История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох
Оценка 4.6

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка
5 кл—7 кл
02.11.2018
История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох
В данном материале рассматриваются особенности развития русской музыки XVIII-XIX веков на основе: исторической обстановки того времени; философских мировоззрений в обществе XVIII-XIX веков; представителей "Музыкальных школ" и их вклада в развитие искусства; основных черт стиля в музыке (муз. язык, жанры, формы, исполнительские средства.)
История русской музыки XVIII-XIX веков.doc
История русской музыки XVIII­XIX веков: обзор эпох Русская музыка XVIII века Русская музыка XIX века Глушкова Е.Е. Временные рамки, историческая обстановка Изменения в культуре первой четверти XVIII века связаны с  реформами Петра I:  ­ обучение дворян: создание новых школ, училищ, академии, отправка  на учебу за границу; ­ развитие просвещения: новые учебники, первая печатная газета  («Ведомости»); ­ новые архитектурные здания, храмовые сооружения; ­ архитекторы, инженеры из разных стран, представители различных  художественных школ (русское или петровское барокко); ­ изменился круг чтения, появился новый литературный герой  (образован, удачлив, любит путешествия); ­ в 1718 в быт петербуржцев введены ассамблеи (торжественные  приемы гостей в знатных домах) – первый опыт общественных  собраний; ­ театр стал общедоступным зрелищем с воспитательными, а не  развлекательными задачами. Таким образом, преодолевается культурная обособленность России,  она вступает на путь общеевропейского развития и приобщается к достижениям западной культуры. При Анне Иоанновне: ­ придворные праздники и балы; придворные спектакли, театральные  зрелища;  ­ Театральный зал в Зимнем дворце, где итальянская труппа давала  оперы, комедии, интермедии; русские сцены, разыгрываемые  придворными дамами и кавалерами; ­ положено начало основанию русского балета;  ­ летние развлечения, маскарады (шутовские, этнографические). При Елизавете Петровне: ­ новый век петербургской архитектуры («роскошные постройки»); 1 Важнейшими историческими событиями первых десятилетий XIX века стали войны с наполеоновской Францией (1805,1807), Оте­ чественная война 1812 года, приведшая к поражению Наполеона, и  восстание декабристов (1825).  Поражение восстания декабристов и последовавшие за ним годы  николаевской реакции резко изменили духовный климат в стране. Вся деятельность Николая I была направлена на сохранение и ук­ репление неограниченной власти монархии: Николай I ввел в  России военные методы управления, регламентируя все стороны  жизни общества. Политика подавления свободной мысли проявилась в жестком контроле над печатью. Были упразднены многие  университетские свободы. В этих условиях многие, не имея возможности реально  преобразовать жизнь в стране, сосредоточили свои духовные усилия в области искусства и художественной критики. Именно искусство и  прежде всего литература становятся сферой выражения прогрессивных идей.   Рост национального самосознания, прежде всего у  просвещенной части общества: оценив достоинства собственного  народа, лучшие представители дворянства ощутили острую  необходимость освободить его от крепостного права и построить  жизнь в стране иначе. Исторические судьбы России обсуждались в  печати и служили темой дискуссий на собраниях многочисленных  кружков, объединявших дворянскую интеллигенцию по всей стране. В этих условиях сформировались революционные идеи, приведшие к  становлению политического движения декабристов. Наиболее  радикальные из них мечтали о ликвидации самодержавия,  освобождении крестьян, уничтожении сословных различий,  провозглашении гражданских прав и свобод. ­ пышные придворные праздники, балы­маскарады. Екатерина II – ученица европейских просветителей: ­ идеи просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо); ­ складывается система образования: сословное воспитание, училища  благородных девиц, воспитательные дома; ­ новые реформы, связанные с идеями просвещения, но не  отменяющими абсолютную монархию; ­ на первом месте образованность и начитанность (домашние  библиотеки); ­ внешняя политика – Русско­турецкая война – военно­патриотические темы в искусстве; ­ в Петербургской Академии художеств устраивались ежегодные  художественные выставки; ­ в Петербурге и в Москве – бесплатные театры для народа. В  середине XVIII века существовало много частных общедоступных  театров; при императорском дворе гастролировали французские и  итальянские труппы. Таким образом, идеи европейского Просвещения проникли в Рос­ сию. Открываются Академия наук (1724), Университет (1755),  Академия художеств (1757), Шляхетский корпус (1731, только для  детей из дворянских семей) и Смольный институт благородных девиц  (1764). В 1756 году создается первый Публичный театр.  