Итоговое собеседование. Презентация.

  • ppt
  • 13.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семинар для координаторов ОГЭ.
Иконка файла материала Презентация к семинару _Подготовка к устному собеседованию_ для координаторов ГИА.ppt

Семинар для координаторов ГИА ОО

«Итоговое собеседование»





Специалист МСОП :Идрисова Р.А.

МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы

Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов будут сдавать в своих школах. Оценка по системе «зачет»/«незачет»

На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 19.

Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов.

Обратите внимание!

Для проведения итогового собеседования участники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды (далее – ОВЗ) привлекаются на добровольной основе. В случае изъявления желания участвовать в опытной эксплуатации, при наличии согласия родителей (законных представителей) лица с ОВЗ могут участвовать в итоговом собеседовании.
Продолжительность проведения итогового собеседования для указанной категории участников увеличивается до 30 минут.

Инструкция по выполнению заданий

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – 2 минуты.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя
задания 1 и 2.

Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
описание фотографии,
повествование на основе жизненного опыта,
рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
 

Коммуникативные задачи





Задание 1
Чтение текста вслух

Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками.

Задание 2
Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации

Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание.

Задание 3
Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы

Описать фотографию, раскрыв тему в полном объёме;
рассказать о своём личном жизненном опыте, раскрыв тему в полном объёме;
дать полный ответ на поставленный проблемный вопрос, аргументировав  свою точку зрения; дать полные ответы на вопросы плана.

Задание 4
Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником

Дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.

Особенности задания 1 (чтение текста вслух)

Будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России;
объём текста варьируется в пределах 170 слов;
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
На подготовку к заданию отводится 2 минуты.

Работаем с заданиями 1 и 2 КИМа

Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно!

Последовательность подготовки к чтению:
обратить внимание на слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, длинные и незнакомые слова;
правильно употребить числительные;
Последовательность подготовки к пересказу:

 прочитать текст и сформулировать его основную мысль;

посчитать количество абзацев;

выделить ключевые слова,  главную  мысль  каждой микротемы текста;

установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием;

 пересказать  текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.

Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого знает весь мир, - академика Николая Миха́йловича Амо́сова, чья жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.



1) Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
2) Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
3) В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
4) Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца. 
(174 слова)
 

Критерии оценивания выполнения заданий устной части Задание 1. Чтение текста вслух

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!

Неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
неправильная постановка ударения;
искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
медленный темп чтения, монотонная интонация;
неправильное прочтение окончания зависимого слова;
замена слов по смыслу;
замена целых слов по оптическому сходству.
Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.

Задание 2. Пересказ текста

В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: «Резервы, которые создала природа в человеке, существуют до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить». Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент.
Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минута на подготовку.

 

Особенности пересказа

Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 2 минуту.

Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

Памятка к пересказу

1. Внимательно прочитайте текст, образно представив события, описанные в тексте.
2. Пересчитайте количество абзацев, сформулируйте их основные мысли.
3. Подумайте, где уместно в пересказе употребить предложенное высказывание.
4. Запомните сложные имена собственные, термины, даты.
5. Главное в пересказе - понимание содержания текста. Поэтому, пересказывая текст, заменяйте сложные слова синонимами; не используйте в пересказе слова со сложным ударением.


* При выполнении задания 2 (пересказ текста) экзаменатор-собеседник должен предупредить участника о том, что у него есть 2 минуты на подготовку к ответу на это задание, а также что участник при необходимости может использовать «ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК», размещенное на странице КИМ с заданием 2.

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Баллы

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна и более микротем.

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,
или
приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)

0

Максимальное количество баллов за всё задание

4

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Предложения с прямой речью

В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Резервы, которые создала природа в человеке, существуют лишь до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».

Предложения с косвенной речью

Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида.

Предложения с вводными словами

По словам Амосова, регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.

Формулируем основные мысли абзацев

Кардиохирург Н.М.Амосов призывал вести здоровый образ жизни.
40 лет: «режим ограничений и нагрузок».
В 79 лет Амосов увеличил ежедневные физические нагрузки в три раза.
89 лет: активная жизнь замедляет старение и побеждает порок сердца.
+ высказывание:
Чтобы жить долго и быть здоровым, нужно больше двигаться, максимально использовать резервы, данные человеку природой.


