Итоговый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Оценка 4.8

Итоговый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
8 кл
04.02.2020
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Капитанская дочка раз.doc

Ташкентская область Чиназский район средняя школа №5

Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Разработка урока литературы в 8 классе.

 

 

Подготовила : Свешникова Оксана Николаевна

30.10.2019

 

 


 

Тема : Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели урока : 1. Завершить анализ содержания повести, обобщить полученные знания;      2. Развитие аналитического мышления, способности рассуждать, иметь своё  мнение;

3. Воспитание положительных человеческих качеств : чувства  долга, чести, совести, уважения к окружающим.

Компетенции: лингвистическая, коммуникативная, социокультурная.

Оборудование урока : проектор, презентация, видеоролик, таблицы, листы, маркеры.

Тип урока : обобщающий урок.

Вид урока : игровая беседа.

Методы и приёмы: фронтальный опрос, ментальные карты, работа с аналитическими таблицами

                                               Ход урока:   

I.     Орг.момент. ( 3минуты).

- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. В этот пасмурный осенний день давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем, чтобы наш урок принёс нам пользу и новые знания.  Сегодня у нас итоговый урок по исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Запишите , пожалуйста, число и тему урока. ( записано на доске). Перед каждым из вас лежит лист, на котором нарисована таблица :

Я

Пётр Гринёв

Швабрин

Пугачёв

Маша Миронова

 

 

 

 

 

 Впишите в эту таблицу своё имя. Каждый урок в школе – это урок жизни, из которого надо извлечь что-то полезное для себя. И сегодня мы постараемся это сделать. Мы будем характеризовать героев повести и одновременно попытаемся понять себя. В этой таблице мы укажем положительные и отрицательные качества героев повести, а также свои плюсы и минусы. Это позволит понять над исправлением каких качеств в себе вам придётся ещё поработать в своей жизни. А три ученика ( по желанию) будут составлять ментальную карту «Герои повести».

II. Опрос домашнего задания. ( 7 минут)

Фронтальный опрос.

- Кому посвятил Пётр Гринёв свои любовные стихи? ( Маше Мироновой)

- Какая книга «всегда имела сильное впечатление» на А.П.Гринёва?                      ( «Придворный календарь»)

- Под чьим надзором на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте? (Савельича)

- Назовите любимую песню Е.Пугачёва ( «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»)

- В какой губернии находилось село, где жили родители Петра Гринёва?            (В Симбирской)

- Куда отправил служить Петра его отец? (В Оренбург)

- Куда по приговору суда был сослан П.Гринёв? (В Сибирь)

- В каком парке встретилась Маша Миронова с императрицей? ( В парке Царского села)

- Какую пословицу использовал А.С.Пушкин в качестве эпиграфа к повести? (Береги платье снову, а честь смолоду)

- Кто рассказал Пугачёву сказку об орле и вороне? (Старая калмычка)

- В каком веке происходит действие повести? ( в XVIII веке)

- Сколько лет было Петру Гринёву, когда отец решил отправить его на службу? (16 лет)

III. Основная часть. (29 минут).         

1)     Букмейкер «Капитанская дочка» (просмотр краткого содержания всей повести)

2)     Презентация. Задание №1. Какой эпизод повести изображён на экране? (показано поочерёдно несколько эпизодов : как П.Гринёв и Савельич попали в буран, когда направлялись в Белогорскую крепость; дуэль П.Гринёва и А.Швабрина ; мужики встречают нового «государя» - Е.Пугачёва; Пугачёв в Белогорской крепости; встреча Маши Мироновой и императрицы Екатерины II.)

