Методические рекомендации к проведению урока:
Урок 2. «Конструкция головы человека и её пропорции»
Конспект урока
Цель: дальнейшее изучение портретного жанра.
Задачи:
дать знания о конструкции головы человека и пропорциях человеческого
лица;
научить правильно компоновать изображение головы на листе;
воспитание наблюдательности и умения учащихся вглядываться в
человека, выявляя характерные особенности его лица;
воспитание аккуратности;
развитие техники рисунка, внимания, глазомера для достижения
портретного сходства.
Оформление доски:
Эпиграф: «Рисовать головупортрет – это значит видеть пропорции,
никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего, то есть Вы
рисуете не нос, не глаза, не рот, не ухо, не голову, а какую роль играет нос на
лице, рот и т.п.» (Н.Н.Ге).
Основные понятия: конструкция, пропорции, анфас, профиль.
Оборудование:
Для учителя:
поэтапное построение,
материал;
художников;
ПК, мультимедийный проектор, экран
наглядный
работы учащихся и
Для учащегося:
альбомный лист, карандаш, акварель,
ластик,
цветная бумага, ножницы, клей
План урока:
1.Организационный момент 12 минуты.
а) приветствие;
б) проверка готовности;
2.Главная часть.
а) объявление темы, целей,
г) объяснение нового материала;
5 минут
д)
закрепление
нового
материала; 3 минуты
е) практическая (групповая)
работа учащихся; 20 минут
задачи урока; 2 минуты
б) вводная беседа; 5 минут
в) показ и анализ портретных
работ знаменитых художников и
ученических работ пошлых лет; 2
минуты
3. Ход урока:
1.Огранизационный момент.
2. Главная часть.
а) Тема, цели, задача урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с конструкцией головы человека и
будем учиться рисовать портрет человека, согласно пропорций его лица. Это
очень трудно и поэтому на уроке мне нужно ваше старание, терпение, а главное
– внимание и желание рисовать.
б) Вводная беседа, просмотр «Жанр портрета»
Что такое портрет?
Портрет – это один из жанров ИЗО, посвященный изображению
определенных конкретных людей т.е. портрет – это изображение человека.
Давнымдавно, когда люди писали портреты, у них не всегда получались
так, как им бы хотелось. И тогда они задумались, ведь должна же быть какаято
закономерность: что во сколько раз помещается.
Они нашли этот секрет и стали писать превосходные портреты (показ работ
художников эпохи Возрождения).
Все художники знают этот секрет и сегодня, я хочу открыть его вам.
Голова это сосредоточие духовных сил человека, является самой
выразительной и самой многозначительной частью, если рассматривать тело
человека как соотношение пространственных форм. На первом этапе изучения
рисунка головы мы рассмотрим её как пространственную форму – как
конструкцию. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух
частей – лицевой части и черепной. Пропорции – это соотношения величин
частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима,
как при изображении головы человека.
в) Показ и анализ работ учащихся прошлых лет и знаменитых художников
портретистов
г) Объяснение нового материала
Античное искусство установило идеальные пропорции лица человека –
каноны. Умение видеть пропорциональные особенности определяет сходства
рисунка с моделью.
Этапы построения:
лицо, как и тело человека, симметрично и если воображаемо разделить
лицо человека пополам вертикальной линией, то левая и правая части совпадут;
сначала нужно нарисовать посередине альбомного листа вертикальную
линию симметрии и отметим размеры головы (длину и ширину);
нарисуем овал это будет голова человека;
голова по вертикали от темени до конца подбородка делится на две
равные части линией глазных впадин;
каждая из этих половин делится, в свою очередь, еще на две равные части.
Глаза – это зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека,
то видим, прежде всего, его глаза, поэтому в рисунке очень правильно
определить их место:
расстояние между глазами равно ширине глаза и ширине крыльев носа;
2 расстояние от носа до конца подбородка разделим на 3 равные части – это
линии губ и начала подбородка;
Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые
Рот находится
стороны и нижнее основание, где расположены ноздри.
(приблизительно) посередине между основанием носа и линией подбородка.
место и величина ушей определяются расстоянием от бровей до
основания носа.
д) Работа с Учебником (стр.102105).
е) Практическая работа.
Для учителя
дисциплина, порядок на партах;
уборка лишней наглядности;
выявление общих ошибок,
устранение;
показ фрагментов работ и анализ
отдельных работ учащихся
их
Для учащегося
выполнить наброски пропорций
головы человека в анфас (I вариант);
выполнить задание из Учебника на
стр. 105 (II вариант)
4. Итог урока – 56 минут.
а) Показ лучших работ и их анализ;
б) Результативность работы на уроке всего класса;
в) Обобщение, итог.
3 4 Методические рекомендации к дальнейшему проведению урока:
учитель предлагает ученикам разбиться по парам или по три человека и
выполнить с натуры наброски мальчиков класса;
для работы используются небольшие форматы (половина или 1/4 альбомного
листа);
материалы – гелевые или шариковые ручки или простые карандаши;
один человек позирует, приняв позу «Портрета рыцаря» или любого другого
портретного образа, а другой выполняет набросок (одного натурщика могут
рисовать сразу два человека, разместившись вокруг него);
перед работой учеников следует нацелить на выполнение двухтрёх
краткосрочных наброска (58 минут на каждый);
ученики берут за основу наиболее удачный набросок и «одевают» его в любой
из костюмов парадного портрета;
после того как портретный рисунок создан карандашом, его можно тонировать
цветом, используя цветные карандаши, уголь, сангину или фломастеры;
портретному изображению можно дорисовать усы и бороду;
во время практической работы учитель отмечает удачные наброски, хвалит за
смелость тех ребят, которые рисовали не карандашом, а нестираемым
материалом;
за 510 минут до звонка юным портретистам предлагается оценить свою работу
на уроке: поднять вверх своё творение, если работа доставила удовольствие и
композиция удалась; поднять правую руку вверх, если ученик оценивает свою
работу на удовлетворительно; поднять левую руку, если он не удовлетворён
своей работой на уроке;
учитель отмечает высокой отметкой работы учеников, в которых проявлены
старание и желание нарисовать человека похожим, и ставит её в журнал.
Психологопедагогическое обоснование урока:
Замечено, что ученики 6 класса с большой готовностью позируют, им
нравится рисовать с натуры своих одноклассников, они стараются нарисовать
одноклассника похожим, а не создать шарж на него. Старание приносит свои
плоды: портретные наброски многих детей получаются выразительными.
Процесс «одевания» парадных одежд носит игровой характер, в то же время
способствует более детальному изучению картин художниковпортретистов.
Особые эмоции у ребят вызывает «состаривание» модели, подрисовывание усов
и бороды никого не оставляет равнодушным. Самооценка учащимися своих
работ позволяет учителю соотнести результаты своей оценки детского труда с
самооценкой ученика и сделать надлежащие выводы.
5
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.