Во второй половине столетия бурное развитие светских форм  культуры, что приводит к расцвету всех видов искусств: литературы  (Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин), живописи (Аргунов,  Рокотов, Левицкий), архитектуры (Баженов и Казаков). 2 Первыми к разработке идеи национальной самобытности  приступили представители российской словесности.  В 1819 году П.А. Вяземский впервые употребил по отношению к  искусству понятие «народность», которым отныне стали обозначать  национальную характерность; на страницах литературных изданий  развернулась бурная полемика по поводу содержания и форм  национального искусства. Его развитие шло от увлечения внешними  приметами народного колорита к постижению своеобразия  национального характера и поиску адекватных средств его  выражения. Вырабатывая национальный язык художественного  творчества, русская культура вступала в диалог с другими  европейскими культурами, но прежде всего, осваивала богатства  собственного фольклора. Типичной формой общения просвещенных любителей искусств в  первые десятилетия XIX века стали литературно­ художественные кружки. Одни объединялись литературно­ философскими интересами, другие — музыкальными пристрастиями.  Большинство же носило смешанный литературно­музыкальный  характер. Благодаря постоянному общению писателей и  композиторов литературное и музыкальное творчество питалось  общими идеями. В 1802 году для организации публичных концертов, прежде всего  в Петербурге, было основано Филармоническое общество.  Публичные концерты устраивали также Придворная певческая  капелла и Дирекция императорских театров. Концерты проводились и силами учащихся привилегированных учебных заведений, где музыка  традиционно входила в систему занятий. В утверждении национальной композиторской школы важную  роль сыграла музыкальная критика. В 1830—1840­е годы  представители нарождающейся музыкально­критической мысли  начали серьезно обсуждать вопросы специфики русского  музыкального искусства и его места в европейской музыкальной  культуре. Ведущую роль в этом процессе играл В.Ф. Одоевский. На протяжении первых десятилетий XIX века оформилась новая  структура российского театра. Театр утвердился как  финансируемое государственное учреждение. Санкт­Петербургская и Философское мировоззрение Светские темы, прославление побед российского оружия, восхваление царя­реформатора. Идеи просветителей во второй половине XVIII века (Дидро,  Вольтер, Руссо, Гёте, Шиллер): вера в человеческий разум  способствовала интенсивному развитию философии, науки, искусства. Но русское общество, не готовое к свободе, пользуясь идеями  просвещения, нередко при этом отрицало собственную культуру и традиции. Основное направление в литературе – классицизм; в России придавали особое значение «высоким жанрам»: эпической поэме, трагедии,  торжественной оде; как правило, писались не на античном материале – героями были деятели отечественной истории. С 70­х годов в литературе – сентиментализм и новые жанры:  путешествие и чувствительная повесть – писатель, всматриваясь в  действительность, изображал ее более правдиво. Достижения культуры XVIII века: новые виды искусства; новые  понятия о свободе, долге, чести и достоинстве человека;  гражданское общество, ответственное за судьбу Отечества. 3 московская труппы вошли в единую систему русских Императорских  театров, которые управлялись «министерством двора Его  Императорского Величества». Театры теперь были публичными,  доступными для всех желающих. Регулярное посещение спектаклей  стало распространенной формой проведения досуга как в  аристократических, так и в более демократических кругах. Наиболее значительным явлением в западноевропейском ис­ кусстве рубежа XVIII—XIX веков стало рождение романтизма.  