ТЕМА 1. Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?ТЕМА 2. Каковы источники формирования исторической памяти?ТЕМА 3. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?ТЕМА 4. Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?ТЕМА 5. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?ТЕМА 6. Забвение стирает, память преображает.ТЕМА 7. Почему важно помнить прошлое?ТЕМА 8. Какова роль исторических памятников в жизни общества?ТЕМА 9. Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?ТЕМА 10. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?ТЕМА 11. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?ТЕМА 12. Что дают человеку уроки прошлого?ТЕМА 13. Кого можно назвать великим учителем человечества?ТЕМА 14. Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?ТЕМА 15. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?ТЕМА 16. Как судьба человека связана с историей народа?ТЕМА 17. Для чего нужно хранить обычаи и традиции?ТЕМА 18. Какие подвиги никогда не забудутся?ТЕМА 19. О каких людях говорят: «они изменили мир»?ТЕМА 20. Как связано забвение с утратой ценностей?ТЕМА 21. Какие люди остаются в истории?ТЕМА 22. Забвение есть измена.ТЕМА 23. Никто не забыт, ничто не забыто.
Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло. (Э.М. Ремарк)
Если человек что-то забывает, причина, возможно в том, что ему хочется это забыть. (С. Кинг)
В забвении есть измена, предание вечности потоку времени. (Н. Бердяев)
Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов. (Н.Бердяев)
Завоевания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности. (Н.Бердяев)
Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем. (Э.М. Ремарк)
Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего. (Г.Державин)
Забвение - цветок, лучше всего произрастающий на могилах. (Ж.Санд)
Забвение - вот единственная месть и единственное прощение. (Борхес)
Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы. (М. Жванецкий)
Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли. (пословица)
Забвение — вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой. (Буффлер)
Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов. (А.С. Иванов)
Человеческая способность забывать поистине безгранична. (А.Мердок)
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. (В.Г. Белинский)
Список книг к направлению "Забвению не подлежит". Русская литература.
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов»
Н. Островский «Как закалялась сталь»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат»
А.Н. Толстой «Петр I»
Документальная проза, статьи, очерки, воспоминания к направлению "Забвению не подлежит“
В.П. Катаев «Трава забвения»
И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
С.Д. Довлатов «Блеск и нищета русской литературы»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
К.Г. Паустовский «Бригантина»
Лирические и лиро-эпические произведения к направлению "Забвению не подлежит“
Г.Р. Державин «Памятник»
В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»
А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Тёркин»
Список произведений к направлению "Забвению не подлежит". Зарубежная литература.
Л. Лоури «Дающий»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
И. Стоун «Жажда жизни»
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Х.Л. Борхес «Цербер»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Гринев. Не подлежат забвению заветы отца.
Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно благодаря тому, что Гринев помнил заветы отца, он смог стать хорошим человеком и проявил все лучшее, что было заложено в нем.
Н.С. Лесков «Левша»
Левша. Не подлежит забвению Родина.
Любовь к родине – одна из центральных тем в сказе Н.С. Лескова «Левша». Показывая трагическую судьбу талантливого мастера из народа, писатель пытается понять, что значит «русская душа», что важно для русского человека, что он хранит в отдаленных уголках своей памяти. Самым важным качеством Левши является чувство безграничной любви к Родине. Для героя Россия является райским уголком, единственной обителью: «Мы к своей родине привержены, верно преданные». Он не готов забыть о родине, несмотря на ее несправедливость и жестокость. Оказавшись на чужой земле, он тоскует, его душа стремится в «родное место». Левша даже жертвует своей жизнью ради блага и имени России.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров. Отрицание истории, авторитетов, устоявшихся социальных норм.
Основная направленность образа Базарова — идеологическая. Он выступает как ниспровергатель всех устаревших, с его точки зрения, авторитетов и социальных норм. При этом Базаров исходит из представляющегося ему универсальным принципа «полезности» («Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»), видя задачу нового поколения в «расчистке места».
