И.С.Тургенев. Стихи в прозе. «Как хороши, как свежи были розы...»

  • docx
  • 25.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

 

 И.С.Тургенев. Стихи в прозе.

«Как хороши, как свежи  были розы...» 

 

                                                

 

1. Организационный момент

 

     Наш урок посвящен  Дню славянской письменности и культуры, который   проходит ежегодно 24 мая. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Празднование памяти братьев имело место у всех славянских народов с давних времен, но постепенно было утрачено. В современной России праздник был возрожден в 1985 г., а в 1991г. Постановлением Верховного Совета РФ он получил статус государственного.

2.      Этап постановки целей урока и мотивации.

  Ну а урок сегодняшний мы посвятим замечательному писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу, т. к. в этом году исполняется 200 лет со дня его рождения.

  Тургенев И.С. - знаменитый русский поэт и писатель, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, повестей, статей, пьес и стихотворений.

   Основные факты говорят о том, что еще в юности писатель дал клятву всегда бороться с крепостничеством. Но единственное, что он мог сделать — это использовать свой литературный талант против этого.

  Но для начала давайте вспомним, какое произведение Тургенева вы изучали ранее? (ответы)

В образе Герасима он символически показал русский народ и его прекрасные черты.

  Сегодня мы продолжим открывать для себя новые страницы его творчества, ознакомимся с понятием «Стихотворения в прозе» и его особенностями.

3.      Этап подготовки к активному усвоению знаний.

                                    Эпиграф (слайд)

-        Какой же он дает совет читателям?

-        Почему?

   Эти строки взяты из сборника «Стихотворения в прозе». Каждое стихотворение — это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

                                    Слайд

   Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

                                      Слайд

   А теперь мы с вами прослушаем стихотворение из этого цикла «Как хороши как свежи были розы...»

                                     Видеоролик

 

-        определите объем стихотворения

-        определите количество абзацев

-        какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

-        Сможете пересказать сюжет?

-        Кто это в 1м абзаце «я прочёл...», во 2м « я сижу...», в 3м «И вижу я себя...»

    Вывод: характерные признаки стихотворения в прозе — СЛАЙД

 

                              Физминутка (музыкальная)

 

                              Прослушать романс на стих Тургенева

 

4.      Этап применения знаний

 

                                  Анализ стихотворения

       а) Словарная работа

       не дерзаю — не смею (осмелиться)

       ланнеровский вальс — вальс венского композитора

       воркотня патриархального самовара — шум старинного кипящего самовара

 Обратите внимание на заголовок стихотворения и 1й абзац (давно давно я прочел одно стихотворение). И правда, такое стихотворение существует. Его  написал Иван Мятлев. Я зачитаю его сейчас.

 Это стихотворение пронизано чувством грусти и сожаления о неожиданно оборвавшейся молодости, еще не начавшейся жизни. Здесь противопоставлены жизнь и смерть. А сколько раз повторяется строка « Как хороши...»?(6 раз) В литературе такие повторяющиеся строки называются рефреном ( 11класс — ЕГЭ). А чтобы узнать, зачем автору понадобилось использовать этот метод, проанализируем первые два абзаца.

 1Й абзац — говорится о прошлом. Мы догадались по глаголам  и наречиям — где-то, когда-то.

 2Й абзац — настоящее время. Глаголы и наречие — теперь.

 В стихотворении Мятлева перекликаются жизнь и смерть, а у Тургенева жизнь и смерть, молодость и старость. Рефрен нужен, чтобы связать эти противопоставления. В литературе такие противопоставления называются антитезой.

 

  Что остается в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? (мгновения радости, счастья и любви)

  Давайте сформулируем в одном преложении главную мысль стихотворения:

-        человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается жизнь;

-        все хорошее, что случается с человеком, он запомнит до конца жизни;

-        как бы ни была сложна жизнь, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

                 Истрия создания сборника « Стихотворения в прозе»

В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 г писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 г Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. В этом сборнике собрано всё, что волновало, привлекало и отталкивало Тургенева-писателя, Тургенева-человека. Ничтожность человеческой жизни перед вечностью природы, размышления писателя о русском народе, родине, торжествующая любовь, о подвиге и трусости, русском языке, его роль , смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость — вот основные темы стихотворений в прозе.

 

6.      Подведение итогов

- Скажите, стихотворение в прозе заронило что-нибудь в вашу душу?

- Следуйте совету Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры.

 

7.      Д/З: последний слайд.