Нечаева Марина Юрьевна
«История внедрения курса информатики в школах Санкт-Петербурга»
Оглавление
1. Введение1
2. Введение курса информатики в средние учебные заведения3
2.1. Первый этап3
2.2. Второй этап5
2.3. Третий этап8
2.4. Четвёртый этап11
2.5. Пятый этап26
2.6. Изучение информатики в условиях ФГОС32
3. Выводы41
Список литературы42
1. Введение
В 2015 году исполнилось тридцать лет с момента опубликования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.03.1985 № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» и введения в учебные планы общеобразовательных учреждений Российской Федерации предмета «Информатика»[2]. Первый проект постановления по широкому использованию техники в школах страны был подготовлен ещё в 1981 году профессором А.П. Ершовым (Новосибирск) и М.Б. Игнатьевым (Ленинград). К сожалению, непрерывная смена генеральных секретарей КПСС в период 1982 – 1985 гг. существенно задержало быстрое продвижение данного постановления в коридорах власти. Выход судьбоносного Постановления совпал с начавшейся в стране Перестройкой и стал одной из первых её «ласточек».
На VII Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы» было отмечено, что в развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике [3].
В работе рассматривается становление предмета «Информатика» в нашей стране и городе. Прослеживаются изменения в программе школьного курса, концепциях его преподавания на примере гимназии № 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга, где вот уже 26 лет автор работает учителем информатики.
2. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения
2.1. Первый этап
На первом этапе (с середины 1950-х гг. до 1985 г.) в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе:
1) общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации
2) прикладное в рамках дифференциации обучения в старших классах школы с производственным обучением, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ
1950-е годы: Изучение программирования в ряде школ г. Новосибирска (А. П. Ершов и его сотрудники).
1960-е годы: Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.
1970-е
годы: Подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва,
Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу
факультативного курса «Основы кибернетики»
(В. С. Леднев, А. А. Кузнецов).
Конец
70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования
курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны
мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А. П. Ершов, Г. А
.Звенигородский,
Ю. А. Первин).
1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс школы.
1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы
1985 год: Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов.
В школах Ленинграда электронная техника появилась намного раньше Постановления. Ещё в далёкие 60-е годы в ленинградских физико-математических школах № 30 и № 239 появились списанные (но работающие машины (ЭВМ) «Урал», которые использовались при преподавании курса программирование (языки Ассемблер, Алгол-60, Фортран). Тогда руководителям школьного образования было трудно представить, что экзотические и «бездушные» ЭВМ через 20 лет станут одним из символов начавшихся реформ в системе школьного и начального профессионального образования страны.
На смену громоздким ЭВМ, занимавшим по площади чуть ли не треть аудиторий, в которых они находились, и с возможностями программируемых калькуляторов середины 80-х годов в учебные заведения страны пришли советские персональные компьютеры (ДВК – диалогово-вычислительные комплексы). Первые компьютеры, созданные на новой элементной базе (с использованием интегральных схем), в количестве нескольких десятков единиц появились вначале в самых продвинутых физико-математических школах и профессионально-технических училищах Ленинграда в 1982-1984 годах.
С 1981 года, ещё до широкого внедрения средств вычислительной техники в школьном образовании, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся конференции по школьной информатике и проблемам устойчивого развития (первоначальное название: «Использование средств вычислительной техники в образовании») под руководством её бессменного председателя профессора, д.т.н., лауреата государственных премий СССР и Российской Федерации М.Б. Игнатьева. Но всё же реальной точкой отсчёта становления школьной информатики стал 1985 год, когда появилось известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР [2].
2.2. Второй этап
Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (в 1985 г.). Один из его идеологов – А.П. Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать («Программирование – вторая грамотность», А.П. Ершов). Соответственно, основными понятиями курса были «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа». Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.
1 сентября 1985 г.: Начало преподавания основ информатики и ВТ в массовой школе. Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию.
В сжатые сроки вслед за программой были подготовлены пробные учебные пособия для учащихся, книги для учителей. Свидетельством большого внимания государства к проблеме компьютеризации школы явилось учреждение нового научно-методического журнала «Информатика и образование» (ИНФО), первый номер которого вышел к началу 1986/87 учебного года. Невзирая на экономические трудности нынешнего периода развития России, ИНФО и по сей день остается исключительно важным для современной системы образования специальным научно-методическим журналом, освещающим методические, дидактические, технические, организационные, социально-экономические, психолого-педагогические вопросы внедрения информатики и информационных технологий в сферу образования.
Для преподавания нового предмета в течение летнего периода 1985 и 1986 гг. была проведена интенсивная курсовая подготовка учителей, главным образом из числа работающих преподавателей математики и физики, а также организаторов образования. Этот контингент был пополнен путем ускоренной углубленной подготовки в области информатики и вычислительной техники будущих молодых учителей — выпускников физико-математических факультетов 1985-1986 гг. В то же время Министерством просвещения СССР были приняты оперативные организационно-методические меры по организации регулярной подготовки учителей информатики и вычислительной техники на базе физико-математических факультетов пединститутов.
К моменту введения информатики в среднюю школу (1985) уровень компьютерной подготовки работавших в то время в школе выпускников физико-математических факультетов педвузов в массе своей ни в какой мере не соответствовал требованиям преподавания нового курса ОИВТ.
Причины очевидны:
1. Педвузовское образование не давало образования в области информатики, а было ориентировано лишь на ознакомление с началами программирования, причем на значительно более отсталом идейном уровне, чем тот, на котором курс информатики стал вводиться в школу;
2. Педвузовская подготовка по программированию носила исключительно образовательный характер, она не была ориентирована на преподавание этого предмета школьникам (не было такой задачи).
Госплану СССР, Министерству радиопромышленности, Министерству электронной промышленности поручалось предусмотреть в проекте плана на 1986-1990 годы: Изготовить 20 тысяч персональных микро-ЭВМ в комплекте техническими средствами для оснащения не менее 8 тысяч кабинетов вычислительной техники в учебных заведениях (п.5 Постановления).
В рамках реализации Постановления были намечены следующие основные мероприятия:
· Подготовка перечней технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинета информатики, разработка технических заданий на изготовление компьютеров и их план выпуска на последующие годы.