Смысловые отношения между предложениями в тексте


Причинно-следственные и условно-следственные отношения
Поэтому, в результате, следовательно, значит, вследствие этого, благодаря этому, в связи с этим, при этом условии

Сопоставление и противопоставление частей информации
Так (же), таким (же) образом, тогда как, в то время как, с одной стороны, но, однако, зато

Временная соотнесенность частей информации
Вначале, сначала, прежде всего, в то же время, наряду с, впоследствии, в заключение

Иллюстрация, пояснение к предыдущей информации
Например, так, именно, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря

Смысловые отношения между предложениями в тексте

Дополнение и уточнение предыдущей информации
Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, более того, между прочим, в частности

Ссылка на предыдущую или последующую информацию
Как было сказано, как говорилось, как видно, в соответствии с этим, в отличие от этого, согласно этому, как увидим дальше и т.п.

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно и т.п.

Определяем место высказывания

Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Так, …. (иллюстрация)
Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы. Более того, …. ( дополнение данной информации)


В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: «Резервы, которые создала природа в человеке, существуют до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».

Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. (Зачем он это делал?) (причинные отношения)
Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.

В 79 лет Амосов, невзирая на свое больное сердце, ежедневно выполнял свои тысячи движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. (пояснение, причина, иллюстрация).
Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.

Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца. 

Обратите внимание! Типичные ошибки при пересказе текста!


Неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г

Соблюдение грамматических норм

Баллы

Грамматических ошибок нет

1

Допущена грамматическая ошибка (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (две и более)

0

И

Искажения слов

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
 

Схема оценивания заданий 1 и 2 (чтение текста и пересказ) итогового собеседования по русскому языку

Чтение вслух

Пересказ текста с включением высказывания


ИЧ


ТЧ


П1


П2


П3


П4


Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста?


Темп чтения соответствует коммуникативной задаче?


Все основные микротемы исходного текста сохранены?


БЕЗ фактических ошибок?


Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично?


БЕЗ ошибок при цитировании?

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Грамотность речи (задания 1 и 2)


Г

О

Р


Иск.


БЕЗ грамматических ошибок?

БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

БЕЗ речевых ошибок,
или
не более трёх речевых ошибок?


БЕЗ искажения слов?

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Орфоэпические нормы

В каком ряду  во всех словах ударение
падает на первый слог?
  Выпишите этот ряд слов.
дочиста, легка, лила
цемент, близка, рвала
принял, подняли, принять
понят, заговор, тортов
сливовый, ждала, диагноз


Прочитайте предложения. В каких из
выделенных слов ударение падает на
второй слог?  Выпишите эти слова.
 
Для защиты своего жилья стоит БРОНИРОВАТЬ
входную дверь.
Он был ужасный трагик, но превосходный
ХАРАКТЕРНЫЙ актёр.
Часто пишут о том, что, пока у детей не
выправится позвоночник, сидеть прямо для них
ужасная МУКА.
Наблюдение ведётся с помощью приборов ночного
ВИДЕНИЯ.
Миша считался остроумным парнем: он знал все
ОСТРОТЫ из книг Ильфа и Петрова.
 


Прочитайте предложения.
В каком из выделенных слов
ударение поставлено неправильно?
Выпишите это слово.
На дне океана можно встретить конические
трубы, над которыми вьются чёрные
КЛУБЫ дыма.
Оказалось, что под одним номером дома
числилось несколько КОРПУСОВ:
«а», «б», «в» и «г».
ОТЗЫВ посла для консультаций не
означает разрыв дипломатических
отношений между странами.
В ванной работает сантехник, ЧИНЯЩИЙ
водопроводный кран.
Чтобы попасть внутрь здания, нужно было
пройти через бюро ПРОПУСКОВ.
 

Расставьте в словах ударение.
Крапива, досуг, процент, портфель,
столяр, цыган, звонит, шофёр,
красивее, дефис.

Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»

На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!
За труд не нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам на окна жалюзИ, И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Объявление: «По средАм я пою для милых дам»..
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ!
Облюбован мухами старый столик кУхонный.
 

Особенности задания 3 (монолог)

Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств.
Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию.
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога.
Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.
Учащийся должен учитывать речевую ситуацию.
Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.

ТЕМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции и реликвии.
Школа. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, учителями.
Внешность и характеристика человека
Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе, молодежная мода).
Покупки. Карманные деньги.
Проблема выбора профессии.
Родная страна (достопримечательности, национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны, их вклад в науку и мировую культуру.
Путешествие по России.
Средства массовой информации (пресса, телевидение, Интернет).
Природа и проблемы экологии.
Здоровый образ жизни.

Монолог

Учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но содержание наводящих вопросов предписывают строить текст по определенной типологической модели.
Учащийся выбирает не тип речи, он выбирает коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Особенности типов речи

Повествование…проще строится: его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.

Описанию трудно предписать жесткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но в нём нет и того жесткого требования полноты, которую задает событийность повествованию.

Рассуждение: между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:
 
Тема 1. Игры детства (на основе описания фотографии).
Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу)
 
Вам даётся 1 минуты на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
 

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи

М1

Ученик справился с коммуникативной задачей.
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют.

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки,
и/или привел менее 10 фраз по теме высказывания.

0

М2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации.

1

Условия речевой ситуации не учтены.

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более).

0

Максимальное количество баллов

3

Обратите внимание!

Смысловая цельность – это соблюдение в монологе одной и той же темы.
Речевая связность – это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).
Последовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.
Перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
 

Обратите внимание!

Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании.
Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Речевое оформление высказывания

Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;
правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка;
запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);
точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.

Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 3

Ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических ошибок.

Особенности задания 4 (диалог)

По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме;
вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.
Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы;
речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Обратите внимание!

Если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.
Необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг возможных вопросов для диалога
Тема 1 «Игры детства»
1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства?
2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться?
3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека?

Тема 2 «Спортивное соревнование»

1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?

Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?»
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?

 

Типичные ошибки при выполнении задания 4

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

К числу типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога задания 4 можно отнести:
неумение создать атмосферу «живой» беседы;
отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
неумение стимулировать речь учащегося;
неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа

Д1

Критерии оценивания диалога (Д).

Учащийся справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге.

1

Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы.

0

Д2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

1

Условия речевой ситуации не учтены

0

Максимальное количество баллов

2

2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Г

Соблюдение грамматических норм

Баллы

Грамматических ошибок нет

1

Допущена грамматическая ошибка (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок

1

Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/ или используются однотипные синтаксические конструкции.

0

Максимальное количество баллов

4

Монолог

Диалог

М1

М2

М3

Д1

Д2

Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок?

Учтены условия речевой ситуации?

Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения?

Даны ответы на все вопросы в диалоге?

Учтена речевая ситуация?

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Схема оценивания заданий 3 и 4 (монолог и диалог) итогового собеседования по русскому языку

Грамотность речи (задания 3 и 4)

Г

О

Р

РО

БЕЗ грамматических
ошибок?

БЕЗ орфоэпических ошибок,
или
допущено не более 2-х?

БЕЗ речевых ошибок нет,
или
допущено не более 3-х?

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции?

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Да/1

Нет/0

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в том случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

Структура и языковые средства


Типы речи

Морфологические
средства


Примеры

Описание

Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида (часто в прошедшем времени) и наречия.
«Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А.Горшков

Аннушка  работала больничным клоуном.    Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу, развлекала тяжело больных детей, играла с ними, разучивала смешные стихи, пела песни, придумывала затеи, и детишки... с нетерпением ждали свою Нюшу.

Повествование
(рассказ о событиях)

1) Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида.
2) Глаголы начинательного способа действия (начали, стали...).
3) Видовые формы глаголов со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи».

Рассуждение

Обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Слово – дело великое…
Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Будьте внимательны к слову!

Схемы функционально - смысловых типов речи

Описание

Повествование

Рассуждение

Предмет, событие, явление
Признак 1 + признак 2 + признак 3 . . .
Авторская оценка, вывод, заключение

Я
Событие 1 + событие 2 + событие 3 …
Итог событий

Тезис

аргумент 1+ аргумент 2 + аргумент 3 и т.д.

вывод

ПОМНИТЕ!!!
а) Опора на вопросы к заданию!
б) Не менее 10 (десяти) фраз!

Статические и динамические описания

Статические

Динамические

Изображают предметы в состоянии покоя.

Показывают предметы, явления природы в движении.

Речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные.

На первый план выдвигаются глаголы, отражающие действия, рисующие динамическую картину.

«Природное явление (радуга)», «Любимый город», «Лучшее время года» и т.д.

