Итоговое занятие элективного курса "Лингвистические явления русского языка" 9 уласс
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
русский язык
9 кл
28.03.2017
Данное занятие проводилось на открытом зональном семинаре учителей - словесников Арского района РТ.
Элективный курс "Лингвистические явления русского языка" позволил более полно подготовиться к написанию сочинения в формате ОГЕ , задание 15.1, где необходимы знания по лингвистике. Занятие было разработано с внедрением Сингапурской образовательной методики, разными образовательными структурами. Занятие рассчитано на 60 минут, так как оно итоговое.документ
занятие.docx
Итоговое занятие по элективному курсу в 9 классе. Тема:
«Лингвистические явления в русском языке».
Цель: контроль полученных знаний; через образовательные структуры Сингапурской
методики закрепить умения различать лексические, грамматические, пунктуационные
явления языка; подготовка к выполнению задания С2 при сдаче ГИА.
Оборудование: интердоска, презентация хода урока, менедж мет образовательных
структур, инструктаж по Сингапурской методике; методический материал: трафарет
сочинения с готовыми речевыми клеше, определения и функции лингвистических явлений
(изобразительновыразительные средства языка), тексты с разными высказываниями
учёных, писателей о русском языке.
Ход урока:
1 этап занятия:
1. Организационный момент: приветствие учителя, он знакомит с темой и целью
урока; рассаживает учащихся по составленному им списку в соответствии с
требованиями Сингапурской методики (1ученик сильный, 2 – слабее, 3 ученик, 4 –
самый слабый в этой группе). Учитель: Обратите внимание на стол, Это менедж мет
новой образовательной структуры. Запомните номер, под которым вы сидите,
литеру буквы; перед вами фломастеры, бумага и инструктажи по обучающим
структурам – это ваши помощники.
2. Учитель: Вы расселись, теперь вы должны стать командой. Для этого нужно узнать,
что у вас общего, а что различного; вы как команда должны иметь своё название.
Поможет нам в этом образовательная структура «ТИМБИЛДИНГ» ( на интер –
доске появляется инструктаж по данной структуре).
3. Учитель: Открываем тетради, записываем число, тему занятия. По команде вы в
тетрадях записываете не менее 3х и не более 5ти слов по теме «Отдых» плюс один
запомнившийся вам лингвистический термин русского языка для того, чтобы
назвать команду.
4. Новизной для нас будет время, так как мы будем работать по таймеру в
соответствии с новой методикой. Время пошло – 3 минуты.
(за отведённое время, а таймер на интердоске отбивает минуты, учащиеся выполняют
задание)
5. Учитель по инструкции образовательной структуры «Тимбилдинг» объясняет, что
нужно делать дальше: на листе бумаги фломастерами по согнутым линиям пишут
общее и лингвистические термины, обсуждают, выбирают из этого общее название
команды и готовятся к представлению команд.
6. Учитель: А теперь представьте нам свои команды ( каждая команда представляет
сама себя – всей командой встают и проговаривают название команд или выполняют
какието движения, а ктото один выступает; знакомство произошло). 2 этап занятия:
Учитель: Первое испытание для вас как команды – Лингвистическая разминка. Задание на
доске (ученики читают и выполняют задание, учитель надписывает названия получившихся
команд).
Задание первой команде: Попробуйте организовать разрозненные буквы в хорошо
известные слова ТИВОНКР (вторник), КАРАМЕЛ (реклама).
Задание второй команде: В каких сочетаниях есть личные местоимения: А) извини меня, Б)
свой парень, В) иду к тебе, Г) знакомый мне голос. Какие слова являются многозначными:
футбольные бутсы, колоть дрова, поставить точку, джем из фруктов?
Задание третьей команде: «Аукцион фильмов» вспомните названия кинофильмов, в
название которых входят глаголы. Например, «Убить Дракона».
