История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.
Оценка 4.7

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
10 кл
12.02.2017
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века.Греко-персидские войны по данным первоисточников дошли до наших дней в интерпретации античных авторов. Наиболее достоверным по этому вопросу считается труд Геродота Галикарнасского. После изгнания его из родного города, в середине V в. до н. э., он проехал по всему Средиземноморью, а также от Скифского государства до Египта, собирая информацию по греко-персидским войнам и другим событиям. В своей книге Ιστοριης Απόδειξη, известной на русском языке как «История», он описал завоевания Крёзом Ионии, другие события и закончил повествование историей падения Сеста в 479 до н. э.. Полагают Геродот всего лишь повторил то, что ему рассказывали, не подвергая услышанное критическому анализу, таким образом, давая нам отчасти правду, отчасти – преувеличения, а также политическую пропаганду. Древние авторы рассматривали его работу как лучшую по качеству, по сравнению с работами его предшественников. За этот вклад Цицерон даже назвал его отцом истории.
Греко-персидские войны,.docx
История в системе социально­гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Выполнила Кушнарёва Татьяна  Павловна Тема:     Греко­персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война. Греко­персидские   войны   по   данным   первоисточников   дошли   до   наших   дней   в интерпретации   античных   авторов.     Наиболее   достоверным   по   этому   вопросу считается труд Геродота Галикарнасского. После изгнания его   из родного города, в середине V в. до н. э., он  проехал по всему Средиземноморью, а также от Скифского государства до Египта, собирая информацию по греко­персидским войнам и другим событиям.     В   своей   книге   ,   известной   на   русском   языке   как «История»,   он   описал   завоевания   Крёзом   Ионии,   другие     события   и   закончил повествование историей падения   Сеста в 479 до н. э..  Полагают Геродот всего лишь повторил то, что ему рассказывали, не подвергая  услышанное критическому анализу, таким образом,   давая нам отчасти правду,   отчасти – преувеличения,     а также политическую пропаганду. Древние авторы рассматривали его работу как лучшую по качеству, по сравнению с работами   его предшественников.   За этот вклад Цицерон даже назвал его отцом истории.  Ιστοριης Απόδειξη   Фукидид   Афинский   намеревался   начать   работу   с     того   места,   где   окончил Геродот, т. е., пожелал завершить дело Геродота  ­ представить описание окончания Пелопоннесской войны в 404 до н. э. Его труд называется  , известный на русском языке как «История Пелопоннесской войны» или просто «История». Однако, есть   свидетельства,   что   он   умер   перед   завершением     этой   работы,   поскольку   он написал только о первых двадцати годах Пелопоннесской войны и совсем немного дал информации   относительно   того,   что   случилось   раньше.   События   греко­персидских войн даются в I книге, параграфах 89—118.  Ξυγγραφη Среди более поздних авторов исследователи выделяют Эфора Кимского, который в IV в. до н. э. написал универсальную книгу по истории, включающую   в себя также события этих войн.   Позже Диодор Сицилийский в I в. нашей эры создал исторический труд,  где была также описана история Пелопонесской войны.  Но самым близким по содержанию     к   персидскому   источнику   в   греческой   литературе   считается     труд Ктесия, который был личным врачом Артаксеркса III Оха, описавший в IV в. до н. э. историю   Персии   по   персидским   источникам.   В   нём   он     утверждает,   что   его информация точна, так как он получил сведения от персов (из первоисточников). К сожалению,   работы   последних   авторов   полностью   не   сохранились   ­   фрагменты представлены в Мириобиблоне.  Их собрал Фотий   (константинопольский патриарх в IX веке н.э.).        Рассказы о   событиях     этих войн также можно было найти на страницах ещё нескольких источников: в книге Eklogai, императора Константина VII Багрянородного (913—919) и в словаре Суды ­ X век н. э. Предполагают, что они были утрачены  вместе с императорской библиотекой Святого Дворца в Константинополе. Их уничтожили  крестоносцы ­ участники   четвёртого крестового похода в 1204году. И сегодня историки вынуждены сравнивать труды Геродота и Фукидида с работами более   поздних   авторов,   такими   как   написанные   во   II   в.   н.   э.     «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и справочник по южной Греции, собранный в то же самое время   географом   и   путешественником   Павсанием   (не   путать   со   спартанским полководцем).          в Греции. рабства распространению Некоторые древнеримские историки считают, что Греко­персидские войны оказали существенное   влияние   на   социально­экономическое   развитие   Эллады.   Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка   приобретать   их.   Тем   самым   греко­персидские   войны   способствовали широкому   После изгнания персов из Греции наступил подъем экономики. В сельском хозяйстве стал широко применяться рабский труд, почти в каждом хозяйстве теперь появились рабы.   