Технологическая карта занятия
Тема урока: История сельского поселения Русскинская
Фамилия, имя, отчество |
Орехова Анжелика Николаевна |
Предмет |
Учитель, педагог дополнительного образования |
Класс |
5 |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Тема |
История сельского поселения Русскинская |
Цель |
образования поселка, историей его возникновения. |
Задачи |
Образовательные: на основании известных фактов истории создать
картину появления поселения, закрепить
исторические понятия |
УУД |
ЛичностныеУУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать – основные моменты возникновения поселения, сформировать умение отмечать вклад населения нашей территории в общечеловеческую культуру Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать своё отношение к ней. Личностные: расширение представлений учащихся о гербах, формирование
коммуникативной компетентности. |
Основные понятия |
стойбище, родовые угодья, площадь, страна, родина, герб, гимн. коренные народы, аборигены. |
Межпредметные связи |
История |
Ресурсы:
|
Презентация, тексты исторических документов и дополнительной информации, текстовая информация об объекте изучения |
Формы работы |
Фронтальная, групповая |
Технология |
Технология развития критического мышления |
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
|
Звучит 1 куплет песни «С чего начинается Родина» Вопросы: -А с чего начинается Родина для каждого из вас? - Мы с вами изучаем вопросы истории нашей страны, истории округа. В истории нашего края есть вопросы, на которые до сих пор не найдены точные ответы. Одним из таких считается вопрос о появлении нашего села. Проблема : Почему и как наш посёлок Русскинская появился именно здесь - в таежной глубинке?
|
Предполагаемые ответы: страна, область, район, село.
Ученики знакомятся с источниками и выдвигают свои проблемы. Предполагаемые ответы: на перекрестках дорог; на берегах рек, морей; у леса; у монастырей …
Высказывают предположения. |
II. Версии. |
Какие у вас версии решения данной проблемы?
учащиеся записывают в тетрадь. |
Деревня было образовано в глубокой древности в период движения различных племён. Поселение было образовано в 20 веке в период добычи нефти и газа. Поселение было образовано в начале 20 века в период процесса коллективизации. |
III. Актуализация знаний. |
Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этому вопросу. Сегодня мы говорим о появлении нашего поселения а оно находится на территории современной Сургутского района, значит, мы должны знать карту. -Перед вами карта России. Определите месторасположение Сургутского, района, поселения. -Какие народы в древности расселялись по территории? |
Показывают на карте область, район, село.
Называют народы, проживающие на данной территории в различное время: остяки и вогулы, коми – зыряне. Называют дату и событие -
- показывают на карте ХМАО, Сургутский район.
- делают вывод о появлении колхозов. |
Планирование деятельности. |
Мы решили с вами нашу проблему? Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Проблема: Почему и как наш посёлок Русскинская появился именно здесь - в таежной глубинке? |
Конечно, нет. Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть –предполагают, что надо изучить определённые источники. Записывают план действий в тетрадь: 1. История освоения с/п. 2.Достопримечательность нашего поселка .
|
IV Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
|
Класс разбивается на группы по 2 человека. Каждая группа получает подборку документов и задания к ним. |
1 группа. Карточку о предприятии поселения. – с помощью исторических данных составить -оформить кластер; –составить рассказ –составить план рассказа. «2 группа - на основании карточки, составить рассказ о работе медпункта; 3 группа - музей природы и человека |
V. Применение нового знания. |
Возвращаемся к нашим версиям. Какая версия более всего, по-вашему, повлияла на формирование села. В нашем музее есть предметы быта наших односельчан, которые относятся к началу 20 века. Определите назначение и по возможности – название: Чум, нарты. |
Озвучивают результаты работы.
Учащиеся поясняют эти слова.
Поясняют назначение этих предметов. |
VI. Рефлексия
|
Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока
Чему научились? Где пригодится то, чему научились? Какие трудности возникли? А что бы вы ещё хотели узнать о нашем селе? |
Примерный вывод по проблеме: Мы узнали, что наше село хоть и не такое старое, начало ему было положено в XX веке, но освоение и заселение этой территории началось намного раньше. Еще с 7 века до нашей эры наша, хоть и не богатая, но просторная земля привлекала племена кочевников. Работая с картой, мы узнали о том, что здесь со своими стадами передвигались кочевники в след за ними прошли другие племена. Предлагают свои вопросы. |
VII. Домашнее задание. |
Конечно, к вопросам истории нашего села мы с вами ещё вернёмся. А для этого предлагаю- подобрать фотографии «Село в 30-60 годы». Взять интервью у старожилов: « Жизнь в селе в 30-60 годы» Собрав данный материал, вы на следующем уроке сможете выполнить проектную работу. |
Записывают д/з. |
Приложения
Достопримечательность поселка-
«Музей Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова»
Русскинской Музей Природы и Человека – главная достопримечательность деревни, 1989 г. был открыт. Его создатель и вдохновитель – Почетный гражданин Сургутского района, заслуженный деятель культуры Ханты – Мансийского автономного округа Ядрошников Александр Павлович.