Романтическая эстетика рассматривала ценность неповторимого,  характерного. Наряду с индивидуальными особенностями  человеческой личности для русской культуры первой трети XIX  столетия романтическая идея национальной самобытности  оказалась необычайно актуальной ­ небывалый подъем  патриотических чувств, проявившихся в военные годы, сплотил  нацию.  Творческая деятельность русского культуры первой трети XIX  века сосредоточилась вокруг одной центральной задачи — создания  национально­самобытного искусства.  С целью наиболее полного проникновения в «дух народа» ис­ кусство обратилось к двум основным источникам. Первым из них  было историческое прошлое России. Исторические персонажи  становились героями многих произведений «больших» жанров,  проявляя себя носителями определенных нравственных ценностей, в  частности самоотверженного служения Родине.  Народные представления о добре и зле проявляют себя не только  в поступках реальных героев истории. Они запечатляются и в про­ изведениях народного творчества. Отечественный фольклор стал  еще одним источником постижения национального характера. На­ родные сказки, легенды, поверья, «преданья старины глубокой»  подарили русскому искусству пушкинской поры оригинальные сю­ жеты, темы, образы, стали образцом самобытного языка. Душевные переживания современного русского человека;  судьба народа; внутренняя жизнь личности. При этом  своеобразие общественной и духовной ситуации в России начала века  определило особый тон русской лирики. Элегические мотивы  разлада между мечтой и действительностью соседствовали с воодушевленным воспеванием духа свободолюбия и светлых  идеалов вольности, теме трагического одиночества  противопоставлялся мотив дружеского общения. С течением времени литература все более глубоко проникает в  суть жизненных явлений. На 30­е годы XIX века, когда основой ми­ роощущения миллионов русских людей стали романтические на­ строения разочарованности в окружающей действительности  и стремления к иной, более светлой жизни, приходится расцвет  романтической лирики.  В 1830—1840­е годы русское искусство все больше со­ средоточивает свое внимание на критическом анализе социальных и психологических противоречий окружающей  действительности ­ ранний этап развития критического реализма,  предварив расцвет этого направление второй половины ХIХ века. Начало классической эпохи в истории русской музыки прихо­ дится на первую половину XIX века. Это время связано с именем  М.И.Глинки. В его творчестве была решена задача создания само­ бытного музыкального языка, вобравшего в себя многообразные на­ циональные и общеевропейские элементы. Благодаря этому появи­ лись классические образцы русской национальной оперы, симфо­ нических и камерно­вокальных произведений, в которых получил  выражение национальный характер ­ создания национально­ самобытного искусства. Так, в опере «Жизнь за царя» композитор  воплотил героико­патриотическую идею в жанре исторической  драмы. А в опере «Руслан и Людмила» развернул грандиозную  эпическую картину мира, основываясь на сказочном сюжете.  Актуальная проблема выработки новых средств выразительности и  создания национального музыкального языка решалась Глинкой во  всех жанрах: симфонические увертюры, посвященные разработке  песенных и танцевальных тем ярко выраженной национальной  окраски; лирические мотивы, нашедшие выражение в его романсовой  лирике.Классически совершенное искусство Глинки послужило  источником вдохновения для всех последующих поколений русских  композиторов.  Воздействие литературных явлений на музыкальное искусство  Школы, представители, их вклад в развитие искусства Перед русской музыкой стояли две исторические задачи:  ­ за несколько десятилетий освоить традиции светской музыкальной культуры европейского типа (начиная от инструментария и кончая  секретами композиторского мастерства);  ­ сохранить при этом традиции собственной, национальной  музыкальной культуры (прежде всего народной и церковной), чтобы  затем на основе их осмысления создать самобытное музыкальное  искусство.  