Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства как фактор повышения качества образования

  • Контроль знаний
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на заседании РПГ учителей художественно-эстетического цикла об оценивании деятельности обучающихся на уроках ИЗО
Иконка файла материала оценка.docx

Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства как фактор повышения качества образования

 

Педагогическая оценка

 должна побуждать ребенка быть лучше,

 она должна помочь  видеть его лучшие качества.

В. А. Сухомлинский

 

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

При переходе на ФГОС, появилась острая необходимость пересмотреть подходы в оценивании образовательных результатов.

Всегда ли мы верно оцениваем достижения наших подопечных? Осмелюсь утверждать, что частная оценка, т.е. даже оценка учителя, очень субъективна. Приведу в пример стихотворение Ирины Лившиц «Картина»…….

Я сегодня рано встала.
Тихо села у стола.
Краски с кисточкой достала
И - картину начала.
Я взялась за дело смело!
Рисовала пять часов!
Даже попу отсидела
И вспотела до трусов.
Вот закончена работа.
Сразу к бабушке бегу.
"Вижу, внучка, бегемота,
Что лежит на берегу".
И соседка тётя Нина
В гости к нам зашла как раз.
Мне сказала: "На картине
Нарисован дикобраз".
Подбежавший брат заметил:
"Это что за пьяный ёж?
Что-то он на дядю Петю
Подозрительно похож..."
От досады хлопнув дверью,
И обиды не тая,
Объяснила: "Здесь не звери!
Это - мамочка моя!"

Как видите, все по-разному оценили рисунок девочки.

 

Традиционная система оценивания

-построена на отметочной системе из четырех баллов:

5 ("отлично"),

4 ("хорошо"),

3 ("удовлетворительно"),

2 ("неудовлетворительно")

 

и оценивается  учителем, который  при выставлении отметки ориентируется на:

·        уровень учащегося относительно определенного эталона,

·        уровень учащегося относительно класса в целом,

·        уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период.

 

 В основу современного оценивания учебной и внеучебной деятельности положено критериальное оценивание. Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чѐтко определѐнными выработанными критериями, понятными для учащихся, родителей и педагогов.

·        При этом ученик должен стать  настоящим субъектом своего обучения;

·        необходимо снижать  школьную тревожность ученика;

·        учителю  от роли “судьи в последней инстанции” надо   переходить к роли консультанта, специалиста, тьютора. 

И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления: контрольно-оценочная деятельность учителя; самоконтроль и самооценка; взаимоконтроль и взаимооценка.

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. В ходе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

 

Базовыми принципами оценивания в стандартах являются следующие принципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, а не личностные качества учащегося.
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; Оценивать можно только то, чему учат.
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Какой должна быть оценка?

·       Объективной и понятной ученику

·       Отмечать изменения, происходящие с ним

·       Содержательная

·       Не быть наказанием для ученика

·       Давать надежду слабому ученику

 

Данному виду оценивания способствует формирующее оценивание, являющееся составной частью критериального оценивания. Этот термин относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за УЧЕНИЕМ ученика.

Формирующее оценивание помогает учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики.

Для обучающихся же формирующее оценивание дает возможность:

- видеть свой учебный прогресс,

- чувствовать ответственность за свою учебную работу,

- стремиться выполнять ее качественно,

- ученик учится формулировать свои учебные ожидания, а затем определяет, оправдались ли они.

Учителя изобразительного искусства находятся в очень трудном положении при оценке знаний. Где взять критерии, по которым можно судить о результативности обучения? Надо ли восхищаться природными способностями учащихся, которые без усилий прекрасно рисуют? Как объективно оценивать несостоятельные рисунки учеников, которые стараются изо всех сил? Какой рисунок считать удачным, а какой нет?

       В любой детской работе можно найти положительные качества. Ведь критериев оценивания множество. Не может быть, чтобы хоть один из них не подошел к рисунку: соблюдение пропорций, цветовое решение, верно найденные тональные отношения, эмоциональная выразительность, аккуратность, композиция, красота линии, выразительный ракурс, оригинальность замысла и др. Важно то, что отметка ставится за конкретное достижение, а не просто так.

