г. Волгодонск
МБОУ «Гимназия «Юридическая»
|
Класс: 10 «А»
Учитель: Т. И. Дук
2017 год
Итоговый урок на тему «Учимся писать письма!» в 10 классе.
1.Вступительное слово учителя.
- Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел». Это факт – утрачено искусство писать письма. Достаточно в один из предназначенных дней остановить лавину цветных открыток и изумиться убожеству текстов традиционных поздравлений друзьям, родным, близким.
А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо …и счастья в личной жизни! Тогда перипетии этой «личной жизни» доверяли тщательно отобранными словами, уважая себя и корреспондента. Перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное- единственное.
Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их.
(Ученики: «Евгений Онегин» Пушкина, «Война и мир» Толстого, «Гранатовый браслет» Куприна, «Преступление и наказание», «Бедные люди» Достоевского.)
- Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. И наш урок мне хотелось бы назвать вот такой побудительной фразой: «Учитесь писать письма!» Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства. Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?
(Затем учитель обращает внимание учеников на эпиграф, записанный на доске. Это отрывок из личного письма:
Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Может быт, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и даже начинает казаться, что менялся и сам человек, их писавший. Эволюция в письмах смогла бы пригодиться для наблюдений Дарвину, который при желании усмотрел бы отмирание атавизмов в словах и поступках. Жизненный опыт – это накопление атавизмов и постепенная их утрата. Спорно?
Что является спорным в этом высказывании?
Как автор относится к письмам?
Какие строчки из его отрывка убеждают, что письма очень важны?
- Письма действительно совращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимно обогащенному диалогу: они в какой-то степени формируют характер человека, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письме, как и в дневнике, человек, сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и «итожит», сам себя познаёт, объясняет себя другому. Эпистолярный слог, несомненно, всегда являлся показателем культуры и самосознания человека.
2. Осмысление понятия «эпистолярный жанр», работа с видеомой.
Видеома – это особый способ передачи информации о каком-либо явлении или толковании какого-либо понятия с помощью графического знака или рисунка. Используется чаще всего для раскрытия внутренней сути явления, понятия через призму творческого воображения автора.
- Эпистоляный жанр, отношение к нему, попытка представить свою деятельность в этом процессе – всё это явилось содержанием вашего творческого задания, в котором нужно было выразить своё отношение в виде зрительного образа. (Далее следовал комментарий учеников к своим видеомам.)
- Процесс письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания (ребятам предлагается работа по редактированию негативного текста):
Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года.
Вот решил написать тебе.
У нас всё как всегда. А как у вас?
Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на ёлку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.
К.
- Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?
Обратимся к материалу предыдущих уроков. Какие композиционные части отсутствуют? ( Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни; не вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма.)
- Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены? (Нет пристройки, нет желания быть интересным собеседником.)
- Исправьте текст, отредактируйте основную часть, придумайте варианты заключительных фраз. (Содержание основной части может быть изменено по усмотрению учащегося.)
Образцы работ:
Доброе утро, день, а может, вечер, моя милая подружка!
Получив твоё письмо, немедленно пишу ответ.
Получив твоё письмо, немедленно пишу ответ. Так хочется поделиться с тобой своей жизнью, но думаю, это будет интереснее сделать при встрече, ведь она не за горами.
Хотя об одном факте, пожалуй, стоит рассказать. Я надеюсь, что он заставит тебя поскорее приехать ко мне. У нас в доме появился маленький диктатор. Как ты думаешь – кто? Это пушистый мягкий комок по имени Маркиз. Все домашние подчиняются его воле, его желаниям. Ужасный непоседа и игрун, нов то же время ангел-хранитель нашего дома. Приезжай, он очень любит новых людей.
Передавай привет своим домашним.
До скорой встречи
А.
3. Анализ опыта переписки.
- Мы говорили, что письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.
Теперь мы обратимся к опыту переписки, который поможет вам решить спорные вопросы.
Вспомним основные жанровые разновидности личного письма (дружеское письмо, письмо-поддержка, письмо-просьба, письмо-соразмышление).
- Сейчас вы будете работать с письмами различного характера, постарайтесь понять по их содержанию, какие отношения сложились у адресата и адресанта.
Ученики читают текст открытки:
Милая Леночка,
Шлём Вам и Вашим родным весенний привет и самые добрые пожелания. Пусть будет больше света и тепла!
Б. М.
Понравилось ли вам это письмо?
Соответствует ли оно требованиям, предъявляемым к традиционному оформлению открытки?
В чём его оригинальность?
- приятно получать такие открытки, и я желаю, чтобы ваши поздравления были столь же оригинальны и личностны.
Теперь обратимся к тексту второго письма.
Ученик читает его:
Милая Леночка!
Я очень огорчён тем, что не состоялся наш поход в библиотеку Союза кинематографистов. Вина у нас взаимная, но теперь уже нет смысла выяснять отношения. Надеюсь, что Вы ещё появитесь в Москве.
Пишу же Вам по поводу, о котором упоминал. Хочу попросить вас зайти в бюро международного квартирного обмена и заполнить там обменную карточку на имя моей сестры, проживающей в Иркутске и исполненной желания перебраться, путём обмена квартир, в Ярославль. Вам придётся внести при этом какой-то взнос, но мы сочтёмся, когда снова будете в столице.