Однако   крупные   рабовладельческие   хозяйства   были   исключением,   главным производителем оставался средний крестьянин. Само хозяйство приобрело товарный характер, сократились посевы зерновых, расширились площади, занятые виноградом и оливой. Значительная часть продукции продавалась на внутреннем рынке, часть шла на   экспорт.   Чрезвычайные   изменения   претерпело     ремесленное   производство,   чему способствовало особое положение Афин как крупнейшего центра, объединившего вокруг себя многие города Эллады. В силу того что основу мощи Афин составлял флот, бурно развивались   кораблестроение   и   связанные   с   ним   отрасли   ремесла.   Руководители афинской   демократии   стремились   сделать   свой   город   красивейшим   в   Элладе, осуществлялась   грандиозная   строительная   программа,   что   вызвало   подъем строительного   дела   –   от   работ   в   каменоломнях   до   обработки   слоновой   кости   и золочения статуй.        где серебро. рудники,   добывалось   Лаврионские Важной отраслью экономики  Афин было горное  дело – на территории Аттики находились   В   Афинах   преобладали   мастерские   с   двумя­тремя   рабочими;   в   некоторых   же отраслях специфика производства и достигнутая степень разделения труда требовали большего количества производителей. По подсчетам современных исследователей, для нормального функционирования мастерской по переработке добытой в Лаврионе руды необходимо было в среднем 33 рабочих. Рабский труд в  ремесленном  производстве использовался гораздо шире, чем в сельском хозяйстве. В мастерских, как правило, работал сам хозяин   ­ свободный собственник с одним­двумя рабами. Рабы стоили недорого, и после двух­трех лет работы затраты окупались. Дорого платили только за обученных   рабов,   имевших   какую­нибудь   специальность.   В   больших   мастерских работали почти исключительно рабы.   Практически, рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды – самых трудоемких отраслях хозяйства. Развитие ремесла и рост товарности сельского хозяйства способствовали развитию обмена. С внешнеполитическими успехами Афин и возрастанием их роли как крупнейшего экономического   центра   связано   и   дальнейшее   развитие   афинской   демократии.   В середине V в. до н. э. были проведены  ряд политических реформ, в результате которых в Афинах окончательно оформился демократический строй. Об этом писали в своих работах, например, Юстин и Корнелий Непот. V в.   до   н.   э.   в   древнегреческой   истории   обычно   называют   «золотым   веком»,   а также «веком Перикла».   Перикл ­ крупнейший государственный деятель Эллады.   Глава афинской республики родился в 495 г. до н. э. (дата условная, не совсем точная). Он многое сделал для процветания своей родины   ­ Афин. Перикл проявил себя как осторожный   и   дальновидный   политик,   блестящий   оратор,   разносторонне образованный   для   своего   времени   человек   –   непрестанно   заботился   о   том,   чтобы Афины стали «центром просвещения Эллады. Известно, что он поддерживал близкие отношения   с   софистом   Протагором,   трагиком   Софоклом,   скульптором   Фидием, историком Геродотом и др. В своём доме также часто собирал выдающихся учёных, известных   писателей   и   художников.   По   свидетельству   историка   Плутарха,   он принадлежал к «самым   древним родам в Афинах». Его отец Ксантипп командовал греческим   флотом   в   битве   при   Микале.   Мать   была   родственницей   Клисфена.   Она происходила из древнегреческого аристократического рода — Алкмеонидов. Одним из воспитателей   Перикла   был   известный   философ   Анаксогор.     Однако,   разделяя убеждения   демократов,   сам   Перикл   сумел   ослабить   власть   аристократии   в государстве, которая была уже значительно подорвана в предшествующие годы. По его   инициативе   присяжные   и   члены   Совета   получали   ежедневную   плату   за   свою службу, а рядовые граждане Афин — деньги на театральные представления. Таким образом,   все,   независимо   от   материального   состояния,   могли   участвовать   в общественной   жизни   и   управлении   государством,   что   и   является   идеалом   для подлинной демократии, идеалом, который был осуществлен на практике, пожалуй, только в те древние времена. Перикл считал также, что все граждане имеют право на   развлечения,   и   экономически   подтверждал   это   право.   Последовательная демократизация   государственного   строя   Афин   –   главная   задача,   стоявшая   перед Периклом и его единомышленниками в борьбе с олигархами. Поэтому его популярность росла среди простых афинян, а  дела сами говорили за себя – они отражали интересы большинства афинских граждан. При Перикле Афины, сыгравшие одну из ведущих ролей в победе над Персией, заняли главенствующее положение в Центральной Греции. Постройка Длинных стен сделала город   неприступной   крепостью,   объединяющей   сами   Афины   и   порт   Пирей. Перикл   отстраил   Акрополь,   объединил   под   властью   Афин   Эгину,   Беотию,   Фокиду, Локриду, заключил мирный договор с Персией, а чуть позже, на 30­летний срок, со Спартой. Он посылал афинских граждан осваивать далекие колонии во Фракии, на островах,   вдоль   побережья   Черного   моря.   