Итоговая диагностика по русскому языку для выпускников начальной школы.
№ 1
Цель задания – проверить знание правила обозначения буквами безударных гласных в корне слова, умение находить несколько правильных ответов.
1. Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +.
€ а) В русском языке произношение и написание всегда совпадает.
€ б) Написание всех слов с безударными гласными в корне необходимо запомнить.
€ в) Безударные гласные в корне слова – это орфограмма.
€ г) Правописание некоторых слов с безударными гласными в корне нужно запомнить.
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено; выбраны утверждения а и/или б.
1 балл – наряду с выбором правильных утверждение в и/или г, выбраны и неправильные утверждения а и/или б.
2 балла – выбрано только одно из двух правильных утверждений в или г.
3 балла – выбраны оба правильных утверждения: в и г.
№ 2
Цель задания - проверить умение применять принцип проверки орфограммы «Безударных проверяемые гласные в корне слова» в стандартной ситуации, проверить правописания словарных слов.
2. Подчеркни слова, в которых пропущена буква «е».
г…рой, р…ка, л…сток, б…рёза, м…довый, кр…чать, р…сунок, сп…шить, ж…вотное, ш…рокий
Оценка:
0 баллов – при выполнении задания допущены многочисленные ошибки: не выбраны нужные слова, выбраны ошибочные.
1 балл – большая часть слов с проверяемыми безударными гласными выбрана правильно, допущены единичные ошибки, имеются ошибки в словарных словах.
2 балла – задание выполнено правильно в случае слов с проверяемыми безударными гласными, есть одна ошибка в словарных словах; задание выполнено правильно, но не отмечено одно из пяти слов.
3 балла – задание выполнено правильно, верно выбраны все 5 слов: герой, река, берёза, медовый, спешить.
№ 3
Цель задания - проверить умения применить принцип проверки орфограммы «Безударных проверяемые гласные в корне слова» в нестандартной ситуации.
3. В языке племени Крокс безударные гласные звуки обозначаются буквами по таким же правилам, как в русском языке. Вставь буквы в текст сказки. Тебе помогут родственные слова, данные в конце сказки.
Гр__куна тымно в__ковал т___яп. Рам___х варпо т___сом зн____же.
грик, тяс, отияпо, икрамеха, озниж, вяк
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – наличие отдельных попыток выполнить задание (1-2 буквы вставлены правильно).
2 балла – верно найден способ решения, но допущено 1-2 ошибки в выборе буквы.
3 балла – задание полностью выполнено правильно: грикуна, вяковал, тияп, рамех, тясом, зниже.
№ 4
Цель задания – проверить знания орфограммы «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных», проверить умение находить несколько правильных ответов.
4. Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +.
€ а) У существительных 1 склонения в родительном падеже в единственном числе пишется окончание –и.
€ б) Окончание –и никогда не пишется у существительных 3 склонения.
€ в) У существительных 1 склонения в дательном падеже в единственном числе пишется окончание –е.
€ г) У существительных 1 и 2 склонения во всех падежах пишется окончание -и.
Оценка:
0 баллов – выбраны неправильные утверждения б и/или г, при этом могут быть выбраны и правильные утверждения.
1 балл – выбраны правильные утверждения а и/или в и одно из неправильных утверждений.
2 балла – выбрано только одно из двух правильных утверждений а или в, неправильные утверждения не выбраны.
3 балла – выбраны оба правильных утверждения а и в.
№ 5
Цель задания - проверить умение обозначать буквами безударные падежные окончания имён существительных.
5. Подчеркни слова, у которых необходимо дописать окончание е.
на станци….., на полян…., о молодёж…, на площад….., в рощ…., о сын…., о сынишк…., к двер…, на здани…., к кошк…., около мыш…., о столиц…..
Оценка:
0 баллов – задание либо не выполнено, либо выполнено с многочисленными ошибками.
1 балл – сделано не менее 3 правильных выборов из 6; ошибочно дописано окончание –е в слова на станции, на здании и не вписано окончание –е в одно из слов; ошибочно дописано окончание –е в одно из слов (например, в слово о молодёжи) и не вписано окончание –е в одно из слов (например, в слово в роще);
2 балла – дописано окончание –е в словах на поляне, в роще, о сыне, о сынишке, к кошке, о столице, но допущены ошибки в словах на станции, на здании; задание выполнено правильно, ошибок нет, но не вписано окончание –е в одно из слов.
3 балла – задание выполнено правильно: дописано окончание –е в словах на поляне, в роще, о сыне, о сынишке, к кошке, о столице.
№ 6
Цель задания – проверить умения определить принадлежность слова к определенному склонению, обосновывать написание падежных окончаний.
6. Выбери правильное утверждение и запиши объяснение.
У слов лейкопластырь и степь в предложном падеже
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Оценка:
0 баллов – задание либо совсем не выполнено, либо выбрано неправильное утверждение.
1 балл – выбрано правильное утверждение, но объяснение не приведено.
2 балла – выбрано правильное утверждение, в объяснении есть указание на род, но нет указания на склонение.
