Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Уссурийский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью»
Занятие №1
История одной сплетни
Усольцева Е.П., воспитатель первой
квалификационной категории
Занятие проводится для ментальных инвалидов. Возраст 18-45 лет
Цель: познакомить с понятием «сплетни»;
способствовать выработке навыков конструктивного выхода из сложившихся ситуаций в социальной квартире; установить контакты между проживающими;
способствовать разрушению привычных стереотипов поведения.
Они купаются в грязных сплетнях,
а им кажется,
Доискиваются до истины.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Ход занятия:
I. Организационный этап
В начале нашего занятия я хочу задать Вам вопросы!
1. Что такое сплетни?
2. Как называют людей, которые распространяют сплетни?
Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других.
Сплетни - это сплетение верной информации с преувеличениями и догадками. В них все так переплелось, что и не догадаешься, что - правда, а что – вымысел.
Наша с Вами задача выяснить, как зарождаются сплетни.
II. Мотивационный этап (введение в тему занятия)
Всегда ли сплетни - это неправдивая информация?
Или она может быть просто неприятной?
Допустим, вы точно знаете о том, что ваш друг сквернословит, не соблюдает правила личной гигиены (примеры из жизни Центра).
Будет ли распространение этой достоверной, правдивой, но неприятной для него информации сплетнями?
Да, это сплетни. Когда информация, которую человек пытается скрыть, спрятать, относит к сугубо личной сфере, становится общедоступной - это воспринимается им как сплетни, нарушение личного пространства и личных границ.
Даже когда мы стараемся просто сообщить другому новости о ком-то или рассказать нечто о себе, а вовсе не садимся от души "посплетничать", надо помнить, что, переходя из "уст в уста", информация начинает видоизменяться и приобретает совершенно другое звучание.
Давайте на примере посмотрим, как происходит видоизменение данной информации.
III. Основной этап.
Игра «РОЖДЕНИЕ СЛУХА»
Цель: продемонстрировать воспитанникам, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, и как их можно развеять.
Для этого упражнения 4 добровольцев выходят из комнаты и ждут, когда их пригласят. Пока добровольцы находятся за пределами комнаты, оставшимся воспитанникам объясняются правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в комнату по одному и прослушивать рассказ, который приготовил воспитатель, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в комнату и передаст полученную информацию, воспитатель снова для всех зачитывает текст, который был предложен группе воспитанников в самом начале игры.
Текст истории:
Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. Слоненок дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африканском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. На помощь ушастому Слоненку бросились огромный Носорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Обсуждение:
1. Какие чувства возникали при проведении упражнения?
2. На каком моменте произошел сбой информации?
3. Что изменилось после этого?
4. Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
5. Каковы последствия этого?
6. Что надо делать, чтобы избегать подобных ситуаций?
Стоит ли говорить, что чем длиннее цепочка пересказчиков того, что "мне сказала Наташа, которой сказала ее соседка, а та точно сама видела, что...", тем меньше истины в высказываниях, зачастую ее просто нет.
И, наконец, «я собеседник или сплетник»?
Я рада, что Вы приняли активное участие в работе по выяснению «Истории об одной сплетни». Я с вами не прощаюсь и говорю Вам до новых встреч!
Тема «Притча о сплетне»
Занятие №2
Цель: продолжаем знакомить с понятием «сплетни»;
способствовать выработке навыков конструктивного выхода из сложившихся ситуаций; установить контакты между воспитанниками социальной квартиры;
способствовать разрушению привычных стереотипов поведения.
Ход занятия:
I. Организационный этап
На прошлом занятии мы с Вами говорили о том, как рождаются сплетни и выяснили на практическом упражнении, что Сплетни - это сплетение верной информации с преувеличениями и догадками. В них все так переплелось, что и не догадаешься, что - правда, а что – вымысел (рассказ о слоненке).
Давайте вспомним, почему мы исказили информацию?
Искажение.
Это как отражение в кривом зеркале: и с оригиналом сходство есть, и все-таки уже совсем не то. Искажаем мы реальность под призмой личного опыта и мировоззрения.
Почему к своему рассказу добавили лично от себя? (Добавление)
I. Мотивационный этап (введение в тему занятия)
Давайте окунемся в нашу повседневную жизнь. Вы часто рассказываете о себе и о других по телефону передовая информацию друг другу. Что происходит?
Мы добавляем, как правило, что-либо от себя, чтобы усилить эмоциональный эффект на слушателя или снизить его. Особенно часто мы добавляем что-либо от себя, когда забываем информацию, но помним, что забыли что-то, и, пытаясь восполнить пробел, вставляем свое.
Для себя это можно понять таким образом. Если вы говорите что-либо не о себе, а о других людях, то хорошо было бы отдавать себе отчет, зачем вы сейчас это рассказываете.
Давайте попытаемся ответить на вопросы:
1. От вашего рассказа образ того, о ком вы ведете речь, в глазах вашего собеседника укрепляется или разрушается?
2. А вообще, другому эта информация нужна?
3. Она имеет отношение к сути разговора?
4. Если нет - то это сплетни?
Я хочу Вам рассказать одну интересную историю
III. Основной этап.
«Притча о сплетне»
Один человек пришел к своему Наставнику и
спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой
друг?
- Подожди, - остановил его Наставник, - просей
сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды
просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все,
что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда,
это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Наставник, - ты собираешься
сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем
третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты
хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты
хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
I. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Давайте еще раз вспомним, о чем Вы с вами говорили на протяжении двух занятий?
Кто может объяснить, что такое сплетни?
Назовите три основных сито, через которые мы должны просевать всю информацию для передачи своим знакомым и друзьям.
Давайте попытаемся объяснить смысл высказываний (распечатки высказываний зачитывает воспитатель или читающий воспитанник)
Данные высказывания посвящены людям, которые разносят сплетни.
Как называют таких людей?
Вы хотите быть похожими на сплетников?
Если Вы не хотите быть сплетниками, то всю информацию мы просеем через три сито: сито правды, добра и нужности.
Спасибо Вам за хорошую работу на занятии.
Желаю Вам быть добрыми, честными людьми.
Уважайте друг друга!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.