителей, путешествовал для приобретения образования, впоследствии занимал должность члена ареопага. Обратил его ап. Павел своей проповедью в ареопаге (54 г). и поставил первым епископом Афинским. Ревностно заботился о распространении веры, для чего отправлялся в разные страны. Скончался мученически, но неизвестно точно, где именно и когда. Известны его труды: О небесной иерархии, О церковной иерархии, Об именах Божиих, О таинственном богословии и десять писем к разным лицам. Сочинения эти характерны возвышенным и глубокомысленным богословием.
В христианство он обращен ап. Петром. Был сотрудником ап. Павла в распространении Церкви, как свидетельствует об этом сам Павел. Свою веру запечатлел мученической кончиной при Траяне. Памятником его деятельности осталось его послание к коринфянам. Коринфская церковь знала, с самого начала своего, разделения, и их наставлял ап. Павел. Впоследствии там некоторые дошли до сомнения в истине воскресения мертвых. Благомыслящие и обратились к св. Клименту, тем более, что неверы отложились от своей иерархии. Св. Климент, проникнутый духом апостольской любви и кротости, призывал своевольных коринфян смириться, покаяться и покориться своей иерархии. Обличал он заблуждения их относительно воскресения мертвых. Послание св. Климента пользовалось большим уважением в древней Церкви, так, что читалось при богослужении наравне с книгами апостольскими. Св. Клименту приписываются еще некоторые сочинения, но нет твердой уверенности, что они написаны им.
епископ Антиохийский, ученик ап. Иоанна Богослова, в 107 г. по приказанию Траяна брошенный в Риме на растерзание львам. Имеются семь его посланий, написанных во время доставки его в Рим на казнь: послания к ефесянам, магнезианам, траллийцам, римлянам (из Смирны), к Поликарпу, еп. Смирнскому, смирнянам и филадельфийцам (из Троады). Он убеждал их сохранять правую веру, повиноваться Богоучрежденной иерархии, в особенности епископам. По отзыву св. Поликарпа, послания св. Игнатия содержат в себе образцы веры, терпения и всякого назидания о Господе.
епископ Смирнский, любимый ученик ап. Иоанна Богослова, им поставленный во епископа Смирнского. Он дожил до глубокой старости и замучен в 167 г. во время гонений при Марке Аврелии. Он писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере. Сохранилось только послание к филиппийцам. Боролся он против еретических суждений, главным образом, докетов, говорил, что тот, кто не исповедует пришествие Иисуса Христа во плоти, тот антихрист.
еще в древности признавался тем Ермом, которому ап. Павел посылал приветствие (послание к римлянам). Родом грек, он проживал в Риме во второй половине 1 века. Принадлежащая ему книга "Пастырь" была известнаеще в древности и пользовалась большим уважением в Церкви. Она разделяется на три меньшие книги: в первой изложены четыре видения Ерма, во второй 12 заповедей, сообщенных ему пастырем: о милосердии, покаянии и т.п., в третьей 10 притчей или сравнений, направленных к изъяснению разных истин христианского вероучения. Ерму наставления сообщал Ангел в виде пастыря.
епископ Иерапольский во Фригии, ученик ап. Иоанна и друг св. Поликарпа Смирнского. По преданию, он скончался мученически при Марке Аврелии. Ему приписываются пять сочинений под заглавием "Изъяснение Господних изречений", из которых сохранилось только несколько отрывков. Он не ограничивался изучением св. Писания, но и собирал устные рассказы о делах и учении Спасителя и апостолов, основываясь на неписанном предании. Вследствие не всегда достаточной проверки материала, у него встречаются неправильности.
8. Причины гонений на христиан. Этапы гонений.
Основные причины гонений на христиан в первые три века его существования:
· общественные: презрение со стороны знатных и образованных, непонимание и нелепые подозрения со стороны простых и необразованных;
· религиозные: римляне признавали лишь национальные и древние религии, придавали основное значение внешнему ритуалу; христианство же было религией универсальной (вселенской) и молодой, не имеющей ни храмов, ни статуй, ни жертв;
· политические: христиане отвергали культ императора, навлекая обвинения в нарушении государственной стабильности; христианские общины были запрещенными «тайными обществами»
Периодизация эпохи гонений (по римским императорам)
Этап 1. Христианство под покровом дозволенной религии (иудейство). Эпизодические и случайные гонения
· Нерон (54 – 68). Гонения с 64 г. в Риме и его окрестностях. Апп. Петр и Павел
. · Домициан (81 – 96). Гонения в 96 г. Ап. Иоанн Богослов (сослан на остров Патмос); св. Антипа, еп. Пергамский.
Этап 2. Христианство как религия недозволенная. Узаконенное, но часто неактивное преследование
· Траян (98 – 117). Христианство становится недозволенной религией. Св. Климент Римский (102 г.); св. Игнатий Богоносец (107 г.); св. Симеон, еп. Иерусалимский (107 г.).
· Адриан (117 – 138) и Антонин Пий (138 – 161). Гонения ослабляются, но не исчезают. Св. Поликарп Смирнский (156 г.).
· Марк Аврелий (161 – 180). Резкое усиление гонений. Св. Иустин Философ (166 г.). Лионские мученики: Свв. еп. Пофин, диак. Санкт, Бландина и др. (177 г.).