В развитии музыкальной культуры XVIII столетия можно  выделить три этапа (каждый из них занимал примерно треть столетия). I. Новые формы музицирования в эпоху Петра I ­ внедрение в  жизнь светского общества новых форм музицирования. При Петре I  музыка стала непременной участницей общественных церемоний; были созданы два придворных оркестра (Военный и Бальный) и  придворный хор, преобразованный из хора Государевых певчих  дьяков (в 1763 году при Екатерине II за ним закрепилось название  Придворная певческая капелла). А приближенные царя заводили  собственные капеллы, состоящие из иностранных музыкантов­ инструменталистов и русских певчих. Ритуал придворных празднеств ­ сновными разновидностями торжеств являлись военные парады и  ассамблеи (балы). Вовремя ассамблей, строившихся по типу  4 французских балов, исполнялись модные европейские танцы. Новые формы придворного и домашнего музицирования ­   изменение общественного статуса светской музыки ­  обязательная составляющая дворянского воспитания, светская  музыка стала неотъемлемой частью нового уклада русской жизни. II. 30—60­е годы ­ приобщение столичных слушателей к более  сложным европейским жанрам. ­ Появление оперы (с1831 года в Петербург, ко двору императрицы  Анны Иоанновны стали приглашать итальянские оперные труппы, а  вскоре был создан придворный театр итальянской оперы). В антрактах между действиями давались еще и балетные представления.  В 1762 году при дворе Екатерины II появилась оперная труппа из  Франции. Петербургские оперные театры привлекали крупнейших  европейских музыкантов. Большинство из них занимались еще и  педагогикой.  Выход европейских форм музицирования за пределы круга  столичной аристократии: стали создаваться оркестровые и  хоровые капеллы в усадьбах крупных помещиков, в губернских  городах и деревенских поместьях. Взаимодействие русского и европейского составляли  необходимое условие формирования национальной классической  школы. III. В последней трети XVIII века европейские формы  музицирования прочно укоренились на русской почве; получила  развитие концертная жизнь; появилось несколько частных театров,  доступных более широкой аудитории; открылись первые частные  музыкальные школы, а также музыкальные классы при Академии  художеств и Московском университете; преподавание музыки было  введено во многих привилегированных учебных заведениях. В среде русской аристократии привилась традиция любительских  музыкальных спектаклей, концертов и вечеров, на которых звучали  камерные вокальные сочинения.  В Москве и Петербурге образовались общества любителей музыки.  Издавались многочисленные музыкальные альманахи (журналы  «Театр» и «Зритель»). 5 отразило творчество А.С. Даргомыжского. Близкий к позициям  «натуральной школы» в литературе, он стал родоначальником  музыкального реализма: стремление к психологическому анализу  и запечатлению социальных противоречий. В опере «Русалка» он  выступил создателем русской лирико­психологической драмы на  социально­бытовой основе. Драматизация свойственна также  камерно­вокальной музыке композитора, где выделяются жанры  лирико­драматического монолога и драматической песни с  социальными мотивами. Стремление к правдивому воплощению чело­ веческих характеров привело композитора к выработке самобытного  музыкального языка, основой которого послужили уже не песенные, а  речевые интонации.  Таким образом, сформировавшись в творчестве Глинки и получив развитие в творчестве Даргомыжского, русская классическая музыка  отразила самые актуальные идеи времени. Ее становление протекало в непосредственной связи с развитием музыкальной жизни и, в свою  очередь, вызвало формирование музыкально­критической мысли. В музыкальном творчестве 60­х годов ведущее место заняли  Чайковский и группа музыкантов, вошедших в состав балакиревского  кружка – «Новая русская школа» («Могучая кучка»): Балакирев,  Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский­Корсаков. Композиторы  «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и видели свою  цель в продолжение развития национального направления в русской  музыке; воплощение в музыке жизни народа; В творчестве Римского­Корсакова своеобразно отразились и  переплелись принципы художественных направлений в искусстве XIX века – реализм и романтизм. Провозглашая реализм основой своего  художественного мировоззрения, стремясь к идеалу художественной  правды, композитор соприкасался с музыкальным романтизмом в  некоторых чертах образного строя (опоэтизированные явления  действительности, картины природы), а также в некоторых  особенностях музыкального языка своих произведений.  