Его   политическая   и   хозяйственная деятельность начинаниях. Но вскоре началась Пелопоннесская война, длившаяся с некоторыми перерывами почти 30 лет. Основной ее причиной стал конфликт между Афинами и Коринфом — давними неутомим   огромна, в   своих       он торговыми   конкурентами.   В   поисках   новых   рынков   афиняне   проникли   в   западные торговые районы, вытесняя оттуда коринфян, которые настояли на вмешательстве в вооруженный конфликт Спарты — традиционного военного и политического соперника Афин. Вторжение на территорию Афинского государства мощной спартанской армии, непобедимой до того в открытом бою, заставило все окрестное сельское население укрыться   за   стенами   Афин.   Страшная   скученность   привела   к   беде:   буквально   на второй   год   войны   в   городе   вспыхнула   эпидемия   сыпного   тифа.   Умерли   и   сыновья Перикла   от   его   первой   жены.   Перикл   настоял   на   том,   чтобы   народное   собрание признало   его   сына   Перикла­младшего,   рожденного   от   Аспасии,   полноправным афинянином. И сограждане, чтя заслуги стратега, приняли такое решение. В 429 г. до н. э. болезнь настигла и самого Перикла. После его смерти Афины больше никогда не смогли найти себе руководителя, подобного Периклу. В 404 г. до н. э. Пелопоннесская война закончилась поражением Афин. Их «золотой век», а вместе с ним и «золотой век» всей Эллады быстро покатился к закату. Спарта с готовностью откликнулась на призыв Коринфа Древние Афины и Спарту можно назвать в какой­то мере городами­антиподами. В конце концов, противоречия, которые между ними существовали много лет, привели к вооруженному конфликту.. Чтобы полнее представить причины, нужно изучить особенности каждого из этих городов­государств. Афины   ­   великий   полис,   расположенный   в   Аттике   и   игравший   огромную   роль   в истории и жизни народов Древней Греции. Особое значение Афины оказали на культуру и общественно­политическую жизнь Эллады. Здесь зародилась демократия, появился первый театр, развивалась философия и другие науки. Афиняне считали, что их полис был   образован   благодаря   мифическому   герою   Тесею.   Хотя   Афины   считались демократическим государством, у власти здесь стояли крупные землевладельцы, из числа которых избирались члены совета старейшин. В V веке до нашей эры Афины достигли   расцвета   своего   могущества.   Архитектура,   скульптура,   ораторское мастерство,  литература   и  науки  этого   полиса   были  образцом   для  всей   остальной Греции.   Спарта   ­   могущественный   город,   располагавшийся   в   области   Лакония   на Пелопоннесском   полуострове.   Второе   официальное   название   Спарты   –   Лакедемон. После захвата дорийцами Пелопоннеса Спарта выдвинулась в Лаконии на роль главного полиса.   Произошло   это   не   сразу.   Вначале   она   ничем   не   выделялась   среди   других городов­государств.   Изменения   произошли   во   времена   деятельности   Ликурга. Государственный   строй   Спарты   –   рабовладельческая   олигархическая   республика. Возглавляли полис два царя, власть которых была наследственной. Совет старейшин (герусия)   избирался   из   числа   наиболее   знатных   и   почитаемых   семейств.   Здесь действовал   возрастной   ценз   –   претенденту   должно   быть   не   менее   60   лет. Существовало в Спарте и народное собрание, но оно было пассивным. Особенностью Лакедемона было строгое разделение  обязанностей. Спартанцы занимались  только военным делом. Все остальные занятия были уделом периэков (свободное население Лаконии и Мессении) и илотов. Истинные причины Пелопонесской войны состояли в следующем: два крупнейших государства   Греции   образовали   вокруг   себя   альянсы   полисов:   Пелопонесский, возглавляемый Спартой, и Делосский (под предводительством Афин). Рано или поздно интересы  этих  могущественных   держав   должны  были  столкнуться.   После  Малой Пелопонесской   войны   Афины   и   Спарта   заключили   мирный   договор,   получивший название «Тридцатилетний». Но обе стороны были уверены в том, что продлится он недолго, слишком сильны были противоречия.  Во­первых, Спарта опасалась усиления влияния   Афин.   После   окончания   греко­персидских   войн,   во   время   которых   все разногласия были забыты перед лицом общего врага, спартанцы попытались помешать строительству афинских Длинных стен, но безуспешно. Во­вторых, Экспансия Афин в Южной Италии, Сицилии и Греции беспокоила союзников Спарты. Коринф, который из­за   усиления   влияния   афинян   в   этих   регионах   стал   нести   убытки   в   торговле, требовал   у   правителей   Лакедемона   объявления   войны   и   грозил   выйти   из Пелопонесского союза. В третьих,  Афины давали приют всем противникам Спарты, а та,  в  свою  очередь,  принимала  врагов  афинской  демократии. Такие  действия  обеих сторон   способствовали   нарастанию   напряженности   между   ними.   Пелопонесская война, кратко говоря, была вызвана политическими и экономическими разногласиями между Афинами и Спартой. Коринф только дал повод. Столкновения между двумя крупными   полисами   привели   к   самому   кровопролитному   военному   конфликту   в Древней Греции. Список литературы 1. Всемирная история, том 4, Отв. ред. И.