· Септимий Север (193 – 211). Гонения с 202 г. в основном на новообращенных. Св. Ириней Лионский (202 г.) Карфагенские мученики: свв. Перпетуя и Фелицитата (203 г.). В Александрии — Леонид (отец Оригена) (203 г.), дева Потамиена.
· Каракалла (211 – 217). Гонения продолжаются.
· Максим Фракиянин (235 – 238). Локальные гонения в Понте и Каппадокии.
Этап 3. Христианская Церковь как общество, гонимое самим правительством. Активное преследование, попытка уничтожения
· Деций (249 – 251). Мощные и повсеместные гонения с 250 г. Фабиан, еп. Римский; Вавила, еп. Антиохийский; Александр, еп. Иерусалимский. Подвергнут мучениям Ориген.
· Галл (252 – 253). Гонения продолжаются.
· Валериан (253 – 259). Гонения с 257 г. Сикст, еп. Римский, и диак. Лаврентий; св. Киприан, еп. Карфагенский (258 г.)
· Диоклетиан (284 – 305). Гонения с 303 г. Свв. воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и Феодор Тирон, вмцц. Евфимия и Анастасия Узорешительница
. · Галерий (305 – 311). Вмцц. Варвара (306 г.) и Екатерина (310 г.). Эдикт о веротерпимости 311 г. — объявляет прекращение гонений, христианство становится разрешенной в Римской империи религией: «Пусть снова будут христиане, пусть они составляют свои собрания, только бы не делали ничего противозаконного…»
· Максимин Даза (309 – 313). Продолжает гонения на Востоке империи с 311 г. Петр, еп. Александрийский; Памфил, пресвитер Кесарийский; Лукиан, пресвитер Антиохийский.
Святой Константин Великий (306 – 337). Миланский эдикт о равноправии 313 г. Всем религиям объявлена свобода исповедания, христианство объявляется религией под покровительством государства: «…даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает…»
· Лициний (308 – 324). Возобновляются притеснения христиан на Востоке с 319 г. Феодор Стратилат (319 г.), сорок Севастийских мучеников (320 г.).
· (в 361 – 363 реставрировать язычество попытается Юлиан Отступник
9. История гонений в I вв.
В первом периоде гонений, т. е. в I веке, как римская власть, так и римское общество в целом, едва ли были способны отличить Христианство от иудейской религии. Можно утверждать, что в это время Христианство воспринималось властью как иудейская секта, а не отдельная, самостоятельная религия. Об этом однозначно говорит книга Деяний.
Из Деян. 18:14–16 ясно, что римский проконсул в Коринфе Галлион видел в иудейских нападках на апостола Павла лишь внутренний иудейский религиозный спор: «Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища».
Подобным образом оценивали обвинения апостола Павла со стороны иудеев и представители римской администрации в самом Иерусалиме – комендант Иерусалима Лисий и прокуратор Антоний Феликс, что видно из Деян. 23:26–29: «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков».
В I веке христиане могли преследоваться со стороны иудеев, а со стороны римской власти – вместе с иудеями, как представители одного из иудейских направлений, какими они считались самой властью.
10. История гонений в II – первой половине III в.
В это время положение христиан значительно ухудшилось. С христианства была окончательно снята тень иудейской религии. Возможно, перемена произошла под влиянием двух фактов: с одной стороны, падения Иерусалима в 70 г. (в результате жестокого подавления римлянами иудейского восстания), приведшего к прекращению национальной и государственной самостоятельности иудеев, с другой стороны, - более широкого распространения христианства.
В этот период римское правительство уже признает христианство под собственным именем, отличая его от иудейства. В царствование Траяна (98-117 гг.) впервые был издан эдикт (закон), который надолго определил неправоспособное положение христиан в империи. Согласно ему христиане подлежали преследованию уже за «самое имя». Обвиняемым предстоял выбор между отречением от своей веры и смертью.
Юридическое положение христиан, установленное при Траяне, долго не подвергалось переменам при его преемниках. Самые известные гонения в этот период: при Адриане (начало II в.), Антонине Пие (середина II в.), Марке Аврелии (60-е гг. II в.), Септимии Севере (конец II в. - начало III в.)
11. История гонений во второй половине III – начале IV в.
Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством. Период начинается с царствования императора Декия (середина III в.). В 249 г. им был издан эдикт против христиан, предписывавший повсеместное гонение на всех, не почитающих римской религии.
Следующее гонение (спустя 2 года после гибели Декия в военном походе) возобновилось при императоре Валериане (253-260 гг.), который издал два эдикта. Первый эдикт строго запрещал христианам собираться на богослужения под угрозой казни. Второй эдикт предписывал казнить всех предстоятелей церквей: диаконов, пресвитеров, епископов, которые будут твердыми в исповедании веры. Высокопоставленные лица за исповедание Христа лишались имущества и ссылались в отдаленные места, состоявшие на императорской службе лишались имущества, записывались в крепостное состояние и ссылались в дворцовые имения.
Последние гонения раннехристианской эпохи связаны с именами императоров Диоклетиана и Галерия. С 284 г. римская империя перешла во власть Диоклетиана (284-305 гг.), открывшего гонение против христиан в 303 г. разрушением никомидийской христианской церкви и последовавшим после этого эдиктом, объявлявшим преследование христиан. Согласно этому эдикту места общественных собраний христиан было приказано разрушать, священные книги - изымать. Все христиане независимо от своего ранга и состояния были объявлены подлежащими пыткам. Люди знатного происхождения или занимавшие значительные должности в случае принадлежности к христианству, как пишет В.В. Болотов, объявлялись бесчестными. Люди незначительные, но свободные, состоявшие в какой-нибудь службе, лишались свободы.
