Урок «Письменные памятники Древней Руси»
Оценка 4.6

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
10 кл
11.02.2017
Урок «Письменные памятники Древней Руси»
История и литература идут рука об руку в школьном курсе и решают одни и те же за-дачи человеческого познания. Всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания, потому что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся. Данный урок позволяет организовать работу с текстами «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». На уроке используются: интерактивная историческая карта «Русь в IX- XI вв.». Репродукции «Нестор», «Портрет Олега», «Портрет Владимира Мономаха», текст «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина о гибели князя Олега. Запись на плакате: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». (Владимир Мономах)Документ Microsoft Office Word (.docx)
Письменные памятники Руси.docx
Урок «Письменные памятники Древней Руси» Цели урока:  1. Изучить хронологическую последовательность, структуру и краткое содержание «Повести  временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». 2. Отработать навыки составления схем и сообщений учащихся, а также умения выборочно  анализировать художественный текст 3. Провести параллели между историческим фактом и художественной фиксацией 4. Формировать уважительное отношение к прошлому своей родины и её культурному  наследию и бережное отношение к слову. 5. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.  Оборудование урока: Тексты «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». Интерактивная историческая карта «Русь в IX­ XI вв.». Репродукции «Нестор», «Портрет Олега», «Портрет Владимира  Мономаха».  Текст названия «Повести временных лет» в подлиннике на старославянском языке.  Отрывок из текста «Повести временных лет» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина о гибели  князя Олега. Запись на плакате: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи  во веки веков». (Владимир Мономах) 1. Первые письменные памятники Древней Руси: Борисовы камни, берестяные грамоты. План урока 2. «Повесть временных лет». 3. «Поучение Владимира Мономаха». Ход урока 1. Вступительное слово учителя истории о задачах урока. Учитель даёт характеристику первым  письменным памятникам Древней Руси. К  числу первых письменных памятников  Руси относятся «Борисовы камни».  В XII   веке полоцкий князь Борис велел выбить  на огромном камне на Западной Двине  крест и надпись. Такие камни стояли на  отмели и отмечали опасный участок пути. История города Полоцка  насчитывает более одиннадцати  веков. Полоцк впервые  упоминается в «Повести временных лет» в 862 году. Полоцк был  значительным культурным центром, а в период феодальной  раздробленности (XII­XIII века) ­  центром просвещения западных  земель Руси. В нем велось  летописание, при монастырях  открывались небольшие школы.  Знакомство населения города с  письменностью подтверждают  находки археологов,  монументальные памятники  эпиграфики XII века, так  называемые Борисовы камни с  историческими надписями. Борисов камень. Полоцк. Современное фото.     письменным Уникальным памятником Новгородской культуры   являются   берестяные грамоты. При раскопках их найдено свыше   700.   Грамоты   содержат самые   разнообразные   тексты   ­   от ученических   упражнений   до посланий новгородских посадников. К   самым   забавным   находкам   в Новгороде относится «дразнилка» . Она   напоминает   старую   школьную шутку:   «Кто   писал   не   знаю,   а   я, дурак читаю». Изображение в формате негатива берестяной грамоты­«дразнилки» 1. Учитель литературы даёт краткую характеристику «Повести временных лет» Нестор ­ самый знаменитый монах Киево­ Печерского   монастыря,   на   рубеже   XI   и XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть   Временных   Лет»   в   которой рассказал   «откуда   есть   пошла   Русская земля».   У   этого   произведения   звучное решительное   название,   напоминающие библейские стихи.  Приводится   текст   в   подлиннике   на старославянском языке: Се Повести временных лет, Откуда есть пошла Русская земля. Кто в Киеве начал первее княжити И откуда Русская земля стала есть К Повести обращали свои взоры многие русские писатели и поэты. А.С. Пушкин в трагедии  «Борис Годунов» создал образ отца Пимена, ставшего образцом русских летописцев. Также поэта  поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу. Беседа с учащимися. Вопросы 1. Назовите годы правления князя Олега 2. Чем прославился в русской истории этот князь? Аверс памятной медали с изображением князя Возможные ответы 879/882 ­ 912 Олег   Вещий,   по   летописным   сообщениям, родственник легендарного Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем (879). В 882 году Олег   совершил   поход   в   землю   кривичей   и захватил  их центр  Смоленск.  Спустившись  вниз по  Днепру,  взял  Любеч,   а затем  Киев,  который сделал   столицей   Древнерусского   государства (882),  при этом убив Аскольда и Дира – воевод Рюрика, правящих в Киеве. В 883­885 годах Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, а к 907   году   —   вятичей,   хорватов,   дулебов   и тиверцев.   