Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
10 кл
11.02.2017
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Урок даёт возможность ознакомить учащихся с процессом возникновения письменной литературы на Руси,охарактеризовать Русь времён «Слова», определить историческое и художественное значение «Слова», воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному историческому наследию России.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Слово о полку Игореве.docx
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Цели:
1. Познакомить учащихся с процессом возникновения письменной литературы на Руси
2. Охарактеризовать Русь времён «Слова».
3. Определить историческое и художественное значение «Слова».
4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному историческому
наследию России.
Оборудование урока: карта «Русь времён «Слова», текст «Слово о полку Игореве»,
портрет Нестора, факсимиле «Повесть временных лет», иллюстрации к произведению.
Вопросы урока:
1. Возникновение письменной литературы на Руси.
2. Русь времён «Слова».
3. Историческое и художественное значение «Слова».
I Возникновение письменной литературы на Руси.
Вступительное слово учителя литературы
В наше непростое время мы всё чаще обращаем свой взор в прошлое, в обществе резко
возрос интерес к национальной истории, особой популярностью пользуются исторические
романы, книги известных историков прошлых лет.
Мы видим пробуждение интереса к религии, повышение авторитета церкви, идут поиски
новых духовных ориентиров.
Всё это заставляет пристальнее вглядываться в древность.
Вопрос учащимся
Как и когда возникла письменная литература?
Возможный ответ учащихся
Книжная литература возникает как следствие принятия христианства. Это не значит, что
раньше на Руси не было развито искусство слова. Существовало множество устных
преданий, легенд, была развита обрядовая и любовная поэзия. В 988 – 990 гг. христианство
пришло на Русь со своей литературой, куда входило священное писание, сочинения
богословов, которые служили целям религиозного воспитания и просвещения. Сначала
литература была переводной, служила нуждам церкви. Постепенно появлялись
непереводные, а свои оригинальные жанры. И это прежде всего летописи.
Вопрос учащимся
Что такое летописи?
Возможный ответ учащихся
Это один из первых оригинальных жанров русской литературы. Это исторические
повествования о современных событиях, которые располагаются по годам (по летам).
Одним из значимых летописных произведений является «Повесть временных лет», которую
в XII веке составил монах КиевоПечерского монастыря Нестор. Слово учителя литературы
Летописные своды – историколитературные памятники XI – XVIII вв. сложного состава
(включали в себя летописи, повести, сказания, поучения, родословные и т. д.).
Слово учителя истории
«Повесть временных лет» первый летописный свод, созданный в начале XII века.
Большинство учёных историков считают её составителем монаха КиевоПечерского
монастыря Нестора. Он родился около 1050 года. В 70е годы XI века постригся в
«черноризцы», а затем был возведён в сан дьякона. Используя устные рассказы, документы
княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, сам был
очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое произведение.
Работа с наглядностью
Нестор, автор «Повести временных лет».
Вопрос учащимся
Какие ещё жанры древнерусской литературы вы помните?
Возможный ответ учащихся
Исторические: повесть, предание, сказание.
Религиознодидактические: поучения, жития, хождения.
Вопрос учащимся
Вспомните, с какими ещё произведениями древнерусской литературы вы знакомились?
Возможный ответ учащихся
«Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Белгородском киселе», «Сказание о
Борисе и Глебе», Житие Сергия Радонежского, Житие протопопа Аввакума.
Слово учителя литературы
Одним из самых ярких памятников древнерусской литературы является «Слово о полку
Игореве», ставшее первым художественным произведением русской литературы. Открытие «Слова» произошло в конце XVIII века. Один из списков, относящихся, по
видимому к XVI веку, был найден собирателем русских древностей графом А. И.
МусинымПушкиным. Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских произведений
светского содержания. Этот сборник был приобретён А. И. МусинымПушкиным через
комиссионера в числе других рукописей из СпасоЯрославского монастыря. Первые
сообщения о «Слове» было сделано в 1797 году Херасковым, затем Карамзиным. С
рукописи «Слова» были сняты копии, одна из которых предназначалась для Екатерины II.
В 1800 году МусинПушкин издаёт «Слово» в сотрудничестве с А. Малиновским, Н.
