Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)
Оценка 4.9

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
29.04.2019
Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)
Религия имеет важное значение в жизни отдельных людей и народностей в целом. Она – часть культурного потенциала народа, страны и даже группы стран. Система религиозных ценностей тесно взаимосвязана с жизнью и самосознанием человечества. Целью итоговой работы является изучение начальных стадий возникновения религии, выявить основные функции на различных исторических этапах ее развития и рассмотреть эволюцию перехода от веры в силы природы до веры в богов, а в последствии в единого бога.
итоговая работа по курсам.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Институт дополнительного профессионального образования Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии) САРАТОВ ­ 2012 1 Содержание Введение………...………………..……………………………………………….3 Глава 1.Зарождение религии…………..……………………………………….4 Глава 2.Мифология Австралии………………..………………………………6 §1. Тотемизм……………………………………….…………………………...7 §2. Магия……………………………………………….……………………….7 §3. Фетишизм……………………………………………….…………………..8 §4. Анимизм…………………………………………………………………….8 Заключение…………………...…………………………………………………21 Список использованной литературы……………...……...…………………22 2 Введение. На протяжении многих веков ведутся споры о причинах возникновения столь   специфической,   иллюзорно­мистической   и   иррациональной   формы мышления,   как   религия.   Необходимость   изучения   религиозных   течений привела   к   рождению   науки   религиоведения,   которая   имеет   значительные отличия от теологической науки. Цель религиоведения – серьёзный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, её места в обществе, истории, культуре, её объективной роли на протяжении тысячелетий   и   в   современном   мире.   Иными   словами,  её   цель   –   познать   и понять   религию   как   форму   общественного   сознания,   как   социальный феномен. Религия имеет важное значение в жизни отдельных людей и народностей в целом. Она – часть культурного потенциала народа, страны и даже группы стран.   Система   религиозных   ценностей   тесно   взаимосвязана   с   жизнью   и самосознанием человечества. Целью   моей   итоговой   работы     является   изучение   начальных   стадий возникновения   религии,   выявить   основные   функции   на   различных исторических этапах ее развития и рассмотреть эволюцию перехода от веры в силы природы до веры в богов, а в последствии в единого бога. Эти и другие важнейшие вопросы я постараюсь рассмотреть в своей работе. 3 Глава 1. Зарождение религии. Предполагается,   что   на   начальных   этапах   развития   люди   не   имели религии.   Длительный   период   в   истории   жизни   человечества   был безрелигиозным.   Зачатки   религии   появляются   лишь   у   палеоантропов   – древних   людей,   живших   80–50     тыс.   лет   назад.   Жили   палеоантропы   в ледниковый   период,   в   суровых   климатических   условиях.   Их   главным занятием была  охота  на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились древнейшие люди группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из   камня,  кости   и   дерева.  Одеждой   служили   им   звериные   шкуры,  хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые приводят как пример ­ на их погребениях, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали   в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями.   Между   тем   известно,   что   некоторые   племена   земного   шара (например,   папуасы   берега   Маклая   на   Новой   Гвинее)   хоронили   своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями.   В   пещере   Тешик   –   Таш   череп   неандертальского   мальчика   был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. Можно предположить, что, сохраняя медвежьи черепа, люди верили,     что   это   даст   убитым   животным   вновь   вернуться   к   жизни.   Этот обычай   (сохранять   кости   убитых   животных)   долго   существовал   у   народов Севера и Сибири.  4 В   период   позднего   каменного   века   (40­10   тыс.   лет   назад)   общество стало   более   развитым,   усложнились   и   религиозные   представления.   В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения, что говорит   о   том,   что   у   кроманьонцев   существовали   какие­то   понятия   о загробной   жизни.   В   могилу   клали   все,   чем   пользовался   человек   на   земле, очевидно   предполагая,   что   это   ему   пригодится   в   загробном   мире.   Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.  Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед   которой   он   испытывал   бессилие     и   страх.   Бессилие   первобытного человека – вот причина, которая породила религию. Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно   грозили   различные   бедствия:   холод,   голод,   нападение   хищных зверей.   Он   чувствовал   себя   слабым   и   беззащитным   существом,   полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей,   но   причины   их   смерти   он   не   знал.   Охота   была   удачной   и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.  Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен   перед   природой.   Но   самые   древние   люди   были   еще   более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не   могла   возникнуть   прежде,   чем   сознание   человека   не   достигло определенного уровня развития. Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние   религиозные   обряды.   Богословы   говорят,   что   у   человека   с   самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей. 5 6 Глава 2. Мифология Австралии. Мифология   многих   племен   Австралии   содержит   образ   «культурного героя»   ­   первопредка,   давшего   людям   различные   обычаи,   знания   и технические  навыки. У некоторых  племен  Южной  Виктории   таким  героем является Бунджил, клинохвостый орел. Согласно мифам, он жил на земле, был добрым и никому не делал вреда. Он научил людей разным знаниям и искусствам, дал каждому племени особый язык, ввел брачные порядки. Живет он на небе, имеет двух жен – черных лебедей; братом его является летучая мышь, а сыновьями – звезды.  У племен Камилорои (Юго­Восточная Австралия) центральным образом в мифологии являлся Байаме. Байаме изображается как создатель всех вещей, он научил людей добывать огонь,   познакомил с искусствами и обрядами. Байаме чаще всего представляется в человеческом образе, хотя иногда и с ногами страуса. У   племен   Аранда   (Центральная   Австралия)   считалось,   что   людей сделали   две   ящерицы.   