«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Мероприятия
doc
окружающий мир
Детсад
10.01.2018
«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре
На занятии дети знакомятся с тем, как древние люди общались друг с другом, находясь на расстоянии. Через игры и загадки они узнают: что такое предметное письмо, берестяная грамота, узелковое письмо, иероглифы, папирус, пергамент. Дети учатся отправлять друг другу сообщение используя древнюю грамоту.
История развития письменности.doc
Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре  «История возникновения письменности» Составила: Разумова Н.И. Тема  « История развития письменности». Программное содержание:  Познакомить   детей   с   древними   способами   общения   людей:   предметное, узелковое письмо.  Дать   представление   о   берестяной   грамоте,   иероглифах,   о   различных материалах, используемых для этого.  Экспериментально убедиться в несовершенстве и трудности использования древних видов письма.  Формировать устойчивый интерес к российской истории.  Воспитывать чувство любви к Родине Материал к занятию: Игрушки: медведь, лодочка, стрела, дерево,                                                       плиточки с узорами (зелёного, белого, красного, желтого цвета),  иллюстрации с изображением наскальных рисунков,                           иллюстрации с изображением деревьев: сосны, берёзы, липы, ели. Словарная работа: Предметное   письмо,   узелковое   письмо,   берестяная   грамота,   охотиться, иероглифы, папирус, пергамент, глиняные таблички. Предварительная работа: Чтение энциклопедии “Всё обо всём” том 1 стр.241 “Берестяная грамота”, том 6 стр.269 “Когда люди начали писать”. Подготовка бересты, глиняных табличек. Ход занятия. Сообщение темы: Воспитатель: Дети сегодня на занятии поговорим о том, как древние люди  общались друг с другом, находясь на расстоянии. ­ Как в наше время современные люди могут, что­то узнать друг о друге, находясь на  расстоянии? (Позвонить по телефону, отправить письмо, телеграмму) ­ В давние времена не было ни бумаги, ни телефонов, люди не умели читать, писать и им приходилось общаться с помощью предметов. Воспитатель предлагает детям отправить другу сообщение с помощью предметов: стрела, медведь, дерево, лодка     Игра “Отправь сообщение”. (“Я поплыл на лодке в лес охотиться на медведя” “Я убил в лесу медведя, приезжай на лодке”). ­ Вот видите, как по­разному истолковывается значение этих предметов ­Удобно было такое письмо? (Нет) ­Как можно назвать письмо, которое отправлялось с помощью предметов? (Предметное письмо). Воспитатель открывает конверт, в котором лежат цветные ниточки с узелками. ­ Как вы думаете, что это?  (Ниточки с узелками) ­ Это тоже письмо, как вы думаете? ­Как называлось такое письмо? ­Число узелков обозначало количество людей или предметов. А цвет играл какую­ нибудь роль? (Узелковое письмо). (Да, играл). ­ Как вы думаете, что мог означать зелёный цвет  ­ Белый?  ­ Красный? (Тревога, война). ­ Желтый? ­ Черный?  (Солнце, золото). (Беда, горе). (Здоровье, снег, облака). (Лес, траву) Воспитатель предлагает детям почитать такое письмо. ­ Как выдумаете, удобно было такое письмо? ­ Почему?  (Можно по разному прочитать).  (Нет) Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть   картинки   с   изображенными   на   них наскальными рисунками ­   Как   выдумаете,   можно   ли   с   помощью   этих   рисунков   передать   друг   другу информацию?  (Можно) ­ Например, изображение солнца может обозначать ­день, хорошая погода,  если рядом с солнцем поставить две точки – 2 дня.   Затем эти картинки превратились в значки, и называются они иероглифы. Воспитатель демонстрирует такое письмо. Физкультминутка Воспитатель   предлагает   представить,   что   дети   оказались   в   древнем   мире   и захотели отправить послание другу. ­ Какое письмо отправишь, Серёжа? ­ Какое письмо отправишь, Егор?   ­ Чем ты напишешь? (Палочкой или костью, пальцем, кистью из меха животных) Дети отправляют свои послания.  (Узелковое письмо)   (Рисунки на скале) ­ На чем ещё могли писать древние люди? ( На скале, листьях, камнях) ­ А могли такие письма сохраниться до наших дней? ( Конечно нет) Воспитатель выставляет на доску изображение деревьев и их кору. Предлагает  рассмотреть. ­ Какие деревья изображены?  (Сосна, ель, берёза). Игра « С какого дерева   кора». ­ Скажите ребята, а на какой коре удобнее писать? ­ Кто знает, как она называется?  (Это береста)  (На берёзе) ­ Да, древние люди писали на бересте. Но сначала её нужно было очистить,  распрямить и подсушить. Такое письмо называлось “берестяная грамота”. Воспитатель предлагает детям написать на бересте любые слова или значки с  помощью палочки. Рассказ воспитателя. ­ Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Стебель папируса разрезали и укладывали одна к другой и склеивали клеем из пшеничной муки, затем сушили и писали.  ­ Такое письмо можно было сложить?  Почему?  (Оно сломается) Воспитатель показывает заранее приготовленный свиток папируса. Дети наглядно  убеждаются, что папирус можно лишь скрутить. ­ А ещё в древности люди писали на коже убитых животных. Сначала они её  вымачивали, чтобы она была мягкой, а потом соскабливали шерсть и сушили.  Такое письмо называлось пергамент.  Воспитатель демонстрирует самодельную книгу. Воспитатель обращает внимание на глиняные таблички на столе. ­ Как вы думаете, для чего  нужны нам такие таблички?  ­ Сейчас, как и в древности, мы будем писать или рисовать что­то на глиняных табличках. (Писать письмо)   Самостоятельная работа детей. Итог занятий: ­ Что нового вы узнали сегодня на занятии? ­ О каких видах письменности вы узнали? ­ На чем писали древние люди? ­ Чем писали древние люди? ­ Сохранились ли до наших дней такие письма? Молодцы! Сегодня на занятии вы были настоящими знатоками древности, и  написали разнообразные письма для своих друзей.

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре

«История возникновения письменности» Конспект занятия по развитию представлений о человеке  в истории и культуре
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.