«Футбольный матч», «Летняя гроза», «Волонтёрская помощь», «Добрый поступок» и т.п.

Обратите внимание!

Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста.
Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.

Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.

В помощь учащимся

Определив тему высказывания, внимательно
рассмотрите фотографию и прочитайте вопросы задания.
2. Определите замысел фотографа (зачем он сделал этот снимок?) и впоследствии начните своё высказывание с формулировки этого замысла.
3. Обратите внимание на детали запечатлённого (сначала – на самые важные, затем – на второстепенные).
4) Не забудьте рассказать:
Кто (что) изображён (-о) на фотографии?
Где и когда происходят события, явления?
Чем занят (-ы) герои фотоснимка? (Опишите их действия, используя глаголы несовершенного вида настоящего и прошедшего времени)
Опишите то, что особо привлекает внимание на снимке (герой, предмет, явление и т.п.; отметьте те детали, которые помогут раскрыть вам тему задания).
Используя имена прилагательные и наречия, опишите настроение героев снимка , атмосферу изображённого.
5. Передайте своё впечатление от увиденного, эмоции, вызванные фотографией.

Пополняем словарный запас

Выберите глаголы, которые Вы считаете наиболее уместными для передачи действий фотографа: увидеть, наблюдать, выбирать, снять, изобразить, заснять, запечатлеть, сфотать, сфоткать, щёлкнуть, сделать снимок.

Подберите определения, которые помогут Вам охарактеризовать позу (-ы) запечатлённого (-ых) на снимке.

3. Обратите внимание на детали, которые помогут Вам ответить на вопросы.

4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.

Задание 3. Монолог
















Не забудьте рассказать,
когда происходят события;
чему ребята решили посвятить своё время;
кто принимает участие в затее; опишите присутствующих и их
настроение;
какие чувства и эмоции вызывает изображённое на фотографии.


Тема 1. Игры детства
Опишите фотографию.

1

2

3

4


5

6


7

9

8

10

В помощь учащимся

Составьте монолог по теме «Удачная рыбалка», используя только существительные.
«Лето. Утро. Холодок. Друзья. Речка. Удочки. Поплавки. Клёв. Плеск. Щука! Караси! Пескари! Радость. Костёр. Котелок. Вода. Картошка. Рыба. Лук. Объедение!».
Составьте монолог по теме «Футбольный матч», используя одни глаголы.
«Мчатся, обгоняют, обходят, уворачиваются, несутся, ударяют, промахиваются, перегруппировываются, советуются, атакуют, забивают!»
Составьте монолог по теме («Осень в парке»), используя только прилагательные и наречия.
«Очень тёплая, пронзительно синее, особенно красиво, ярко-красные, нежно-жёлтые, тускло-багряные, сказочно дивный, невероятно прекрасные, удивительно пышный, по-осеннему тепло, неожиданно грустно».

Монологическое высказывание.

фотографию.

 
 



























2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.

Опишите фотографию.

Музей

Каким бывает?


историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.

Что есть в нём?

залы
экспозиционные
выставочные
демонстрационные
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища

экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного искусства

уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии

экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные

Кто работает?





открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать




Что можно с ним сделать?
Что может музей?

Театр

Какой бывает?

Академический
государственный
художественный
драматический музыкальный
народный
школьный
современный
экспериментальный
студенческий
молодёжный
столичный
провинциальный
прекрасный
знаменитый
волшебный
старинный
городской
летний
любительский
местный
великолепный
оперы и балета сатиры
миниатюры
эстрады
драмы и комедии
оперетты
юного зрителя
кукольный пантомимы

Что есть в нём?

Афиши, репертуар, труппа, гардероб,
фойе, касса, билет, аншлаг, сценарий,
зрительный зал, партер, балкон,
бельэтаж, ложи, галерка, ряды,
кресла, сцена, кулисы, занавес,
суфлёрская будка, гримёрная,
костюмерная, бутафорская,
прожекторы, антракт,
действия, акты, авансцена, рампа,
реквизит, аплодисменты, овации…

Художественный руководитель,
режиссёр, бутафор, реквизитор,
актёры, гримёры, суфлёры,
декораторы, гардеробщики,
осветители, билетёры, пожарные,
художники, рабочие сцены и т.д.

Кто работает в нём?

