итоговая контрольная работа по русскому языку для 8 класса

  • docx
  • 20.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала итоговая по русскому языку для 8 класса.docx

 

 

Итоговая контрольная работа за 8 класс

Вариант № 1

Внимательно прочитайте текст, выполните задания.

 (1) Имя Павла Михайловича Третьякова навсегда останется среди имён тех людей, кто бескорыстной любовью и преданностью своей двигал вместе с художниками русскую живопись вперёд. (2) Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная, регулярная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости дела, которое они делают. (3) Третьяков не был покровителем искусств, меценатом того толка, какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. (4) Он не красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев среди художников и не швырял деньги по-княжески. (5) Был рассудителен, расчётлив и не скрывал этого. (6) С первой же выставки передвижников приобрёл около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова , «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского. (7) Третьяков известен был своим удивительным чутьём. (8) Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке. (9) Бескорыстие его было беспримерным. (10) Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его туркестанских картин и этюдов, он тут же передал её в качестве дара Московскому художественному училищу. (11) Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве. (12) И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П.М.Третьякова) открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.

                                                                                                                                  (По Л.Н.Волынскому)

1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Третьяков не любил по-княжески «швырять» деньги.

2) Свою галерею Третьяков передал в дар Москве.

3) Для своей галереи Третьяков купил картину Саврасова «Грачи прилетели».

4) Для своей галереи Третьяков покупал картины только зарубежных художников.

 

2. О каком качестве характера Третьякова говорится в предложениях 10-11?

1) о честолюбии;              3) о бескорыстии;

2) о сдержанности;           4) о расчётливости

 

3. Какое из слов толкуется НЕВЕРНО?

1) Коллекция (10) – собрание каких-либо предметов, представляющее обычно научный, художественный или исторический интерес.

2) Меценат (3) – богатый покровитель наук и искусств.

3) Шедевр (8) – музыкальное произведение для скрипки с оркестром.

4) Этюд (10) – подготовительный набросок для будущей картины, выполняемый с натуры.

 

4. Из предложений 2-4 выпишите слово с чередованием гласных в корне - ____________________

 

5.  Из предложений 11-12 выпишите слово, правописание приставки  которого зависит от значения «приближение» -  ____________________________________

 

6. Определите вид связи слов в словосочетании ПОКУПАЛ ИХ (предложение 8) - _____________

 

7. Среди предложений 3-5 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ.  Напишите его номер и укажите вид односоставного предложения - __________________________________________________

 

8. Из предложения 9 выпишите его основу -_______________________________________________

 

9. Среди предложений 7-11 найдите предложение, в котором обособлены определения, относящиеся к личному местоимению. Напишите его номер - __________________________

 

10. Среди предложений 9-12 найдите предложение, в состав которого входит ВСТАВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Напишите его номер. -  _______________________________________

 

____________________________________________________________________________________

11. Выполните синтаксический разбор предложения 10.

 

Вариант 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания.

 (1) Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (2) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (3) Дом стоит в густом саду, но почему-то он отгорожен от сада высоким частоколом. (4) Этот частокол западня для деревенских котов, любителей рыбы. (5) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами берут дом в осаду. (6) Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. (7) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой, а  он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (8) Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. (9) Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. (10) Издали кажется, что коты играют в волейбол. (11) Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (12) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (13) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. (14) Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но  не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. (15) Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

                                                                                                                                       (К.Г.Паустовский)

1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Маленький дом, где живёт автор, стоит в густом саду.

2) Коты не могут достать кукан с рыбой, потому что он подвешен высоко.

3) Автор ловит рыбу, чтобы накормить деревенских котов.

4) Коты разбегаются, когда из дома выходит автор с фонарём.

 

2. В чем основная особенность дома писателя?

1)  В его густом саду любят гулять коты разных мастей.

2) Дом находится в Мещёре.

3) Под куканом, подвешенным на ветке, по вечерам собираются коты.

4) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая старым тесом.

 

3. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

1) Частокол (3) – забор, изгородь из кольев, жердей, вбитых в землю близко

друг к другу часто, один подле другого.

2) Кукан (7) – бечёвка, на которую нанизывают рыбу.

3) Тёс (2) – тонкие доски (тёсаные или пиленые).

4) Западня (4) – широкая просёлочная дорога.

 

4. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередованием гласных в корне -

__________________________________________________________________

 

5. Из предложений 8-12 выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от глухости (звонкости) согласных, обозначенных следующими за приставками буквами. - ___________________________________________________________________________________

 

6. Определите вид связи слов в словосочетании ВЫХОЖУ ИЗ БАНИ (предложение 13)? ____________________________________________________________________________________

 

7. Среди предложений 1-4 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ.  Напишите его номер и укажите вид односоставного предложения -  _________________________________________________

 

8. Из предложения 4 выпишите основу - _________________________________________________

 

9. Среди предложений 11-15 найдите простое, осложнённое ОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ и ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ. Напишите его номер - _____________________

10. Среди предложений 5-7 найдите, осложнённое УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ. Напишите его номер - __________________________________________

 

11. Выполните синтаксический разбор предложения 14.