История сельского поселения Русскинская

  • Разработки курсов
  • doc
  • 26.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей своего поселения.
Иконка файла материала ФГОС История Русскинских .doc

 

Технологическая карта занятия

Тема урока: История сельского поселения Русскинская

 

Фамилия, имя, отчество

Орехова Анжелика Николаевна

Предмет

Учитель, педагог дополнительного образования

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема

История сельского поселения Русскинская

Цель

образования поселка, историей его возникновения.

Задачи

Образовательные: на основании  известных фактов истории создать картину появления  поселения, закрепить  исторические  понятия
Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом учебника  и историческими источниками,
научить учащихся   производить   анализ исторических документов,  исторических карт; научить объяснять разнообразие современного мира.
Воспитательные: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся

УУД

ЛичностныеУУДнравственно-этическая ориентация,  оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей

Планируемые результаты

Предметные:

Знать – основные моменты возникновения поселения, сформировать умение отмечать вклад населения нашей территории  в общечеловеческую культуру

Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать  своё  отношение к ней.

Личностные: расширение представлений учащихся о гербах, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные: умение отбирать  информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Основные понятия

стойбище, родовые угодья, площадь, страна, родина, герб, гимн. коренные народы, аборигены.

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

 

Презентация, тексты исторических документов и дополнительной информации, текстовая информация об объекте изучения

Формы работы

 Фронтальная, групповая

Технология

Технология  развития  критического мышления

 

 

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

 

 

 

Звучит 1 куплет песни «С чего начинается  Родина»

Вопросы:

-А с чего начинается Родина для каждого из вас?

- Мы с вами изучаем вопросы истории нашей страны, истории округа. В истории нашего края  есть вопросы, на которые до сих пор не найдены точные ответы. Одним из таких считается вопрос о появлении нашего села.

Проблема : Почему и как  наш посёлок Русскинская   появился именно здесь -  в таежной глубинке?

 

 

Предполагаемые ответы: страна, область, район, село.

 

 

 

 

Ученики знакомятся с источниками и выдвигают свои проблемы.

Предполагаемые ответы: на перекрестках дорог; на берегах рек, морей; у леса; у монастырей …

 

Высказывают предположения.

II. Версии.

Какие у вас версии решения данной проблемы?

 

 

учащиеся записывают в тетрадь.

Деревня было образовано в глубокой древности в период движения различных племён.

Поселение  было образовано в 20 веке в период добычи нефти и газа.

Поселение  было образовано в начале 20 века в период процесса коллективизации.

III. Актуализация знаний.

Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этому вопросу.

Сегодня мы говорим о появлении нашего поселения  а оно находится на территории современной Сургутского района, значит, мы должны знать карту.

-Перед вами карта России. Определите месторасположение Сургутского, района, поселения.

-Какие народы в древности расселялись по территории?

Показывают  на карте область, район, село.

 

Называют  народы, проживающие на данной территории в различное время: остяки и вогулы, коми – зыряне.     

 Называют дату  и событие -

 

 

-  показывают на карте ХМАО, Сургутский район.

 

- делают вывод о появлении колхозов.

Планирование деятельности.

  Мы решили с вами нашу проблему?

Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Проблема: Почему и как  наш посёлок Русскинская  появился именно здесь -  в таежной глубинке?

Конечно, нет.

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть –предполагают, что надо изучить определённые источники.

Записывают план действий в тетрадь:

1. История освоения с/п.

2.Достопримечательность нашего поселка .

 

IV  Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

Класс разбивается на  группы по 2 человека. Каждая группа получает подборку документов и задания  к ним.

1 группа. Карточку о предприятии поселения.

– с помощью исторических данных  составить

-оформить кластер;

–составить рассказ

–составить план рассказа.

«2 группа -

 на основании  карточки, составить рассказ о работе медпункта;

3 группа -  музей природы и человека

V. Применение нового знания.

Возвращаемся к нашим версиям.

Какая версия более всего, по-вашему, повлияла на формирование села.

В нашем музее есть предметы быта наших односельчан, которые относятся к началу 20 века. Определите назначение и по возможности – название:

Чум, нарты.

Озвучивают результаты работы.

 

Учащиеся поясняют эти слова.

 

 

 

 

 

Поясняют  назначение этих предметов.

VI.  Рефлексия

 

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока

 

 

 

 

 

Чему научились?

Где пригодится то, чему научились?

Какие трудности возникли?

А что бы вы ещё хотели узнать о нашем селе?