· Организация обслуживания средств вычислительной техники.
· Подготовка учителей по специальности «Информатика и вычислительная техника», организация курсов повышения квалификации по указанной специальности.
· Привлечение на условиях штатного совместительства квалифицированных специалистов и преподавателей по вычислительной технике и программированию высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов для преподавания курса «Основы информатики и вычислительной техники».
· Организация обслуживания средств вычислительной техники.
· Подготовка к изданию учебников и учебных пособий по вновь вводимой учебной дисциплине.
Предусматривались работы в области создания прикладных программных средств (ППС). Первые ППС, предназначенные для использования в школах, были созданы уже в 80-е годы.
В 1985 году я была аспиранткой кафедры Информационно-измерительная техника (ИИТ) Ленинградского Электротехнического института им. В.И. Ульянова (Ленина). И в порядке шефства и педагогической нагрузки мне пришлось заняться организацией обучения школьников трёх школ на базе нашей кафедры. Так началась моя связь со школьной информатикой, ставшая впоследствии судьбой.
Школьники обучались в свободное от студентов время. Кафедра в эти года была оснащена лишь ПЭВМ «CAMEC-MERA» (Польша), двумя СМ-ЭВМ и небольшим дисплейным классом на основе ДВК-2. В качестве языка программирования был выбран BASIC из-за простоты обучения и наличия его в комплекте программного обеспечения данных ПЭВМ. В условиях отсутствия методических пособий и учебников школьникам приходилось использовать некоторые студенческие пособия, а наша роль сводилась к адаптации материала и обучению ребят азам программирования.
2.3. Третий этап
Третий этап (конец 80-х – начало 90-х гг.) связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.
В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В. А. Каймина. Позднее школам были рекомендованы еще два учебника, созданные авторскими коллективами во главе с А. Г. Кушниренко и А. Г. Гейном.
В соответствии с Постановлением 1986 года в Советском Союзе начинается массовый выпуск бытовых компьютеров (БК), технические характеристики и возможности, которых были весьма ограничены. На них можно было лишь успешно отработать такие разделы, как алгоритмизация и программирование. В 1988 году в 15% школ города имелись собственные компьютерные классы, а в остальных ленинградских школах преподавание информатики осуществлялось в лучшем случае на программируемых калькуляторах, в худшем – на доске и бумаге. Следует отметить, что ряд ведущих вузов Ленинграда (таких как Ленинградский институт авиационного приборостроения, Политехнический институт имени М.И. Калинина, Электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина) и др.) в 1985 – 1990 гг. предоставили возможность школьникам, в школах которых не было собственных компьютерных классов, изучить практическую часть курса информатики на базе вузовских компьютерных классов.
К концу 1990 года примерно половина школ Ленинграда уже имели ненадёжные и функционально ограниченные компьютерные классы на базе бытовых компьютеров («БК», «КУВТ»). К сожалению, производители отечественной компьютерной техники так и не смогли договориться о единых технических и эксплуатационных стандартах. Так мониторинг наличия используемой в образовательном процессе компьютерной техники, проведённый Комитетом по образованию в 1992 году, показал, что в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в то время находилось около 20 различных типов электронно-вычислительных машин, которые были аппаратно и программно не совместимы. Помимо специализированных предприятий (таких как завод «Квант»), кто только не выпускал в те годы компьютеры собственной конструкции. Даже на Ленинградском Заводе турбинных лопаток был организован кооператив по сборке своих «фирменных» компьютеров (жаль, забылось название!). Доля компьютеров стандарта IBM в образовательных учреждениях составляла тогда менее 5%, и все они привозились из-за рубежа. Неуклюжие попытки местных производителей (НПО «Ленэлектронмаш») организовать на отечественной элементной базе выпуск компьютеров, совместимых с компьютерами IBM, не имели успеха. О компьютерах Apple с большими прикладными возможностями, которые изначально были ориентированы на использование в сфере образования, можно было разве что мечтать или прочитать в научных и популярных изданиях.
Первые компьютерные классы появились в школах Приморского района г. Ленинграда (с 1991 года – Санкт-Петербурга) в конце 1988 года в школе № 66 и № 57. Они были оснащены компьютерами «Электроника БК». В 1991 году компьютерный класс появился и в гимназии № 52, школьники которой изучали практическую часть курса информатики в ЛЭТИ под моим руководством. Администрация гимназии предложила мне перейти на работу в гимназию (до этого я, как и многие вузовские специалисты была там оформлена по совместительству), и с 1991 года я являюсь штатным преподавателем данной гимназии. Так что, все изменения школьного курса информатики протекали на моих глазах.
Наш первый компьютерный класс комплектовался на основе КУВТ «Электроника – УКНЦ» и состоял из 1-го РМП (рабочего места преподавателя) и 12-ти РМУ (рабочего места ученика). Специализированная мебель отсутствовала, как смогли, так и установили компьютеры на обычные парты, объединив их в локальную сеть. Из программного обеспечения там была только операционная система ФОДОС (русскоязычный аналог RT11) и язык программирования BASIC. По своим техническим характеристикам (ОЗУ – 128 Кб, дисковод – только на РМП, BASIC рассылался по сети с РМП на все РМУ, чёрно-белые мониторы, поддерживающие только текстовый режим) компьютеры были очень слабыми, часто ломались и давали на практике закрепить только часть курса, связанную с программированием.
Мы пытались найти выход. Сами разрабатывали простейшие учебно-игровые программы, тренажёры. Ребята писали программы, реализующие некоторые возможности текстовых и даже графических редакторов (использовался режим псевдографических символов). Постепенно начали появляться наши отечественные разработки ППС (программных педагогических средств): текстовый редактор «К52», пакеты «Алгоритмика» и «Роботландия», игровые и обучающие программы.
Курс ОИВТ (основы информатики и вычислительной техники) преподавался в 10-11х классах по 2 часа в неделю. С 1992 года в нашей гимназии в порядке эксперимента было начато факультативное преподавание «Курса компьютерной грамотности» в начальной школе [5,6]. Мною была разработана авторская программа, опирающаяся на работы Ю.А. Первина и его ППС «Роботландию» [19].