Возглавлять, посещать,
организовать, создать, открыть,
объявить, поставить, уехать,
удостоиться, осветиться,
возникнуть, предложить,
обещать, обходиться, закрыться,
выпускать, приглашать,
получить, находиться,
выдвинуть, наполняться,
оставаться, посетить, пойти,
выступить, спасать, затихнуть,
сообщить, реорганизоваться,
любить, боготворить, покорить,
нравиться, реформировать…

Театр может (-но)

Что видим на сцене?

Спектакль, постановка, декорации, репетиции,
актёрская игра, диалоги, монологи, трагедия,
комедия, драма, мастерское исполнение роли,
яркое сценическое действие, жесты, мимика,
костюмы, грим, прекрасное исполнение
главной роли, удачная инсценировка, массовые
сцены, музыкальное сопровождение, сюжет
(конфликт) пьесы, второстепенная роль и т.п.

Интересный концерт

Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая…
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!
Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!
Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...
Очень интересный был концерт!
(По Пивоваровой И.)


Если люди делятся впечатлениями от спектакля (кино, концерта), то о чём, как правило, рассказывают, на что обращают внимание в первую очередь?
Сумела ли героиня рассказа объяснить подруге, почему концерт был «очень интересным»?
По каким, на Ваш взгляд, критериям, Люська должна была оценивать концерт? На какие детали ей необходимо было обратить внимание?
Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? Обоснуйте своё мнение.
Какие слова и детали в монологе героини Вам кажется совершенно неуместными? Почему?


Прочитайте фрагмент юмористического рассказа А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», написанного от лица героини. Какие ошибки в её работе Вы можете отметить?

Как я провела каникулы?
Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе...Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из «Затишья» Тургенева). Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец.

Варианты ответов

Отсутствие абзацного членения;
ошибки в построении предложений с однородными членами предложения: «… поехала с мамой, мебелью и братом …», «…. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали»;
неуместное употребление слов: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова»;
склонение несклоняемого существительного: Дюму;
нарушение управления в словосочетаниях "глагол + зависимое слово": «...топор еще не коснулся до их стройных стволов»
нарушение логики повествования: «Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии
лексические ошибки: «Я ужасно люблю природу»;
пунктуационные: вопросительный знак после заголовка (Как я провела
каникулы?); отсутствие запятой между частями сложносочиненного
предложения (Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились
немножко ниже неба);
смешение средств с контрастной стилистической окраской в пределах узкого контекста (ср.книжное восходило и разговорное ужасно (люблю));
логические: (...облака носились немножко ниже неба); неуместны пространное описание природы, «похищенное» у Тургенева, информация о том, что «папа все лето был озабочен»;.
констатация очевидного факта (Солнце то восходило, то заходило) и т.д


Кто?
Как выглядят?

Четыре поколения (бабушка, её дочка, внучка и правнучка)

Что делают?
Как делают?

Рассматривают альбом с семейными фотографиями
(С нескрываемым интересом, увлечённо, самозабвенно, трепетно, восхищенно, заинтересованно, с любопытством, с лёгкой грустью, внимательно и т.п.)

Каковы атмосфера занятия
и настроение героев фотоснимка?

(По каким приметам определили?)
Теплая, доброжелательная, непринуждённая, дружелюбная,  доверительная,   неповторимая, благоприятная.  комфортная,  уютная, домашняя,  особенная, приятная,  мирная, семейная, спокойная, особая и т.п.  
Хорошее, умиротворённое, прекрасное, радостное, добродушное,   дружелюбное, позитивное, замечательное, чудесное и т.д.   

В чем польза таких занятий?

Укрепляют сплоченность семьи и создают ощущение её целостности, объединяют семью, создают атмосферу доверия и тепла, помогают узнать историю семьи, сохранить память о своих предках, помогают вспомнить счастливые дни детства, юности и т.п.

Повествование

Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В  нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.

«Пришел, увидел, победил» — так прокомментировал 2 апреля 47 г. Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком.

Докажите, что этот знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом, - самое краткое повествование в мировой литературе.
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?

Предложение не описывает действия, а повествует о них.
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.

Отличие повествования от описания

Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.












Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет.








Какова коммуникативная цель автора? (Охарактеризовать явление, сообщить
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).

Какие изображены признаки или действия – одномоментные или сменяющиеся,
последовательные?

«Новое» в тексте – это свойства или действия предметов?