А. Алябъев.  ­ Минск Москва Харвест АСТ ­ 2000,  гл.2­3.Кузи 2. Историография античной истории: Учеб.  пособие / Отв. ред. В. И. Кузищин. – М.: Высшая школа, 1980. 3. История Древнего мира и Средних веков 5­6 кклассы. –М.: Издательский  дом «Дрофа», 1997 История в системе социально­гуманитарных наук. Основы методологии  исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Выполнила Кушнарёва Татьяна  Павловна Тема: Реконкиста в VIII­XIII вв.  Её влияние на развитие стран Пиренейского полуострова. Реконкиста ­ исп. и порт. Reconquista  ­ отвоевание (Иллюстрация 1.) Реконкиста и основание Португалии и Испании 790—1300 гг. Реконкиста   в   переводе   с   испанского   языка,   означает   –   отвоевание.   Широкое движение военных колонизаций испанского государства и христианского строя на юге страны.   Именно   оно   определяло   социальный   и   экономический   статус   культурного развития   страны.   Под   руководством   этого   строя,   начало   стремительно распространятся скотоводство, ведь для этого требовалось гораздо меньше рабочих. Во   время   военных   действий,   гораздо   легче   было   спасти   стада   от   врага,   чем   свои посевы.   Также   была   широко   распространена   конница,   для   которой   был   отведён отдельный ландшафт.  Началась  Реконкиста сразу  после  завоевания  маврами  Испании  и длилась  около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной   территории.   Крестьяне,   участвуя   в   войнах,   приобретали   не   только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, доби­ вались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захва­ тить богатую добычу. Кроме коренных жителей полуострова, в Реконкисте времена­ ми участвовали французские и итальянские рыцари. Папы не раз призывали христиан к Крестовым походам против мусульман в Испании. В ходе Реконкисты на севере Пире­ нейского полуострова образовались королевства Кастилия (в переводе – «Страна зам­ ков»), Арагон, а в Пиренейских горах – Наварра. На западе полуострова из Кастилии вы­ делилось королевство Португалия. Около 1030 года Кордовский халифат распался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Реконкисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусульманские княжества стали лег­ кой добычей для христианских правителей. В конце XI века христиане заняли город То­ ледо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. Позднее Арагон за­ владел крупным мусульманским центром ­ Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христиан на юг нарастало. В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полу­ острова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В следующие десятилетия Ка­ стилия заняла крупнейшие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее – в Южной Италии. У мавров осталась лишь богатая область на юге – Гранадский эмират. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испа­ нии возник один из центров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледель­ цами, ремесленниками, торговцами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, посла­ ми, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­ реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христиан­ ской Испании долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Реконкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евре­ ев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей веры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуться к своей вере.  Но крестившиеся евреи не были признаны рав­ ноправными с христианами. Возникшие на Пиренейском полуострове государства были сословными монархия­ ми.   Сначала   в   Кастилии   короли   созывали   на   совет   высшую   светскую   и   церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей горожан и даже сво­ бодных крестьян. Так возникло собрание представителей сословий – кортесы (от слова «корт» – королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Фран­ ции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в издании законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиреней­ ском полуострове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с уча­ стием крестьян. В конце XV века наступил последний этап в объединении страны. В 1479 году под властью супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Францией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10­летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских коро­ левства – Испания и Португалия. (Иллюстрация 2.) Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский  Реконкиста   проводилась   под   лозунгом   борьбы   христиан   против   ислама.   Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям пришлось пересе­ литься в Северную Африку. Испанию покинула значительная часть торговцев и ремес­ ленников, что оказалось для страны тяжелой потерей. Фердинанд и Изабелла неда­ ром называли себя «католическими королями»: они пожелали сделать Испанию чисто христианской страной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения ере­ тиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по­ ка Торквемада стоял во главе инквизиции, тысячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»). (Иллюстрация 3.) Томас Торквемада  Сразу после взятия Гранады король и королева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испанские колонии в Америке или в Нидерланды. Список литературы Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. – М., 2012 Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999 История Средних веков. 