2.4. Четвёртый этап
Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан с целым рядом новых обстоятельств.
Начиная с 1993 года, Комитет по образованию начал проводить целенаправленную закупочную политику, предусматривающую приобретение компьютерного оборудования стандарта IBM. Компьютеры Apple стоили значительно дороже, и вопрос об их закупке (за рядом нескольких исключений) в то время не стоял. Систематические поставки этих замечательных и надёжных компьютеров (в варианте мобильных классов) в школы Санкт-Петербурга начались только в 2007 году. Динамика роста количества компьютеров стандарта IBM представлена ниже в таблице.
Тип компьютерных классов (КК)
Тип КК |
% от общего парка компьютерных классов в образовательных учреждениях |
|||||
1992 г. |
1994 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2003 г. |
2005 г. |
|
Компьютеры стандарта IBM (PC) |
5 |
21 |
65 |
74 |
97 |
99 |
Прочие модели компьютеров |
95 |
79 |
35 |
26 |
3 |
1 |
Комитет по образованию, уже не первый год сотрудничавший по вопросам информатизации с известными учёными города, приложил все усилия, чтобы в дальнейшем использовать в системе общего среднего образования Санкт-Петербурга их научный потенциал, связанный с практическим использованием информационных технологий в стенах Высшей школы.
В
1992 году на базе кафедры информатики Российского государственного
педагогического университета им. Герцена был создан Экспертный Совет по
вопросам использования информационных технологий в образовании, председателем
которого стал д.т.н. И.А. Румянцев [3]. Параллельно с деятельностью Совета по
линии Российской академии образования (РАО) огромный вклад в развитие
информационных технологий в сфере образования Санкт-Петербурга внёс д.т.н.,
академик РАО
Б.Я. Советов, курировавший ряд проектов в школах города.
Переломный момент в процессе информатизации образования совпал с периодом дефолта. К тому времени около 75% ОУ имели полноценные компьютерные классы, практически во всех ОУ Санкт-Петербурга имелось хотя бы несколько компьютеров, на которых можно было организовать практические занятия по информатике. Изменился и качественный состав компьютерного оборудования. Доля компьютеров стандарта IBM уже составляла 65%. Но остальные компьютеры, модели которых были разработаны ещё в СССР в конце 80-х годов, оставляли вопрос об унификации школьного компьютерного парка открытым. Всё же к концу девяностых годов количество самых распространённых моделей удалось довести до трёх, что в целом повысило степень унификации компьютерной техники.
В 1994 году с помощью Санкт-Петербургского филиала Института новых технологий (ИНТ), возглавляемым профессором, д.ф-м.н. В.А. Носкиным, в нашем городе была создана первая в России (доинтернетовская) телекоммуникационная сеть, объединившая несколько десятков школ. Следует отметить, что все работы по созданию данной сети были проведены за счёт средств ИНТ. Организацией телекоммуникационной сети занимался к.ф.-м.н. С.М. Балабонов, заместитель директора филиала ИНТ. В 1996 году эта телекоммуникационная сеть благополучно вписалась в сеть Интернет, и питерские школы впервые почувствовали уникальные возможности Интернета. В те годы ИНТ один из первых в России осуществил локализацию и внедрение в учебный процесс ряда профессионально сделанных программно-методических комплексов для средней школы («Живая математика», «Живая физика», «Логомиры» и т.д.).
Определённые сложности были связаны и с подготовкой педагогов, преподававших школьную информатику. Так сложилось, что в крупных городах России в отличие от сельской местности преподавателями информатики стали в массе своей инженеры и научные сотрудники, которые порой учили лишь тому, что сами знали, игнорируя рекомендации учебной программы курса. В 1991 году в Ленинграде около 80% учителей информатики не имели педагогического образования, в то время как в Ленинградской области всё было зеркально наоборот: 75% учителей информатики являлись в прошлом учителями предметниками (прежде всего, физики и математики), прошедшими соответствующую переподготовку.
Только к середине 90-х годов, когда в процесс информатизации стали активно вовлекаться преподаватели-предметники, руководители образовательных учреждений (ОУ), в педагогическом сообществе стало складываться понимание о месте и роле информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании. Важную роль в организации и проведении систематической просветительской и методической работы среди питерских педагогов сыграл Региональный центр информатизации образования, возглавляемый в 90-е годы В.Л. Дрибинским (в настоящее время является одним из руководителей международной образовательной организации «ОРТ интернейшнл», Лондон). Этот центр был создан в 1992 году по инициативе тогдашнего председателя Комитета по образованию члена-корреспондента Российской Академии Образования О.Е. Лебедева, который внёс большой вклад в развитие Петербургской школы.
В стране получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты.
Возникла необходимость и возможность введения в учебный план пропедевтического курса информатики. Появившиеся возможности приобретения и установки мультимедийных программ позволили использовать компьютер на уроках гуманитарного цикла, при изучении иностранных языков, музыки, рисования и т.д.
В 1996 году наша гимназия получила 13 компьютеров Pentium I с цветными мониторами. Технические параметры и уже имеющееся к тому моменту программное обеспечение позволило реализовать концепцию непрерывного обучения информатики с первого класса.
Для преподавания информатики в 1 - 3-х классах была разработана программа «Основы компьютерной грамотности». Она была составлена на основе анализа нашей же экспериментальной программы, разработанной в 1990 г. и прошедшей трехгодичную апробацию гимназии № 52 города Санкт-Петербурга. В предлагаемую программу были включены также некоторые разделы из наиболее удачных с нашей точки зрения методик и программ преподавания информатики в начальной школе, опубликованных в период с 1990 года по текущий момент (программа «Информатика в младших классах» Духняковой В.Л., Мыловой И.Б.и программа Самойлова В.А. и другие)
Курс в 102 часа был рассчитан на изучение в 1-м (34ч.), 2-м (34 ч.) и 3-м (34 ч.) классах по (1 часу в неделю).
Цели курса:
• развитие умственных и творческих способностей учащихся;
• адаптация ребенка к компьютерной среде;
• изучение элементарных основ компьютерной грамотности.