В том же 303 г. последовало еще два эдикта, в которых предписывалось всех представителей христианского клира (епископов, пресвитеров, диаконов, чтецов) заключать в тюрьмы и принуждать к принесению жертв языческим богам; если эго требование исполнялось, то отпускать на волю, если нет - применять пытки.
В 304 г. Диоклетиан смертельно заболел. Фактическим правителем востока оставался кесарь Галерий, издавший в 304 г. последний (четвертый) самый жестокий эдикт, которым предписывалось всех христиан принуждать к принесению жертв пытками. Особенно сильным гонение было на востоке, в Азии и в Египте. Христиан массово истребляли. Церковный историк Евсевий передает, в частности, что в египетском городе Фиваиде во все продолжение этого гонения в день погибало до 10-20 или 30 христиан, а в некоторые дни - от 60 до 100.
Закончилась эпоха гонений Миланским эдиктом 313 г., изданным императорами Константином и Ликинием. Эдикт предоставлял «христианам и всем другим полную свободу следовать той религии, какой кто может и какую считает для себя наилучшею, чтобы всякое божество, какое только есть на небесном престоле, было милостиво и благосклонно к ним и всем нашим подданным».
Основные причины гонений на христиан в первые три века его существования:
· общественные: презрение со стороны знатных и образованных, непонимание и нелепые подозрения со стороны простых и необразованных;
· религиозные: римляне признавали лишь национальные и древние религии, придавали основное значение внешнему ритуалу; христианство же было религией универсальной (вселенской) и молодой, не имеющей ни храмов, ни статуй, ни жертв;
· политические: христиане отвергали культ императора, навлекая обвинения в нарушении государственной стабильности; христианские общины были запрещенными «тайными обществами».
Ø Этап 1. Христианство под покровом дозволенной религии (иудейство).
Эпизодические и случайные гонения
· Нерон (54 – 68). Гонения с 64 г. в Риме и его окрестностях. Апп. Петр и Павел.
· Домициан (81 – 96). Гонения в 96 г. Ап. Иоанн Богослов (сослан на остров Патмос); св. Антипа, еп. Пергамский.
Ø Этап 2. Христианство как религия недозволенная. Узаконенное, но часто неактивное преследование
· Траян (98 – 117). Христианство становится недозволенной религией. Св. Климент Римский (102 г.); св. Игнатий Богоносец (107 г.); св. Симеон, еп. Иерусалимский (107 г.).
· Адриан (117 – 138) и Антонин Пий (138 – 161). Гонения ослабляются, но не исчезают. Св. Поликарп Смирнский (156 г.).
· Марк Аврелий (161 – 180). Резкое усиление гонений. Св. Иустин Философ (166 г.). Лионские мученики: Свв. еп. Пофин, диак. Санкт, Бландина и др. (177 г.).
· Септимий Север (193 – 211). Гонения с 202 г. в основном на новообращенных. Св. Ириней Лионский (202 г.) Карфагенские мученики: свв. Перпетуя и Фелицитата (203 г.). В Александрии
— Леонид (отец Оригена) (203 г.), дева Потамиена.
· Каракалла (211 – 217). Гонения продолжаются.
· Максим Фракиянин (235 – 238). Локальные гонения в Понте и Каппадокии.
Ø Этап 3. Христианская Церковь как общество, гонимое самим правительством.
Активное преследование, попытка уничтожения
· Деций (249 – 251). Мощные и повсеместные гонения с 250 г. Фабиан, еп. Римский; Вавила, еп. Антиохийский; Александр, еп. Иерусалимский. Подвергнут мучениям Ориген.
· Галл (252 – 253). Гонения продолжаются.
· Валериан (253 – 259). Гонения с 257 г. Сикст, еп. Римский, и диак. Лаврентий; св. Киприан, еп. Карфагенский (258 г.)
· Диоклетиан (284 – 305). Гонения с 303 г. Свв. воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и Феодор Тирон, вмцц. Евфимия и Анастасия Узорешительница.
· Галерий (305 – 311). Вмцц. Варвара (306 г.) и Екатерина (310 г.). Эдикт о веротерпимости 311 г. — объявляет прекращение гонений, христианство становится разрешенной в Римской империи религией: «Пусть снова будут христиане, пусть они составляют свои собрания, только бы не делали ничего противозаконного…»
· Максимин Даза (309 – 313). Продолжает гонения на Востоке империи с 311 г. Петр, еп. Александрийский; Памфил, пресвитер Кесарийский; Лукиан, пресвитер Антиохийский.
Всем религиям объявлена свобода исповедания, христианство объявляется религией под покровительством государства: «…даровать христианам и всем свободу следовать той религии, какой каждый желает…»
· Лициний (308 – 324). Возобновляются притеснения христиан на Востоке с 319 г. Феодор Стратилат (319 г.), сорок Севастийских мучеников (320 г.).
· (в 361 – 363 реставрировать язычество попытается Юлиан Отступник)
12. Окончание гонений на христиан.
Гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом.
Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага.
Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
После обретения животворящего Креста Господня, Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириакаи возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.).