2 т.: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. – 5­е изд., дораб. И доп.– М.: Изд­во МГУ, 2005  Ссылки на ресурсы сети Интернет: Historic.ru . Wholehistory.ru  Edengarden.ru . 2. Якобинская диктатура. Проблемы происхождения и сущности якобинской диктатуры   в   исторической   науке.   Франция   в   эпоху   термидора   и Директории.   1794­1799   гг.   Французская   революция   конца  XVIII  века   в зарубежной и отечественной науке. Якобинцы пришли к власти в очень тяжелый для Франции момент. Их вынесла волна народного протеста против власти жирондистов, которые не смогли, да и не хотели действовать быстро и решительно в интересах народных масс, в интересах спасения и развития революции. Но и буржуазные демократы – якобинцы не сразу предприняли необходимые действия в этом направлении. Сразу же по приходе к власти якобинцы пошли на встречу требованиям крестьянства. Декретом 3 июня Конвент установил   льготный   порядок   продажи   конфискованных   земель   эмигрантов малоимущим  крестьянам  – мелкими  участками с  рассрочкой платежа  на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети жителей общины. Наконец, 17 июля, осуществили главные   требования   крестьянства,   Конвент   принял   постановление   о   полном, окончательном и безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов.   Феодальные   акты   и   документы   подлежали   сожжению,   а   хранение   их наказывалось   каторгой.   Крестьянство   после   новых   аграрных   законов   решительно перешло   на   строну   якобинской   революционной   власти.   Крестьянин   –   солдат республиканской   армии   дрался   теперь   за   свои   кровные   интересы,   которые   слились воедино с великими задачами революции. В этих новых экономических и социальных условиях   и   заключался,   в   конечном   счете,   источник   мужества   и   отваги   армий Республики.   С   такой   же   революционной   решительностью   и   быстротой   якобинский Конвент   принял   и   представил   на   утверждение   народа   новую   Конституцию. Якобинская   Конституция   1793   года   делала   большой   шаг   вперед   по   сравнению   с Конституцией   1791   года.   Это   была   самая   демократическая   из   буржуазных конституций   XVIII   –   XIX   вв.   В   ней   нашли   отражения   идеи   Руссо,   которыми   так увлеклись якобинцы. Однако уже в 1793 году принимается следующая конституция, которая     устанавливала   во   Франции   республиканский   строй.   Теперь   высшая законодательная власть перешла к Законодательному собранию, избираемому всеми гражданами ( мужчинами ) достигшим 21 год; важнейшие законопроекты подлежали утверждению народом на первичных собраниях избирателей. Высшая исполнительная власть   предоставлялась   Исполнительному   Совету   из   24   человек;   половина   членов этого   Совета   ежегодно   подлежала   обновлению.   Принятая   Конвентом   новая Декларация   прав   человека   и   гражданина   объявляла   правами   человека   свободу, равенство,   безопасность   и   собственность,   а   целью   общества   ­   «всеобщее   счастье». Свобода   личности,   вероисповедания   ,   печати,   подати   петиций,   законодательной инициативы,   общественную   помощь   в   случае нетрудоспособности,   право   на   сопротивление   угнетению   –   таковы   были демократические принципы, провозглашенные Конституцией 1793 года. Конституция была   поставлена   на   утверждение   народа   –   первичных   собраний   избирателей   –   и одобрена большинством голосов. Ожесточенная классовая борьба заставила, однако, якобинцев   отказаться   от   практического   осуществления   Конституции   1793   года. Крайняя   напряженность   внешнего   и   внутреннего   положения   Республики, сражавшейся   с   многочисленными   и   непримиримыми   врагами,   необходимость организовать   и   вооружить   армию,   мобилизовать   весь   народ,   сломить   внутреннюю контрреволюцию и искоренить измену – всё это требовало крепкого централизованного руководства.   право   на   образование, Ещё   в   июле   Конвент   обновил   созданный   ранее   Комитет   Общественного спасения.   Дантон,   игравший   до   этого   руководящую   роль   в   Комитете   и   всё   более проявлявший примиренческое отношение к жирондистам, был отстранен. В состав Комитета   в   разное   время   были   выбраны   обнаруживший   непреклонную   волю   к подавлению контрреволюции Робеспьер и полные революционной энергии и смелости Сен­Жюст и Кутон. Выдающийся организаторский талант в создании вооруженных сил республики проявил избранный в Комитет крупный математик и инженер Карно. Фактическим   руководителем   Комитета   Общественного   спасения   стал   Робеспьер. Воспитанный   на   идеях   Руссо,   человек   твердой   воли   и   проницательного   ума, неустрашимый в борьбе с врагами революции, далекий от всяких личных корыстных расчетов.   