Задачи курса:
• развитие у учащихся памяти, пространственного и логического мышления, выработка алгоритмического стиля мышления;
• овладение учащимися специальной терминологией из области вычислительной техники, информатики и логики;
• выработка у учащихся понимания роли и места ЭВМ в современном обществе и информационной картины мира;
• выработка умений по составлению простейших алгоритмов, исполнению их на ЭВМ в среде различных исполнителей;
• овладение учащимися практическими навыками работы за клавиатурой ЭВМ, выработка умений по запуску и использованию обучающих и контролирующих программных средств.
В течение первого года обучения происходила адаптация детей к компьютерной и информационной средам - от объектно-предметного познания мира к абстрактно-логическому мышлению. Здесь компьютер выступает лишь как средство, которое в силу своих качеств позволяет ребенку быстрее и эффективнее усвоить и закрепить некоторые знания и навыки, развить его логическое пространственное мышление. Таким образом, самая главная цель на этом этапе - развитие ребенка с помощью компьютера. Теоретическая часть курса базировалась на книге А. Зарецкого, А. Труханова «А я был в компьютерном городе». Вместе со сказочными героями ребята вовлекались в игру, путешествуя по компьютерному городу Симплексу попутно овладевая необходимыми знаниями и навыками работы за клавиатурой ЭВМ. Курс был задуман как поддержка педагогического эксперимента «Экология и диалектика», осуществляемого под руководством профессора Тарасова Л.В., по методике которого происходило обучение в начальных классах 52-ой гимназии. Темы уроков курса легко интегрировались с материалом, который учащиеся проходили на уроках математики и русского языка, а формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования ЭВМ на основе учебника «Математика» Виленкина Н.Я. и Петерсона Л.Г. значительно облегчало учащимся восприятие новых для них знании. Все этапы урока в игровой форме вели к одной цели. Смена различных видов деятельности на уроке позволяла успешно работать с учащимися с различными степенями развития визуальных, аудиальных и кинестетических способностей. На каждом уроке учащимся предлагались задачи для развития логического мышления, пространственного воображения и памяти, навыков быстрого счета, упражнения на развитие мелкой моторики - работа со счетными палочками.
Предполагаемые знания, умения, навыки учащихся первого года обучения:
• знать правила безопасной работы за компьютером, области применения ЭВМ, основные клавиши клавиатуры и их назначение;
• уметь работать на клавиатуре компьютера, с диалоговыми обучающими и контролирующими программами, уметь запускать и прерывать выполнение программы;
• уметь решать арифметические и логические задачи, пользоваться набором счетных палочек при решении задач, иметь навыки быстрого счета, уметь рассуждать обосновывать правильность выбранного ответа или решения.
Основная цель курса на втором году обучения - тоже развивающая, но акцент здесь смещался на сам компьютер - как инструмент практической деятельности, как объект изучения. Теоретическая часть курса базировалась на книге авторов Зарецкий А.В., Труханов А.В. «Энциклопедия профессора Фортрана». В силу того, что первый год обучения ребята знакомились с книгой этих же авторов и этими же сказочными героями, процесс обучения
проходил значительно эффективнее. Те же сказочные герои сообщали ребятам новые, уже более сложные и серьезные сведения из области вычислительной техники. Структура уроков оставалась привычной для ребят: разминка (решение арифметических и логических задач), вместо работы со счетными палочками ребята работали с набором «Сложи узор», в который включено 12 игр (танграм, листик, пентамино и др.), развивающим пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач; объяснение нового материала и наконец работа за компьютером, подводящая итог всему уроку.
Предполагаемые знания, умения, навыки учащихся второго года
обучения:
• знать основные этапы развития вычислительной техники, состав и структуру ЭВМ, единицы измерения информации;
• уметь описать процесс преобразования информации в ЭВМ и передачи ее от устройства к устройству;
• знать определение алгоритма, правила составления алгоритмов;
• уметь составлять простейшие линейные алгоритмы словесно и в системе команд заданных исполнителей;
• уметь работать с исполнителями в различных компьютерных средах;
• уметь вводить информацию в ЭВМ, редактировать ее, сохранять на диске;
• уметь работать с набором «Сложи узор»,синтезировать и анализировать графические изображения;
• уметь создать графическое изображение в среде графического редактора и с помощью символов псевдографики.
На третьем году обучения акцент смещался на общеобразовательную деятельность: развитие элементов логического (нахождение алгоритмов), операционного (алгоритмизация вычислительных и не вычислительных процессов) и пространственного (графические игры) мышления. За первые два года обучения ребята уже знакомились с некоторыми простейшими исполнителями (роботами, способными выполнять заданный алгоритм). Теперь они учились сами составлять алгоритмы и программы в соответствии с системой команд исполнителей. Введение в алгоритмизацию и программирование происходило на основе знакомства с тремя основными исполнителями: Машиной Поста («Машина Поста» Мылова И.Б.), Муравьишкой («Муравьиные сказки» Г. Гутман, О. Карпилова) и Кукарачей («Роботоландия» Ю .А. Первин, А. А. Дуванов, Я .Н. Зайдельман и др.). Более сложные задачи требовали и специальной пропедевтики. И хотя структура урока и оставалась еще привычной для ребят, место простых арифметических и логических задач занимали логические задачи по анализу исходных данных, поиску закономерностей и вариантов решения, ребята овладевали простейшими понятиями из алгебры, логики и высказываний. На смену игре «Сложи узор» пришла шахматная доска с ее классической системой координат, на которой проигрывались алгоритмические этюды.
Знания, умения, навыки:
• знать и уметь составлять простейшие структуры алгоритмов;
• знать, что такое «высказывание», уметь составлять формулы простых и сложных высказываний, уметь определять истинность (ложность) конъюнктивных, дизъюнктивных и отрицательных высказываний;
• уметь составлять различные варианты перехода от начальных условий к конечному положению в системе команд изучаемого исполнителя;
• уметь составлять математическую модель прикладных задач определенного вида;
• уметь составлять программы по разработанным алгоритмам, запускать и отлаживать их в среде конкретного исполнителя;
• овладеть элементарными навыками поиска решений (системность поиска, использование аналогий при решении, наглядность, обобщение).