Апологеты (греч. ἀπολογία — «защитительная речь, защита») — христианские писатели II – III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
В своих произведениях апологеты защищали христиан и их вероучение от:
1) несправедливого гонения правительства,
2) критики языческих философов и писателей,
3) нападок иудеев,
4) ходячих представлений о христианстве у языческого населения
Кодрат и Аристид (20-е гг. II в.). Оба написали свои обращения в защиту христиан к императору Адриану;
· Мч. Иустин Философ (нач. II в. – 166 г.). Две апологии к императорам Антонину Пию и Марку Аврелию, а также «Диалог с Трифоном иудеем»;
· Татиан (≈110/120 – после 172). «Слово к эллинам» (165 г.), «Диатессарон»;
· Свт. Феофил Антиохийский († кон. II в.). «Три книги к Автолику» (180 г.). Первым употребил термин «Троица» (Τρίας);
· Тертуллиан (про него см. в разделе «Североафриканская школа»).
Особенности апологий: 1) они не имели юридической силы, но приносили благоприятный для христианства общественный резонанс, 2) в них авторы широко использовали средства античной риторики и минимально применяли библейские цитаты, больше предпочитая доказательства через общепринятое. Апологетов можно назвать первыми христианскими богословами, поскольку они положили начало раскрытию и научному обоснованию догматов
Поскольку Церковь — общество, в ней должна быть своя организация. В первоначальной Церкви сразу сложилось разграничение между клиром (лат. сlerus от греч. κλῆρος — «доставшееся по жребию, удел, доля») и мирянами.
В I в. складываются местные (городские) общины, называвшие себя «парикии» (греч. παροικία — «временное пребывание, жизнь на чужбине»). К началу II в. общины формируют трехступенчатую иерархию (греч. ἱεραρχία — «Священноначалие»): во главе парикии стоит епископ, которому подчинен клир, состоящий из пресвитеров, диаконов и низших клириков (иподиаконы, аколуфы, чтецы, певцы, привратники, экзорцисты, диаконисы).
Связь между Церквами осуществлялась через послания, личные визиты представителей. К концу II в. высшим выражением церковного единства становятся Поместные Соборы. В течение III в. происходил стихийный процесс централизации церковного управления: хотя все епископы обладали формальным равенством между собою, однако Соборы епископов проходили в крупных центрах империи под эгидой местного епископа, что способствовало возвышению отдельных кафедр над другими — появлению «монархического епископата». В результате территориально-административной реформы императора Диоклетиана, продолженной Константином Великим, империя была разделена на четыре префектуры (к началу IV в. это были Галлия, Италия, Иллирик и Восток), префектуры делились на диоцезы, а те — на провинции (provinciae) или епархии (ἐπαρχίαι). Каждая провинция имела главный город — митрополию (μητρόπολις). Никейский Собор 325 г. поставил территориальную организацию Церкви в соответствие с делением империи на провинции-епархии (не путать с современным понятием «епархия», которое соответствует скорее древней «парикии»). Отцы Собора ввели в употребление термин «митрополит» (μητροπολίτης), обозначающий епископа митрополии — главного города провинции. 21 Уже к началу IV в. среди епископских кафедр заметно выделялись три: Александрийская, Римская и Антиохийская, поскольку епископам этих городов, по долговременному обычаю, подчинялись не одна, а несколько гражданских провинций. На Халкидонском Соборе 451 г. складывается система патриархатов. Окончательно сформулировано понятие «патриарх» при имп. Юстиниане, который разработал теорию «пентархии» (учение о пяти патриархатах Вселенской Церкви — Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима).
Первые богословы (апологеты) не избежали отдельных заблуждений, к которым можно отнести:
· субординационизм (лат. subordinatio — «подчинение») — учение о подчинении Сына и Духа Богу Отцу;
· хилиазм (греч. χίλια — «тысяча») — учение о скором Втором Пришествии Христа, Страшном Суде и наступлении 1000-летнего царства праведников.
В зависимости от происхождения ереси можно разделить на:
· иудейские — эвиониты, мандеи;
· языческие — гностицизм, манихейство; · христианские — монархианство, монтанизм.
Гностицизм (греч. γνῶσις — «знание») — совокупность религиозных течений, представляющих собой смешение языческих верований с христианским учением, попытку дополнить христианство восточным религиозным мистицизмом и греческой философией. В отличие от Церкви, гностицизм представлял собой множество разрозненных общин (сект), имевших между собой существенные доктринальные расхождения. Истоки гностицизма восходят к началу I в. Во II – III вв. он переживает свой расцвет, а с IV в. стремительно увядает. Небольшие группы гностиков продолжают существовать до VIII в., оказывая влияние на вероучение таких сект, как павликиане и богомилы. К гностическим учениям примыкает и давно исчезнувшая мировая религия — манихейство.
Гностики: ранние: Керинф, Симон-волхв, николаиты, Менандр; поздние:
1. Александрийские (Василид, Валентин, Карпократ);
2. Сирийские (Маркион, Татиан, офиты).