Подвластные   племена   Олег   обложил данью, обязал их поставлять ему воинов. Успешно воевал   с   хазарами.   В   907   году   осадил   столицу Византии   Константинополь,   получил   от   нее выкуп.   В   907   и   911   году   заключал   выгодные торговые  договоры  с  Византией.   По  преданиям, умер от укуса змеи; этот случай лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олега. Медаль выпущена к 1000­летию Российского государства. Интерактивная историческая карта  «Походы князя Олега на Византию и Хазарский каганат» Работа с фрагментом текста летописи «Повесть временных лет» и отрывком из произведения А.С.  Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Вопросы для анализа текста Работа учащихся 1. Почему Олег назван «вещим» Вещий ­ знающий будущее 2. Какие исторические факты нашли отражение в  «Песне…» Поход на хазар, поход на Византию, предсказание  волхвов о смерти Олега от коня 3. Какова жанровая принадлежность произведения? Произведение построено по принципу баллады, хотя  имеет общее и с былиной: 1. Былинные элементы: есть сюжет, состоит  из определённых частей 2. Балладные элементы: ведущая роль диалога, сюжетное стихотворение  исторического, фантастического или  героического содержания Отрывок из «Повести временных лет» о гибели князя Олега И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда­то спрашивал он  волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого,  на котором ты ездишь, ­ от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил  несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, ­ на  пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он  старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь:  конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где  лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того  разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе,  называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет  княжения его тридцать и три. Отрывок из «Песни о Вещем Олеге» Пирует с дружиною вещий Олег       При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег       Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они... «А где мой товарищ? — промолвил Олег, —        Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все так же ль легок его бег?       Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник       И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик!       Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора,       С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра,       Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил       И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил:       На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя!       Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия,       Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. 3. «Поучение Владимира Мономаха» Беседа с учащимися. Вопросы 1. Назовите годы правления князя Владимира  Мономаха 2. Чем прославился в русской истории этот князь? Владимир Мономах. Цветная литография. А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей —  свидание князя Владимира Мономаха с князем  Святополком. 1103 год». 1880. Возможные ответы 1113 ­ 1125 Владимир Всеволодович Мономах (1053­1125),  древнерусский государственный деятель,  военачальник, писатель; киевский великий князь  (с 1113). Сын князя Всеволода Ярославича; был  прозван Мономахом по матери — дочери  византийского императора Константина  Мономаха. С 1067 года был смоленским князем. В 1073 году  заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 году  его отец стал киевским князем, а Владимир  Мономах получил Чернигов. В 1093 году вел  войну с половцами и их союзником Олегом  Святославичем, которому вынужден был  уступить Чернигов (1094) и обосновался в  Переяславском княжестве, подвергавшемся  постоянным набегам половцев. Поэтому  Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и  сплочении сил Руси для отпора половцам. После  смерти (1113) киевского князя Святополка  Изяславича в Киеве вспыхнуло народное  восстание; киевские бояре призвали на княжение  Владимира Мономаха. Став киевским князем, он  подавил восстание, но в то же время ввел в  действие устав Владимира Мономаха, который  ограничил произвол ростовщиков, облегчил  положение должников и закупов. Духом  примирения, согласования интересов различных  социальных слоев проникнуто «Поучение»  Владимира Мономаха, которое является  замечательным памятником древнерусской  литературы, написанным талантливо и с  литературным блеском. В «Поучении» князь призывал сыновей укреплять единство Руси. Княжение Владимира Мономаха стало временем  усиления Киевской Руси. Великий князь сумел  подчинить своей власти до трех четвертей  территории Древнерусского государства и  прекратить княжеские междоусобицы. После  смерти Владимира Мономаха процесс распада  Руси на самостоятельные княжества усилился. Владимир  Мономах,   как   и   все   грамотные   люди   тогда,   воспитывался   на   Священном   Писании, Святоотеческой   и   житейской   литературе,   что,   конечно,   же   проявляется   и   в   «Поучении…». Псалтырь он всегда имел при себе, брал его даже в дорогу. Глубоко сокрушаясь о междоусобицах князей, он решается обратиться к своим детям, чтобы они или те, кому доведется читать его наставление, восприняли его всем сердцем и устремились на добрые дела.  