История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)
Оценка 5

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
история +1
Взрослым
05.02.2018
История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)
Исследовательская работа посвящена истории села Семеновское на основе архивных документов Дмитровского музея, исторических публикаций, материалов школьного историко-краеведческого музея. История села начинается с 16 века, дается описание жизни крестьян, их занятия, устройство жилища. История села связана с сохранившейся усадьбой помещика Шопиевского, разрушенным храмом Казанской Божьей Матери.
История села Семёновское.doc
Н.П.Болдырева  История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века) С. Семеновское 2014  Центральная часть России … Волжская низина и Клинско­Дмитровская гряда, остаток древнего оледенения, она наиболее ярко выражена между  городами Клином и Дмитровом, отсюда и название – живописнейший  уголок Подмосковья.  А люди здесь поселились очень давно, задолго до прихода славян, в I ­ II веке до нашей эры и I веке нашей эры. Это были угро­финские племена, от которых пошли   мордва,   коми,   пермяки,   удмурты,   карелы.   Они   заняли   обширную территорию   междуречья   Оки   и   Волги   и   обитали   на   ней   до   славянской колонизации. В VIII – ХI веках славяне проникают сюда с севера и с юга. Памятниками угро­финских племён здесь остались названия Волгуша, Икша, Яхрома, Якоть, Лутосня, Клязьма, Талдом. Расположено село  на стыке трех районов:  Дмитровского,  Клинского и  Солнечногорского, где проходит живописная Клинско ­ Дмитровская гряда.  Недалеко от нас находится усадьба поэта Александра  Блока – Шахматово и  село Тараканово, где венчался А.Блок с Л. Менделеевой.  До Дмитрова от нас  45 км, до Н­Синьково ­ 25, а до Тараканово – всего 8 км. Рядом протекает извилистая речка  Лутосня, где в былые времена водилась  царская рыба хариус.  Именно в этом живописном уголке Подмосковья Дмитрий Лихачев в 80­х  годах 20  века предлагал создать природный национальный парк с имениями  Бекетовых – Блока, Менделеевых, Капустиных.  Это наша малая Родина. Малая Родина. Наше село Семёновское.  С ХVI века здесь располагался Каменный стан, по названию речки Каменки.  Впервые село упоминается в книге Холмогоровых в 1566 году: «село  Семёновское Каменского стана – дворцовое». Село наше относилось к  владениям царского двора (царём в то время был Иван IV Грозный). За  службу царь награждал бояр землями, сёлами, деревнями. Село Семёновское  было отдано боярину Щёкину Михайло Ивановичу. Позже принадлежало  Василию Матвеевичу Тырнову и его потомкам до 1667 года. По воспоминаниям старейших жителей, с которыми автору выпало счастье  беседовать, название  деревни произошло от имени Симеон (Семён) – первого  поселенца на этой земле. Хотя можно предположить, что название Семеновское пошло от  построенной позже каменной церкви и придела   Симеона Столпника. Ведь существовало второе название села –  Преображенское;  в честь Преображения Господне  был освящен крест на  колокольне. Точных сведений об этом нет. Первый деревянный храм в центре села был построен в 1696 году. Это была церковь  Казанской   Божьей   Матери.  С  тех   пор   престольными   праздниками села Семёновское стали – 4 ноября и 21 июля – праздники иконы Казанской Божьей Матери. В эти дни жители не занимались работой, а ходили в гости, на народные   гулянья,   отдыхали.   Приезжали   и   приходили   гости   из   окрестных усадеб  и деревень. Накрывали   столы  для  угощения,  пели  народные  песни, плясали под гармонь, водили хороводы.       В 1729 году была построена новая каменная церковь с приделом Симеона Столпника,   тогда   в   приход   входило   девять   деревень.   Документальных описаний   и   фотографий   церкви   не   сохранилось,   но   по   воспоминаниям старожилов она была построена на частные вклады и средства прихожан. В памяти   жителей она сохранилась как «белая церковь», просуществовала до Великой Отечественной войны. Это   был   однокупольный   храм   со   звонницей,   главный   крест   которого   был освещён   в   честь   праздника   Преображения   Господне,  в  алтарной   части   его находилась старинная икона «Преображение Господне», посвящённая этому празднику.   Церковь   окружала   металлическая   ограда   с   кирпичным   и аркообразным входом.        На территории церкви имелось пять­шесть захоронений священников и духовных лиц. Рядом с церковью был вырыт искусственный прямоугольный пруд. Церковную территорию украшало кольцо из лип и вязов, которые растут на этом месте до сих пор. Владельцем села Семёновское значится в документах М.И.Толстой, вероятно, после Тыртовых. Один из первых владельцев усадьбы был майор Докторов. В документах описывается, что в 1744 году в имении Семёновском «произошли крестьянские   беспорядки.   