Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.
Оценка 4.6

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
4 кл
18.03.2017
Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.
Диагностическая работа проводится с учениками 4 класса в апреле-мае. Результаты итоговой диагностики выпускников начальной школы помещаются в их портфолио. Родителям даются на лето рекомендации, как помочь ребёнку. Классный руководитель 5 класса обязан познакомиться с достижениями ученика и скорректировать дальнейшую работу.Эта работа поможет классному руководителю
диагностика при переходе в 5класс.docx
Итоговая диагностика развития и учебной деятельности выпускников начальной школы.    Известно, что переход ребёнка из начальной школы в 5 класс нередко влечёт за собой  снижение его успеваемости, ухудшение психического самочувствия, потерю интереса к  учению. В этом случае учителя начальной школы склонны переложить вину на  «предметников», у которых вполне благополучные дети стали трудными, а педагоги,  работающие в среднем звене, предъявляют претензии начальной школе, которая плохо  готовит, с их точки зрения, детей к новым условиям обучения. На самом же деле  пятиклассники и их новые учителя переживают сложный этап взаимной адаптации.    Трудности ученика обусловлены его готовностью (или неготовностью) продолжать  успешно учёбу в изменившихся условиях. Для учителя трудности чаще всего связаны с  незнанием нового для него класса.    Традиционно школа в первую очередь заботится о дидактической готовности школьников и педагогов к участию в учебном процессе. Имеется в виду достаточный объём знаний и  умений, которые дети получают в начальной школе, методическая готовность учителя к  обучению пятиклассников. Но не менее значима психологическая готовность ученика и  учителя к преодолению тех затруднений, которые неизбежно возникают в период  адаптации.    Понятие психологической готовности – сложное, многогранное. Если речь идёт о  школьнике, то имеется в виду достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, устойчивая мотивация учения, волевая готовность к преодолению трудностей,  отрицательных эмоций. Психологическая готовность учителя к работе с пятиклассниками  предполагает, прежде всего, знание специфики возраста, индивидуальных особенностей  детей, прогнозирование трудностей, возникающих у школьника в период адаптации,  стремление оказать ему своевременную поддержку. Камнем преткновения даже для  опытных, любящих детей педагогов является незнание индивидуальных особенностей  пятиклассников. Поэтому администрация нашей школы, учителя считают непреходящей  своей задачей формирование  и выявление готовности учащихся 3,4 классов к новым  условиям обучения, а также оказание помощи учителям основной школы, которые должны  работать с этими классами.    В апреле –мае проводится отслеживание психического развития и учебных достижений  учащихся выпускных классов начальной школы. В этой трудоёмкой работе принимают  участие заместитель директора по научной работе, психолог, учителя, валеолог (в нашей  школе вся предстоящая работа ложится на плечи одного учителя). Объектом диагностики  являются: интеллектуальное развитие ребёнка (память, мышление и речь), мотивы учения,  учебные и внеучебные интересы. Медицинские работники и валеолог представляют  сведения об общем состоянии здоровья каждого учащегося на момент окончания  начальной школы, учителя – итоговые данные успеваемости. Полученные результаты  обрабатываются и фиксируются в «Психологическом паспорте выпускного класса  начальной школы». Для выявления уровня интеллектуального развития школьников используются  тестоподобные задания, которые содержатся в рекомендациях проф. Ю.З. Гильбуха (см.  его книгу  «Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся  дифференцированных классов».  – 1992). Задания, охватывающие основные умственные  способности учащихся (память, мышление и речь), включают по десять элементов. Оценка  за одно задание выставляется по количеству правильно выполненных элементов, т.е. по  десятибалльной шкале. Задание 1. Выявление уровня кратковременной памяти.    Классу предлагается послушать дважды десять одних и тех же слов. Например, дом,  перо, поле, река, телега, учитель, сказка, стекло, гриб, пчела.   После прослушивания дети на листочках записывают те слова, которые они запомнили. За каждое правильно записанное слово начисляется один балл. В разных классах можно  использовать разные, но равнотрудные наборы из десяти слов. Задание 2. Испытание зрительной памяти на предметы.    Психолог по очереди показывает детям десять картинок, на каждой из которых  изображён один знакомый предмет. Можно использовать  и плакат, на котором изображены десять предметов.. В этом случае учащиеся рассматривают их в течение одной минуты.  затем по команде «Начали!» они записывают все, что запомнили.    