Комитет   Общественного   спасения,   подотчетный   Конвенту,   превратился под   руководством   Робеспьера   в   главный   орган   якобинской   диктатуры.     Ему подчинялись   все   государственные   учреждения   и   армия.     Ему   принадлежало руководство внутренней и внешней политикой, делом обороны страны. Большую роль играл   также   реорганизованный   Комитет   общественной   безопасности,   на   которой возложена была задача вести борьбу с внутренней контрреволюцией. Конвент и Комитет Общественного спасения осуществляли свою власть через комиссаров   из   числа   депутатов   Конвента,   которые   направлялись   на   места   с чрезвычайно широкими полномочиями для подавления контрреволюции и реализации мероприятий  революционного   правительства.   Комиссары   Конвента   назначались   и   в армию,   где   они   проводили   огромную   работу:   заботились   о   снабжении   войск   всем необходимым,   контролировали   деятельность   командного   состава,   беспощадно расправлялись с изменниками, руководили агитацией и т.д. Большое значение в системе революционно   –   демократической   диктатуры   имели   местные   революционные комитеты.   Они   следили   за   выполнением   директив   Комитета   Общественного спасения,   вели   борьбу   с   контрреволюционными   элементами,   помогали   комиссарам Конвента   в   осуществлении   стоявших   перед   ними   задач.   Видную   роль   в   период революционно–демократической диктатуры играл якобинский клуб с его разветвленной сетью   отделений.   Большим   влиянием   пользовались   также   Парижская   коммуна   и комитеты 48 секций Парижа. Так сильная централизованная власть в руках якобинцев сочеталась с широкой народной инициативой снизу. Мощное движение народных масс, направленное   против   контрреволюции,   возглавлялось   якобинской   революционно­ демократической диктатурой. К   лету   1793   года   силы   антифранцузской   коалиции   выросли   во   много   раз. Промышленность и финансы Англии, её флот и многие армии европейских стран были использованы против революционной Франции. Чтобы выстоять и победить, Франции требовалось   военная   сила,   техника,   хотя   бы   минимальное   обеспечение   армии   всем необходимым,   а   также   уверенность   в   справедливости   войны,   сила   духа   и революционный   подъем.   Для   большей   согласованности   действий   старых   линейных частей, которые составляли армию до революции, с волонтерскими войсками, менее обученными и дисциплинированными, надо было слить воедино всю армию. Комитет Общественного   спасения   провел   «амальгаму»,   т.е.   соединение   линейных   полков   с волонтерскими. Волонтерские части подняли дух всей армии. Многие из волонтеров горячо   поддерживали   якобинцев.   «Мир   хижинам,   война   дворцам»   –   главный   лозунг французской   армии.   В   течении   1793   года,   в   период   якобинской   диктатуры, обострилась борьба с католической церковью как оплотом реакции. По всей Франции осенью   1793   года   проводилась   «дехристианизация».   Священников   заставляли отказываться   от   сана,   закрывали   церкви.   Коммуна   Парижа   в   ноябре   1793   года запретила   католическое   богослужение.   Эти  меры   использовали   враги   Франции   для контрреволюционной   агитации,   и   через   месяц   Конвент,   учитывая   недовольство крестьян,   принужден   был   принять   декрет   о   свободе   культов.   Наиболее   левые группировки,   особенно   последователи   Эбера,   так   называемые   эберисты,   проводя «дехристианизацию»,   весьма   активно   вводили   «культ   Разума»,   стремясь   заменить старые   религиозные   праздники   новыми,   устраивая   торжественные   шествия, процессии, поклонения Разуму, который представляла актриса в лазоревом одеянии. Якобинцы не были однородной группировкой. Они представляли собой блок различных в классовом   отношении   сил:   демократическую   буржуазию   (среднюю   и   мелкую   ), городское   плебейство   и   большую   часть   крестьянства.   В   период   военных   неудач,   в период борьбы против власти жирондистов якобинцы были сплочены, они боролись против общего своего врага. «Снисходительные» или умеренные (как тогда называли дантонистов ), а также народные низы – участники секций и Парижской Коммуны ­ санкюлоты   некоторое   время   поддерживали   основное   ядро   якобинского   блока   – робеспьеристов,   которые   твердо   стояли   за   республику,   стремясь   к   ограничению чрезмерного   богатства   и   ликвидации   крайней   нищеты.   Робеспьер   и   его   сторонники стремились не к уравнению имущества, а к всеобщему политическому равенству. « Мы никогда не претендовали на равенство имуществ, а считаем необходимым равенство прав и счастья».   Руководители   Парижской   Коммуны,   деятели   секций   Парижа   требовали   защиты интересов бедноты . Наиболее ярким их представителем был Шометт , который , как и   большинство   революционных   деятелей   ,   был   молод   (26   лет)   и   с   самого   начала пытался   влиять   на   якобинскую   диктатуру   в   интересах   беднейшего   населения. Крайним противником «снисходительных» был Эбер .   