Музей насчитывает более трех тысяч единиц хранения. В зале Природы представлена фауна Сургутского района. Все экспонаты сделаны руками его создателя. Приоритетным направлением работы музей выбрал изучение этнической культуры тром-аганских ханты и природного наследия Сургутского Приобья.
В музее представлены предметы промысла и рукоделия народа ханты, одежда, утварь, средства передвижения, украшения из меха, кожи и бисера. Ведется работа по составлению генеалогии хантыйских родов данной территории. Одним из направлений исследовательской деятельности является сбор и обработка материала по теме "Люди Божьей реки" о прошлом и настоящем д. Русскинская.
Центр национальной культуры
Действует с 1 октября 1991 года. Целью создания ЦНК являлось приобретение, производство, хранение, исследование, развитие, популяризация и экспонирование материальных свидетельств о жизнедеятельности коренных народностей Севера, в частности Тром-Аганской группы восточных ханты, а также духовного наследия этноса. Большую консультативную помощь оказывают работникам ЦНК жители стойбищ. Они охотно делятся своими знаниями песен, обрядов, сказок, примет, игр, танцев. С их помощью в ЦНК накоплен немалый фольклорный фонд, который является основой для работы над репертуаром ансамбля "ВОНТНЭ". Первый директор – Сопочина Лидия Ивановна. За сбор, хранение, развитие и популяризацию культуры, сохранение духовного наследия народа ханты решением коллегии Департамента культуры и искусства ХМАО в 2006 году ансамблю было присвоено звание "Народный самодеятельный коллектив".
За сбор, хранение, развитие и популяризацию культуры, сохранение духовного наследия народа ханты решением коллегии Департамента культуры и искусства ХМАО в 2006 году ансамблю было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». В ЦНК работают 13 человек директор – Николенко Зоя Павловна.
Русскинская амбулатория
1948г. ноябрь образован медпункт в д. Русскинская (жителей обслуживала фельдшер В. Рябухина.) Позже, при непосредственном участии Тамары Сидоровны Тэвлиной (Сардаковой), проработавшей здесь более 30 лет фельдшером-акушером, медпункт преобразован в ФАП.
В 1978 году, после окончания медучилища, приезжает в РусскинскуюКривых Людмила Александровна, которая трудится здесь вот уже 30 лет.
В 1986 году ФАП преобразован в Русскинскую амбулаторию. С 1998 года медучреждение называется МУЗ «Русскинская амбулатория».
Работает здесь 26 человек, из которых 2 врача, 4 фельдшера, 11 медсестёр, акушерка.
С 10.09. 2007 возглавляла амбулаторию врач-педиатр Ирина Александровна Вычужанина.
Национальные праздники
С 1969 года для жителей коренной национальности в д. Русскинская в конце марта проводится праздник "Слет рыбаков, охотников и оленеводов", который с 2009 года приобрел районное значение. В дни слета на собрании решаются важные проблемы. С неизменным интересом и азартом проходят гонки на оленьих упряжках, соревнования по национальным видам спорта, выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, концертная программа, различные национальные конкурсы и игры, представлена национальная кухня.
Основные достижения территории:
За период с 1995 года построено 26 жилых домов или 137 квартир. Построено здание почты и узла связи.
Произведено благоустройство территории: ремонт автодорог, устройство ограждений, бордюров, озеленение. Построены автодороги и подъездные площадки к объектам соцкультбыта, площадью 8875,9 кв.м. Открыты комплексный центр социального обеспечения населения Сургутского района "Содействие",гостиница "Ханты-Корт" как филиал МУП "Ханты-Корт". Произведен капитальный ремонт здания врачебной амбулатории, жилого 14-ти квартирного дома, здания администрации. На территории деревни работает 6 торговых предприятий.