С целью испытания мышления и речи используются следующие задания.  Задание 3. Вписывание пропущенных букв в слова.    Задание выявляет способность ребёнка прогнозировать недостающие буквы и находить  слово. На доске или на плакате записываются, например, следующие десять слов:  п…ро                     з…рно к…са                       д…р…во р…ка                      к...м…нь г…ра                       х…л…д                                                               п…ле                      к…в…р    Дети воспроизводят слова на своих листочках. Оценка – по количеству правильно  записанных слов. Задание 4. Нахождение слов, противоположных по значению. Сначала надо убедиться, что дети поняли задание, и затем предложить им десять слов, к  которым школьники должны найти слова, противоположные по значению. Например:  чистый – грязный, вперёд – назад и т.п.  Задание 5.  Аналогии.    На доске или на плакате записаны десять незаконченных предложений, в каждом из  которых первые два слова связаны друг с другом по смыслу. Третье слово не имеет пары,  её надо подобрать. Например: лимон – кислый, сахар ­ … . Задание 6. Продуцирование синонимов.    Учащимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова – синонимы  (больной, метель, дети, бахвалиться, ловкий). Оценка – по количеству подобранных слов –  синонимов. Учитель принимает непосредственное участие в организации отслеживания,  оказывая помощь психологу, наблюдает за реакцией ребят на задания, за выполнением  заданий, темпом работы отдельных учеников и всего класса.    Обработку выполненных заданий психолог проводит в несколько этапов. Сначала  подсчитывается количество набранных баллов по каждому заданию каждым учеником.  Затем эти данные по каждому классу фиксируются в отдельной таблице: (см. ниже) Психологический паспорт 4 класса Память Мышление и  речь Мотивы  учения Учебные  интересы Внеучебные  интересы  Фамилия, имя  ученика              Задания 1 2 3 4 5 6 Арлашкина  Анастасия Горшкова Юлия Карпова Виктория Мурунова  Анастасия Тихонов  Александр Шкунова Ирина В – высокий; С – средний; Н – низкий.     Фамилия, имя  ученика                               Задания Астахина Дарья Дышина Валентина Качалина  Психологический паспорт 3класса Память Мышление и  речь Мотивы  учения Учебные  интересы Внеучебные  интересы 3 4 5 6 1 2 Анастасия    Заполнив такую таблицу, легко определить средний бал класса по каждому заданию. Это  особенно важно в тех школах, где, во­первых, много параллельных классов, во­вторых, где  есть возможность их сравнения. В  «Психологическом паспорте» фиксируется обобщённая  информация против фамилии каждого ученика, т.е. обозначается уровень развития  слуховой и зрительной памяти, мышления и речи: В (высокий), С (средний), Н (низкий).    Учитель и психолог особенно внимательно относятся к выявлению мотивации учения у  третьеклассников, учитывая общую тенденцию её снижения к моменту окончания  начальной школы, которая наблюдается в массовой практике обучения. Конечно, у  педагогов есть представление о том, что является главным двигателем учёбы его питомцев. Но эти представления, как показывает опыт, бывают далеко неполными и неточными.  Поэтому наблюдения учителя у нас дополняются индивидуальными беседами и опросом.  Учащимся предлагается анкета, включающая три вопроса: (см.ниже).    Учащимся даётся инструкция: «Внимательно прочитайте первый вопрос и ответы на него, а потом подчеркните (или отметьте на своём чистом листочке) те ответы, которые  соответствуют вашим стремлениям и желаниям. На два последних вопроса дайте свои  ответы». Следует обратить внимание школьников на то, что выбрать можно не один ответ.  В тех случаях, когда такая оговорка не делается, школьники, как правило, спрашивают: « А можно подчеркнуть два?» Кто­нибудь задаёт и такой вопрос: « А можно дописать свой,  такой, которого здесь нет?». Мы обычно не только разрешаем это ученику, но и  стимулируем его самостоятельность: «Нам будет очень интересно узнать, то, что ты  допишешь». Дополнения ребят бывают действительно интересные: «Учусь, чтобы стать  известным» (мотив достижений), «Хочу стать умным, интересным человеком» (мотив  самосовершенствования), «Учусь, чтобы вырасти и купить себе попугая и собаку»  (актуальная, но неосуществимая в данный момент потребность).    Ответы учащихся на второй вопрос помогают выявить предметную направленность  интересов третьеклассников. Надёжность и объективность суждений детей можно  проверить путём использования известной педагогам и психологам методики «Составь  расписание», которая предполагает опосредованное выявление тех предметов, которым  ученик явно отдаёт предпочтение. Суть её заключается в следующем.    