По определению Аркадия, находящегося под сильнейшим влиянием Базарова, его друг «не склоняется ни перед какими авторитетами... не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И сам Базаров заявляет, что не знает ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Базаров отрицает не только плохое, но и все хорошее, что передали нам предки. Сам Базаров ничего не оставляет после своей смерти, в отличие от деятелей искусства, литературы, истории, подвиги и открытия которых останутся жить в памяти их потомков. И конечно же, мы понимаем, что его идея о «расчистке места» не могла бы быть воплощена, поскольку только на крепком фундаменте возможно построить прекрасное будущее.
Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»? «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так говорил величайший деятель русской науки и литературы Михаил Васильевич Ломоносов. Действительно, именно историческая память является основой народного самосознания и открывает дорогу в будущее.
Тема исторической памяти является одной из основных в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Ахматова описывает ужасы «ежовщины» с точки зрения женщины, сын которой оказался репрессирован. Особенно трагичным является центральный образ поэмы – очередь у ленинградской тюрьмы «Кресты», в которой часами стоят жёны, сёстры, матери заключённых. Именно стоявшим в этой очереди женщинам, как и всем пострадавшим от страшных событий тех лет, посвящено произведение. Голосом лирической героини говорит не только сама поэтесса, но и весь «стомилльонный народ»; все люди, на судьбы которых повлиял «большой террор». Анна Ахматова подчёркивает свою связь с отечеством в следующих строках: «Я была тогда с моим народом // Там, где мой народ, к несчастью, был». «Реквием» — памятник человеческим страданиям, о которых необходимо помнить, чтобы больше их не допустить.
Также о необходимости помнить историю родной страны писал русский советский поэт Юрий Визбор. Именно этой теме посвящено стихотворение «Помни войну». Визбор описывает события Великой Отечественной войны такими, какими их видел обычный солдат. Так, подобно Ахматовой, поэт показывает свою связь с каждым, кто пережил эти страшные годы. Обращение «Помни войну!» адресовано не только современником автора, которые стали свидетелями этих ужасных событий, но и их потомкам, всему русскому народу, потому как война коснулась каждой семьи, оставила огромный отпечаток в судьбе целой страны. Помнить об этом – значит не только уважать подвиг своих предков, но и сделать свой вклад в мир для будущих поколений. Ведь именно память об ужасах войны и осознание её недопустимости могут предотвратить её в будущем.
Таким образом, произведения Ахматовой и Визбора показывают, почему так важно помнить историю своего народа. Невозможно построить будущее без уважения к прошлому. К тому же, память о трагических событиях не позволит допустить их повторения.
Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
Нашему поколению, к счастью, не довелось испытать ужасов войны. Мы живём в мирное и спокойное время. Но каждый год 9 Мая мы вспоминаем о тех, кто подарил нам это счастье. Мы отдаем дань памяти солдатам, офицерам и труженикам тыла, которые не жалели своих жизней ради того, чтобы спасти мир от страшного и жестокого врага. Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад, но память о ней не ослабевает с годами. Почему это происходит? Я думаю, потому что люди просто не имеют права об этом забывать! Особенно граждане нашей страны и бывших республик СССР.
Как можно забыть о миллионах погибших на полях сражений, замученных в концентрационных лагерях, пропавших без вести, умерших от голода в блокадном Ленинграде! Во время этой войны в каждую советскую семью пришла беда. Почти из каждого дома кто-то ушёл на фронт или в партизанский отряд. И большинство этих людей уже больше не вернулись к своим близким. Нам не позволяют забыть об этом наши старшие родственники. Ведь это не какие-то киногерои воевали, рыли окопы, растили хлеб для фронта, а наши прабабушки и прадедушки. А мы - их продолжение. Если мы забудем об этом, тогда получается, что все они страдали и умирали зря... Я считаю, что мы не должны предавать память об этих людях, о том, что они сделали для нас. И мне приятно осознавать, что не мои предки бомбили мирные города, жгли деревни, убивали ни в чём не повинных людей. Мои прадеды спасли мир от фашистской чумы и дали ему шанс на новую, свободную жизнь. Мне есть чем гордиться и есть о чём помнить!