Государственными наградами награждены следующие жители: Холодова Анастасия Михайловна - ветеран труда, труженик тыла. Была награждена знаком "Отличник народного просвещения", медалью "За доблестный труд",
Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, объявлена благодарность Председателем Ханты-Мансийского окружного Совета депутатов трудящихся, неоднократно награждалась Почетными грамотами районного и местного руководства;
1. Ядрошников Александр Павлович, старший научный сотрудник музея "Природы и Человека д. Русскинская" - заслуженный деятель культуры ХМАО; "Почетный гражданин Сургутского района";
2. Ядрошникова Людмила Алексеевна, методист национальной общеобразовательной школы-интерната - медаль "За освоение недр и нефтегазового комплекса Западной Сибири";
3. Шукшин Иван Васильевич, слесарь УТТ НГДУ "Комсомольскнефть" ОАО "Сургутнефтегаз" - медаль "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири";
4. Кривых Александр Иванович, учитель технологии общеобразовательной средней школы-интерната - медаль "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири";
5. Левина Людмила Николаевна, художественный руководитель Русскинского центра досуга и творчества - заслуженный деятель культуры ХМАО - Югры;
6. Миронова Раиса Степановна, пенсионерка, в прошлом - главный врач Русскинской амбулатории, присвоено звание "Заслуженного врача ХМАО- Югры";
7. Голубович Лидия Викторовна, педагог дополнительного образования, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ педагогических работников ХМАО за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся;
8. Присевко Варвара Михайловна, учитель русского языка и литературы, награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.
В сельском поселении Русскинская - 17 тружеников тыла, большая часть которых являются коренными жителями, проживают на родовых угодьях. Участников Великой Отечественной Войны в живых не осталось, пятеро из них покоятся на местном кладбище.
Яркие события в культурной жизни территории
Коллектив центра национальной культуры д. Русскинская:
-3 место за лучший фольклорный ансамбль на втором детском окружном фольклорном фестивале "Салыкве" (6 дипломов из 8 номинаций);
- На 3-м Международном фестивале финно-угорских народов фольклорный ансамбль "Вонтнэ" (взрослая группа) награждены дипломами.
Творческий коллектив центра досуга и творчества награжден дипломами:
"За лучшую новогоднюю программу в 2002 году" 11 окружного фестиваля "Съезд Дедов Морозов", Всероссийского фестиваля- эстафеты детского народного творчества Севера и Дальнего Востока "Вслед за солнцем" 1996-1997 гг.
Яркие события в образовательной жизни
2002 год: 2 место на Международном фестивале финно-угорских народов в Болгарии;
2003 год: 3 место в районном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (Торопова СВ.);
3 место в окружном конкурсе воспитателей "С любовью и сердцем к детям" (Баюршин А.Л.);
2003-2004 гг.: команда Русскинской школы-интерната занимает 1 место на районном туристическом слете работников образования;
2004 год: 2 место в окружном фестивале "Сорни Ешие";
1 место за участие в районном фестивале детского творчества для детей-сирот в г. Лянторе;
1 место за участие в окружной выставке декоративно-прикладного искусства;
2005 год: 4 место в конкурсе "Лучшие школы России" на уровне ХМАО- Югры;
два 3-х места и одно 4-е на 9 районной научно-практической конференции "Шаг в будущее";
3,4,5 места на Западно-Сибирском конгрессе молодых исследователей (г.Сургут).
Спортивные события деревни
С 1990 года учащиеся школы регулярно выступают на чемпионатах ХМАО по национальной борьбе народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. За период с 1990 по 2004 гг. сборные команды становились 8 раз чемпионами ХМАО, 6 раз занимали 2 место, 1 раз - 3 место. 1996 год: 2 командное место по национальной борьбе и северному многоборью в розыгрыше кубка России ( г. Мурманск); 1999 год: 2 место в розыгрыше кубка России (г. Лянтор); С 1996 г. по 2004г. по национальным видам спорта подготовлено: чемпионов России - 6; чемпионов ХМАО - 30; призеров России - 15; призеров ХМАО - 49; мастеров спорта - 6; кандидатов в мастера спорта - 25.
Итог урока: Что нового для себя открыли?
Вывод: Так за каждым названием улицы, местечка стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.
Источники: http://ru.wikipedia.org/
http://shrugra.ru/art.php?id=4
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/233686
http://www.asdg.ru/asdghtml/gorodaasdg/surgut_province.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.admhmao.ru/common/surgut/gerb.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.