Отличие повествования от описания


Описание

Повествование

Нет динамики; действия или
признаки в описании
постоянные,
одновременные, не
изменяющиеся во времени.

Повествование динамично,
действия
последовательны.


Можно изменить порядок
перечисления действий или
признаков, поменяв
местами фрагменты
текста.


Последовательность
действий в
повествовании изменить
невозможно.


«Новое» в описании – это
свойства предмета.


«Новое» в повествовании –
это действия предмета.

Схема повествовательного текста

Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли друг друга?

Я

1 – ое:
однажды, сначала

2-ое:
вдруг, потом

3-ье:
а в это время, затем, тогда

4-ое:
в конце концов

Действие развивается во времени

Экскурсия

Какая?

Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,
необыкновенная, прекрасная, фантастическая,
трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная,
незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная 
непродолжительная и т.п.

Какие действия могут быть связаны с этим словом?

Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,
подойти, начаться, проводить, последовать,
продолжиться, восхититься, поинтересоваться,
 последовать, познакомиться, заинтересоваться,
спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,
поразить, длиться, предстоять,  проехать, пройти,
расспросить, увенчаться,  случиться, увлечься,
выслушать, обогатиться, привлечь внимание,
 состояться, убедить, войти, продлиться, 
превратиться,  подходить, оказаться,  называться,  
закончиться, завершиться.  

осмотреть, посетить,

Город, улицы, проспекты,
набережные, бульвары,
достопримечательности,
скульптуры, памятники,
монументы, обелиски,
памятные места, исторические
места, мемориалы, мемориальный
комплекс (доска), музеи, парки,
скверы, библиотеки, театры,
кинотеатры, консерватории,
цирк и т.д.

Рассказ из глаголов

Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.

   Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.

Развиваем речь

Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте, — писала прелестная Полина Павловна Перепёлкина, — поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем, посетим полузабытый полузаросший пруд, порыбачим. Приезжайте поскорее, Пётр Петрович, погостить».
Петухову предложение понравилось. Прикинул: приеду. Прихватил полуистёртый полевой плащ, подумал: пригодится. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее», — проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, представился: «Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим». Появилась прелестная Полина. Полные плечи прикрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили, пригласили пообедать. Подали пельмени, плов, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой. Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение. После приёма пищи, после плотного перекуса Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку. Перед парком простирался полузабытый полузаросший пруд. Прокатились под парусами. После плавания по пруду пошли погулять по парку. «Присядем», — предложила Полина Павловна. Присели. Полина Павловна придвинулась поближе. Посидели, помолчали. Прозвучал первый поцелуй. «Поженим, поженим!», — прошептал плешивенький племянник. «Поженим, поженим», — пробасил подошедший папаша. Пётр Петрович побледнел, пошатнулся, потом побежал прочь. Побежав, подумал: «Полина Петровна – прекрасная партия, полноте париться». Перед Петром Петровичем промелькнула приятная перспектива получить прекрасное поместье. Поспешил послать предложение. Полина Павловна приняла предложение, после пересчёта приданого поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки. Передавая пакеты, приговаривали: «Прекрасная пара».

Рассуждение. Обратите внимание!

Тезис рассуждения следует формулировать как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.

Рассуждаем вместе

Эстонский язык очень оригинален. Многие слова начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.

Определите основную мысль текста.
Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи.
Сколько доводов использовано в данном случае?
Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным?




















так как...

Довод 1

Довод 2

Довод 3

Почему это так?

Тезис

Следовательно,

Вывод

Тема 3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Нужно ли бороться со своими комплексами?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:
Почему возникает закомплексованность?
Какие комплексы ровесников Вам известны?
В чём вред комплексов в подростковом возрасте?
От чего, по Вашему мнению, зависит избавление от них?

Комплекс неполноценности — это заниженная самооценка и неразвитое чувство
собственного достоинства, ощущение превосходства окружающих над собой.
Он формируется обычно у нерешительных людей, постоянно неуверенных в себе
и своих силах. Закомплексованный человек убежден в своей ущербности,
ничтожности, несостоятельности. У многих моих сверстников закомплексованность
часто развивается из-за навязываемых СМИ стереотипов внешнего облика и
образа жизни телезвёзд, из-за насмешек сверстников по поводу внешности,
безответной любви, какого-нибудь физического недостатка, отставания в
физическом развитии или учёбе, из-за бедности.
С комплексом неполноценности, конечно же, нужно бороться. (ПОЧЕМУ?)