БантышКаменским и Н. Карамзиным – тремя лучшими в то время знатоками
древнерусских рукописей. В 1812 году во время пожара в Москве сборник, включавший в
себя «Слово», сгорел. Сгорела и большая часть первого издания. Казалось бы, всё
потеряно. Но в 60е годы XIX века в бумагах Екатерины II была обнаружена копия
«Слова», которая сопровождалась переводом и комментариями. Сохранился и 61
экземпляр первого издания (в настоящее время). Представляете, какая это ценность
сегодня!
Работа с наглядностью
Титульный лист издания «Слова» 1800 года.
Произведение посвящено походу НовгородСеверского князя Игоря Святославича на
половцев в1185 году. Какой же была Русь времён «Слова»?
II Русь времён «Слова».
Слово учителя истории
В XII начале XIII вв. Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность – закономерный исторически прогрессивный этап развития
феодального государства.
Работа с наглядностью Княжества Руси XII – начале XIII вв. Гербы крупных русских
городов XIII в.
С началом политической раздробленности Киевской Руси начинается и переход от
раннефеодальной монархии к феодальному обществу.
Вопрос учащимся
Каковы предпосылки феодальной раздробленности?
Возможный ответ учащихся
1. Отсутствие порядка наследственных связей в центре. При смене Великих киевских
князей центральный престол не был стабильным (смута после смерти Ярослава Мудрого и
до начала царствования Владимира Мономаха).
2. Рост местной феодальной аристократии и её незаинтересованность в сильной власти
Великого Киевского князя (формирование и развитие вотчинной собственности; феодалы
теперь в основном сами могут осуществлять подчинение зависимых крестьян;
оформляются иммунитетные права; происходило усложнение и дифференциация
государственной эксплуатации крестьян; необходимость в войске для эффективного
подавления крестьянских бунтов ( восстание 1024); две трети госналога, собираемого в
удельном княжестве, идёт в Киев).
3. Ослабление в начале XII в. внешней угрозы (разгром Владимиром Мономахом
половцев).
4. Упадок Киева и рост других городов. В XIII в. насчитывалось ок.300 городов. Основная
масса городского населения меньшие люди, кабальные "наймиты", деклассированные
"убогие люди", челядь, жившая на дворах феодалов.
Вопрос учащимся
Каковы причины феодальной раздробленности?
Возможный ответ учащихся
1. Противоречие между политикой и экономикой (между развитием производительных
2.
сил натуральное хозяйство на местах и формой единого государства).
Изза господства натурального хозяйства при наличии единства политического
отсутствовало экономическое единство.
Слово учителя истории Движущие силы сепаратизма: феодалы (князья и бояре), крестьяне (легче изменить своё
экономическое положение).
К середине XII в. сложилось 15 княжеств. Внутри княжеств шёл процесс формирования
более мелких, вассальных по отношению к ним княжений. К начале XIII в. княжеств стало
50, а к XIV в. – около 250. Крупнейшими были ВладимироСуздальское (11351238),
ГалицкоВолынское (11991264), Киевское княжество (11321240) и Новгородская
боярская республика (11361478). В условиях, когда княжеский род Рюриковичей распался
на ветви, было утрачено понятие родового старейшинства его сменило представление о
старейшинстве в своей ветви. Князь, занимавший киевский стол теперь не обязательно
являлся не только старейшим в роде, но даже и старейшим в своей ветви, и был только
номинальным, но не реальным правителем Руси.
Вопрос учащимся
Какие вы можете выделить последствия раздробленности?
Возможный ответ учащихся
Положительные последствия раздробленности:
1. Рост владений феодалов и ускорение развития натурального хозяйства
2. Рост городов и обособление от власти Великого князя
Отрицательные последствия раздробленности:
1. Ослабление обороноспособности страны
2. Обострение феодальных усобиц
3. Утрата владений на Северном Кавказе, на Таманском полуострове, в Крыму и
Закарпатье.
Слово учителя истории
Юридическим оформлением феодальной раздробленности можно считать Любечский
съезд князей, после которого значительно усиливаются междоусобные войны. Срединное
положение Черниговского княжества в состав которого входил НовгородСеверский,
вовлекало его во все политические события, происходившие на Руси в XII – XIII вв. и
прежде всего в борьбу за Киев. Черниговские князья чаще других прибегали к союзу с
половцами, с которыми опустошали земли своих соперников.
