История возникновения шрифтов (продолжение)

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок № 9 (ИСВиПД) ИС 22.docx

 

История возникновения шрифтов (продолжение)

 

В конце  XI в начале  XII в.  Стал складываться новый по форме

Букв шрифт с острыми штрихами под названием готический

(рис. 2.4).  Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре

И искусстве.  Готический шрифт получил широкое распространение

По всей Европе: в Германии,  Франции, Англии и др.

Исторически сложилось несколько видов готического письма:

текстура (письмо с надломленными дугами);  ротунда  (просторное письмо с округленными надломами); швабское  (просторное письмо с дугами слева и справа); фрактура (письмо округлое и надломленное одновременно).  В XIV в. В Италии, во Франции появляются образцы гуманистического письма или ренессанс - антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения.  Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.  С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов.  Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур)  стали рукописные шрифты.  Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг.  Первые его книги печатались готическим шрифтом,  поскольку антиква у немцев распространения не имела.

 Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачоли,  учеником Леонардо да Винчи в 1509  г. Пачоли предлагал строит  буквы на основе квадрата,  используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность.  Однако шрифт

Получался малодинамичным и однообразным.  Немецкий художник

И геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта.  Он также брал за основу формы буквы квадрат,

Стороны которого делил на  10 равных частей,  и строил сетку,

Состоящую из квадратов.  За толщину основного штриха брал

Размер шириной одной клетки,  толщину соединительных штрихов

Тоньше основных на одну треть.  Его шрифт достаточно контрастный

И интереснее, чем у Пачоли.

В эпоху классицизма возникла новая,  так называемая ,  классическая

антиква. Ее отличает большая контрастность  ( примерно   1:10), наплывы округленных элементов,  тонкие засечки.

Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым.  В  XIX в.  создается

Целая серия новых видов шрифтов  ( гарнитур):  египетский,  гротеск

Или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.

Чуть позже профессиональные писцы придали антикве законченную

Каллиграфическую форму  создали образцы курсива.  Антиквенные

Шрифты уже можно назвать современными Между тем,  за пределами Европы ,  в Индии и Азии,  Японии и Китае письменность

Тоже развивалась.  Рисунок восточного письма зависел от многих

факторов,  в том числе от писчего материала и традиций,  сложившихся в каждой стране.  В арабских странах владение

искусством каллиграфии было показателем образованности человека.

Существовала система стилей классического арабского письма.

Арабское письмо может быть скорописным, строгим, убористым,

Правильным и т. д.  Почерком куфи, тяготеющим к четким геометрическим формам, пишут названия сур(глав) Корана

Индийское письмо состоит из нескольких десятков различных

Видов письменности, наиболее употребительным шрифтом считается

девангари.