Урок истории "Истоки парламентаризма в России"
Оценка 4.7

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
12.05.2017
Урок истории "Истоки парламентаризма в России"
урок истории "Истоки парламентаризма в России" разработан в связи с юбилейной датой, которую отмечал парламент России. На уроке учащиеся вспоминают Древнюю Русь, время Ивана Грозного, деятельность императоров 19 века. Сравнивают программы декабристов "Русскую правду" Пестеля и "Конституцию" Муравьева. На уроке используются элементы театрализации
Урок Истоки парламентаризма.docx
Урок  обществознания «Истоки парламентаризма в России» для учащихся 10 класса Учитель МБОУ СОШ № 1 г.Биробиджана Колчанова Светлана Владимировна Цель: актуализация, систематизация  и обобщение  знаний учащихся по истории России с  древнейших времен до конца XIX  века. Задачи: 1. Повторить терминологию, связанную с темой « Истоки парламентаризма в России»:  вечевой строй, Земский собор, манифест, Государственная Дума, парламентаризм. 2. Организовать работу с историческими документами «Русская Правда» П.И. Пестеля и  «Конституции» Н. Муравьева. 3. Составить синхронистическую таблицу по теме. 4. Воспитание уважительного отношения к законодательным органам власти и  демократическому режиму методы: частично ­ поисковый. приемы: эвристическая беседа, театрализация, наглядный прием обучения Оборудование: аудиозапись с колокольным  звоном ; костюмы бояр, архивариуса, И.  Грозного, посадника, летописца; стол для летописца с чернильницей, летописью; помост для  посадника; презентация, трон Подготовительный этап: подготовка сценок «вече», «собор примирения» Ход урока: Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, он тесным образом  связан с юбилейной датой, которую в этом году отмечает парламент России. ­Вспомните, сколько лет исполняется Государственной Думе России? Ответы учащихся: В   этом году Государственной Думе  исполняется 105 лет. Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить об истоках парламентаризма в России.  (Слайд I­ Истоки парламентаризма) ­Как вы думаете, на какие вопросы нам с вами нужно ответить, прежде, чем мы приступим к  рассмотрению темы?( что такое парламентаризм и каковы его истоки) (Слайд 2    ­ вопрос) ­ Что такое парламентаризм? (Ответы учащихся) (Слайд 3 ­ Парламентаризм ­ система политической организации государства, при которой  чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при  привилегированном положении парламента. (Слайд 4­     вопрос ) ­Что такое парламент? (Ответы учащихся)  (Слайд 5­Парламент – (parler­ говорить) – высший выборный законодательный орган,  осуществляющий представительство основных политически активных групп населения.) (Слайд 6 – вопрос) ­Вспомните как называются парламенты разных стран? (Слайд 7­ парламенты мира) Учитель: В Великобритании он называется парламент, в США ­ конгресс, в Норвегии ­  стортинг, в Швеции ­ риксдаг и т.д.  В большинстве стран  он состоит из двух палат. ­Как называется парламент в России? ( Федеральное собрание) ­ Назовите палаты Федерального собрания. ( Совет Федерации и Государственная Дума) ­Назовите дату появления Государственной Думы в России и события, с которыми это  связано.     Парламент в России появился  под воздействием революционных событий  1905 г. (Слайд 8­ портрет Николая   II   )   17 октября 1905 г. Император Николай II подписал манифест, (Слайд 9    ­ Манифест 1905г)  в соответствии, с которым населению даровались "незыблемые основы гражданской свободы  на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Дума  приобретала, вместе с законодательными, и контрольные функции: "… никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы ". Подписывая манифест, Николай II  признался, что дарует конституцию. В соответствии с манифестом была избрана I (Первая)  Государственная дума, по своему социальному составу оказавшаяся самой "демократичной"  из всех Дум при царе.  Но о деятельности этих Дум вам лучше меня расскажет наш гость ­ председатель  Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Федорович Тихомиров. Этот человек многого  добился в жизни, многое сделал и многое делает для нашей области. И самое главное для нас  с вами, то, что Анатолий Федорович своими делами, своими поступками продолжает  поддерживать честь нашей школы. А знаете почему, потому что он выпускник первой школы.  И мне очень хочется, чтобы наша школа гордилась вами также, как она гордится Анатолием  Федоровичем Тихомировым. У вас будет уникальная возможность задать вопросы нашему  гостю и все как следует разузнать. Изучая историю, мы с вами понимаем, что любое событие – это закономерный процесс,  следовательно, появление Государственной Думы в России не является исключением.  