Эберисты выступали против католической церкви , ратовали за строжайшую борьбу со спекуляцией и выполнения максимума , требовали раздела крупных ферм и имущества «подозрительных». Под влиянием  левых   в  конце  февраля  1794  года  были  приняты  «вантозные  декреты»   о бесплатном   разделе   имущества   «подозрительных»   (врагов   революции)   между неимущими. Якобинцы пошли на это, так как раздел должен был увеличить число собственников из неимущих и тем самым расширить круг людей , поддерживающих якобинскую   диктатуру.   Но   эти   декреты   натолкнулись   на   крайне   враждебное отношение многих членов Конвента.  Пришедшие   к   власти   представители   реакционной   буржуазии   отменили   многие социально   значимые   решения   якобинцев.   Были   сняты   ограничения   с   торговли   и ценообразования,   отменена   льготная   распродажа   национальных   имуществ   мелким приобретателям. В стране начался рост цен, инфляция, голод. Массовый террор был прекращен:   репрессии   теперь   чинились   в   основном   в   отношении   якобинцев   и   их сторонников. Органы власти подверглись чистке, был ограничен в своих действиях, а затем   и   вовсе   упразднен   Революционный   трибунал.   Был   закрыт   Якобинский   клуб, распущена Коммуна Парижа, ликвидированы революционные комитеты на местах. В термидорианский Конвент  были введены сторонники жирондистов. Термидорианцы приняли новую Конституцию 22 августа 1795 г. (Конституцию III года Республики). Над проектом работали члены комиссии во главе с Донý. Новый текст Конституции включал   в   себя Декларацию   прав   и   обязанностей   человека   и   гражданина (31 статья)   и   377   статей   основного   закона   (самая   большая   по   объему   конституция Франции).   В   Декларации   уже   отсутствовали   некоторые   права   и   свободы, гарантированные в 1793 г.: свобода собраний, печати, право на восстание. Равенство понималось   только   как   равенство   перед   законом.   Было   отменено   всеобщее избирательное   право   и   восстановлен   имущественный   ценз.   представительства,   при которой   палаты   уравновешивают   друг   друга.   Законодательный   корпус   состоял из Совета 500 и Совета старейшин. В первый Совет входило 500 депутатов, достигших возраста 30 лет, во второй – 250 депутатов не моложе 40 лет. Оба совета должны были   обновляться   ежегодно   на   одну   треть.   Только   Совет   500   обладал законодательной   инициативой,   он   обсуждал   законопроекты.   Совет   старейшин должен   был   их   принимать   или   отвергать.   Термидорианцы   были   сторонниками разделения властей, и данный принцип был последовательно проведен в Конституции III года. Исполнительная власть вручалась Директории из пяти членов. Они избирались Советом старейшин по списку из 50 кандидатов, составленному Советом 500 (путем тайного   голосования).   Власть   не   должна   была   долго   находиться   в   одних   руках, поэтому   ежегодно   один   из   директоров   должен   был   сменяться.   Председателем Директории   на   три   месяца   становился   по   очереди   один   из   ее   членов.   Директория обнародовала законы, следила за безопасностью государства, коллективно руководила его   вооруженными   силами   (единоличное   руководство   со   стороны   директора исключалось), назначала высших должностных лиц (в том числе министров). Она была лишена законодательной инициативы и должна была сообщаться с Законодательным корпусом только посредством письменных посланий. Данные положения показывают, насколько авторы основного закона опасались узурпации высшей власти одним лицом или группой лиц, как это было при якобинцах. Местное управление также подверглось реорганизации.   Был   упразднен   дистрикт,   а   кантон   превращен   в   административный округ.   Администрации   на   всех   уровнях   были   выборными   и   сменяемыми,   каждая подчинялась администрации более высокого уровня. Директория контролировала их деятельность   посредством   назначенных   комиссаров.   Была   восстановлена   в   целом судебная система первых лет революции (Верховный суд, Кассационный трибунал и другие инстанции). Термидорианцы избавили буржуазию от угрозы якобинского террора, но они не смогли обеспечить   ей   сохранение   стабильности   и   порядка.   Для   четырех   лет   правления Директории   была   характерна   частая   смена   политического   курса.   Чтобы противостоять,   с   одной   стороны,   монархистам,   с   другой   стороны,   левым республиканцам,   ей   приходилось   склоняться   то   влево,   то   вправо   (так   называемая «политика качелей»), не один раз осуществляя перевороты и чистки Законодательного корпуса. Это породило крайнюю непрочность созданных Конституцией структур. Все более в обществе ощущалась потребность в укреплении власти. В качестве средства стабилизации   обстановки   выступила   французская   армия,   выдвинувшая   на политическую авансцену способного полководца и государственного деятеля Наполеона Бонапарта (1769–1821). В союзе с двумя директорами Сиейесом и Роже­Дюко генерал Бонапарт   произвел   переворот   9–10   ноября   1799   г. (18–19   брюмера   VIII   года Республики).   Во   время   переворота   директора   сложили   свои   полномочия,   после некоторого   сопротивления   и   применения   военной   силы   Законодательный   корпус также согласился прекратить свою деятельность, передав власть трем временным консулам   –   Сиейесу,   Роже­Дюко   и   Бонапарту.   