В то время в обществе создалась ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями было не только сложно найти работу, но и ориентироваться в современном мире, поэтому разработка курса «Введение в информационную культуру» для 5-8 классов была целесообразной как продолжение программы «Основы компьютерной грамотности» для начальной школы.
Главная цель курса – обеспечить прочное и сознательное освоение основ информатики.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
• анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
• синтез (создание новых схем, структур и моделей);
• оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимися данными, оценивание значимости модели).
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда. Одной из важных задач курса была задача развития навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий. Поэтому ключевыми понятиями модуля 5 являлись информация - объект - модель.
Учащиеся должны знать:
• термины системно-информационного языка (объект, модель, система, структура, элемент, алгоритм, информация), понимать их значение;
• состав персонального компьютера;
Учащиеся должны уметь:
• при заданной постановке стандартных типов задач описывать модели объектов, процессов, явлений в терминах системно-информационного языка;
• составлять и записывать на формальном языке линейные, циклические и ветвящиеся алгоритмы;
• строить и исследовать стандартные типы моделей при помощи программной системы;
• интерпретировать значение термина «информация» в зависимости от контекста (формального или содержательного);
• работать с меню, экранными кнопками, окнами (находить и вызывать нужную программу, справочную информацию);
• пользоваться основными функциями текстового редактора;
• создавать несложные изображения при помощи графического редактора.
Часть курса (модуль 6-7 классы) может рассматриваться как часть курса математики. Основная цель курса – формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.
Для обучения алгоритмике школьнику нужно только умение выполнять арифметические операции над целыми числами. Комбинаторные объекты легко овеществляются, с ними можно работать руками, а доказательства производить методом полного перебора. Познание может происходить при активном использовании игр, театрализации задач.
Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии Исполнителя [20]. Исполнителя можно представить себе роботом, снабженным набором кнопок. Каждая кнопка соответствует одному действию (может быть, довольно сложному), которое робот способен совершить. Нажатие кнопки вызывает соответствующее действие робота.
Робот действует в определенной среде. Чтобы описать Исполнителя, нужно задать среду, в которой он действует, и действия, которые он совершает при нажатии каждой из кнопок.
Основой для введения Исполнителя служат задачи.
Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Исключение составляет введенный А. К. Звонкиным Исполнитель Директор строительства. Это одна из первых попыток познакомить учащихся с понятием параллельного программирования. Знакомство происходит на совсем простом и в то же время очень содержательном материале строительных кубиков. Единожды введенные Исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса.
Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм-стадий:
• манипуляция с физическими предметами;
• театрализация;
• манипуляция с объектами на экране компьютера;
• командный режим управления экранными объектами;
• управление экранными объектами с помощью линейных программ;
• продвинутое программирование с использованием процедур и других универсальных конструкций.
Учащиеся должны знать и уметь использовать основные понятия такие как: исполнитель, среда Исполнителя, конструкции, команды Исполнителя, состояние Исполнителя, алгоритм, простой цикл, ветвление, сложный цикл, условия, истинность условий, логические операции, эффективность и сложность алгоритма, координаты на плоскости, преобразование программ, параллельное программирование
Учащиеся должны уметь:
• составлять линейные алгоритмы;
• составлять новые команды с помощью процедур;
• определять значение истинности простых и сложных условий;
• использовать циклы и ветвления;
• сравнивать эффективность различных алгоритмов; владеть элементами доказательности, эффективности и невозможности предложенных решений;
• преобразовывать программы в соответствии с преобразованием исходных данных;
• владеть элементами параллельного программирования.
Программа 8-го класса (модуль 8) являлась логическим продолжением материала, изученного на предыдущих этапах, и расширением его. Основы алгоритмизации теперь уже изучались на базе реального языка программирования QBASIC (он может рассматриваться как один из Исполнителей со своей собственной системой команд). QBASIC был выбран в качестве языка для изучения благодаря таким своим достоинствам как простота синтаксиса, простота организации данных и управляющих структур, наличию большого числа встроенных команд и функций. Средства программирования на BASIC включаются в комплект поставки ПК, - как обязательный элемент технологии. Особым достоинством BASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ.
Учащиеся должны знать:
• достоинства и недостатки языка программирования QBASIC, круг задач, для которых он может применяться;
• основные команды и операторы языка;
• как ввести данные и вывести результаты расчетов, вычислить значение произвольного арифметического или символьного выражения, управлять выводом информации, ходом выполнения программы, пользоваться функциями, работать с экраном в графическом режиме.
Учащиеся должны уметь:
• запустить и завершить программу QBASIC.EXE;
• работать с главным меню и основным окном QBASIC;
• набирать и редактировать текст программы, запускать ее на выполнение, отлаживать и тестировать, работать с файлами, принтером и т.д.
В конце 90-х происходит разделение системы целей курса информатики между изучением информатики как фундаментальной науки и овладением компьютерной грамотностью. Концепция Гимназии Петербургской культуры (именно эта концепция тогда реализовывалась гимназией № 52) предполагала преподавание всех школьных предметов в логике становления личности ученика, т.е. способности каждого ребенка осознанно строить свои взаимоотношения с миром вообще, и с конкретным социумом - Петербургом - в частности. Таким образом, возникла необходимость формирования культуры личности именно Петербуржца. Информационная культура является одной из основных составляющих культуры личности, именно на её развитие был рассчитан курс «Информационные технологии в современном обществе» для 9-11х классов.
В качестве одного из важнейших объектов информатики выступают информационные процессы, которые позволяют описать разнообразные явления окружающего нас мира, способствует формированию естественно-научной картины мира. С точки зрения овладения компьютерной грамотностью данный курс должен был помочь формированию у учащихся знаний, умений и навыков для повседневного использования ЭВМ. Рынок программного обеспечения уже был разнообразен, он охватывал узкоспециализированные программы, универсальные пакеты и др. К пакетам универсального характера относятся текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и базы данных. По окончании данного курса учащиеся должны были понимать, что компьютер полезен для решения широкого круга задач. История развития программного обеспечения привела к возникновению единого интерфейса, ориентированного на непрофессионального пользователя.