1. Дуализм (лат. dualis — «двойственный») — признание бытия двух равных по силе противоположных начал, в данном случае доброго и злого;
2. Демиургизм — концепция, подразумевающая, что видимый мир сотворен не высшим Богом, а божественным существом низшего порядка, которого часто называют платоновским термином «демиург» (греч. δημιουργός — «ремесленник, мастер»);
3. Докетизм (греч. δοκέω — «казаться») — учение о том, что человеческая, телесная природа Христа представляет собой всего лишь видимый образ, призрак;
4. Трихотомия — учение о трех родах людей, согласно которому человечество разделяется на три группы существ: некоторые («саркики», «илики») полностью подчинены своей телесной природе, другие («психики») располагают телом и душой, а третьи («пневматики»), кроме тела и души, имеют еще и дух. Главную миссию Христа гностики видели не в искуплении людей, а в даровании людям некого тайного знания о том, как спастись. Это спасительное знание является не достоянием всей Церкви, а эзотерической доктриной, которая передается от Христа через Марию Магдалину или других ближайших учеников, т.е. через цепочку духовной элиты. Этика гностиков могла иметь два противоположных варианта: · строжайший аскетизм (манихеи, маркиониты); · либертинизм — полная свобода от моральных норм (николаиты, карпократиане, симониане).
Монтанизм (секта лжепророков) — ригористическое и аскетическое движение, возникшее в середине – второй половине II в., отголоски встречаются еще в VIII в. Основатели — бывший жрец богини Кибелы Монтан и пророчицы Присцилла и Максимилла, все родом из Фригии (центральная часть Малой Азии). Монтанисты выступали против официальной иерархии и за лидерство в Церкви своих «пророков», требовали для своих новых откровений статуса Св. Писания.
Особенности монтанизма:
· ожидание скорого Второго Пришествия Христа;
· хилиазм;
· моральный ригоризм
Монархианство (греч. μοναρχία — «единоначалие») — учение, отрицающее догмат о Св. Троице. Монархианство появилось к концу II в. и существовало в двух видах:
1. Динамизм (от греч. δύναμις — «сила»), или адопцианство (от лат adoptio — «усыновление»); Представители: Феодот Кожевник, Феодот Банкир, главный представитель — Павел Самосатский (≈200 – 275), бывший епископом Антиохии (260 – 268). Существует единая Божественная Личность — Отец. А Сын и Дух Святой — это не самостоятельные Божественные Личности, а всего лишь Божественные силы. Логос как безличная сила сошел на человека Иисуса, как и на ветхозаветных пророков.
2. Модализм (от лат. modus — «образ, способ»), или патрипассианство (лат. Patris passio — «страдание Отца»), или савеллианство. Представители: Праксей и Ноэт (вторая половина II – первая половина III в.), наибольшую известность получил Савеллий (конец II – середина III в.). Отец, Сын и Святой Дух суть три наименования одной и той же Божественной Личности, которую можно назвать «СыноОтцом». Бог открывается миру в трех различных модусах: в Ветхом Завете — как Отец (Законодатель), в Новом — как Сын (Искупитель), а в Церкви после Вознесения Христа — как Дух (Освятитель)
Манихейство — синкретическое учение, вобравшее в себя элементы христианства, зороастризма, буддизма и гностицизма. Основано в III в. персом Мани (Манес, 216 – 276). · От зороастризма заимствованы дуализм и названия божеств; · буддизма — взяты идея реинкарнации (переселение душ) и пессимистический взгляд на мир; · гностиков — приняты ненависть к Ветхому Завету, учение о тайном знании и необходимости избавлять дух от материи; · христианства — восприняты некоторые элементы культа и принципы иерархии, взяты некоторые идеи из Евангелия и посланий апостола Павла; · Этика манихеев включала в себя три печати: уст, рук и лона
С конца II в. возникают первые центры богословского просвещения. В зависимости от особенностей богословских воззрений наиболее ярких представителей этих центров возникают целые направления богословской мысли — богословские школы (ряд ученых, связанных между собою единством идей).
1. Сщмч. Ириней Лионский (≈130 – 202) — ученик сщмч. Поликарпа Смирнского. Автор знаменитой книги против гностицизма и других ересей «Обличение и опровержение лжеименного разума» (более известная как «Против ересей»), а также труда «Доказательства апостольской проповеди».
2. Сщмч. Ипполит Римский (≈170 – 236) — автор книг
«Философумены», «О Христе и антихристе» и др. Известен как первый антипапа (противник папы Каллиста).
3. Юлий Африкан (≈160 – 237) — первый христианский историк, составил книгу «Хронография», где изложил всемирную историю.
4. Свт. Мелитон Сардийский (нач. II в. – ≈190) — «О Пасхе» и др. соч.
5. Сщмч. Мефодий Патарский (≈260 – 312) — «Пир десяти дев» и др.
21. Североафриканская школа. Тертуллиан.
Тертуллиан - пресвитер карфагенской Церкви, один из замечательнейших писателей западной Церкви. Он первый стал писать богословские сочинения на латинском языке, положив начало латинской церковной литературе. Тертуллиан, сын римского сотника (150–220), в Карфагене, получил блестящее, хотя и не всестороннее, образование, и, до принятия христианства, был адвокатом. Христианином он стал уже в зрелом возрасте. Обладая блестящим умом, пылкой фантазией, твердой волей, решительным характером, он был энергичен, но раздражителен. Приняв христианство, он всю жизнь свою посвятил ему. Но, к сожалению, он увлекался монтанизмом. Основательно борясь с гностиками, он отрицал совершенно участие разума и науки в деле веры. В конце своей жизни он отказался от монтанизма и основал свое особое общество, члены которого назывались тертуллианистами.
Пораженный несправедливыми нападениями языческого общества на христиан, он стал красноречивым христианским апологетом. Увлекшись монтанизмом, он был, с одной стороны, жарким противником и остроумным обличителем гностиков и
антитринитариев, искажавших откровенное учение, а с другой, – строгим до крайности нравственным писателем.