3 балла – выбрано правильное утверждение, в объяснении есть указание на склонение.
№ 7
Цель задания – проверить умение применять знание системы падежных окончаний имён существительных в нестандартной ситуации.
7. В языке племени Крокс так же, как в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке.
I скл. |
II скл. |
III скл. |
гува кряда магра щгара |
опащ жадро кряч рюнь |
терь скичь клущь вищь |
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их.
Щгара трымчет о кряч____ и о скич____ . Вищь зукает по магр____, по жадр____ и по тер____ . От клущ___ и от рюн___ рыкует опащ.
Оценка:
0 баллов – задание либо не выполнено вообще, либо выполнено совершенно неправильно.
1 балл – есть несколько правильных выборов, но меньше 50 % окончаний дописано правильно.
2 балла – большая часть задания выполнена правильно, верно найден способ решения, но допущены единичные ошибки (не более 3) в выборе окончания.
3 балла – задание выполнено правильно (возможна 1 ошибка): о кряче, о скичи, по магре, по жадру (или по жадрю), по тери, от клущи, от руня (или от руна).
№ 8
Цель задания – проверить умение определять принадлежность слова к той или иной части речи.
8. Запиши слова данных предложений в нужный столбик таблицы.
Перед восходом солнца по лесу пролетает ветер. Быстро гаснут в небе звёзды. Ранним утром воздух чист и прозрачен.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
Предлоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка:
0 баллов – большая часть задания выполнена неправильно.
1 балл – наряду с правильными ответами есть и ошибки при определении того, какой частью речи являются слова восходом, утром, чист, прозрачен, гаснут, перед, и, быстро.
2 балла – большая часть задания выполнена правильно, но есть ошибки при определении того, какой частью речи являются слова чист, прозрачен, и, быстро.
3 балла – задание выполнено полностью правильно.
№ 9
Цель задания – проверить умения определить принадлежность слова к определенной части речи, проверить умения предлагать несколько вариантов ответа.
9. Какими частями речи могут быть слова
пила ____________________________
столовая _________________________
печь ____________________________
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – в каждом случае предложен один правильный ответ.
2 балла – хотя бы в 1 случае предложено два правильных ответа.
3 балла – предложено оба правильных варианта ответа в каждом случае: пила - имя существительное, глагол, столовая - имя существительное, имя прилагательное, печь – имя существительное, глагол.
№ 10
Цель задания – проверить умение применить свои знания о частях речи в нестандартной ситуации.
10. Постарайся определить, какой частью речи являются слова в предложении на языке Крокс.
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( )
Сяпала Калуша по напушке, увязала бутявку и рыкло заволила.
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – есть попытки правильного выполнения задания, но дано меньше 5 правильных ответов.
2 балла – большая часть задания выполнена правильно – дано 5 – 6 правильных ответов.
3 балла – задание полностью выполнено правильно.
( гл. ) (сущ.) (пред.) ( сущ. ) ( гл. ) ( сущ. ) ( нареч. ) ( гл. )
Сяпала Калуша по напушке, увязала бутявку и рыкло заволила.
№ 11
Цель задания – проверить умение определять закономерность расположения букв, находить нерешаемую задачу.
11. Допиши пропущенные буквы, если это возможно.
б ……в |
а ___ |
з с |
д ___ |
г р |
п __ |
я ю |
ж __ |
б п |
к ___ |
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – правильно заполнено 2-3 пропуска.
2 балла – первые 4 пропуска заполнены правильно:
б ……в |
а у |
з с |
д т |
п ф |
я ю |
ж ш |
б п |
но не узнана нерешаемая задача – вписана какая-нибудь буква на месте пятого пропуска.
3 балла – задание выполнено полностью правильно, выделена нерешаемая задача – не вписана буква под р.
№ 12
Цель задания – проверить умение определить грамматические формы слов, проверить умение видеть несколько вариантов решения предложенного задания.
12. Определи грамматические формы (падеж и число) следующих слов:
рукава ____________________________________________________
книги _____________________________________________________
хорошим __________________________________________________
Оценка:
0 баллов – задание либо не выполнено, либо выполнено с большим количеством ошибок.
1 балл – подобрано по одному правильному ответу к двум словам; подобрано по одному варианту ответа ко всем словам, но допущена ошибка.
2 балла – в каждом случае предложен один правильный ответ.
3 балла – предложено несколько (больше одного) правильных вариантов ответа хотя бы в одном случае:
рукава – мн. ч., И.п.; мн..В.п.; ед. ч. Р.п..
книги - мн. ч., И.п.; мн..В.п.; ед. ч. Р.п..
хорошим - ед. ч. Т.п., мн. ч., Д.п.;
№ 13
Цель задания – проверить умение соотносить транскрипцию и буквенную запись слов, проверить умение видеть несколько возможных вариантов буквенной записи.
13. Ты уже знаешь, что часто разные слова произносятся одинаково. Сделай буквенные записи слов.