Автор «Слова» назвал основателя династии Черниговского князя Олега Святославича,
Гореславичем, первым начавшим «мечом крамолу ковать» и «засевать» Русскую землю
усобицами.
Прежде всего, от усобиц и набегов половцев страдали южные княжества. Кто такие
половцы? К середине XI века племена кипчаков, придя из Средней Азии, покорили степи
от Урала до Дуная. Русское название кипчаков – «половцы» произошло от
древнерусского слова «полóва» солома, так как волосы у этих кочевников были
светлыми.
Работа с наглядностью В феврале 1185 года к границам Руси подошёл хан Кончак. Князь Игорь Новгород
Северский решил сам наказать хана, но не учёл весенней распутицы (апрель). Он был
завлечён половцами в ловушку, три дня шло сражение, практически всё войско князя
погибло. Уцелел Игорь и его брат с племянником. За них хотели получить большой выкуп.
На что надеялся Игорь, отправляясь в поход? Традиционно во время беды «все русичи»,
автор «Слова» пишет, что когда Игорь попадает в плен, плачет по нём вся Русская земля, а
не одна его Северская волость. То есть Игорь рассчитывал на поддержку других князей.
Старый князь Святослав Всеволодович, через несколько дней, проезжая через владения
Игоря, узнал о гибели 6 тысячного войска. Он поспешил в Киев, откуда призвал всех
русских князей на помощь. Тем временем Игорь бежит на встречу войску.
Работа с текстом («Золотое слово» Святослава)
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод В. А. Жуковского
Тогда изронил Святослав великий
слово златое, с слезами смешанное:
"О сыновья мои, Игорь и Всеволод!
Рано вы стали мечами разить Половецкую землю,
А себе искать славы!
Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком булате заковано
И в буйстве закалено!
То ль сотворили вы моей серебряной седине!
Уже не вижу могущества моего
сильного, богатого, многовойного брата Ярослава,
С его черниговскими племенами,
С монгутами, татринами и шельбирами,
С топчаками, ревутами и ольберами.
Они без щитов, с кинжалами засапожными,
Кликом полки побеждали,
Звеня славою прадедов.
Вы же рекли: "Мы одни постоим за себя,
Славу передню сами похитим,
Заднюю славу сами поделим!"
И не диво бы, братья, старому стать молодым. Сокол ученый
Птиц высоко взбивает,
Не даст он в обиду гнезда своего.
Но горе, горе! Князья мне не в помощь!
Времена обратились на низкое!
Вот и Роман кричит под саблями половецкими,
А князь Владимир под ранами.
Горе и беда сыну Глебову!
Где же ты, великий князь Всеволод?
Иль не помыслишь прилететь издалеча
отцовский златой престол защитить?
Силен ты веслами Волгу разбрызгать,
А Дон шеломами вычерпать,
Будь ты с ними, и была бы чага по ногате,
А кощей по резане.
Ты же посуху можешь с чадами Глеба удалыми
Стрелять живыми самострелами.
А вы, бесстрашные, Рюрик с Давыдом,
Не ваши ль позлащенные шеломы в крови плавали?
Не ваша ль храбрая дружина рыкает,
Словно как туры, калеными саблями
ранены в поле незнаемом?
Вступите, вступите в стремя златое
За честь сего времени, за Русскую землю,
За раны Игоря, буйного Святославича!
Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав,
Высоко ты сидишь на престоле своем златокованом!
Подпер Угорские горы полками железными,
Заступил ты путь королю,
Затворил Дунаю вороты,
Бремена через облаки мечешь,
Рядишь суды до Дуная,
Гроза твоя по землям течет,
Ворота отворяешь ты Киеву,
Стреляешь в султанов с златого престола
отцовска через далекие земли.
Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея,
за Русскую землю,
За раны Игоря, буйного Святославича!
А ты, Мстислав, и смелый Роман!
Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги,
Высоко взлетаете вы на дело отважное,
Словно как сокол на ветрах ширяется,
Птиц одолеть замышляя в отважности!
Шеломы у вас латинские,
под ними железные панцири!
Дрогнули ими многие земли и области хановы,
Литва, Деремела, Ятвяги,
И половцы, копья свои повергнув,
Главы подклонили Под ваши мечи харалужные.
