Педагогический опыт для эффективного решения проблемы рисования
головы человека в различных ракурсах, наклонах и поворотах
Урок 3. Изображение головы человека в пространстве
Начиная урок рисования, не принимайтесь за работу, если вы не
рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт,
ее поворота и наклона.
Вопреки мнению начинающих рисовать, мы можем сделать очень важный
вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а,
наоборот, требует большого внимания и опыта.
Первая ошибка в рисунке у начинающих рисование головы в центре листа,
вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок
головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа
таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых
расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим
центром квадрата (рис. 1).
Сравнивая рисунки (рис. 1 и 2), вы убедитесь, что небольшое перемещение
головы на листе направо и вверх (рис. 2) улучшает его композиционное
расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип
размещения применим для всех положений головы в пространстве.
Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные
дуги, две глазничные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы
проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении
головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив
голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта
вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит
голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень
поворота.
Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину
глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две
приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до
переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная
(вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы
(прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса.
На рис. 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются
ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается
обратное явление.
Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная),
перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину».
Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в
пространстве и является основой для дальнейшей работы (рис. 5). рис.5
2 Методические рекомендации к проведению урока:
учитель предлагает ученикам разбиться по парам и выполнить с натуры
наброски мальчиков (девочек) в профиль;
для работы используются небольшие форматы (1/4 альбомного листа);
материалы – гелевые или шариковые ручки или простые карандаши;
один человек позирует, а другой выполняет набросок (одного натурщика могут
рисовать сразу два человека, разместившись справа и слева от него);
перед работой учеников следует нацелить на краткосрочное (5 минут)
выполнение набросков;
важно, чтобы каждый ученик, в том числе и натурщик, нарисовали хотя бы
одно изображение мальчика (девочки) с натуры;
некоторым детям будет трудно выполнять задание в меру их отставания в
творческом развитии, но сам факт восприятия и «изучение глазами» натуры
очень важен для развивающейся личности начинающего художника;
во время практической работы учитель отмечает удачные наброски, хвалит за
смелость тех ребят, которые рисовали не карандашом, а нестираемым
материалом;
если хотя бы один набросок или серия рисунков удалась, учитель отмечает
работу ученика высокой отметкой и ставит её в журнал.
Физкультминутка:
Видит художник, смотрящий на нас
Сбоку – наш профиль, прямо – анфас (поворот головы).
Анфас – всё понятно: два уха, два глаза,
Можно увидеть все прелести разом.
Голову вверх мы поднимем сейчас,
Изменится ракурс портрета у нас.
Виден большим подбородок и рот,
Рисуется сложно такой поворот (наклоны головы назад).
Но вот подбородок к груди мы прижмём,
И ракурс портрета опять изменён.
Лицо в сокращении, художник, учти,
Нам подбородок не виден почти (наклоны головы вперёд).
Весело мы головою вращаем,
А, значит, свой ракурс всё время меняем,
Но поворот как бы ни был сложен,
Нарисовать мы теперь его сможем (круговые движения головы).
3 Индивидуальные карточкизадания «Дорисуй портрет»
(ракурсы и повороты головы)
Индивидуальные карточкизадания на развитие фантазии,
творчества, наблюдательности и изобразительных навыков.
4
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.