Отправленный   туда   с   командой   солдат   офицер, возвратился без успеха, приведя четырнадцать человек избитых крестьянами. Тогда был послан другой офицер с приказом в случае сопротивления крестьян для страху палить пыжами. Если же и после этого будут сопротивляться, то поступить как со злодеями». Так записано в архивных  документах. Вероятно, не сладко жилось семёновским крестьянам.      С 1852 года владельцем села значится полковник Александр Дмитриевич Чертков. Это было самое крупное имение в округе, в него входили: село Семёновское ­ 14 дворов, 123 человека (50 мужчин, 73 женщины); деревня Костино – 16 дворов, 131 человек; деревня Насоново – 8 дворов, 45 человек; деревня Нестерцево – 8 дворов, 45 человек; деревня Сальково – 9 дворов, 62 человека. Во владении А.Д.Черткова село Семёновское подошло к реформе 1861 года «Отмена крепостного права». После   отмены   крепостного   права   крестьяне   обязаны   были   выполнять определенные  казённые  работы,  платить  налоги  государству.  По  рассказам старожилов,   крестьяне   занимались   разными   промыслами:   сапожным, ткачеством,   изготовлением   гребней,   сбруи,   извозом,   плетением   корзин   из лозы, лаптей из лыка.                                    Работали   крестьяне   целыми   семьями   долгими   зимними   вечерами.   Затем продавали свои изделия на ярмарках, пополняя семейный бюджет. Ездили на рынок в Кимры, Рогачёво, продавали свои изделия скупщикам. Жили крестьяне в срубных избах. Их «срубали» из брёвен и складывали в сруб. Изба происходит от слов «истба», «истопка» ­ помещение, где есть печь. Крышу часто сооружали из соломы, а сверху укладывали слеги – деревянные шесты, чтобы солому не снесло ветром. Посмотрим, как была устроена внутренность избы наших жителей. Сердцем   крестьянского   дома   была   русская   печь,   которая   часто   занимала четвертую часть избы. Всё начинается «от печки» ­ говорят в народе. «Плясать от печи» ­ начинать с главного. И загадки, и пословицы говорят о главной роли печи в доме. Она обогревала дом, в её устье готовили пищу, на ней спали, она была и баней. В наших деревнях, по свидетельству старожилов, даже во второй половине 20 века устраивали  «баню» в печке.  О том, как   парились в печке,   рассказывали жители д. Кульпино Скалкина М.В., Уколова Л.И.  Это действо происходило так: печь истопят, вычистят от золы, настелют соломы в устье, затем берут с собой ушат с водой и веник внутрь. Парились по одному, по очереди. Уже гораздо позже стали строить бани,  в конце 20 века, да и то не у всех они были. В   крестьянском   доме   был   «красный   угол».   Здесь   висели   иконы,   лампада, расшитые полотенца. При входе в дом гости крестились и делали поклон в сторону икон. За божницу (место, где находились иконы) наши крестьянки клали молитвы, прятали важные документы, дорогие сердцу вещи.  В избе стояли стол с лавками, на лавках  спали, как на кровати, постелив рогожку или ватное одеяло.  Рядом с окошком помещалась скамья с прялкой. Прялка – обязательный атрибут крестьянской избы. На ней женщины пряли нити   из   шерсти   овец,   коз.   Потом   из   них   вязали   теплые   вещи.   В   более зажиточных   домах   стояли   ручные   ткацкие   станки,   на   них   изготавливали домотканые половики или ткали льняное полотно. Оно было жесткое, но в хозяйстве нужное.  Все эти и многие другие предметы крестьянского обихода можно увидеть в школьном музее Семёновской средней школы.  Правда, в музее находятся в основном предметы крестьянского быта первой половины   и   середины   20   века,   но   жизнь   крестьян   была   достаточно консервативной и предметы утвари долго оставалась без изменений. В ХVIII веке на окраине села построено каменное здание барской усадьбы (сейчас   ­   бывший   оздоровительный   лагерь   «Рассвет»).   В   конце   19­го   века последним   помещиком,   владевшим   усадьбой   был   господин   Шопиевский Николай Иванович. О жизни усадьбы этого периода рассказывала старейшая жительница села Семёновское Анна Николаевна Баранова (умерла на 91 году жизни). Она была девочкой и хорошо помнила жизнь в селе того периода, т.е. начало 20 века.    Автор   этих   строк   не   раз   беседовала   с   ней,   она   была   очень   интересная собеседница     и   мудрая   женщина,   хотя   образование   у   нее   было   3   класса церковно­приходской школы. Она рассказала, что помещик Шопиевский был образованным,   добрым   человеком.   У   него   было   три   сына   и   две   дочери. Младшую   звали   Юлия.  Крестьянских   детей   приглашали   в   барский   дом   на праздники, угощали гостинцами, пирожками, которые пекла супруга Николая Ивановича   с   помощницей.   Дети   крестьян   играли   вместе   с   господскими детьми.  В  усадьбе   были   цветники,  оранжерея,  фонтан.  Часто   проводились балы. И тогда к усадьбе подъезжали кареты. Приезжали дворяне из окрестных сел Матвейково, Космынки, Клусово,   Глухово, где были такие же барские усадьбы.   