Но уже для Игорякнязя
солнце свет свой утратило,
И древо свой лист не добром сронило;
По Роси, по Суле грады поделены,
А храброму полку Игоря уже не воскреснуть.
Дон тебя, князя, кличет,
Дон зовет князей на победу.
Ольговичи, храбрые князи, доспели на бой.
Вы же, Ингварь, и Всеволод, и все три Мстиславича,
Не худого гнезда шестокрильцы,
Не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?
На что вам златые ваши шеломы,
Ваши польские копья, щиты?
Заградите в поле врата своими острыми стрелами
За землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича!"
Не течет уже Сула струею серебряной
Ко граду Переяславлю:
Уж и Двина болотом течет
К оным грозным полочанам под кликом неверных.
Один Изяслав, сын Васильков,
Позвенел своими острыми мечами
о шлемы литовские,
Утратил он славу деда своего Всеслава,
А сам под червлеными щитами на кровавой траве
Положен мечами литовскими,
И на сем одре возгласил он:
"Дружину твою, князь Изяслав,
Крылья птиц приодели,
И звери кровь полизали!"
Не было тут брата Брячислава,
ни другого Всеволода.
Один изронил ты жемчужную душу
Из храброго тела
Через златое ожерелие!
Голоса приуныли,
Поникло веселие,
Трубят городенские трубы.
Ты, Ярослав, и вы, внуки Всеславли,
Пришло преклонить вам стяги свои,
Пришло вам в ножны вонзить мечи поврежденные!
Отскочили вы от дедовской славы,
Навели нечестивых крамолами
На Русскую землю, на жизнь Всеславову!
Бывало нам прежде какое насилие от земли
Половецкия!
На седьмом веке Трояновом
Бросил жребий Всеслав о девице милой.
Он, подпершись клюками сел на коня,
Поскакал ко граду Киеву И коснулся древком копья до златого престола Киевского.
Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда,
Синею мглою обвешенный,
Поутру же, стрикузы водрузивши,
раздвинул врата Новугороду
Славу расшиб Ярославову,
Волком помчался с Дудуток к Немиге.
На Немиге стелют снопы головами,
Молотят цепами булатными,
Жизнь на току кладут,
Веют душу от тела.
Кровавые бреги Немиги не добром были посеяны,
Посеяны костями русских сынов.
Князь Всеслав людей судил,
Князьям он рядил города,
А сам в ночи волком рыскал;
До петухов он из Киева успевал к Тмуторокани,
К Херсоню великому волком он путь перерыскивал.
Ему в Полоцке рано к заутрени зазвонили
В колокола у святыя Софии,
А он в Киеве звон слышал.
Пусть и вещая душа была в крепком его теле,
Но часто страдал он от бед.
Ему и вещий Боян древней припевкой предрек:
"Будь хитер, будь смышлен.
Будь поптичьи горазд,
А божьего суда не минуешь!"
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Нельзя было старого Владимира
пригвоздить к горам киевским!
Стяги его стали ныне Рюриковы,
А другие Давыдовы;
Нося на рогах их, волы ныне землю пашут
А копья поют на Дунае". Древнерусские доспехи XII век. Бой с половцами.
Слово учителя литературы
Кто же был автором «Слова»? Вопрос этот волнует многих, а впервые его
сформулировал А. С. Пушкин, занимаясь исследованием этого произведения. В
литературоведении высказываются разные предположения. Имя автора вряд ли станет
когданибудь известно. Исследования будут продолжаться, и кто знает, может, быть кому
то из будущих поколений эта тайна и откроется
«Слово» датируется XII веком. Появились сомнения в подлинности «Слова», его оригинальности.
Опроверг их А. С. Пушкин: «Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под
который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в XVIII веке мог на то довольно
таланта… Прочие на имели все вместе столько поэзии, сколь находится оной в плане её, в описании
битвы и бегства. Кому пришло бы в голову взять в предмет песни тёмный поход неизвестного
князя?»
III Историческое и художественное значение «Слова».
Вопрос учащимся
Как вы считаете, в чём историческое значение «Слова»?
Возможный ответ учащихся
Высказано «реальное» предположение – «загородить полю ворота» за 38 лет до битвы на
реке Калке.