Сохранилось до 30 его сочинений: «Апологетик», «Две книги к народам», «К Скапуле», «О свидетельстве души», «Против иудеев». Первый латинский церковный писатель (до Тертуллиана все св. отцы и апологеты писали по-гречески, кроме Татиана Сирийца). Ввел в западное богословие термины «Троица» (Trinitas), «Лицо» (Persona). Учил, что Бог есть «одна субстанция (substantia) из трех персон (persona)». Придерживался крайних воззрений и резко обличал не только язычество (отрицал значение языческой культуры), но и всякие уклонения в жизни христиан.
Св. Киприан, епископ Карфагенской. Он происходил из богатой языческой семьи в Карфагене и славился как ученый ритор. Христианином стал в 246 г. на сороковом году жизни. Вскоре он был поставлен пресвитером, а в 248 г. епископом. Он был горячим почитателем Тертуллиана, прилежно изучал его сочинения, но был совершенно чужд его монтанистическим воззрениям. Его сочинения тесно связаны со всей его деятельностью, так как написаны в связи с тогдашними церковными обстоятельствами и вызваны борьбой с еретиками. Из всех его сочинений первое место занимает труд "О единстве Церкви".
Он доказывает, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая, и что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино, несмотря на значительное количество епископов. Это положение он обосновывает тем, что сам Иисус Христос установил так, начав с ап. Петра. Отсюда вытекало признание им важности римской Церкви. Но он не считал епископа римской Церкви главенствующим над всеми епископами. Верховную власть в Церкви он присваивает всей совокупности епископов, как наследников власти ап. Петра. И на практике он не признавал такой исключительности власти римского епископа, что видно из его спора с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Впоследствии, сочинение св. Киприана подверглось искажениям, с внесением в него многих выражений, нужных Римской кафедре.
Александрийская школа — основатель Пантен († ≈200 г.)
Климент, пресвитер Александрийский (≈150 – 216), — первый предпринял решительные шаги к научной постановке богословия, используя эллинское образование. Трилогия
«Увещание к язычникам», «Педагог» и «Строматы» (первый опыт собрания и научного изъяснения догматов).
Ориген (185 – 254): «О началах», «Против Цельса», «О молитве», «Увещание к мученичеству», «Гекзаплы». «Учитель многих святых» (по выражению блж. Иеронима),
Ориген — величайший из богословов доникейского периода. Он составил первую догматическую систему (трактат «О началах»), поставил ряд вопросов и стремился найти удовлетворительные ответы — «пытался охватить, понять и объяснить всё». Учил, что Отец и Сын едины в силе и в воле, но различаются ипостасно. Впервые высказал идею, что Сын единосущен (ὁμοούσιος) Отцу.
Систему Оригена В. В. Болотов называет «самым полным образцом христианского гносиса». Ее постигла печальная судьба. Неумеренные почитатели Оригена, утрируя до крайности его частные мнения, вызвали оригенистические споры. В результате Ориген был осужден как еретик на Соборе в Константинополе в 553 г.
Раскол в Карфагене произошел сразу после гонений императора Деция (249 – 251). Епископу Киприану Карфагенскому (248 – 258) противостояли священник Новат и диакон Фелициссим, они избрали антиепископом некого Фортуната. Основное, в чем раскольники обвиняли своего епископа, была его якобы чрезмерная строгость к отпадшим от Церкви во время гонений.
Раскол в Риме случился вскоре после гонений Деция и чуть позже раскола в Карфагене. Епископу Римскому Корнилию встали в оппозицию священники Новациан и Новат (последний приехал из Карфагена). Сделав незаконно Новациана епископом, отделились от Церкви, называя себя кафарами (греч. καθαροί — «чистые»). Отдельным сообществом новациане просуществовали до VII в.
В Египте около 305 г. на почве отношения к принятию отпавших обратно в Церковь возник раскол мелитиан, возглавляемый Мелитием, еп. Ликопольским, который, будучи ригористом, противился Петру, еп. Александрийскому, мягко относящемуся к отпавшим. Даже мученическая кончина Александрийского епископа не примирила мелитиан с Церковью.
Раскол донатистов начался в Карфагене в результате гонений Диоклетиана. Преемником еп. Менсурию выбрали архидиак. Цецилиана, однако ригористы придрались к законности рукоположения и низложили его. Вскоре их лидером на долгое время стал Донат, который и дал название расколу. Проблемой донатистов занимались имп. Константин (Соборы в 314 и 316 гг.), блж. Августин (собрание в 411 г.). Раскол исчез только в VII в.
В конце II в. между некоторыми Поместными Церквами возникли споры о времени празднования Пасхи. Малоазийские Церкви, следуя преданию св. ап. Иоанна, праздновали Пасху в один день с иудеями (14 нисана). Это называлось Пасхой Крестной в воспоминание страданий Спасителя. Через день, по этой традиции, праздновалась Пасха Воскресения. А большинство Древних Церквей, в том числе Римская, следуя преданию от ап. Павла, отмечали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана.
В 162 г. св. Поликарп Смирнский, глава малоазийских Церквей и ученик ап. Иоанна, прибыл в Рим к еп. Аниките. Там между ними был недолгий спор о времени празднования Пасхи, и они пришли к заключению о правильности следования в Церквах своим собственным апостольским традициям.