Брюмерский   переворот   фактически завершил   историю   Великой   революции   и   положил   начало   новому   периоду   –   эпохе Консулата и Первой империи. Великая французская революция имела огромное историческое значение, так как по своему характеру являлась народной, буржуазно­демократической. Она покончила с феодально­абсолютистским   строем   и   тем   самым   способствовала   развитию прогрессивных для того времени капиталистических отношений, а также  ­ заложила основу   прочных   революционно­демократических   традиций   французского   народа   и, главное, оказала серьёзное и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и многих других стран в том числе и России. Французская революция стала органическим элементом российской и советской политической культуры, ее понятия ­ своеобразным кодом. Еще в предоктябрьские годы большевики и меньшевики в ходе ожесточенных споров о путях русской революции постоянно обращались к по­разному толкуемому опыту Франции конца ХVIII в. Когда в большевистской партии развернулась острая борьба по вопросам дальнейшего развития страны, вновь Французская революция (прежде всего проблема термидора) оказалась на острие политической полемики. Постоянная апелляция к революционному опыту Франции   конца   ХVIII   в.   в   предоктябрьский,   а   затем   и   в   послеоктябрьский   период привела   к   тому,   что   после   разгрома   "уклонов"   в   партии   потребовалось   создание   в нашей   историографии   единой,   официально   признанной   концепции   не   только Октябрьской, но также и Французской революции. Такая концепция была выработана, отчасти и официально "декретирована", в конце 20­х ­ 30­е годы ­ она доминировала в нашей литературе и исторической науке   вплоть до конца 60­х, а во многом ­ до начала 80­х   гг.       Труды,   созданные   советскими   историками,   поставили   целый   ряд   новых проблем и обогатили знания о Французской революции. В   середине   80­х   гг.   в   нашей   историографии   наметились   сдвиги,   обновление   и диверсификация   проблематики.   Появился   ряд   интересных   работ,   посвященных дворянству,   буржуазии,   истории   жирондистов,   как   особой   формы   политической организации буржуазии. Новым поколением историков начинает осваиваться важная тема   истории   массового   сознания   революционной   эпохи.   Не   стоит   переходить   от идеализации   и   прославления   якобинцев   к   безоговорочному   осуждению,   предать   их исторической анафеме и, тем самым, интегрироваться в очень давнюю и ныне весьма влиятельную   антиякобинскую   историографическую   традицию.   Это   было   бы повторением не лучших наших традиций ­ на смену одним мифам создавать иные, следуя меняющейся политической конъюнктуре. Если говорить в этой связи о подходе к Французской революции, Адо выделяет два плана: 1. Есть   план   научного   исторического   анализа   всех   острых   и   сложных   проблем Французской революции в контексте ее эпохи, где задача историка не столько дать нравственную или иную оценку, сколько объяснить и понять. 2. Есть план ­ наследие Французской революции в контексте современной эпохи. И здесь в полной мере новое мышление вооружает нас размышлениями о том, что из наследия революции сохраняет немеркнущую ценность и что должно быть рассмотрено именно как присущее лишь той эпохе, отнесено к тем кровавым формам исторического творчества, которые мы не можем принять сегодня. Думается,   нет   нужды   стремиться   к   созданию   некой   общеобязательной   для   всех историков   концепции   якобинского   периода   Французской   революции,   как   и   всей   этой революции в целом. Очевидно, в перспективе ­ кристаллизация различных концепций, альтернативных,   конкурирующих,   сближающихся   и   расходящихся.   В   этом   ведь   и состоит   нормальный   процесс   развития   любой   науки.   Историография   очень   тесно связана   с   социально­политическими   явлениями,   происходящими   в   конкретную историческую эпоху – в то время когда проживает свою единственную и неповторимую жизнь конкретный человек – автор исследований, просвещённых острым историческим проблемам,   таким  как     проблемы  революции  (в   том   числе   и  Великой   французской буржуазно­демократической). Поэтому при прочтении книг, монографий или статей нужно знать к какому времени они относятся, чтобы суметь объективно оценить конкретный исторический труд. Список литературы Адо А.В., Французская революция в советской историографии. М., 1998г. Бриггс Э., Клэвин П. Европа Нового и Новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М.: Изд­во «Весь Мир», 2006 Гордон А.В.   Великая французская революция в советской историографии. М.: Наука, 2009 Ленин В.И.  Полное собрание сочинений т.32 Манфред А.З.  Три портрета эпохи Великой Французской революции. М.,  1979. Чудинов А.В.  Утопии века Просвещения. Москва, ИВИ РАН.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Всеобщая история с древности по начало XXI века. Греко-персидские войны по данным первоисточников и современных исследователей. «Золотой век» при Перикле. Пелопонесская война.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017