3)     Пословицы и поговорки в повести. Слайды №2-4. Ребята зачитывают пословицы, которые встречаются в повести. И объясняют значение некоторых из них. (лингвистическая компетенция)

Учитель акцентирует внимание учеников на том, что пословицы обусловливают своеобразие речи персонажей повести, являются средством постижения характера. Выступая в роли эпиграфов, они выражают тему, идею или настроение пушкинского произведения. Изображение народной жизни, народных характеров, образа мысли народа в драматический период русской истории требовали особого стиля, словоупотребления. Ни в каком другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах. Их вполне можно назвать энциклопедией народной жизни .Пословицы произносят Савельич, Пугачёв, Иван Кузьмич Миронов, Василиса Егоровна, Иван Игнатьич,  отец Петра Гринёва.. В речи Швабрина, Зурина , Маши Мироновой они не встречаются. Идеал жизни Пугачёва раскрыт как выражение убеждений народа. Пугачёв оттого и находится в центре внимания Пушкина, что в нём – выразителе надежд и чаяний народа – ярко проявляется национальный характер. Этим объясняется и широкое использование Пушкиным сказок , песен, пословиц для раскрытия взглядов и убеждений Пугачёва.

Калмыцкая сказка. Однажды орёл спрашивал у ворона : «Скажи-ка, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-всё 33 года?»- «Оттого, батюшка, - отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орёл подумал : «Давай попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону : « Нет, брат, ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Получается, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную.

4)     Слайд №4. О чём поётся в любимой песне Е.Пугачёва? (социокультурная компетенция). В песне рассказывается о «добром молодце», простом крестьянском сыне, оказавшемся на допросе у самого царя. И пришлось ему ответ держать за свою разбойную жизнь. За это государь наградил его «хоромами высокими, что с двумя столбами и перекладиной». Речь идёт о виселице, на которую обречены попасть все участники восстания. Пугачёв и его сподвижники прекрасно понимают свою обречённость.

5)     Слайд №5. Прочитайте стихотворение . вставьте пропущенные слова и объясните что это за стихотворение. (Песенка , написанная Петром Гринёвым Маше Мироновой)

6)     Слайд №6. А теперь вернёмся к нашим таблицам. ( несколько учеников зачитывают свои ответы, характеризуя героев повести и себя)

7)     Учащиеся, которые готовили ментальные карты, представляют свою работу.( коммуникативная компетенция)

Героев повести ребята изобразили ассоциативными рисунками.

8)     Слайд № 7. Какова тема произведения?

Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях героев повести -  Петра Гринёва, семью Миронова, предателя Швабрина. Необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести- робкое, застенчивое существо, но в момент смертельной опасности ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой А.С.Пушкин назвал свою повесть.

Народная война и её последствия. «Не приведи  Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пушкин не идеализирует крестьянское восстание, ибо оно повлекло за собой разбой, зло, страдания тысячи людей.

9)     Слайд № 8.Какова  идея произведения?

ž    Основной идеей произведения являются ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТЬЕ. Идея заключена в эпиграфе повести : «Береги платье снову, а честь смолоду». Идея – в нравственном становлении бывшего барчука, избалованного дитяти, которому отец выбрал достойный путь настоящего мужчины, защитника своего Отечества, который не унизился, не струсил перед опасностью виселицы, не перешёл в стан врага, не предал присягу императрице и Отечеству. Честь и достоинство молодого поколения – вот идея повести.

IV.Итог урока.( 3 минуты)

Объявление оценок с комментированием.

V.Домашнее задание. ( 3 минуты) Написать сочинение по повести «Капитанская дочка». Возможные темы : 1) Смысл названия повести «Капитанская дочка»; 2) Почему русский бунт в повести А.С.Пушкина назван «бессмысленным» и «беспощадным»?; 3)Образ Емельян Пугачёва в повести; 4) Смысл эпиграфа повести; 5) Нравственное становление Петра Гринёва. Ученик может сам сформулировать тему сочинения, предварительно обсудив этот вопрос с учителем.

 


Ташкентская область Чиназский район средняя школа №5

Ташкентская область Чиназский район средняя школа №5

Тема : Итоговый урок по повести

Тема : Итоговый урок по повести

Фронтальный опрос. - Кому посвятил

Фронтальный опрос. - Кому посвятил

Выступая в роли эпиграфов, они выражают тему, идею или настроение пушкинского произведения

Выступая в роли эпиграфов, они выражают тему, идею или настроение пушкинского произведения

Тема повести: показать исторические события

Тема повести: показать исторические события
Скачать файл