Вновь спор о сроках празднования Пасхи разгорелся ок. 170 г. при папе Римском Викторе. Он настаивал на соблюдении всеми традиции Римской Церкви. Малоазийские епископы не согласились с этим и соборно под председательством Поликрата, еп. Ефесского, дали отпор притязаниям папы. Высокомерный и властолюбивый Виктор хотел отлучить все малоазийские Церкви, но, убежденный св. Иринеем Лионским, отказался от этого замысла.
Только на I Вселенском Соборе в 325 г. окончательно решился вопрос о сроках празднования Пасхи.
Церковь всегда исповедовала только едино крещение и потому оно, как в настоящее время, так и в первые века, было неповторимо; повторялось только над еретиками и то не во всех церквах.
Некоторые из восточных церквей, а также церковь карфагенская с большей частью африканских, перекрещивали всех еретиков, при вступлении их в православную Церковь, признавая неправильным их крещение от еретического общества, содержащего неправильное вероучение. Напротив, другие церкви, в числе их Александрийская и Римская, не перекрещивали еретиков, если крещение было совершено по правильной форме, то есть во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Из-за такой разности во взглядах на крещение еретиков, в середине 3-го века произошли большие споры в Церкви. Римский епископ Стефан, (253-257 гг). доказывал восточным церквам и африканским, что еретиков не следует перекрещивать, и грозил им прекращением общения, а епископу карфагенской церкви, получившему начало от Римской, даже отлучением. С другой стороны, перекрещивание еретиков отстаивали Фирмилиан, еп. Кесарии Каппадокийской, и вышеупомянутый Киприан Карфагенский, доказывая, что благодать находится только в истинно-христианской Церкви, а потому крещение, совершенное вне ее, не есть действительное крещение. По этому вопросу было несколько соборов: один в Малой Азии (253 г). и три в Карфагене (255-256 гг.), на которых было решено перекрещивать еретиков. Святой Дионисий Александрийский со своей церковью придерживался взгляда, одинакового с Римской церковью, но подобно Иринею Лионскому, своими посланиями старался убедить Стефана не нарушать мира, предоставив каждой церкви действовать в этом случае сообразно своим преданиям. Эта разность во взглядах на крещение еретиков оставалась до 4-го века, когда на вселенских соборах были установлены общие правила, каких еретиков принимать в Православную Церковь через перекрещивание и каких нет, т.е. каких еретиков крещение признавать действительным.
Ересь Ария (александрийского пресвитера):
• «Было время, когда Сына не было», т.е. Сын не вечен, а сотворен Богом Отцом (который поэтому не всегда был Отцом).
• Бог Отец прежде всего существующего сотворил Сына из ничего в качестве посредника для сотворения мира. Сыном сотворено всё остальное.
• Сын безгрешен Своей нравственной силой и это делает Его Богом по благодати, поэтому на Него Отцом было возложен подвиг вочеловечения.
Т. обр., по учению Ария получается, что Иисус Христос не истинный Бог, а всего лишь первое совершеннейшее творение Отца, и Сам Бог не есть Троица.
Причины успеха ереси Ария:
• В церковном богословии того времени ещё не было точных формулировок и терминов в учении о Пресвятой Троице.
• Понятность и простота арианства (рационализация христианства).
• Поддержка Ария со стороны некоторых влиятельных епископов, вместе с ним учившихся в Антиохии у пресвитера Лукиана («солукианисты»).
Развитие ереси Ария:
318 г. — начало проповеди Ария.
320 г. — Собор в Александрии под председательством еп.
Александра впервые осуждает учение Ария как ересь.
321 г. — Собор в Вифинии (Малая Азия) под председательством еп. Евсевия Никомидийского снимает отлучение с Ария и признает его правым.
321 г. — Собор в Палестине под председательством еп. Евсевия Кесарийского также поддерживает Ария, но призывает стороны к примирению.
324 — Собор в Антиохии под председательством еп. Осии Кордубского осуждает ересь Ария и запрещает в служении еп. Евсевия Кесарийского.
Т. обр., еще до I Вселенского Собора прошло четыре Поместных Собора по поводу лжеучения Ария, на двух Соборах он получил осуждение, но на двух других был оправдан.
Св. Афанасий Великий. Великий отец и учитель Церкви, епископ Александрийский. Непреклонно противостоял арианству, вследствие чего подвергался гонениям.
Остроты этот спор достиг в 256 г. Св. Киприан Карфагенский считал недействительным Крещение еретиков, а еп. Римский Стефан (253 – 257) признавал Крещение, если оно было совершено во имя Св. Троицы. Спор прекратился в гонение императора Валериана (257 – 259): оба епископа стали мучениками. Затем каждая из Поместных Церквей следовала своим обычаям, пока вопрос о принятии еретиков в Церковь не был решен на II Вселенском Соборе.
Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, почему также называется Никейским Собором.
Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.
Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления этого император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.
Периоды арианской смуты (между I и II Вселенскими Соборами):
I. 325 – 337 гг. (до смерти Константина). Период арианского подполья. Основная борьба направлена против выдающихся защитников Никейского символа веры: низложены еп. Евстафий Антиохийский (330 г.), еп. Маркелл Анкирский (336 г.), еп. Афанасий Александрийский (336 г.). Ариане стремятся завоевать доверие императора Константина.