Отсюда вытекали следующие цели курса:
1. Овладение учащимися знаниями об информации, ее видах, свойствах, методах сбора, хранения, передачи, преобразования;
2. Усвоение понятия о компьютере как универсальном средстве работы с информацией, его аппаратной базе и программном обеспечении, истории развития вычислительной техники;
3. Приобретение навыков работы с распространенным современным программным обеспечением;
4. Формирование навыков использования компьютер в своей деятельности и осмысление ограничений применения компьютеров.
В соответствии с целями курса было его содержание. Согласно гуманистическому подходу к образованию цели и содержание курса должны соотносится с высшими духовными ценностями Человечества.
Гуманистические задачи: выработать понимания роли информатики как предмета, формирующего современную картину мира, показать историческое развитие аппаратного и программного обеспечения, подчеркнуть личный вклад ученых в этой области, выделить значимость информации в жизни человека и животного мира, важность ее объективности, показать возможность использования полученных знаний при изучении других предметов, создать условия для проявления и развития творческих способностей учащихся.
Дидактические задачи: формирование понятий школьной информатики, круга ее задач, формирование навыков соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с ЭВМ.
Развивающие задачи: развитие мышления, памяти, восприятия, способности выражать свои мысли, кругозора, познавательного интереса и способности к систематизации.
Методы обучения: беседа, рассказ, иллюстрация, компьютерная демонстрация, упражнения, проблемное изложение, устный и письменный контроль, дифференцированные домашние задания, самостоятельная работа с книгами, творческие задания, экскурсии.
Формы контроля:
• Письменная самостоятельная работа – репродуктивный уровень;
• Обучающая игра – частично поисковый и репродуктивный уровень;
• Творческие задания – сообщения на тему (для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития), доклады и рефераты (для остальных);
• Готовые программные продукты (для особо продвинутых учащихся) и задания в среде различных компьютерных сред (для остальных);
• Тестирование на ЭВМ;
• Лабораторные работы и практические задания;
• Диагностическая контрольная работа – определение уровня усвоения материала на различных уровнях познавательной деятельности .
Средства обучения:
учебная и методическая литература, дидактический раздаточный материал (лабораторные работы, карточки с заданиями и т.д), обучающие и контролирующие программы на ЭВМ, плакаты, видеофильмы и т.д.
Программа курса информатики была разработана на:
– основании программ по информатике для общеобразовательных учреждений и Образовательного стандарта по информатике Петербургской школы;
– с учетом результатов применения программы обучения ОИВТ в 52 школе-гимназии с 1990 по 1998 годы и концепции школы;
– при разработке программы также проанализированы материалы Независимой Городской Экзаменационной комиссии по информатике и программы других регионов и городов России.
Курс был рассчитан на 136 часов: 9 кл. (34 часа), 10 кл. (68 часов) и 11 кл. (34 часа) по 1 часу в неделю в 9 и 11 кл. и по 2 часа в неделю в 10-м кл. В общеобразовательных классах преподавание велось на базовом уровне, в гимназических – на расширенном. Это достигалось за счет:
– современных педагогических технологий;
– увеличения объёма творческих и индивидуальных практических заданий.
В качестве базового учебника выбран учебник под редакцией Макаровой Н.В. [21,22] с включением серии практических заданий из методического пособия [23]. По данному курсу разработано пособие, включающее в себя систему лабораторных работ [24].
2.5. Пятый этап
Пятый этап (с конца 90-х гг. по настоящее время.) характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е годы.
Претерпевает существенное изменение содержания курсов базовой информатики на всех уровнях образования, уменьшается количество учебных часов, отводимых на изучение программирования. Все больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий. Нацеленность на изучение в курсах базовой информатики новых информационных технологий, признание высоко развивающегося потенциала информатики и ее особой роли в формировании современного информационного общества стали исходными положениями при разработке современной концепции преподавания базовой информатики в учебных заведениях России.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе — дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.
Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т. е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы.
В целях профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ и информатикой, а также различными приложениями изучаемых в школе наук, опирающимися на использование ЭВМ.
Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.
Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатике не может быть достигнута изолированно друг от друга, они прочно взаимосвязаны. Нельзя получить воспитательный эффект предмета информатики, не обеспечив получения школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, прикладные стороны.
Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Начиная с 1998 года курс информатики, в соответствии с Базисным учебным планом, начинает изучаться как самостоятельный курс в 10-11 классах, также желательным становится его изучение в 8 – 9 классах, за счет регионального или школьного компонента. Изучение же на пропедевтическом уровне (1 – 7 классы) может вестись, за счет школьного компонента при наличии соответствующих условий. Таким образом, решение об изучении пропедевтического курса информатики остается за руководителями общеобразовательных учреждений.
Также в соответствии с БУП 1998 года информатика стала частью области «Математика», а практическая часть вынесена в предметную область «Технология». Всё это внесло разобщение, как в теорию, так и в практику в преподавании предмета.
Постепенно данный предмет укрепляет свои позиции. И, несмотря на то, что совсем недавно такого предмета не было в сетке расписания, сейчас времена изменились. И как только появляется возможность, благодаря региональному и школьному компоненту БУП, начинается внедрение этой идеи.
Постепенно все это находит свое отражение и в разработке государственного образовательного стандарта. В 2000-2001 годах появилась возможность включить изучение информатики в начальной школе в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования.
Спустя три года были проанализированы первые результаты данного эксперимента. Которые показали положительное влияние на развитие общих навыков мышления и коммуникации – важнейшее расширение традиционного содержания начального образования: «читать, писать, считать», учителя, учащиеся и их родители также отнеслись с интересом. Но перегрузка, хотя и не большая не могла остаться незамеченной, и мониторинг трёх лет показал ухудшение здоровья учащихся. Вследствие чего, одночасовое введение данного предмета решено было заменить его интеграцией в предмет «технология».
Это было отмечено в федеральном компоненте, не затрагивая региональный и школьный компоненты. В целом же обучение информатике в начальной школе помогает формированию у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Также курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.
В 2004 году ГОС был приравнен к документам государственного уровня. По своей социально-педагогической сути данный стандарт — обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
Государственный стандарт общего образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Государственный образовательный стандарт создает условия для поддержания качества общего образования в Российской Федерации не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.