Для заполнения анкетки на обмен сообщаю Вам необходимые данные… Требуется однокомнатная квартира в г. Ярославле.
Буду, как говорили в старину, весьма и премного Вам обязан за эту услугу.
А ещё прошу Вас не забывать меня и писать почаще. Буду отвечать.
Самые искренние пожелания.
15 августа 1984.
Москва. Б. М.
- К какому жанру мы можем отнести это письмо?
- С какой целью пишутся такие письма?
- Какова композиция этого письма? На какие части можно его разделить? (На три части: 1) этикетная (цель – установить контакт с адресатом); 2) деловая (содержит непосредственно просьбу); 3) этикетная (прощание).
- Какую роль играет в этом письме этикетные части? (В начале письма –создание дружеского расположения, в конце – установление контакта для продолжения переписки).
- Надеюсь, что этот образец поможет вам, ребята, оформлять письма такого рода.
Но большой интерес представляет другой тип письма. Прочитаем третий текст.
Лена!
Много ли человеку надо? И да, и нет.
Я понял (прочитав твоё письмо), что ты из тех, кто любит писать вообще, хочет писать в частности, но не знает до конца, для чего он этого хочет.
Сейчас я скажу тебе слова, которые мог бы сказать тебе уже состоявшийся писатель. Я таковым быть никогда не хотел, но чувствую смысл их труда настолько, что всё-таки даю тебе совет.
- Реши сегодня, раз и навсегда, что является предметом искусства для тебя, т. е. сразу исключи те темы и проблемы, которые не твои.
- Найди свой круг, т. е. пока ещё не себя, а целое множество себя – круг вокруг себя – пиши об этом только то и только так, чтобы в конце даже я понял, что же ты хочешь.
Для этого надлежит тебе перестать писать просто слова и предложения. Нет красивых слов – есть красивые мысли. Пусть у тебя все они будут таковыми. И все вместе пускай подчиняются только одной – твоей идее. Всё остальное ( и пусть даже красивые!) следует жестоко, но справедливо отбросить.
Сегодня много быто-писателей, но мало писателей. Помни об этом. В твоих руках в чьи ряды тебе встать.
Всё.
Желаю успеха! До свидания! – Миша.
- Какая ситуация человеческого общения вызывает письма такого рода?
- Что можно сказать о нём? Как бы вы определили жанровую разновидность этого письма? (Письмо – рекомендация.)
- Как оформляется пристройка?
- Вид пристройки?
- Какие пристроечные фигуры помогают снять излишний дидактизм?
Письма такого рода пишутся, чтобы посоветовать, поразмышлять вместе с адресатом, поделиться своим опытом. Это, как правило, ответ на письмо-исповедь. Текст письма, с которым мы работали, окрашен тоном дружеского расположения, автор использует пристройку «рядом» и выступает в роли взрослого.
Это самый сложный вариант письма. Он требует большого жизненного опыта и опыта и опыта пишущего.
Письмо – это тип текста с открытой жанровой структурой, поэтому часто в одном письме сочетаются элементы разных жанровых разновидностей. Сейчас мы это увидим, проанализировав последний текст.
Дорогая, Лена!
Как надо жить? – знают миллионы людей.
Как надо жить? – не знает никто. Каждый может посоветовать, но что?
Это обязательно будут пути и выходы, которые полны ошибок, по которым мы – следующие – обязательно пройдём и скажем потом: « Вот если бы всё сначала!»
Я живу не просто и не сложно. Просто живу. Это - моя основная профессия. Теперь знаю, что способностей у меня в общем-то нет (или очень мало), но есть стол, лампа, бумага, усы, календарь на 2015 год и прочее.
Не мало, да?
Я пишу тебе «Хоть что-нибудь».
Счастье – уметь сильно писать. Но это и несчастье одновременно.
Достоевский писал лучше всех в мире и был очень несчастлив.
Я не умею писать, и это несчастье. Но я счастлив оттого, что … (дальше я не знаю).
Вот.
Кто же тебя обидел? Твоё письмо в самой середине прострелено крупной пулей (градиной, слезой).
Если тебя обидел я, то …
Прости! (За что-нибудь.)
Теперь возьми хорошую книжку, свернись калачиком и читай. Съешь яблоко, причешись, посмотри в зеркало.
Стало лучше? Ну вот.
Я пошёл на кухню.
Целую – Миша.
- С какой целью пишутся подобные письма? (Поделиться мыслями по поводу какой-то общей волнующей проблемы, это письмо - соразмышление.)
- Найдите композиционные элементы писем разных жанровых разновидностей.
- Какие стилевые особенности личного письма вы можете указать в этом тексте? (Диалогичность - большое количество вопросов, предполагаемые ответы; убедительность; использование слов, оформляющих пристройку; разговорная лексика; свободный синтаксис – неполные предложения, предложения-самоперебивы; умолчания; предложения с открытыми концами; разговорная и публицистическая интонация.)
- Как заканчивает автор своё письмо?
- Почему он переводит разговор в бытовую плоскость? (Чтобы снять назидательность, которая прозвучала в рекомендации.)
- Каковы отношениякоммуникантов?
4. Важность обращения к эпистолярному жанру.
- Эпистолярный жанр – это труд души, обращённый к другому человеку. Помните, адресат ждёт от вас писем, полных дружеского расположения и участия.
( В уроке использованы письма из личного архива Е. М. Лодягиной.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.