Наверное, поэтому сейчас так много поисковых отрядов. Мои современники, ничего не знающие о войне, прилагают большие усилия, чтобы сохранить эту память, восстановить историческую справедливость. Они пытаются узнать имя каждого убитого солдата или хотя бы с честью захоронить их. А главное - поисковики делают это именно для того, чтобы никогда не угасла память о той ужасной войне и нашей великой победе, чтобы такая беда больше не пришла в наши дома.
У Роберта Рождественского есть замечательное стихотворение о памяти - “Послевоенная песня”.
Задохнулись канонады. В мире – тишина. На большой земле однажды Кончилась война. Поэт пишет, что надо радоваться жизни, “встречать рассветы, верить и любить”, но никогда не забывать о том, “как всходило солнце в гари и кружилась мгла”, как “в реке – меж берегами – кровь-вода текла”. Память о войне, утверждает Р.Рождественский, нужна не погибшим, а живым, потому что Если мы войну забудем, - Вновь придёт война!
Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
Моим современникам довелось жить в интересное, наполненное событиями и информацией время. Но за этой безграничной информацией так легко потерять самое важное для человека, то, что ценится во все века и времена. Это любовь, дружба, духовность, сострадание, патриотизм. Я часто задумываюсь над тем, что было бы с нами, если бы Вторая мировая война закончилась победой гитлеровской Германии. Да и существовали бы мы вообще? У Степана Щипачева есть замечательное стихотворение, посвящённое павшим солдатам. Там есть такие строки:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Поэт благодарен молодым ребятам, которые не вернулись с поля боя. Они умирали за то, чтобы другие могли после них радоваться жизни. Поэтому автор стихотворения призывает всегда помнить о тех, кому мы обязаны своей жизнью и свободой.
Но иногда я замечаю, что некоторые мои сверстники не считают нужным вспоминать об этих трагических страницах истории. ”А зачем, - говорят они, - ведь это было давно. Ну было и было. Сейчас другая жизнь”. Они знают имена артистов, блогеров, светских львиц, но не могут ответить на вопрос, кто такие Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Алексей Маресьев. А ведь именно этих людей и эти страницы нашей истории забывать никак нельзя. Это как раз те люди, которыми нужно гордиться и восхищаться. Именно они должны стать примером для подражания.
Меня очень впечатлила книга Бориса Полевого ”Повесть о настоящем человеке”. Это произведение написано на основе реальных событий. Алексей Маресьев (в повести Мересьев) — военный лётчик. В 1942-м году во время воздушного боя его самолёт был сбит, но сам лётчик выжил. Алексею пришлось передвигаться на разбитых ногах, а затем — и ползком по зимнему лесу на вражеской территории. Он преодолел всё: и холод, и голод, и страх, и встречу с диким медведем. Невероятно сильный характер помог герою выжить. Но на этом испытания лётчика не закончились. В госпитале он узнал, что у него началась гангрена, и выживет он только в случае ампутации ног. Писатель невероятно точно показал весь трагизм ситуации. Любой человек, который вынужден стать инвалидом — потерять обе ноги — впадёт в отчаяние. Алексей тоже чувствовал полную безнадёжность. Но он нашёл в себе силы не только жить, а снова встать в строй военных лётчиков и продолжать сражаться. С каким невероятным трудом и упорством этот Настоящий Человек преодолевал все препятствия! Ему приходилось через боль заставлять себя вставать с кровати и заново учиться ходить. Он ощущал себя ребёнком во взрослом теле. Всё надо было начинать с нуля: ходить, танцевать, управлять самолётом. В него многие не верили, но он доказал, что человек может всё.
Самым удивительным в повести Б.Полевого для меня оказалось то, что в ней нет ни капли вымысла. Всё, что написано о судьбе А.Маресьева, происходило на самом деле. Я считаю, что именно на таких примерах нужно формировать свой характер, и то, что сделали люди, подобные А.Маресьеву, не подлежит забвению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.