В новом стандарте для начальной школы есть два нововведения, имеющих отношение к пропедевтике учебного предмета «Информатика и ИКТ», - это перечень общеучебных умений и раздел образовательной области «Технологии» под названием «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)». Вместе с тем, раздел, связанный с изучением информационных технологий, не является для школ обязательным, а вводится в обучение «при наличии материально-технических средств».
Федеральный базисный учебный план 2004 года разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов.
По новому БУП 2004 года предмет получил название «Информатика и ИКТ» и изучается как базовый курс в 8 классе по 1 часу в неделю и в 9 классе по 2 часа в неделю. В 3 и 4 классах предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология». Мы видим, что происходит разрыв в изучении предмета, а это недопустимо с педагогической точки зрения. Поэтому целесообразно за счет школьного компонента продолжать изучение предмета информатика в 5 - 7 классах по 1 часу в неделю. Содержательно это будут те же самые линии, но опирающиеся на задачи, компьютерные среды, соответствующие возрасту и развитию школьников 5 - 7 классов.
Постепенно происходит оснащение школ техническими средствами обучения, автоматизированными рабочими местами (в том числе персональными компьютерами) по различным федеральным и региональным программам. Так начинает выполняться программа «Дети России», в рамках национального проекта «Образование», рассчитанная на 2007 – 2010 года. В рамках чего началось оснащение школ компьютерами, а также подключение их к глобальной сети Интернет.
Проект по подключению к сети Интернет был реализован в рекордно короткие сроки. Кроме того, со временем школы планируется перевести на открытое программное обеспечение.
Важным аспектом любого курса является его единство и непрерывность. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.
Изучение курса информатики на всех ступенях поддерживается рядом авторских программ и учебно-методических пособий. Но нет единой концепции преподавания данного курса.
Знание персонального компьютера, умение работать с ИКТ помогает лучше усвоить программу основной школы. И, начиная с 2002/2003 учебного года, во многих школах информатика представлена как отдельный предмет в начальной школе, её изучение в 5-7 классах происходит за счет вариативной части БУП и предмета материальные технологии.
Таким образом, непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс – необходимый шаг в развитии общего образования. В соответствии со структурой школьного образования, сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ». И важно рассматривать её, как непрерывный, целостный, систематический курс изучения.
Информатика является достаточно новым предметом. Как любая наука, а тем более новая, постоянно развивается. Можно сказать, что сейчас идет очередной виток ее развития и становления. И несмотря на то, что непрерывность изучения курса уже не вызывает сомнений, концепции такого изучения нет. В связи с этим часто выявляются трудности и для учителей, ведь учитель ведущей на каждой следующей ступени не может опереться на предыдущую, так и для учащихся, ведь часть материала может быть пропущена, а часть повторяться.
В 2010-2011 годах наша гимназия находилась на капитальном ремонте. 1 сентября мы вернулись во вновь отремонтированное после капитального ремонта здание, оснащённое по последнему слову техники. Компьютеры, мультимедийные проекторы, интернет и интерактивные доски теперь были в каждом учебном кабинете. Все компьютеры соединены в единую двухуровневую локальную сеть. Гимназия была оснащена двумя компьютерными классами на базе современных процессоров и лингафонным кабинетом. Было закуплено лицензионное ПО (Windows 7, Microsoft Office 2010, Photoshop CS5 и др.). Преподавание, в том числе и информатики, теперь могло осуществляться совершенно на другом уровне.
Эти изменения совпали с глобальными изменениями в системе образования всей страны – введением ФГОС.
2.6. Изучение информатики в условиях ФГОС
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения. Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):
· информация и информационные процессы;
· моделирование, информационные модели;
· области применения методов и средств информатики.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
а) в направлении «Информация, информационные процессы»:
• информационные процессы;
• информационные ресурсы;
б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:
• моделирование и формализация;
• представление информации;
• алгоритмизация и программирование;
в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
• информационные и коммуникационные технологии;
• информационные основы управления;
• информационная цивилизация.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи.
Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.
Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
• постановка задачи;
• построение, анализ и оценка модели;
• разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
• анализ и использование результатов.
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель — обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
•«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
•«Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
•«Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
•«Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция — функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Информатика – эта та образовательная область, где системно-деятельностный подход применялся задолго до введения новых федеральных стандартов. В течение десятилетий на уроках информатики в нашей гимназии занимались проектной и исследовательской деятельностью, не называя таковые этими громкими именами. Кроме того все эти проекты были интегрированные и мультипредметные. Ниже рассмотрена интеграция и проектная деятельность на примере предметов математика и информатика.
Инновационные изменения в обучении ФГОС II поколения побудили нас рассмотреть возможность фрагментарного введения интеграции уроков математики и информатики в нашей гимназии. Базовым классом был выбран один из 5х класс. На протяжении следующих семи учебных лет мы постепенно вводили поисковые задачи, мини-исследования, индивидуальные и групповые проекты. Это реализовывалось как на отдельных уроках математики и информатики, так и на интегрированных уроках, на внеклассных мероприятиях.
В 5-6 классах учителем математики подбирались поисковые задачи по теме «Действия с дробями», связанные с историей и архитектурой Санкт-Петербурга. Результатом (групповым мини-проектом) по информатике являлся оформленный в среде текстового и графического редактора буклет, который ребята защищали в конце учебного года с использованием презентации, выполненной в мастере презентаций.
В 7-м классе при изучения языка программирования итоговым индивидуальным продуктом учеников являлась программа по темам «Функция», «Линейные уравнения и неравенства» и «Действия с алгебраическими дробями», написанная на языке QBASIC.
В 8-м классе мы впервые попробовали провести серию интегрированных уроков. Тогда мы вернулись во вновь отремонтированное после капитального ремонта здание, оснащённое по последнему слову техники. Компьютеры и интерактивные доски теперь были в каждом учебном кабинете, что дало возможность применить новые информационные технологии. При подготовке к уроку нам совместно с учащимися удалось осуществить цепочку «проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио». Темой одного из них было «Решаем квадратное уравнение». На уроке мы систематизировали основные понятия по теме, классифицировали квадратные уравнения по их видам и количеству корней, усовершенствовали навыки составления разветвлённого алгоритма на примере программы решения квадратного уравнения. Учащиеся закрепляли изученный материал с помощью мультимедийных заданий коллекции LAT2.0, разработанной для интерактивной доски SMART.