(общее время 5 минут). 3 этап занятия:
Учитель: Перед вами тексты, очень похожие на тексты в КИМах по ГИА. Прочитайте
внимательно текст, найдите не меньше двух лингвистических явлений в них и проговорите
их вслух ( на обсуждение 12 мин.)
(после обсуждения) Учитель: Отвечает из первой команды ученик №1 и 4, из второй –
ученик №2 и 3, из третьей – ученик №1 и 3.
Учитель: За время курса мы выяснили «Какие явления в русском языке называются
лингвистическими?» Давайте вспомним и назовём их: это лексические, грамматические,
пунктуационные. Рассказать о них вам поможет образовательная структура «СИНГЛ
РАУНД РОБИН». ( Каждой команде даётся задание рассказать о том или ином
лингвистическом явлении: лексическом, грамматическом, пунктуационном; команда
сообща обсуждает ответ. Время подготовки 34 минуты, таймер показывает время).
Учитель: Время вышло, ребята. Из каждой команды ученик под №2 говорит определение
лингвистических явлений, ученик под №1 называет их функции в тексте, ученик под №3
приводит пример.
Физкультминутка (для глаз, можно сидя, можно стоя; она на презентации выходит на
интердоске, ученики смотрят, выполняют движения для глаз под музыку).
4 этап занятия:
Учитель: Мы с вами вспомнили о лингвистических явлениях, повторили их
грамматические функции, научились различать их в тексте, теперь давайте попробуем
написать устное сочинение по высказыванию о языке одного из знатоков русского языка,
основываясь на рецензируемом тексте. Отвечает ученики под №4 из каждой команды.
( ученики, используя трафареты готовых речевых клеше обсуждают устное сочинение,
ученики могут делать записи в рабочих тетрадях). Учитель: Следующая образовательная структура Сингапурской методики «КОНЭРС»
(углы). Эта структура помогает вам, дорогие ученики, научиться креативно мыслить, уметь
задавать правильные вопросы и уметь отвечать на них полными. распространенными
предложениями. Вам даётся возможность выбора: 1. Если вашим другом был бы Джин? 2.
Если бы вы умели читать мысли на расстоянии? 3. Если бы вы знали язык животных?
Вам даётся 12 минуты на размышление, какой угол вы выберете, напишите, правильно
оформив предложениевопрос «Почему вы выбрали этот угол?» и подойдите в выбранный
вами угол. В своём углу найдите партнёра. Ученики под литерой Б сначала задают вопрос,
ученики под литерой А отвечают, затем меняются ролями и выполняют тоже самое ( в
классе на углах развешиваются обозначения, т.е. большие картинки с изображением Джина,
большого знака вопроса и человеческого мозга, разные дикие или домашние животные;
ученики подходят к тому углу, который выбрали и задают и отвечают на вопросы
партнёров).
5 этап занятия:
Учитель: Подходит к концу наше занятие. Сегодня вы полученные во время уроков знания
упорядочили в систему по теме «Лингвистические явления русского языка». Мы хорошо
потрудились, все этапы подготовки к успешному выполнению задания С2 проделали:
вспомнили, проговорили, доказали, употребили в речи. Цель сегодняшнего занятия
достигнута. Положительные оценки «5» получают ученики под №1,2; «4» получат
ученики под №3,4. Домашним заданием будет письменное оформление сочинения по
данному тексту, оно у вас в руках, постарайтесь обогатить содержание сочинения
изобразительновыразительными средствами языка. Спасибо за участие на уроке.
Ахметгараева Люция Нургалеевна, учитель русского языка и литературы первой
квалификационной категории МБОУ «Новокинерский лицей» Арского района РТ;
урок дан для открытого зонального совещания учителей словесников кустового
методического объединения.
Итоговое занятие элективного курса "Лингвистические явления русского языка" 9 уласс
Итоговое занятие элективного курса "Лингвистические явления русского языка" 9 уласс
Итоговое занятие элективного курса "Лингвистические явления русского языка" 9 уласс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.