В мелодике его произведений одно из первых мест занимают  темы народного склада, связанные с древнейшими обрядовыми  песнями – разработка преимущественно стиля крестьянского  песенного творчества. Своей педагогической работой Римский­Корсаков внес огромный вклад в развитие русского музыкального профессионализма, особенно композиторского образования. Его педагогические принципы нашли  отражение в созданных им учебных пособиях по гармонии и  инструментовке. Выдающийся музыкально­общественный деятель, блестящий  дирижер, педагог и публицист А.Г. Рубинштейн является  основателем первой в России Петербургской консерватории (1862).  По инициативе композитора были созданы Певческая академия,  русское музыкальное общество. Учреждены периодические (раз в 5  лет) международные конкурсы пианистов и композиторов (1890­ 1910). П.И. Чайковский создал новый тип симфонии – симфония­ драма и симфония­трагедия, развил жанр одночастной программной  увертюры и симфонической поэмы. Он был основоположником  русского классического балета, внес яркий вклад в область  фортепианного и скрипичного концерта, обогатил сферу лирического  романса и фортепианной миниатюры; заложил основы дальнейшего  развития квартетного жанра. А.Н. Скрябин – новатор музыкальных выразительных средств  (гармонии и светомузыки) – расширил гармоническую систему,  обогатил ресурсы фортепианной игры и добился новых эффектов  оркестрового звучания. Начался процесс формирования национальной композиторской  школы. Важнейшая для отечественной музыки художественная задача — поиск путей объединения норм классицистского стиля с  особенностями русской песенной мелодики (развития жанров  камерно­вокальной музыки и оперы). В «российских песнях» начали осуществляться два важнейших  процесса: взаимодействие музыки с отечественной поэзией и  выработка оригинального музыкального языка ­ решение данных  задач привело к появлению русского романса. В соответствии с  законами жанра возникали творческие содружества поэтов и  композиторов, что повлекло за собой поиски новых средств  мелодической и гармонической выразительности, привело к усилению  роли аккомпанемента.  Значительные достижения отечественной композиторской школы  XVIII века связаны с ведущим европейским жанром того времени —  комической оперой (писатели Я.Б. Княжнин, И.А. Крылов, М.И.  Попов, Н.П. Николаев, композиторы В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский). Е.И. Фомин занимает лидирующее место среди создателей  русской оперы. Он сумел раздвинуть жанровые рамки русского  музыкального театра и обогатить его произведениями высокой  художественной ценности. Соединение литературной трагедии и  музыки мелодрамы; яркая экспрессия, напряженность  симфонического развития, тщательно разработанная система  интонационно­тематических связей, обеспечивающая цельность всего  произведения, — все это позволяет оценить творчество композитора  не только как высшее достижение в области русского музыкального  театра, но и как вершину отечественного симфонизма XVIII века. С историей русской оперы неразрывно связана история  отечественного балета: в оперных произведениях, а также в  мелодрамах впервые появились развернутые балетные сцены,  непосредственно связанные с действием, участвующие в раскрытии  драматургического замысла произведения.  6 В недрах музыкально­театрального искусства формировалась  русская симфоническая музыка, в чем особенно велика роль опер­ ных увертюр, балетных сцен и симфонических эпизодов мелодрам. Наконец, в опере осуществлялись контакты музыкального ис­ кусства с отечественной литературой, от которой музыка  перенимала современные художественные идеи. Среди жанров, с которыми связано формирование национальной  композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт.  Создателями духовного хорового концерта эпохи классицизма  являются М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский. Их концерты  продолжают исконно русскую традицию хорового пения a cappella.  