Примерный вывод по проблеме:

Мы  узнали, что наше  село хоть и  не такое старое, начало ему  было положено в XX веке, но освоение и заселение этой территории началось намного раньше. Еще с  7 века до нашей

эры наша, хоть и не богатая, но просторная  земля привлекала племена кочевников.  Работая с картой, мы узнали о том, что здесь со своими стадами передвигались кочевники в след за ними прошли другие племена.

Предлагают  свои вопросы.

VII. Домашнее задание.

Конечно, к  вопросам истории нашего  села мы с вами ещё вернёмся. А для этого предлагаю-

подобрать фотографии

 «Село в 30-60 годы».

Взять интервью у старожилов:

          « Жизнь в селе в 30-60 годы»

Собрав данный материал, вы на следующем уроке сможете  выполнить проектную работу.

Записывают д/з.

               

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Достопримечательность поселка-

«Музей Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова»

         Русскинской Музей Природы и Человека – главная достопримечательность деревни, 1989 г.  был открыт.   Его создатель и вдохновитель – Почетный гражданин Сургутского района, заслуженный деятель культуры Ханты – Мансийского автономного округа Ядрошников Александр Павлович.

         Музей насчитывает более трех тысяч единиц хранения. В зале Природы представлена фауна Сургутского района. Все экспонаты сделаны руками его создателя. Приоритетным направлением работы музей выбрал изучение этнической культуры тром-аганских ханты и природного наследия Сургутского Приобья.

В музее представлены предметы промысла и рукоделия народа ханты, одежда, утварь, средства передвижения, украшения из меха, кожи и бисера. Ведется работа по составлению генеалогии хантыйских родов данной территории. Одним из направлений исследовательской деятельности является сбор и обработка материала по теме "Люди Божьей реки" о прошлом и настоящем д. Русскинская.

 

Центр национальной культуры

Действует с 1 октября 1991 года. Целью создания ЦНК являлось приобретение, производство, хранение, исследование, развитие, популяризация и экспонирование материальных свидетельств о жизнедеятельности коренных народностей Севера, в частности Тром-Аганской группы восточных ханты, а также духовного наследия этноса. Большую консультативную помощь оказывают работникам ЦНК жители стойбищ. Они охотно делятся своими знаниями песен, обрядов, сказок, примет, игр, танцев. С их помощью в ЦНК накоплен немалый фольклорный фонд, который является основой для работы над репертуаром ансамбля "ВОНТНЭ". Первый директор – Сопочина Лидия Ивановна. За сбор, хранение, развитие и популяризацию культуры, сохранение духовного наследия народа ханты решением коллегии Департамента культуры и искусства ХМАО в 2006 году ансамблю было присвоено звание "Народный самодеятельный коллектив".

За сбор, хранение, развитие и популяризацию культуры, сохранение духовного наследия народа ханты решением коллегии Департамента культуры и искусства ХМАО в 2006 году ансамблю было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». В ЦНК работают 13 человек директор – Николенко Зоя Павловна.

 

 

 

Русскинская амбулатория

1948г.  ноябрь образован медпункт в д. Русскинская (жителей обслуживала фельдшер В. Рябухина.) Позже, при непосредственном участии Тамары Сидоровны Тэвлиной (Сардаковой), проработавшей здесь более 30 лет фельдшером-акушером, медпункт преобразован в ФАП.

В 1978 году, после окончания медучилища, приезжает в РусскинскуюКривых Людмила Александровна, которая трудится здесь вот уже 30 лет.

В 1986 году ФАП преобразован в Русскинскую амбулаторию. С 1998 года медучреждение называется МУЗ «Русскинская амбулатория».

Работает здесь 26 человек, из которых 2 врача, 4 фельдшера, 11 медсестёр, акушерка.

 С 10.09. 2007 возглавляла  амбулаторию врач-педиатр Ирина Александровна Вычужанина.

 

 

Национальные праздники

С 1969 года для жителей коренной национальности в д. Русскинская в конце марта проводится праздник "Слет рыбаков, охотников и оленеводов", который с 2009 года приобрел районное значение. В дни слета на собрании решаются важные проблемы. С неизменным интересом и азартом проходят гонки на оленьих упряжках, соревнования по национальным видам спорта, выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства, концертная программа, различные национальные конкурсы и игры, представлена национальная кухня.

 

 

 

Основные достижения территории:

         За период с 1995 года построено 26 жилых домов или 137 квартир. Построено здание почты и узла связи.

         Произведено благоустройство территории: ремонт автодорог, устройство ограждений, бордюров, озеленение. Построены автодороги и подъездные площадки к объектам соцкультбыта, площадью 8875,9 кв.м. Открыты комплексный центр социального обеспечения населения Сургутского района "Содействие",гостиница "Ханты-Корт" как филиал МУП "Ханты-Корт". Произведен капитальный ремонт здания врачебной амбулатории, жилого 14-ти квартирного дома, здания администрации. На территории деревни работает 6 торговых предприятий.