[гр’ип], [л’иса], [сл’изат’],
__________________________________________________________ __________________________________________________________
__________________________________________________________
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – есть попытка выполнения задания (при этом каждой транскрипции соответствует только одна буквенная запись), но допущены ошибки в буквенной записи слов.
2 балла – предложен только один вариант буквенной записи к каждой звуковой записи, ошибок нет.
3 балла – в большинстве случаев предложено 2 варианта буквенной записи: грипп, гриб, лиса, леса, слизать, слезать. При этом ошибка в написании слова грипп – грип не снижает балла.
№ 14
Цель задания: проверить умение найти несколько оснований для классификации.
14. Объедини предложенные слова в 3 группы, запиши составленные группы слов и признак, по которому слова объединены в группы. Постарайся предложить несколько способов группировки.
вера, победить, солёный, победа, верный, победный, соль, посолить, поверить
Основание для объединения: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основание для объединения: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основание для объединения: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – предложен один способ классификации, при этом допущены единичные ошибки при распределении слов.
2 балла – предложен один способ классификации.
3 балла – предложено не менее 2 способов группировки – по частям речи, по гнёздам родственных слов, по первой букве (в, с, п), по последней букве (а, й, ь).
№ 15
Цель задания – проверить наличие у учащегося «чувства языка», проверить умение находить несколько правильных вариантов ответа.
15. Выбери и подчеркни имена прилагательные, которые могут быть определениями к предложенным именам существительным. Иногда возможны оба варианта.
человек жалобный-жалостливый писк жалобный – жалостливый взгляд жалобный – жалостливый |
человек высотный – высокий дом высотный – высокий дуб высотный – высокий |
берег желанный – желательный результат желанный - желательный гость желанный – желательный |
вода ледовая- ледяная голос ледовый- ледяной дорожки ледовые- ледяные |
Оценка:
0 баллов – большая часть слов подобрана неправильно.
1 балл – в большинстве случаев правильно выбрано по одному имени прилагательному, но допущены 1 - 3 ошибки в выборе слов, например: жалобный человек, ледовый голос.
2 балла – задание выполнено правильно, но к каждому существительному правильно подобрано только по одному прилагательному.
3 балла – задание выполнено правильно: там, где это возможно, в ряде случаев найдены оба правильные варианта, например: взгляд жалобный и жалостливый, дом высотный и высокий, результат желанный и желательный, дорожки ледовые и ледяные.,
№ 16
Цель задания – проверить умение подбирать синонимы, учитывая оттенки значения, которые проявляются в разных предложениях, проверить состояние словарного запаса учащихся.
16. Замени подчеркнутые слова синонимами ( словами, близкими по значению).
В магазине продается свежий хлеб. ______________________
Мы принялись за работу со свежими силами. ___________________
Мама дала папе свежую рубашку. _____________________
В лицо туристам дул свежий ветер. _____________________
Оценка:
0 баллов –.задание не выполнено, подобранные слова не являются синонимами (могут быть подобраны антонимы).
1 балл – при выполнении задания повторяется одно и тоже слово, например, новый.
2 балла – при подборе синонимов используются два разных варианта, например, кроме слова новый в одном из случаев подобран другой синоним.
3 балла – задание выполнено правильно, не менее чем в 3 случаях подобраны неповторяющиеся синонимы: мягкий хлеб, с новыми силами, чистую рубашку, прохладный ветер.
№ 17
Цель задания – проверить наличие у учащегося «чувства языка», проверить умение осуществлять контроль и находить речевые ошибки.
17. Отметь знаком + предложения, в которых, с твоей точки зрения, допущены речевые ошибки.
€ а) Я не люблю осенние дождливые дни.
€ б) Кирилл поймал на себе грозовой взгляд учителя.
€ в) Вчера со мной произошёл случайный случай.
€ г) По небу летела стая уток.
€ д) Пятеро стульев принесли из столовой.
Оценка:
0 баллов – ошибки не найдены; все предложения отмечены как ошибочные; отмечено одно ошибочное и одно правильное предложение.
1 балл – отмечено только одно ошибочное предложение; отмечены несколько ошибочных предложений и как ошибочное отмечено одно из правильных.
2 балла – найдено только 2 ошибочных предложения.
3 балла – задание выполнено правильно, выбраны предложения б, в, д.
№ 18
Цель задания: проверить умение подбирать антонимы, проверить умение распознавать нерешаемую задачу.
18. Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению).
радостный - _________________, опасный - ___________________
прекрасно - _________________, капустный - __________________
хвастливый - ________________, гигантский - __________________
Оценка:
0 баллов – задание совсем не выполнено, подобраны либо синонимы, либо родственные слова;
1 балл – подобраны антонимы к 1 –3 словам; подобраны не очень точные антонимы (гигантский – маленький, прекрасно – плохо) или в основном используется приставка не-.
2 балла – подобраны антонимы ко всем словам, но не выделена нерешаемая задача - к слову «капустный» подобраны слова типа морковный, фруктовый и т.п.; к 4 словам правильно подобраны антонимы, опознана нерешаемая задача;
3 балла – подобраны антонимы ко всем словам, рядом со словом «капустный» стоит прочерк.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.