Вместе с тем композиторы получили музыкальное образование в  Италии и в совершенстве владели всеми европейскими приемами  композиции. В их духовных концертах национальное и  общеевропейское стали основой органичного синтеза. Наряду с вокальными жанрами в русской музыке развивались  инструментальные жанры, бытующие в сфере домашнего  музицирования: вариации и камерные произведения в форме сонатно­ симфонического цикла — сонаты и ансамбли. В инструментальных жанрах начались такие важнейшие процессы, как освоение национального тематизма, поиск приемов его  развития, построения на этой основе крупных циклических  форм.  Пройдя огромный путь эволюции от овладения европейскими  формами музицирования до создания произведений искусства  высокого художественного уровня, русская музыка оказалась готовой  к решению важнейшей задачи — созданию национальной классической школы.  Печатные собрания народных песен с записью нот — В.Ф.Трутовского («Собрание русских простых песен с нотами), Н.А. Львова и И. Прача  («Собрание народных русских песен с их голосами) Ф. Мейер «Собрание наилучших российских песен» (1781), куда  вошли произведения, написанные на стихи известных поэтов­ сентименталистов В.В. Капниста и И.И. Дмитриева, А.Ф. Мерзлякова  и др. 7  Основные произведения М.И. Глинка оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»;  оркестровая пьеса «Вальс­фантазия» А.С. Даргомыжский опера «Русалка» А.Г. Рубинштейн опера «Демон» А.П. Бородин опера «Князь Игорь»; симфония «Богатырская» М.П. Мусоргский оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»;  фортепианные циклы «Ивановская ночь на Лысой горе» и «Картинки М.М. Соколовский, первая из опер, дошедших до нас в полном виде — «Мельник — колдун, обманщик и сват» (автор пьесы А.О. Аблесимов) Е.И. Фомин оперы «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай») на  текст Н.А. Львова и «Американцы» на либретто И.А. Крылова;  мелодрама «Орфей и Эвридика» по трагедии В.А. Озерова. Хоровые концерты Д.С. Бортнянского М.С. Березовского с выставки» П.И. Чайковский оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»; увертюра­ фантазия «Ромео и Джульетта» Н.А. Римский­Корсаков оперы «Снегурочка», «Золотой петушок»,  «Садко»; сюита «Шехеразада» А.Н. Скрябин симфония «Божественная поэма» Черты стиля в музыке (муз. язык, жанры, формы, исполнительские средства) Виватные канты («канты­виваты»); партесные концерты,  которые в XVIII веке создавались и исполнялись не только в честь  церковных, но и в честь государственных праздников и всё больше  сближались со светской музыкой. Новые формы музицирования утверждаются и в домашнем быту  высшей столичной аристократии: исполнение песен (их часто называли «ариями») любовного содержания под аккомпанемент клавесина,  скрипки, флейты. Сначала они пелись на иностранных языках —  итальянском, французском, немецком. Но вскоре в русской поэзии  появились стихи, специально предназначенные для того, чтобы  положить их на музыку. В последние годы правления Петра I в России начинает зарождаться  концертная жизнь ­ по специальному указу царя при дворе стали  устраиваться вечера камерной музыки. Обработка народной песни и авторская «российская песня». В  литературу, а затем и в музыку проникают веяния сентиментализма и  предромантизма. Одним из признаков этих направлений было  внимание к жизни обыкновенного человека, и городского, и сельского. Отсюда и интерес к песенному фольклору, особенно лирическому, в  котором чувства и мысли русского народа. Так, русские народные  песни становятся предметом изучения и эстетического осмысления  поэтов и композиторов. Однако самостоятельная эстетическая ценность народного твор­ чества еще не осознавалась ­ фольклор относился к более низкой  сфере культуры, поэтому композиторы не пытались воспроизводить  многоголосные крестьянские распевы, а гармонизовали народные  мелодии по европейским законам, чтобы дать возможность  8 В музыкальной жизни первой половины XIX века продолжается  развитие традиций, заложенных предыдущим столетием. Это, прежде  всего, традиции домашнего музицирования; обучение вокалу и игре на музыкальных инструментах являлось обязательным условием  дворянского воспитания, домашнее музицирование — неотъемлемой  частью дворянского быта.  