Например, критерии в оценке натюрморта:  

·  Составлен интересный натюрморт на определенную тему

·  Выбрана интересная точка зрения

·  Правильно выбран формат листа для данного натюрморта

·  Натюрморт выражает определенное настроение

·  Удачно выбран композиционный центр

·  Предметы оптимального размера и грамотно расположены

·  Точно передается характер предметов и их пропорции

·  Достигнута целостность работы, т.е. выразительность и соответствующее теме соотношение всех ее частей

·  Соблюдаются правила линейной перспективы

·  Предметы прорисованы подробно

·  Общее цветовое построение соответствует эмоциональному восприятию работы

·  Тональные и цветовые контрасты, ритм линий и пятен, создают определенное настроение и характер работы

·  Верно намечено распределение светотени на предметах натюрморта (блика света, полутени, тени, рефлекса на предметах, падающие тени)

При включении формирующего оценивания в учебный процесс на уроках изобразительного искусства необходимо выполнение следующих условий:  на уроке должно присутствовать тесное взаимодействие учеников с учителем и между собой, обсуждение с учителем, свободные вопросы, особая атмосфера доверия и творческая заинтересованность.

 

Оценка детских рисунков, как работ творческого характера, требует, конечно же, особого педагогического такта. А именно:

1.     При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы – это так называемая словесная (диалоговая)форма оценивания. Ученики (наиболее смелые и подготовленные) могут выходить к доске и представлять свою работу, высказывать о ней свое мнение и выслушивать мнения других.

2.     Деликатное раскрытие причин неудач. Причём, опять же,  эти неудачи не должны касаться личных характеристик учащихся («не старался», «поленился»). В общеобразовательной школе задача профессионального мастерства не ставится, т.к. учебный план рассчитан лишь на минимальный уровень грамотности и творческих знаний по истории и теории изобразительного искусства.

Оцениванию на уроках изобразительного искусства подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке изобразительного искусства, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика.

В своей работе я применяю такие приёмы формирующего оценивания:

«Лесенка знаний» применяется на этапе постановки учебной задачи и целеполагания. Например, при изучении в 6 классе темы «Пейзаж» ученики отмечают свой уровень знаний.

                         3

 

2

Знаю, что такое воздушная перспектива и умею её изображать.

1

Знаю, что такое воздушная перспектива, но не умею её изображать.

Не знаю, что такое воздушная перспектива и не умею её изображать.

 

«Цепочка» В конце урока (если осталось время) мы можем пообсуждать наши работы. Я задаю вопрос: «Чья работа вам нравится больше всего? Почему?» Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить ученика.

 «Две звезды и желание». В конце урока дети обмениваются своими работами с соседом по парте и с обратной стороны рисуют в столбик две звезды и пишут слово «Желание». Звезда обозначает то, что очень хорошо получилось в рисунке соседа. А там, где слово желание, они указывают то, над чем еще стоило бы потрудиться или исправить.

Особое место при оценивании творческих работ на уроке отводится самооценке ученика, его саморазвитию.   Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнения личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом в виду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы. Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. На уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Алгоритм самооценки:

·         Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

·         Удалось получить результат?

·         Справился полностью правильно или с ошибкой? С какой, в чём?

·         Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

·         Какое умение развивали при выполнении задания?

·         Каков был уровень задания?

·         Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу

·         Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. 

       Начиная с  6-ого класса,  я даю такую возможность  ребятам оценить свою работу, написав  «Отзыв  о  творческой композиции», как домашнее задание. А когда они научатся этому виду деятельности, они его успешно выполняют на уроке, после выполнения творческой композиции. Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции включает следующие параметры: 

·  название, тема;

·  сюжет, какими могли бы быть другие варианты композиции по данной теме;

·  почему выбрана именно эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); 

·  какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

 

Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства разнообразен.

Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству:

·                     Творческие работы (индивидуальные и коллективные)

·                     Выполнение и презентация проектных работ (мини проекты).

·                     Отчетные выставки творческих работ.

·                     Тесты и тестовые задания.

·                     Викторины и кроссворды

·                     Работа с использованием текста

·                     Устное выступление

·                     Рефлексия – самооценка и взаимооценка

·      Портфолио

·      Комплексная итоговая работа

Все уроки изобразительного искусства – особенные, требуют индивидуального отношения педагога к каждому ученику, и однозначные рекомендации здесь дать очень сложно.

·  Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную необходимо использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности.

·  Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

·  Хвалите! Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.

·  Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»

·  Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!

·  Часто педагоги забывают  правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.

·  Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя,  великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.