Отказавшись от участия в войне против Ростиславичей и переживая княжеские распри, он в  утешение берется за Псалтырь и вот какое место открывает: «Зачем печалишься, душа моя, зачем смущаешься?», приводя далее почти весь 41­й псалом. Обращается Мономах и к поучению к  юношеству Василия Великого: «…при старыхъ молчати, премудрыхъ слушати, старейшимъ  покорятися, с равными и меньшими любовь имети» и т.д. В этом тексте используются  обращение, вопрос, восклицание (Душа моя, зачем печалишься? При старых молчать) и т.д.  ­ Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова. Учащийся пишет на доске: Работа с фрагментом текста  «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вопросы для анализа текста 1. Покажите, как в  «Поучении»  соединились  нравоучения,  автобиография и  дидактика? (зачитайте) Работа учащихся Поучение состоит из 3­х частей. Первая часть «Поучения» его автобиография.  Вторая часть «Поучения» называется «Рассказ Мономаха о своей жизни», третья  часть представляет письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу. Исповедальность и автобиография «Поучения», его «субъективность».  Диалогичность речевого строя, простодушие и доверительность интонации  характерна для творений Владимира Мономаха, в которых он передает свое  восхищение мудрым устройством мира, его красотой. «Что такое человек, если  подумать? Велик ты, Господи, чудесны твои дела! Разум человеческий не  может понять чудеса Твои!.. Как небо устроено; как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет? И земля на водах положена Твоей волей, Господи;  звери разнообразные и птицы и рыбы… и тому удивимся, как птицы небесные  летят их теплых земель, чтобы попасть в наши руки, и не останавливаются в  одной стране, но сильные и слабые идут по всем странам, по веленью Божью,  чтобы наполнились лес и поля… И эти птицы небесные умудрены Тобой,  Господи; по воле Твоей поют они и веселей человека, по воле Твоей умолкают,  хотя имеют голос…» 2. При помощи каких  средств языка  проповедует Мономах  принципы христианской  морали? В этом отрывке текста Владимир Мономах пользуется обращением, союзами –  как, и, частицами – не и ни, восклицанием, вопросом, чтобы выразить свое  восхищение устройством мира и создавшим мир Всевышним творцом.  Стиль текста близок к художественному. Благородство и мудрость “Поучения”,  зов к добру, милосердию и просвещенности составляют основные линии в  нравственно­философской идее творения. Осознание значения собственной жизни как примера современникам и потомкам. “Я” автора, его образ как основа  “Поучения”. ­ Найдите слово, которым можно было бы сказать о нем уже не только как о  князе, мудром государственном деятеле. – Да, перед нами один из первых  писателей Руси!  ­ Каковы его любимые слова и обороты и необходимы ли они в «Поучении»?  «Да, дети мои, или ин кто…» «Научися, верный человече, быти благочестию делатель…» Обращение к детям и читателю делает произведение исповедально­ автобиографическим. Его интересно читать, оно запоминается ярким и образным. Обороты речи с придаточными условиями и деепричастными оборотами придает  речи Мономаха ненавязчивый, убедительный тон, вызывает благоговение: «Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте  только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово,  ибо, нарушив клятву, погубите душу свою» Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов («приветить»,  «молвить», «почет», «чтите», «навестите», «не пропустите»), которые и сегодня  так необходимы молодому поколению и всем нам! «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не  пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…» Для речевого строя произведения характерно повествование­рассуждение. В  тексте преобладают предложения безличной формы. «Поучение» притягивает к себе ненавязчивостью, силой мудрости, ума, большого  жизненного опыта, который определяется советами Владимира Мономаха: «Не  давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам» Частица не и повторяющиеся частицы ни помогают представить образ мудрого  человека, человека­праведника и такие наставления западают в душу. Глаголы повелительного наклонения и противопоставления с союзом а «напойте  и накормите просящего», «убогих не забывайте», «гордыни не имейте в сердце  и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу» делают текст  своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия. По своему жанру  «Поучение» можно назвать исповедально­автобиографическим произведением.  