Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
подвести итог всего рассуждения
использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
дать краткий и точный ответ на вопрос темы
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Обобщение сказанного
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
Примеры:
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Таким образом, мы можем сказать, что доброта проявляется в поступках, нацеленных на принесение блага другим. Это может быть как жертва ради благополучия другого человека, так и действия, связанные с прощением его и духовным исцелением.
Призыв к читателю
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
Примеры:
В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Итак, посмотрите вокруг себя, нет ли рядом людей, которые нуждаются в ваших добрых поступках. Подумайте: кем вы хотите быть - равнодушным эгоистом или человеком, который несет добро окружающим?
Выражение надежды
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.
Пример:
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Цитата
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Примеры:
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
Борьба между добром и злом была и будет всегда. Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, совесть и доброта. Я думаю, добрые поступки составляют основу человеческих взаимоотношений. Недаром Максим Горький писал: "Доброта - она превыше всех благ".
Риторический вопрос
Риторический вопрос в конце сочинения возвращает нас к основной проблеме, заключенной в теме сочинения, подчеркивая ее актуальность.
Примеры:
В двадцать первом веке многие страны уверенно вышли на путь модернизации, самые традиционные нормы остались где то за горизонтом. В современном обществе часто задумываются о том, необходима ли доброта сегодняшнему человеку, не изжило ли это чувство себя. Но если доброта проявляется прежде всего в поступках, нацеленных на поддержку личности в трудной для нее ситуации, неужели современное общество сможет прожить без доброты?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.