Опыт проведения интегрированных уроков оказался удачным, и мы продолжили эту практику в 9м классе. Ребята с интересом выполняли подготовительную работу и поставленные на уроке задачи. Такие уроки целесообразно проводить в конце изучения темы для систематизации и закрепления знаний. Один из таких уроков представлен в приложении (см. ниже). Тема урока «Использование облачных сервисов GOOGLE на примере исследования функций» дала возможность привлечь современные информационные технологии для создания коллективных документов Google, закрепить изученный материал с помощью мультимедийных заданий коллекции разработанной для интерактивной доски и интернет-сервисов. При систематизации знаний по теме «Степенная функция» использовались задания повышенной сложности из второй части экзаменационного сборника за 9й класс. В результате был создан коллективный документ (таблица «Свойства функций») как итог проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке.
Традиционно в конце учебного года ученики 10х классов защищают исследовательские или проектные работы по различным предметам. В прошлом учебном году многие выбрали темы, интегрированные в разные области знаний с использованием ИКТ (математика-искусство, химия-история, математика-биология и т.д.). При написании своих работ ребята применяли технологии проектной деятельности, апробированные в 5-9 классах. Ученики выбирали различные проекты по доминирующей деятельности: практико-ориентированные, исследовательские, информационные или творческие. По количеству участников это могли быть индивидуальные или коллективные работы. Отличались они и по форме конечного продукта: мультимедийный продукт, буклет, брошюра, диск и другие. Заключительный этап презентации проектных и исследовательских работ – это выступления на школьной, районных и городских научно-практических конференциях.
Роль учителя в проектной деятельности многогранна: специалист, консультант, руководитель, координатор и просто энтузиаст. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
В процессе наше работы мы поняли, что проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем, а основная школа в будущем – это школа проектов.
3. Выводы
В работе проанализирована тридцатилетняя история преподавания курса «Информатика» в средних учебных заведениях России. Подробно рассмотрено изменение содержания курса и его аппаратного и методологического обеспечения в различные временные промежутки в гимназии № 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
На развитии предмета информатика повлияли знаковые события в образовании, такие как: введение ФГОС, новые Закон об образовании в РФ, и Профессиональный стандарт педагога, концепции развития математического образования и поддержки развития педагогического образования, стратегия развития отрасли информационных технологий. Пересмотр содержания общего образования в целом, развитие ИКТ и их широкое использование в образовательном процессе и развитие самой информатики как области знания привели к необходимости пересмотра содержания и концепции преподавания предмета на современном этапе.
Информатика и ИКТ оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Она закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика – это предмет стратегического значения, который оказывает существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Востребованность этого предмета в современном мире будет только возрастать.
Список литературы
1. Захаров В.Н. История информатики в России: ученые и их школы/ В.Н.Захаров, Р.И. Подловченко, Я.И. Фет. – М.:Наука, 2003. – 486 с.
2. О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.03.1985 № 271. – 6 с.
3. ХХХ лет информатизации образования в Санкт-Петербурге (Ленинграде): материалы VII Всерос. конф. с междунар. участием «Информационные технологии для новой школы» Т.1 : доклад /И.Ф.Базлов и др. – СПб, 2016. – 125 с.
4. Информатика для устойчивого развития: материалы междунар. конф. / редкол.: М.Б.Игнатьев и др. – СПб, 2009. -154 с.
5. Развитие личности младших школьников в курсе информатики: тезисы докл. городской науч.-практ. конф. «Опытно-экспериментальная работа в школах Санкт- Петербурга» / М.Ю.Нечаева; РГПУ им.Герцена. –СПб, 1995. – С.17-19.
6. Методика преподавания информатики в младших классах: тезисы докл. II Всерос. конф. «Компьютеры в образовании» / М.Ю.Нечаева и др. - СПб.,1994. – С.185.
7. Захаров В.Н. Школьная информатика в России – техническая база начального периода: Труды SORUCOM/ 2011, С.115-120.
8. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде) / Ред. Р.М.Юсупов. – СПб,2008.- 260 с.
9. Информатика. Базовый курс. 2-е изд. / Ред. С.В.Симонович. – СПб: Питер, 2005. – 640 с.
10. Ершов А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин // Информатика и образование. – 1995.- № 1.- С. 3-19.
11. Информатизация общего среднего образования: Науч.-метод. пособие / Ред. Д.Ш. Матрос. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 384 с.
12. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2000.- №№ 4,5,7.
13. Кабинет информатики: Метод пособие/ И.В.Роберт и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 125 с.
14. Информатика: Метод. пособие для учителя. 7 кл.// Ред. Н.В.Макарова.- СПб: Питер, 2006. – 384с.
15. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях: Прилож. 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 №4/1 // Информатика и образование. – 1995.- №4.- С. 17-36.
16. Изучение основ информатики и вычислительной техники. В 2-х ч. –М.: Просвещение. Ч.1 -1985. Ч.2-1986.
17. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособие/ И.Г.Семакин , Т.Ю.Шеина. – 2-е изд., испр. и доп..- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.
18. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. /Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко – 2-е изд.- М.: Школьная пресса,2001. – (Б-ка журнала «Математика в школе». Вып.13).
19. Первин Ю.А. Методика раннего обучения инфоматике: Метод. пособие/ Ю.А.Первин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 228 с.
20. Алгоритмика: 5-7 классы: Учебник и задачник для общеобр. учеб. заведений/ А.К.Звонкин и др. – М.: Дрофа, 1996. – 304 с.
21. Информатика / Ред. Н.В. Макарова. – М.: «Финансы и статистика», 1997. – 511 с.
22. Информатика 10-11 кл.: Учебник для общеобр. заведений/ Ред. Н.В.Макарова. – СПб: Питер, 1999. – 270 с.
23. Ефимова О. Практикум по компьютерной технологии / О.Ефимова, Ю. Шафрин. – М.: «ABF», 1997. – 424 с.
24. Информационные технологии в современном обществе: Система лабораторных работ: Пособие для учителя информатики. – СПб: ЦПИ, 1998. – 56 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.