Поэтому цель нашего сегодняшнего урока  ( Слайд 10­ цель урока) – проследить истоки развития парламентаризма в нашей стране, используя ранее изученный  материал.  А к концу урока, у вас в тетради  должна появиться вот такая синхронистическая  таблица. (Слайд 11­таблица) Задание: составить таблицу по развитию парламентаризма в России. Хронологические  рамки Название органа  власти Полномочия Участники   ­Как думаете, с чего нужно начать поиски? Или где искать истоки парламентаризма? Ответ  учащихся: В Древней Руси или в древних летописях. Учитель:­ Правильно, предлагаю мысленно перенестись в Древнюю Русь. Сейчас вашему  вниманию откроется первая страница из истории парламентаризма. Будьте, пожалуйста,  внимательны, после получения  информации, мы проверим ваши записи. (Слайд 12, колокольный звон, выходит летописец, садится за стол, раскрывает летопись) Летописец:  Еще одно, последнее сказанье­ И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил Когда­нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду­ И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки ­ россияне Земли родной минувшую судьбу. / А.С. Пушкин / (Колокольный звон, созывающий народ на вече) (Слайд 13   Картина        «Новгородское вече») Вече Посадник: Ну, что народ новгородский, торговать нам. Али не торговать с немцами? Боярин 1: Торговать ­ дело верное. Веками на торге стоит Новгород. Обид не копим,  богатство собираем честно. Оттого и живем вольно. Посадник: А, что народ новгородский, примем ли назад князя Мстислава? Боярин­1: Перелетная птица, твой князь. Боярин­2:Человек ненадежный. Боярин­3:Да не о Новгороде радеет. Иное у него на уме… Боярин­1: Лучше поискать другого князя, пусть ледащего, но своего. А Мстислава вече не  примет. Боярин­2: Почто даете нам непутевого князя? Радеть ­ то радейте, только и о нас не  забывайте. Боярин­3:Поглядите по сторонам ­ свеи зарятся на Нево ­ озеро, ждут случая, как бы  отхватить у Новгорода. А как пойдут ратью – кто заступится? Снова, небось, напужается ваш  Мстислав? Посадник: Душа мне ваша понятна, бояре, потому и спрашиваю, как быть? Боярин­1: Мстислава принять не можем. Пусть едут к Глебу. Посадник: Ну что ж, воля ваша. Перечить я вам не стану. И у самого были сомнения насчет  Мстислава. Пошлю завтра людей к Глебу, просить принять княжение. (Слайд  14 – Вопросы) Учитель: Ребята, назовите орган власти в Древней Руси, работу которого нам сейчас  показали артисты.  Ответ учащихся: вече. Учитель: Что такое вече? Ответ учащихся: Народное собрание Древней Руси. Учитель: Какие вопросы сегодня на вече решали новгородцы? Ответ учащихся: финансовые ( торговля) и политические ( приглашение князя) Учитель: Какими еще  полномочиями обладало вече. Ответ учащихся: решало вопросы войны и мира, устанавливало налоги. Учитель: Предлагаю обратиться за дополнительными сведениями к Архивариусу. Архивариус: В чеее  (от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой  Руси —— для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов  общественной, политической и культурной жизни. Участниками веча могли быть только  свободные мужчины. Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости  от социального статуса. Слово "вече" соответствует французскому parlement, буквально ­ место, где народ говорит (о  государственных делах). Собрания созывались, как только возникала необходимость;  заслышав глашатаев или звон городского колокола, народ собирался на рыночной площади,  либо на площади перед княжеским дворцом, либо перед кафедральным собором…  Право  голосовать имели   только главы семей. Голоса неженатых сыновей, живших в отцовском  доме, не подсчитывались.  Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было  подчиниться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во  взглядах партии спорили часами и часто развязывали драки. В таких случаях либо не  приходили ни к какому решению, либо, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось  принимать неизбежное. Например, в Новгороде в 1218 году из­ за таких баталий, веча по  одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все  единодушно». Обычно на собрании председательствовал городской глава, иногда митрополит или местный  епископ. Князь мог присутствовать на собраниях, когда он сам его созывал. Оно могло быть  созвано и  группой горожан, недовольных политикой князя. В подобных случаях