Закомплексованному человеку
очень трудно жить: он постоянно
недоволен и собой, и окружающим
миром, недоверчив и подозрите-
лен, а это мешает развиваться ему
как личности.
(Лермонтов М.Ю. «Герой нашего
времени», Печорин)

Закомплексованные люди не могут
 строить свою жизнь,   добиваться
своего счастья.
(Тургенев И.С. «Ася», Гагин)

Комплекс неполноценности часто
является причиной конфликтов
с окружающими, депрессий и даже
самоубийств.
(Лермонтов М.Ю.«Герой нашего
времени», Грушницкий;
Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Онегин)

(СЛЕДОВАТЕЛЬНО,…) Уверенность в себе, умение не реагировать на насмешки и
негативное мнение окружающих, осознание собственной неповторимости и
любовь к жизни – вот самые простые пути преодоления закомплексованности.

Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.




















Я думаю, что комплексы, не преодолённые в
детстве, сделают жизнь взрослого несчастной.
Стойкая неуверенность человека в своих силах станет
причиной убеждённости, что он просто неудачник: не
пользуется успехом у противоположного пола,
не может создать хорошую семью, своё дело, не
может получит то образование и профессию, о которых
мечтал всю жизнь.

Мне кажется, что у взрослых тоже когда-то в детстве были
свои комплексы, которые они как-то смогли преодолеть,
поэтому их опыт, конечно же, может быть полезен и
интересен.

Безусловно, такие примеры общеизвестны: Ирина
Хакамада в детстве была замкнутой и необщительной
из-за внешности, доставшейся ей от отца-японца.
Девочку оскорбляли, дразнили. Однако Ирина преодолела
свой комплекс, и теперь она известный политик.
Актриса Елизавета Боярская рассказывала, что
в детстве она была очень закомплексованной . А чтобы
побороть комплекс неполноценности, пошла учиться в
модельную школу, где преподавали актерское мастерство.
От закомплексованности не осталась и следа!

Как Вы считаете, чем
опасны комплексы, не
преодолённые в детстве?

Стоит ли, на Ваш взгляд,
обращаться за советом по
преодолению комплексов
к взрослым (родителям,
учителям) и почему?


3) Известны ли Вам
примеры из жизни
великих людей или
окружающих, которые
смогли преодолеть
свои комплексы?

Варианты заданий

Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.
Нужно заниматься самообразованием.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.
Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.
Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне. 
Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.
Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.




Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе. 2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры. 3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.

4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.

5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.

Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

Следить за модой смешно, а не следить - глупо.
Б.Шоу
Развить чувство стиля возможно.

2. Всё хорошо в меру.

3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.

4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.


Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:

(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.

Увлечения в жизни человека




Увлеченный человек позитивнее воспринимает жизнь.

(Почему?)

1. Получает удовольствие, что сказывается на настроении и здоровье.
2. Увлечение отвлекает от однообразия будней, спасает в трудных жизненных ситуациях

3. Увлечение рождает увенность в себе, поднимает самооценку.

4. Хобби приносит пользу, нередко материальную

5. Увлечение помогает человеку самореализоваться.

6. С помощью любимого дела решаются внутренние проблемы.

(Что из этого следует?)

Отыскав любимое занятие, можно невероятно разнообразить свою жизнь.
Увлечения делают жизнь человека ярче и интереснее.

Увлечения зависят от (возраста, жизненных ситуаций, характера, темперамента, способностей, наличия свободного времени...

Какие бывают увлечения?

Рукоделие

вышивать, вязать, плести из бисера, создавать поделки и предметы декора; материалы: ткань, нитки, бисер и швейная фурнитура, бумага, глина, воск, стекло....

Танцы

бальные, спортивные, этнические, современные, уличные; одиночные, парные, групповые.

Коллекцио-нирование

монеты, карты, книги, календари, наклейки, игрушечные машинки, старые открытки, фарфоровые куклы...

Изучение языков

английский, французский, немецкий, испанский...


Музыка

игра на музыкальных инструментах, развитие вокальных данных или посещение концертов и изучение музыкальных течений.

Спорт, фитнес

Все виды спорта , включая экстремальные.

Типы аргументации.

Поддерживающая

Тезис

Прямые доказательства

Вывод

Посмотрите также