Автор видит перспективу развития дальнейших событий, ратует за оборонительные, а не
завоевательные походы «за землю Русскую».
В «Слове» слышится «призыв русских земель к единению перед началом монголо
татарского нашествия». Автор патриот и выдающийся политический деятель своего времени, так как выясняет
причины поражения русских дружин в борьбе с половцами и видит спасение Руси в
восстановлении единства.
Русь придёт к этим выводам, но в конце XIV – XV вв. при московских князьях династии
Ивана Калиты.
Вопрос учащимся
В чём, повашему, заключается художественное значение этого произведения?
Возможный ответ учащихся
Это лироэпическое произведение. Поэтические образы автор «Слова» взял из фольклора,
из природы: встревоженные звери и стаи птиц, синий туман, серебряные струи. Любимый
образ поэта – сокол, высоко летящий и зорко смотрящий вдаль.
Перед нами поэтпрофессионал высочайшего уровня, о чём говорит любая его строка. Он
прибегает к ярким, образным эпитетам, он чувствует красоту вещи как ремесленник, он
любит и ценит достижения русского зодчества: вспоминает городские стены Путивля,
рисует златоверхий терем Святослава на горах Киевских.
Слово учителя литературы
«Слову» подражали современники, его цитировали псковичи в начале XIV века. После
Куликовской битвы наподобие «Слова» было создано другое произведение «Задонщина»,
которое тоже стало шедевром мировой литературы. Швейцарский поэтпереводчик
Филипп Супо писал: «Нет лучшего примера в поэзии в смысле чистоты языка, чем «Слово
о полку Игореве» один из самых поэтических текстов, которые когдалибо читали люди.»
По призыву ЮНЕСКО 800летие рождения поэмы отмечалось во всём мире. 26 сентября
1986 года в Большом театре в Москве состоялось торжественное заседание, посвящённое
этой дате.
«Слово» явилось столь ярким явлением, что оно притягивало и продолжает притягивать
к себе и художников, и композиторов, и поэтов. В живописи известны картины В. Перова
«Боян», В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», Н. Рериха
«Поход Игоря», К. Васильева «Плач Ярославны», А. Максимова «Вещее знамение».
Известны иллюстрации В.Фаворского и И. Голикова. В музыке А. П. Бородин создаёт
оперу «Князь Игорь».
Существует несколько поэтических переводов «Слова». Его переводили А. Майков, В.
Жуковский, Л. Мей, Н. Заболоцкий, И. Шкляревский.
Поэму начали изучать ещё в XVIII веке. Но лишь постепенно учёные постигали суть
событий, описанных в «Слове». Они расшифровывали исторические припоминания, глубже
проникали в идейный замысел его безымянного автора, тоньше оценивали литературные
достоинства и пафос произведения. Крупнейшие историки и литераторы Б. А. Рыбаков и Д.
С. Лихачёв открыли мир поэмы и её современников. Этому небольшому произведению
посвящено более пяти тысяч книг на всех языках мира.
Написанное более 800 лет назад, «Слово о полку Игореве» и сегодня волнует нас и
удивляет оригинальностью образов и сравнений, зачаровывает пронзительными
интонациями, завораживает поэтовпереводчиков, художников, композиторов. Оно
пленяло А. Пушкина и И. Бунина, С. Есенина и М. Цветаеву и многих других.
Завершить урок хочется стихотворением И. Бунина «Ковыль», навеянного прочтением
этого замечательного памятника древнерусской литературы.
Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом всё степь да степь. Шумит трава дремотно и лениво,
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых тоскующих полях,
Да тень от туч кочующих темнеет.
А путь бежит…не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах,
В глухую ночь, в яругах волки выли,
А днём орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
«Гей, отзовись, степной орёл седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!»
…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой…
1894 (1900)
Список рекомендуемой литературы
1. «Слово о полку Игореве». – М.: Просвещение, 1989
2. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени – Л.: Лениздат, 1978
3. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники – М.: Просвещение, 1971
4. Моисеева Г. Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической
мысли России – Л: Феникс, 2001
5. Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Литература Древней Руси и XVIII века – М.: Новая
школа, 1996
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Урок «Слово о полку Игореве» как литературный и исторический памятник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.