Доверительность интонации творения удивляет читателя. Это достигается при  помощи связи предложений различными союзами, или союзными словами –  откуда, более, если, частиц – бы, ни, ибо, же, или при помощи глаголов  повелительного наклонения, эпитетов, сравнений «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни  пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить  его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит  человека по всем землям или добрым, или злым.» Для текста характерен прямой и обратный порядок слов, смысловое ударение,  которое падает в большинстве слов на первый слог, использование местоимений,  лексический повтор. Всегда деятельный, он и детей просит постоянно пребывать в делах, аз всем  смотреть, и всему учить. В этом наставлении используются союзы – что, и обороты речи с союзами – как:  «Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;  вот как отец мой, дома сидя, овладевал пятью языками.» Почти во всех наставлениях используются глаголы 1­го или 2­го лица (знаешь,  забудешь, не знаешь, не выучишься), глаголы повелительного наклонения (не  ленитесь, не допускайте): «Лень – всему плохому мать: что знаешь, то забудешь, чего не знаешь, тому  не выучишься.». А потому почти к каждому наставлению он присоединяет просьбу не лениться:  «…не допускайте лени ни в чем добром», «В доме своем не ленитесь», «на  войне не ленитесь…» Третья   часть   –   особенная,   заключительная   (если   не  считать   молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые ученые   сомневаются).   Мономах   даже   не   пишет   эту   часть   заново   (в   1117г.),   а использует свое же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу – убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова – о драматическом событии из личного опыта   жизни,   и   снова   о   душе:  «О   многострастный   и   печальный   азъ!   Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое». Внутренне единство «Поучения»   достигается   не   механическим   сцеплением   разновременных   и разножанровых   частей   этого   произведения,   а   единым   духовным   стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из трех частей. Духовный поступок, нравственная позиция христианина – вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения. Мусульманская мораль как таковая отсутсвует. Владимир Мономах прощает врага своего Олега Гориславича. На  предложение   князя   идти   и   отобрать   земли   у  ослепленного   Ростислава Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято на Руси, да, кстати, и в более поздние   времена).   Он   открывает   наугад   святую   книгу,   и   вот   что   видит:  «Что печалуеши, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему».  И Мономах исполняет обет – создает свое «Поучение» ­ исповедь души, подборку выписок учительского характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие». Во второй части – другие записки: хроника его дружинных путей­походов­ деяний.  И снова только  один  эпизод как бы развернут  – добровольный уход из Чернигова, осажденного войсками Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осажденных мирян и окрестных крестьян, а также   монахов   близлежащих   монастырей.   Снова   ­   душевная   рана,   принятая   во спасение   людей,   снова   гуманистический   поступок.   Заканчивается   вторая   часть характерной фразой: «Душа ми моя выше всего света сего». 3. Соответствуют ли  друг другу принципы  христианской и  мусульманской морали? 4. Дает ли основание  «Поучение» говорить о  том, что Владимиру  Мономаху, суровому и  закаленному в боях  воину, свойственны  глубокие чувства, что  это натура поэтическая? (найдите в тексте и  прочтите)  Закрепление изученного на уроке может проходить в форме фронтальной беседы или тренинга. Рекомендуемая литература и учебные дидактические средства для подготовки урока 1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997.  2. Данилов А.А. Справочник школьника: История России IX­XIX вв. – М.: Дрофа, 1999. 3. – первая половина XIV вв. Отв. ред. Лихачев Д.С. – Л., 1987.  Лихачев Д.С. Владимир Мономах. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI  4. Руси. Собр. соч. в 3 т. – т.2  Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней  5. древнейших времён до XVI века» ­ Дрофа, 2007. Интерактивное наглядное пособие. Исторические карты «История России с  6. Новгородская   первая   летопись   старшего   и   младшего   изводов.   Под   ред.   и   с   предисл. А.Н.Насонова. – М.­Л., 1950.  7. Повесть временных лет. Ч. I. Текст и перевод, подготовка текста Д.С.Лихачева и Б.А.Романова. Под ред. чл.­корр. АН СССР В.П. Адриановой­Перетц. – М.­Л., 1950.  8. Повесть временных лет. Ч. II. Приложения. Статьи и комментарии Д.С.Лихачева. Под ред. чл.­ корр. АН СССР В.П. Адриановой­Перетц. – М.­Л., 1950.  9. Поучение Владимира Мономаха своим детям. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учеб. пособие. – М.: Проспект, 1999 г. 10. Письмо Владимира Мономаха князю Олегу. Повести Древней Руси XI­XII вв. – Л., 1982. 11. Слово о погибели Русской земли. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. – СПб., 1997.

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»

Урок «Письменные памятники Древней Руси»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017