         Государственными наградами награждены следующие жители: Холодова Анастасия Михайловна - ветеран труда, труженик тыла. Была награждена знаком "Отличник народного просвещения", медалью "За доблестный труд",

Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, объявлена благодарность Председателем Ханты-Мансийского окружного Совета депутатов трудящихся, неоднократно награждалась Почетными грамотами районного и местного руководства;

1.     Ядрошников Александр Павлович, старший научный сотрудник музея "Природы и Человека д. Русскинская" - заслуженный деятель культуры ХМАО; "Почетный гражданин Сургутского района";

2.     Ядрошникова Людмила Алексеевна, методист национальной общеобразовательной школы-интерната - медаль "За освоение недр и нефтегазового комплекса Западной Сибири";

3.     Шукшин Иван Васильевич, слесарь УТТ НГДУ "Комсомольскнефть" ОАО "Сургутнефтегаз" - медаль "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири";

4.     Кривых Александр Иванович, учитель технологии общеобразовательной средней школы-интерната - медаль "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири";

5.     Левина Людмила Николаевна, художественный руководитель Русскинского центра досуга и творчества - заслуженный деятель культуры ХМАО - Югры;

6.     Миронова Раиса Степановна, пенсионерка, в прошлом - главный врач Русскинской амбулатории, присвоено звание "Заслуженного врача ХМАО- Югры";

7.     Голубович Лидия Викторовна, педагог дополнительного образования, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ педагогических работников ХМАО за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся;

8.     Присевко Варвара Михайловна, учитель русского языка и литературы, награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.

В сельском поселении Русскинская - 17 тружеников тыла, большая часть которых являются коренными жителями, проживают на родовых угодьях. Участников Великой Отечественной Войны в живых не осталось, пятеро из них покоятся на местном кладбище.

Яркие события в культурной жизни территории

Коллектив центра национальной культуры д. Русскинская:

-3 место за лучший фольклорный ансамбль на втором детском окружном фольклорном фестивале "Салыкве" (6 дипломов из 8 номинаций);

- На 3-м Международном фестивале финно-угорских народов фольклорный ансамбль "Вонтнэ" (взрослая группа) награждены дипломами.

Творческий коллектив центра досуга и творчества награжден дипломами:

"За лучшую новогоднюю программу в 2002 году" 11 окружного фестиваля "Съезд Дедов Морозов", Всероссийского фестиваля- эстафеты детского народного творчества Севера и Дальнего Востока "Вслед за солнцем" 1996-1997 гг.

Яркие события в образовательной жизни

2002 год: 2 место на Международном фестивале финно-угорских народов в Болгарии;

2003 год: 3 место в районном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (Торопова СВ.);

3 место в окружном конкурсе воспитателей "С любовью и сердцем к детям" (Баюршин А.Л.);

2003-2004 гг.: команда Русскинской школы-интерната занимает 1 место на районном туристическом слете работников образования;

2004 год: 2 место в окружном фестивале "Сорни Ешие";

1 место за участие в районном фестивале детского творчества для детей-сирот в г. Лянторе;

1 место за участие в окружной выставке декоративно-прикладного искусства;

2005 год: 4 место в конкурсе "Лучшие школы России" на уровне ХМАО- Югры;

два 3-х места и одно 4-е на 9 районной научно-практической конференции "Шаг в будущее";

3,4,5 места на Западно-Сибирском конгрессе молодых исследователей (г.Сургут).

Спортивные события деревни

С 1990 года учащиеся школы регулярно выступают на чемпионатах ХМАО по национальной борьбе народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. За период с 1990 по 2004 гг. сборные команды становились 8 раз чемпионами ХМАО, 6 раз занимали 2 место, 1 раз - 3 место. 1996 год: 2 командное место по национальной борьбе и северному многоборью в розыгрыше кубка России ( г. Мурманск); 1999 год: 2 место в розыгрыше кубка России (г. Лянтор); С 1996 г. по 2004г. по национальным видам спорта подготовлено: чемпионов России - 6; чемпионов ХМАО - 30; призеров России - 15; призеров ХМАО - 49; мастеров спорта - 6; кандидатов в мастера спорта - 25.

Итог урока: Что нового для себя открыли?

Вывод: Так за каждым названием улицы, местечка стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.

 

Источники: http://ru.wikipedia.org/

http://shrugra.ru/art.php?id=4

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/233686

http://www.asdg.ru/asdghtml/gorodaasdg/surgut_province.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.admhmao.ru/common/surgut/gerb.htm