Под воздействием новых идей в театральном и, в частности,  музыкально­театральном искусстве бытовая комическая опера уступает место операм на сказочно­фантастические и  исторические сюжеты. В них повествование о героическом прошлом  русского народа превращалось в воспевание его подвига в настоящем. В операх Римского­Корсакова на первый план выступают образы,  олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу  к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о  свободе, счастье, его представления о добре и справедливости. Таким образом, композитор сосредоточивал свое внимание в первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа. Свойственное  Римскому­Корсакову чувство прекрасного нашло отражение в  музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую  роль в его сочинениях. Римский­Корсаков – мастер пейзажной  звукописи, наделенный талантом живописать средствами музыки. Романтические настроения способствовали также развитию  русского балета. Интенсивно развиваясь, балетный театр  способствовал значительному расширению тематики музыкально­ театральных произведений: балеты­драмы и балеты­комедии,  сказочные балеты и балеты на историческую тему. Все большее любителям музыки в домашних условиях «петь и играть на  клавикордах» полюбившиеся напевы. В последней трети XVIII века в сфере домашнего музицирования  родился новый тип камерных вокальных произведений ­ «российские  песни» (они были одноголосными и исполнялись под аккомпанемент  гитары, клавесина, арфы).  Большинство ранних русских опер могут быть отнесены к жанру  бытовой реалистической комедии: в сюжетах, заимствованных из  современного быта, акцентировались и высмеивались негативные  стороны жизни общества, включая такие острые проблемы, как  социальное неравенство. При этом в русских комедиях использовалась только отечественная тематика; бытовые ситуации были ориентирова­ ны на реалии национального уклада жизни; проза комической оперы  была насыщена простыми, живыми оборотами народной речи. Были так называемые «песенные оперы» («Мельник — колдун,  обманщик и сват» Соколовского, «Ямщики на подставе» Фомина),  музыкальные номера в которых представляли собой обработки  городских народных песен. Оперных произведений намечали важные  перспективы будущего развития жанра ­ рождение русской  классической оперы происходило в результате объединения  общеевропейского и национально­характерного: отечественные  композиторы осваивали интонационный язык народных песен и искали наиболее органичные способы их обработки. Не только по структуре, но и по значению в исполнительской  практике, и по глубине содержания русские хоровые концерты мож­ но уподобить западноевропейским симфониям, а их эмоциональная  яркость позволяет судить о влиянии оперы. Писались концерты на  тексты псалмов. Особенность этих библейских текстов в том, что они  способны выразить как всеобщие религиозные чувства, так и интимные человеческие переживания самого разного характера.  Мелодике хорового концерта М.С. Березовского не свойственна  внешняя эффектность, но все темы произведения отличаются  рельефностью мелодической линии, что создает неповторимый облик  каждой части и концерта в целом. Мелодическая выразительность  тематического материала непосредственно связана с внимательным  отношением композитора к произнесению текста, традиционным для  9 место занимают танцевальные дивертисменты в народном духе ­ смешанные жанры, объединяющие разные виды сценического  искусства ­ театральные представления с несложной сценической  фабулой, построенные на чередовании песен и плясок в народном  духе. Русский музыкальный театр первой половины XIX века,  который находился в состоянии непрерывных поисков (расширение  тематики, освоение новых жанров и форм, обогащались  выразительные средства) стал неотъемлемой составляющей процесса  развитие отечественной актерской школы. Таким образом,  параллельно с формированием классической композиторской школы  закладывались традиции русского оперного и хореографического  исполнительства. Романс, являясь средством эмоционального общения,  предоставлял возможность для выражения разнообразных душевных  переживаний; стали средоточием романтической лирики, воплотили  разнообразные душевные движения современного человека.  