II. 337 – 362 гг. (до Александрийского Собора). Период арианской реакции. Основная борьба направлена против самого Никейского символа веры путем замены его другим. Арианам покровительствует преемник Константина, Констанций (337 – 361).
III. 362 – 381 гг. (до II Вселенского Собора). Период падения арианства и победы Православия. Епископы Востока постепенно возвращаются к Никейскому символу веры. Арианам покровительствует Валент (364 – 378), император восточной части Римской империи.
Причины отступления от Никейского символа после I Вселенского Собора:
• догматический консерватизм большинства епископов Востока;
• поддержка арианства обществом (во время религиозного шатания и моральной неустойчивости людей привлекали упрощенная догматика и нравственный минимализм арианствующих);
• изменение религиозной политики императора Константина Великого (сказались влияние придворных епископов — двух Евсевиев — и разочарование в объединяющей силе термина «единосущный» для епископов на Востоке).
1. Никейцы (единосущники). Большинство епископов Запада во главе с еп. Александрийским Афанасием Великим (≈295 – 373).
Всю жизнь свт. Афанасий боролся за утверждение единосущия Сына Отцу. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».
2. Аномеи (крайние ариане). Диакон Аэций, еп. Кизический Евномий. Считали, что Сын не подобен (ἀνόμοιος) Богу Отцу по природе.
3. Подобосущники (консерваторы). Епископы Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский. Считали, что Сын подобен по сущности (подобосущен, ὁμοιούσιος) Богу Отцу.
4. Омии («подобники»). Епископы Акакий Кесарийский и, позже, Евдоксий Антиохийский. Считали, что Сын подобен (ὅμοιος) Богу Отцу (без уточнения, как и в чем).
В среде православных позже выделяются партии:
1а) староникейцы: на Востоке — свт. Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, на Западе — Иларий Пиктавийский. В основном из Египета и с Запада.
1б) новоникейцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Называли себя «мелетианами», т.к. группировались вокруг еп. Мелетия Антиохийского (который перешел из подобосущников). Восток (Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина).
Маркелл Анкирский, друг Афанасия Великого, настаивая на единосущии Христа Богу Отцу, фактически дошел до отрицания Сына как особого Лица Св. Троицы и впал тем самым в подобие савеллианства: в частности, отрицал предвечность
Сына. Его ученик Фотин вообще не считал Лицом Вторую Ипостась Св. Троицы, тем самым возрождая динамизм.
Аполлинарий Лаодикийский (≈362 – 390) учил, что предвечный Бог—Логос воспринял человеческую плоть и душу, но не воспринял человеческий дух (ум): вместо него было Божество, слившееся с человечеством и составившего с ним одну природу. Ввел в оборот формулу «Одна природа Бога Слова воплощенная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη).
Духоборцы (македониане) учили, что Святой Дух не равен Отцу и Сыну и не является Богом.
Юлиан Отступник (332-363) — римский император Юлиан, правил с 361 по 363 гг., философ-неоплатоник, писатель, посвятивший свою жизнь возрождению «языческих» культов, понимаемых им как средоточие античной культуры; стремился показать их преимущество перед христианством. Стремясь создать новую языческую церковь, главою которой был бы он сам, Ю.О. приписывал сочинениям Платона, Гомера такой же «боговдохновенный» характер, какой для христиан имела Библия. Идеи Ю.О. оказали определенное воздействие на мыслителей итальянского Возрождения. Юлиан начал новую политику: провозгласив всеобщую терпимость, он поставил цель восстановить и открыть все языческие храмы. Конечно же, многие христиане отнеслись с воинственным неприятием к возрождению язычества и восстановлению храмов, и в результате, когда из-за небрежности молящихся сгорел храм Дафны в Антиохии, Юлиан обвинил в этом христиан и приказал в качестве ответной меры закрыть городской собор.
Тринитарная терминология. начение деятельности великих каппадокийцев: они создали точную тринитарную терминологию: «Три Ипостаси в одной Сущности». Тем самым они вывели Церковь из арианских споров IV в., обеспечив победу Православия на II Вселенском Соборе. Свт. Василий Великий, кроме того · провел литургическую реформу; · упорядочил монашеское движение (см. § 2.3); · активно занимался благотворительной деятельностью; · был превосходным церковным писателем (экзегетика и полемика); · великолепный церковный администратор и дипломат. Благодаря его заботам произошло примирение западных и восточных епископов
Свв. Василий Вел., ГригорийБогослов, ГригорийНисский (мл. брат св. Василия). Каппадокийцы были едины в своей тринитарной терминологии: "Три Ипостаси в одной Сущности".
Свт. Василий (329-379) был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое гос-вом, занимало господствующую позицию; свары, раздоры и расколы раздирали тело Церкви, и, казалось, она лежала в развалинах. Св. Василию выпала доля орган-ра и администратора, собирающего рассеянное бурями стадо, и он выполнил эту задачу, как никто другой. Вел. пастырь, св. Василий был и великим церк.ным политиком. Ему приходилось о многом умалчивать, проявлять гибкость и мягкость в вопросах второстепенных, чтобы отстоять главное, и находить новые формы выражения веры Церкви, чтобы объединить и примирить всех. Он боролся не за букву, а за дух, и он, как никто другой, понимал, что Бог "дал нам способность быть служителями Н.Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).
32. II-й Вселенский Собор: ход и постановления.
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе, при императоре Феодосии Великом.
Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.
На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.
На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.