После   отмены   крепостного   права   (1861   года)   имения   Глухово, Клусово,   и представители этого известного рода часто бывали в усадьбе Семёновское. Господа прогуливались с зонтиками от солнца по парку, берёзовым аллеям.   Матвейково   принадлежали   роду   князей   Оболенских, В конце ХIХ века создаётся усадебный ансамбль, сохранившийся до наших дней.   Центром   ансамбля   являлся   барский   дом   оригинальной   архитектуры, построенный в стиле модерн. Был оформлен парк с новыми насаждениями и аллеями.   Парк   был   украшен   клумбами,   оранжереями,   гипсовыми   вазами, частично они сохранились.  На территории усадьбы находились хозяйственные постройки: дом для слуг (сохранился  до  наших дней), кухни, погреба,  ледники, конюшня,  каретный сарай (также сохранился), домик для сторожа. От имения Семёновское шла берёзовая   аллея   в   другую   усадьбу,   на   территории   которой     в   20   веке находился оздоровительный лагерь «Чайка». После октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики во   главе   с  В.И.Лениным,  помещик   Шопиевский   Н.И.  добровольно   оставил усадьбу и уехал за границу. Усадьба вскоре была опечатана. Ценности, скорее всего, были разграблены, а усадьба частично  разрушена. В конце 20­го века дети   Юлии   Шопиевской     жили   во   Франции.   Других   сведений   о   потомках Шопиевского не имеется.  В   1927   году   в   усадьбе   была   организована   крестьянская   коммуна, председателем   которой   стал   Пётр   Филиппович   Ульянов,   он   перевёз   в Семёновское   восемнадцать   семей   своих   родственников   из   села   Куликово Дмитровского уезда. В   период   1922­1929   годов   повсеместно   по   всей   России   закрывались монастыри и храмы. Не обошла эта участь и нашу церковь. Вначале Советской властью   были   вывезены   все   ценности   храма,   затем   арестовали   семью священника   и   увезли   куда­то.   Но   службы   в     церкви   продолжались   по выходным и праздничным дням с приезжим священником. Потом   храм был закрыт, разграблен и в годы войны 1941­1945 гг. разобран на хозяйственные нужды колхоза. От храма сохранилась часть подвалов. После войны на этом месте   был   построен   жилой   дом   Коняхиных.   В   наши   дни   сохранились двухсотлетние липы и вязы, и  глубокая яма от высохшего пруда.    В конце ХIХ века по реформе   Александра Второго в области народного образования в селе Семёновском открывается церковно­приходская школа. Она располагалась в деревянном доме в центре села, около пруда. Позже этот дом стал жилым домом для учителей. Последней в доме проживала учитель истории Семеновской школы, Пухова Зинаида Дмитриевна. В конце 20 века дом был продан,   разобран; сейчас там построен жилой дом современного типа. Пруд сохранился и продолжает приносить пользу.    А тогда, в церковно­приходской школе  учителем был Степан Дмитриевич Уклонский, который жил недалеко от с. Тараканово Солнечногорского уезда. В 1879 году на средства князей Оболенских была построена земская школа. Попечителем стал Шатловский Иван Иванович, купец, в школе закон Божий вел священник Флёров. Учительницей была Надеждина. В школе учился 41 ученик   (29   мальчиков   и   12   девочек).     Проверка   показала,   что   «учащиеся низменно   читают,   слабо   занимаются   по   арифметике»   (из   статистического отчета   Дмитровского   уезда).   Такие   скупые   сведения   остались   в   архивных документах.    В 1913 году была построена вторая каменная школа, в которой было четыре класса   (с   1   по   4   класс).   Здание   из   красного   кирпича     сохранилось   до настоящего времени. Там находился фельдшерско­медицинский пункт, затем общежитие для рабочих Агрофирмы «Рассвет».  Такова история села Семёновское  до  конца 20­х годов двадцатого века. Источники и литература 1. В. Афанасьев «Описание Московского уезда». М., 1884. 2. Дмитров. 1154 – 2004. Сост. И.Н. Кишкин. Редактор И.Н. Курышев. – ГУП «Кимрская типография», 2004. 3. Дмитровский край. И.Н. Кишкин, Н.Н. Попов. Издательство «Стрелец», 1993. 4. И. Кишкин «Дмитровский хронограф» ­ изд. ТОО «Встреча»,1992. 5. Н.И. Костомаров «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», М., «Экономика», 1993. 6. Памятники Отечества: Мир русской усадьбы. № 25 – М., 1992. 7. Краеведческие материалы фонда музея – заповедника   «Дмитровский Кремль». Архив. 8. Материалы   школьного   краеведческого   музея   Семеновской     средней школы. Болдырева Нина Петровна  учитель истории Семеновской  ООШ,   руководитель школьного краеведческого музея. Село Семеновское Дмитровский район  Московская область

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)

История  села Семёновское Дмитровский район Московская область (ХVI век – начало ХХ века)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018