Учитель (психолог) предлагает детям  составить расписание уроков на неделю, причём  такое, какое каждому хотелось бы иметь. В расписание можно включать любое число  уроков, даже такие предметы, которые не изучаются в третьем классе. Те предметы,  которые кажутся ученику неинтересными, разрешалось не включать. Это задание учащиеся  обычно выполняют дома.     Анализируя ответы каждого ученика на вопросы анкеты, выявляем, прежде всего,  ведущие мотивы учения. У одних отчётливо проявляется познавательный мотив ( «Потому  что на уроке интересно», «Хочу больше знать»), у других позиционный мотив («  Заставляют родители», «Потому что интересно быть среди ребят», « Чтобы доставить  радость родителям»). Нередко ученик называет не один мотив. У некоторых учеников  обнаруживается и широкий социальный мотив («Чтобы потом хорошо работать»).  Наиболее значимым, безусловно, является познавательный мотив. Наличие такого мотива  подкрепляется ответами на два последующих вопроса, т.е. отчётливо выраженным  интересом к учебным предметам и внешкольным занятиям.    Анализируя полученные результаты отслеживания, сравниваем ответы детей на вопросы  анкеты и особенности составленного каждым расписание уроков. Учебный предмет,  интересующий ученика, как правило, оказывается включенным в расписание 4­5 раз в  неделю, причём первым или сдвоенным уроками. В нашем опыте наблюдалось полное  совпадение ответов на вопросы анкеты «Какие уроки в школе тебе больше всего  нравятся?» и предметов, доминирующих в расписании. Анкета. 1) Почему ты учишься? ­ учусь потому, что на уроке интересно; ­ учусь потому, что заставляют родители; ­ учусь потому, что хочу больше знать; ­ учусь, чтобы потом хорошо работать; ­ учусь потому, что интересно быть среди ребят; ­ учусь, чтобы доставить радость родителям. _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________ 2)Какие уроки в школе тебе больше всего нравятся? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________ 3) Чем ты любишь заниматься после того, как выполнены домашние задания? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______    В таблице, а затем в «Психологическом паспорте» данные, характеризующие  мотивационно­потребностную сферу учебной деятельности школьника, фиксируются в  сокращённом виде: ПЗН – познавательный мотив; ПЗЦ – позиционный мотив; СОЦ –  широкий социальный мотив. В графе «Учебные интересы» указываются первые три  предмета, которые назвал ученик, а в графе «Внеучебные интересы» ­ его любимое занятие. Кроме того, в «Паспорте» отражаются годовые отметки по чтению, математике и русскому языку.    Оформляется «Паспорт» и имеет следующую форму: (см. ниже).    Результаты диагностики, представленные в «Паспорте», сначала внимательно изучаются  учителем, обсуждаются психологом, а также с теми родителями, которые интересуются  достижениями своего ребёнка. Затем «Паспорт» передаётся будущему классному   руководителю пятого класса. Учитель и психолог комментируют, дополняют  представленные сведения, обсуждая с коллегами состояние здоровья детей на момент  окончания начальной школы, особенности интеллектуального развития каждого,  доминирующие мотивы, направленность интересов и учебные достижения ребят.    Наши предыдущие наблюдения показали, что трудности адаптации учащихся 5 классов  часто связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов.  Ухудшение психического самочувствия и снижение успеваемости были заметны даже у  способных, хорошо подготовленных к обучению детей. В индивидуальных беседах на наш  вопрос «Что для вас оказалось самым трудным в пятом классе?» дети отвечали, что их  трудности были  связаны не с учебными предметами, а с учителями. Встреча с новыми,  незнакомыми педагогами, нарушение привычного эмоционального контакта, стабильных  отношений с первым учителем воспринималась некоторыми учениками как маленькая  драма. Мы убеждались, что у школьников и у педагогов необходимо своевременно  формировать и эмоциональную готовность к новым условиям и новым контактам.  Традиционные посещения и наблюдения уроков в 3­5 классах, которые обычно проводят  активные учителя основной школы, оказываются с этой точки зрения явно  недостаточными. Более эффективными являются разнообразные формы  непосредственного взаимодействия, активного общения педагога  с детьми. Психологический паспорт 4 класса Фамилия,имя Состояние здоровья Память Мышление и речь Мотивы учения Учебные интересы Внеурочные интересы Успеваемость Слуховая Зрит. Чтение Мате­ матика Русский язык Арлашкина  Анастасия Горшкова  Юлия Карпова  Виктория Мурунова  Анастасия Тихонов  Александр Шкунова Ирина Психологический паспорт 3 класса Фамилия,имя Состояние здоровья Память Мышление и речь Мотивы учения Учебные интересы Внеурочные интересы Успеваемость Слуховая Зрит. Чтение Мате­ матика Русский язык Астахина  Дарья Дышина  Валентина Качалина  Анастасия

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.

Итоговая диагностическая работа выпускников начальной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2017