Нарождающийся жанр инструментальной лирической  миниатюры ­ обращение к новой тематике, в основном носящей  национальный характер, многое воспринявший от народной  песенности. В своих инструментальных произведениях (прежде всего  камерных) русские авторы часто используют мелодии в стиле  русских песен, а форма вариаций на народные темы остается одной  из самых популярных. Среди бесконечного множества вокальных миниатюр постепенно  выделились устойчивые жанровые разновидности: элегия, баллада,  «русская песня», светлый лирический романс, национально­ характерный и жанрово­характерный романс. Из Западной Европы в русскую поэзию, а затем и в музыку  пришел жанр баллады. Особенности литературной баллады  существенно повлияли на музыкальный облик романсов, написанных в этом жанре. В большинстве вокальных баллад музыка следует за  текстом, иллюстрируя описываемые события. Во многом благодаря  балладе музыка «научилась» максимально выразительно передавать  состояние колоссального эмоционального напряжения при постижении загадок бытия. Рождение жанра «русской песни» ­ утверждение романтического  взгляда на мир существенно повлияло на отношение к народному  творчеству. Представители русской критической мысли пришли к  осознанию самостоятельной ценности народной песни в ее  оригинальном облике. Теперь в ней видели подлинное воплощение  самобытного «духа нации», постижение которого было одной из  актуальных художественных задач романтической эпохи. Истоки мелодического языка Чайковского связаны с традициями русской музыки. Его музыка отличается большой напевностью (не  только опер и романсов, но и инструментальные произведения).  Напевность, мелодичность присущи голосоведению, гармоническому  и оркестровому языку. Широким песенным развитием определяется  во многом и форма его произведений. Чайковский, опираясь на народно­песенное искусство, по­своему  его преломлял; в его сочинениях сказывается, в первую очередь,  влияние не крестьянской, а городской песни и городского бытового  романса. русской духовной музыки.  Композитор Бортнянского занимался обработкой знаменных  песнопений. Он первым осуществил не только их гармонизацию с  учетом норм современного гомофонно­гармонического стиля, но и с  пониманием особенностей старинной церковной мелодии. Хоровую  музыку Бортнянского отличает богатое образное содержание.  Клавирные сонаты — наиболее значительная часть инструментального наследия Бортнянского: чистота и ясность стиля, преобладание  светлой образности, стройность композиции, тщательная отделка  деталей. Индивидуальной особенностью клавирных сонат Бортнянско­ го является использование в них песенно­танцевального тематизма  выраженной национальной (русской или украинской) окраски.  В домашних альбомах XVIII века сохранилось множество  вариаций. Выдержанные в стиле салонного музицирования, они часто  основывались на песенных мелодиях народного происхождения, что в  свою очередь сказывалось на приемах развития и способствовало  постепенной выработке самобытного инструментального стиля. Картину развития русской камерно­инструментальной музыки  дополняют танцевальные миниатюры, непосредственно связанные  с любимыми бальными танцами — менуэтом, полонезом, экосезом.  Они становятся самостоятельными пьесами и наделяются новым  художественным содержанием, предвосхищая романтическое  направление в отечественной фортепианной музыке. Принципы симфонического мышления осваивались в сфере теат­ рально­музыкального искусства, в жанре одночастной увертюры к  оперному или драматическому спектаклю, которые отличались  яркостью и разнообразием тематизма. В зависимости от характера  спектакля увертюры могли быть драматическими и буффонными,  лирическими и народно­жанровыми.  И.Е. Хандошкин ­ выдающийся русский скрипач, дирижер,  педагог и композитор. Его творчество, непосредственно связанное с  исполнительской деятельностью, обогатило русскую музыку яркими,  художественно совершенными произведениями для скрипки и других  струнных инструментов. Самобытные черты стиля композитора  наиболее ярко проявились в вариациях на темы русских песен.  Сонаты Хандошкина являются значительным достижением в развитии  10 русской инструментальной музыки. Композитор первым в России  обратился к жанру сольной скрипичной сонаты. 11

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох

История русской музыки XVIII-XIX веков: обзор эпох
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018