князь воздерживался от какого­либо участия в собрании. Вече имело свой голос в решении вопроса  о престолонаследии, поддерживая или выступая против кандидата с точки зрения интересов  города, и в определенных случаях даже требовало отречения князя, уже находящегося у  власти. В обычные времена оно сходилось во мнениях с князем и боярской думой по всем  главным вопросам законодательства и общего управления. Реже оно действовало как  верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало голову и  других представителей городского управления, а также глав пригородов. Степень влиятельности веча варьировалась в разных городах. Вершин власти это учреждение  достигло в Новгороде. (проверка  выполнения  задания) (Слайд 15 –таблица) Хронологические  рамки Древняя и  средневековая Русь 9­14 век Название  органа власти Вече  Участники Свободные мужчины Полномочия обсуждения общих дел и  непосредственного решения  насущных вопросов  общественной, политической и  культурной жизни (престолонаследие,  законодательство, верховный суд  избирало городские органы  управления, налоги защита  города от врагов, финансовые  дела) Учитель: Пришло время, чтобы перевернуть следующую страницу в истории  парламентаризма в России. Она должна найти свое место в вашей таблице. Слайд 16,  Молебен Слайд 19 Грановитая палата (входит Иван Грозный) Слайд 20 –Митрополит Макарий ( Иван Грозный обращается к митрополиту) ( Речь Ивана Грозного на Земском соборе примирения) Иван Грозный: Ты заешь, Владыко… сильные бояре расхищали мою казну, а я был глух и  нем по причине моей молодости… ( возвысил голос). Лихоимцы и хищники, судьи  неправедные, какой дадите вы ответ за те слезы и кровь, которые пролились благодаря вашим  злодеяниям?... Я чист от крови.. но вы ждите заслуженного воздаяния! Уже нельзя исправить всех обид,  разорений и налогов, которые народились во время моей беспомощной юности от неправды  боярской и властей, от бессудства, лихоимства и сребролюбия. Боярам и князьям я мстить не буду­ пусть ответят они за все свои утеснения на Страшном  суде. Нельзя исправить минувшего зла, могу только спасти народ мой от будущих  притеснений и грабительства. А сейчас (голос его сорвался) я велю забыть обиды и  соединиться в любви и прощении. Я объявляю себя защитником людей от несправедливости  сильных мира сего… ( слезы в глазах) ( обращение к митрополиту Макарию) Достойные святители церкви, от вас  учителя царей и  вельмож, я требую: не щадите меня в преступлениях моих. Гремите словом Божьим, и да  жива будет душа моя! А пока жалую Лешку Адашева в окольничие (обращаясь к Алексею Адашеву) Взял я тебя  из нищих…пожелал я не тебя одного, но других таких же.… Поручаю тебе  разбирать челобитные… принимать их от бедных и обиженных… не бойся сильных,  похитивших почести и губящих бедных. Бояре: прости нас царь­батюшка, раскаиваемся мы в содеянном. Учитель: И народ плакал от радости и славил царя. И бояре были довольны: пронесло. ­Ребята, о каком событии нам сейчас поведали артисты? Ответ учащихся: О Земском соборе 1549г (Слайд 21­22­вопросы) Учитель: Что такое Земский собор Ответ учащихся: Сословно ­ представительный орган власти, возникший при Иване IV в 1549 году. Учитель: Назовите  время действия Земских соборов Ответ учащихся: С  1549 до 1653г. Учитель: Как попадали люди на Земский собор? Ответ учащихся: Прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались  властями. Учитель: Как назывался первый Земский собор? Ответ учащихся: Собор примирения Учитель: Какое последнее решение принял Земский собор? Ответ учащихся: Принять в состав России Левобережную Украину. К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов ­ сословно­ представительных органов. Как писал историк Л.В.Черепнин: (Слайд 23)  "Земский собор ­ это орган, пришедший на смену вечу", воспринявший древнерусские  "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но  заменивший "элементы демократизма началами сословного представительства", когда монарх  правит страной совместно с представителями сословий. Созыв собора 1549 г., получившего в литературе название «собора примирения»,  свидетельствовал о создании центрального сословно­представительного учреждения, о  превращении Русского государства в сословно­представительную монархию, что роднило его  со всеми иными европейскими сословно­представительными монархиями (Францией,  Англией, Испанией, Швецией, Речью Посполитой и т. д.). (Слайд 24­вопрос) Учитель: Назовите государства, в которых так же как в России сложились сословно­ представительные монархии? Ответ учащихся: Франция, Англия, Испания, Швеция, Речь Посполитая Земский собор был тем органом, который позволил верховной власти лавировать между  дворянством и боярством. Он ограничил права крупных феодалов, расширив права  дворянства.     