Согласно   мифам   Аранда,   некогда   вся   земля   была покрыта морем. Когда вода ушла к северу, на земле остались бесформенные и беспомощные   создания:   их   уши   и   глаза   были   закрыты,   пальцы   рук   и   ног срослись вместе, скорченные руки приросли к груди, а ноги были прижаты к телу. Ящерицы при помощи каменного ножа придали им человеческий облик: прорезали глаза, проткнули уши, разделили пальцы.  7 § 1.Тотемизм. Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть вера в родство членов каждого рода с определенным видом животных, плиц, растений. Австралийские родовые группы носили названия: «Люди кенгуру», «Люди   водяной   лилии»   и   так   далее.   Тотем   считался   предком, родоначальником группы, с ним был связан ряд запретов: тотем запрещалось убивать, употреблять в пищу, наносить ему вред. В роде, где тотемом была личинка, обряд поклонения совершался так: все   взрослые   мужчины,   тайком   от   женщин   и   детей   покидали   стойбище   и направлялись к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее – маленькие круглые камни. Большая глыба изображала насекомое, а   маленькие   камешки   вокруг   нее   –   личинок.   Все   участники   обряда   пели песню, упрашивая насекомое откладывать яйца. Затем старейший в группе брал   один   из   маленьких   камней   и,   потирая   им   живот   каждому   участнику обряда говорил: «Ты ел много пиши!». Всего таких пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего обряда никто из мужчин не имел права что – либо есть. Никто из участников не брал с собой оружия и одежды. Тотемизм   является   одной   из   ранних   форм   религии.   В   честь   тотема исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя   маски   тотема   и   подражали   ему   в   действиях.   Цель   таких   плясок   – укрепление связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола, лицо выкрашивали в знак тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!» §2. Магия. Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия.   По   целям   воздействия,   магия   была:   вредоносной,   лечебной   и 8 промысловой.   Так,   перед   охотой   на   медведя   или   оленя   совершались магические репетиционные действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение, то верили, что в настоящей охоте у них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы   и   выкрикивались   особые   заклинания.   В   магии   таинственной   силой наделялись конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши.   Отсюда   и   происходит   такая   форма   первобытной   религии,   как фетишизм. §3. Фетишизм. Фетишем мог стать любой предмет, почему­то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного или кусок   дерева.   Неважно,   какой   это   предмет   –   это   может   быть   и   обычный булыжник. Важно, что за ним замечено действие какой­то силы. Например, шел   человек,   споткнулся   о   булыжник,   упал   и   нашел   что­то   ценное.   Эту находку он связал с действием булыжника и будет хранить и оберегать этот   Одной   из   разновидностей   фетишизма   является булыжник. идолопоклонничество.   Идол   –   это   предмет,   которому   придана   форма человека   или   животного.   Этот   предмет   наделяется   таинственной   силой воздействия. §3. Анимизм. В   качестве   другой   ранней   формы   религиозных   представлений   и верований   следует   назвать   анимизм   –   веру   в   существование   духов, одухотворение   сил   природы,   животных,   растений   и   неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если 9 тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на   ее   отличия   от   других,   то   анимистические   представления   имеют   более широкий   и   всеобщий   характер,   понятны   и   доступны   всем   и   каждому   и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром   и   молнию,   горы   и   реки,   холмы   и   леса,   камни   и   ручьи.   Все   они   в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать,   причинять   пользу   или   вред.   Следовательно,   ко   всем   этим явлениям   природы   необходимо   относиться   с   вниманием   –   приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии.  Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был способен к созданию абстрактных понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних   людей   появилось   представление   о   существовании   реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира. 10 Заключение. Древнейшие   религиозные   верования   –   порождение   начального   этапа становления   культуры   человечества,   отражение   формирующихся   обществ, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувствительного разума и знаний древнего человека о себе и окружающем мире. Основными  объектами поклонения в этих религиях были природные объекты.   Духовные   существа   в   основном   носили   безличный   характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как  элементы в ту или иную религию, никогда и нигде каждый в отдельности не составляли целой религии, однако   они   характеризуют   верования   и   обряды   древних   людей.   Это   не означает,  что   они  существовали   только  в  первобытном   обществе.    В  этом обществе   они   только   возникли   и   являлись   господствующими   формами религиозной   стороны   жизнедеятельности   человека.   Но   существовали   они всегда,   на   протяжении   всей   истории   человеческой   культуры.   Различные формы  их  проявлений  мы  можем  четко  обнаружить  во  всех   последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Именно они стали главным началом возникновения древней религии в древних государствах мира, а впоследствии и мировых религий в целом. 11 Список использованной литературы: 1. Бутинова М. С. Как возникла религия.  М.,1977 2. Зыбеовец Ф. Всегда ли существовала религия. Москва., 1959. 3. Буряковский А. Л., Родинов М. А. История религии. СПб., 1998. 4. Радугин А. А.  Введение в религиоведение. М.,1999. 5. Ельчанинов А., Эрн В. История религии. М., 1991. 6. Гараджа   В.И.   Религиоведение.   Учебное   пособие   для   студентов высших учебных заведений. – М., 2005. 7. История религии. В поисках истины. – М., 2004. 8. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 2008. 9.Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. М., 1997. 10.   Васильев   Л.С.   История   религий   Востока:   религиозно­культурные традиции и искусство. М: 2000 11. Основы религиозных культур и светской этики. // Институт РАН – http://www.iph.ras.ru/uchebnik.htm 12. Религиозные верования: научное издание. ­ М. : Наука, 1993 12

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека (на примере Древней Африки и Австралии)

Итоговая работа Страхи и верования древнего человека  (на примере Древней Африки и Австралии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019