28 февраля был принят приговор, согласно которому в ведении наместников  остался суд над детьми боярскими только по самым главным уголовным преступлениям  (убийству, краже и разбою с поличным). По всем остальным вопросам дети боярские  освобождались от суда наместников. Этим временем можно датировать начало оформления  сословных привилегий дворянства. (Слайд 25­таблица) Хронологические  рамки 1549­1653 Название  органа власти Полномочия Участники Земский собор Война, мир, налоги,  защита гос­ва,  реформы почти все сословия  (бояре, духовенство,  служилые люди,  мещане, купцы,  ремесленники) Учитель: Третья страница из истории парламентаризма связана с XIX веком. (Слайд 26­ вопрос) ­Назовите имя императора, правившего Россией  в 1801­ 1825 годах. Ответ учащихся: Александр I   Начиная с 1801 г., когда на престол взошел воспитанный в либеральном духе император  Александр I, идея учреждения законодательного органа в виде парламента вернула себе право на обсуждение. (Слайд 27­28­ вопросы) ­ Назовите исторические личности, предлагавшие создание парламента в России в начале  XIXвека. Учитель: Инициатором политической реформы выступил М.М. Сперанский. ­Каковы основные положения реформы Сперанского? (Слайд 29­ проект Сперанского)  В "Общем обозрении всех преобразований", представленном Александру I к концу октября  1809 г., управление страной предлагалось осуществлять на основе разделения властей и  участия общества в выборах, начиная с мельчайшей волости. Далее, в течение года (в  ознаменование десятилетия царствования) должны были быть последовательно  сформированы: Государственный совет (верхняя палата российского парламента),  переустроенные министерства, обновленная "судная часть". Затем собирались депутаты в  Государственную думу, что завершало устройство парламентской системы. Пирамиду  государственной власти венчал император, который сохранял за собой державную  исполнительную власть и право на законодательную инициативу    Вместе с тем разработка основ парламентаризма в его российском варианте не  прекращалась, получив продолжение в сочинениях декабристов (Слайд 30­ портреты Пестеля и Муравьева)  особенно в "Конституции" Н.М. Муравьева и "Русской правде" П.И. Пестеля. Учитель: Назовите основные положения «Конституции» Н. Муравьева и «Русской Правды»  П.И. Пестеля, касающиеся законодательных органов власти. (Слайд 21­32) «Конституция» Н.М. Муравьева  Россия ­ конституционная монархия;  Россия ­ федерация ( 15 держав);  Верховная власть в федерации принадлежит двухпалатному парламенту ­  Народному вечу ( Державная дума­ верхняя палата, Палата выборных депутатов­  нижняя палата);  Высокий имущественный ценз;  Император – верховный чиновник страны, имеющий право задержать принятие  закона и вернуть его на повторное рассмотрение;  Табель о рангах уничтожалась, а все должности в государстве становились выборными. «Русская Правда» П.И. Пестеля  Россия­ республика  …Верховная власть разделяется на :  законодательную­Народная веча (состоит из народных представителей, выбранных  на 5 лет всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет; объявляет войну и  заключает мир… Никто не может распустить Народной вечи )­ однопалатный  парламент;   верховно ­исполнительную­ Державная Дума ( состоит из 5 членов, выбранных на 5 лет. Ежегодно один заменяется другим, кандидата предлагает каждая губерния, а  выбирает Народная веча) Учитель: Какие из предложенных идей в дальнейшем осуществились? (Россия­  Федерация, республика, Государственная Дума появилась в 1905 году) Проверка таблицы Хронологические  рамки  1810г­ 1917гг. Название органа  власти Государственный совет ( верхняя  палата  парламента) Участники Назначались  императором Полномочия Законосовещательный орган,  законодательная инициатива,  наведение порядка в подготовке  и принятии законов,  отлагательное вето,  рассматривал отчеты  министерств и вносил  предложения по распределению  государственных доходов и  расходов. Подведение итогов урока.  Предоставление слова председателю Законодательного собрания  А.Ф. Тихомирову.  Выставление оценок. Интернет­ ресурсы:  1.http://ru.wikipedia.org/wiki

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"

Урок истории "Истоки парламентаризма в России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017