Иван Харитонович Бодякшин – революционер и педагог.
Площадь Революции (бывшая Конная площадь) — одна из красивейших площадей города Ржева. Располагается при въезде в город со стороны Твери. Место переплетения трёх дорог: Ленинградского шоссе (на Осташков), улицы Головни (на Тверь) и улицы Ленина (направленной на Москву). Площадь имеет прямоугольную форму, вытянута с юга на север и зажата в углу между улицей Ленина и Ленинградским шоссе. Впереди (в северной части) площади расположен памятник «Три головы».
Памятник удачно вписывается в исторически сложившийся ансамбль площади. По краям памятника лестничные проёмы и клумбы. Вся площадь разбита аллеями. По сторонам площади четырёхэтажные жилые дома довоенной и послевоенной постройки. До 1920-х годов площадь называлась Конной и не случайно. По воскресным и ярмарочным дням она заполнялась окрестными крестьянами, возами и лошадьми разных пород - от ломовых до рысаков, предназначенных для продажи господам из соседних поместий. При советской власти Конную переименовали в площадь Революции. Название такое дали в честь победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году. Украшением площади является памятник революционерам, называемый в народе «Три головы». Памятник посвящён делегатам II Всероссийского съезда Советов от города Ржева: С.Жигунову, И.Бодяшкину и С.Иоффе. На II Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских, и крестьянских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 года, где В.И.Ленин объявил о переходе власти в руки Советов, присутствовала ржевская делегация. В её состав вошли И.Х.Бодякшин, К.Г.Жегунов, С.Ш.Иоффе, М.Орлов. 25 октября председатель ржевского Совета Алексеев получил от ржевской делегации из Петрограда телеграмму: «Литература закуплена». Это был условный сигнал к действию. На партийном собрании принимается решение о немедленном захвате власти. Одновременно создается военно-революционный комитет (ревком), который издает Приказ о переходе всей полноты власти к Совету. После захвата власти ревком поставил своих комиссаров во все важные гражданские учреждения: почта, вокзал, банк и т.д. Создается городское самоуправление, советские органы управления — комиссариаты: продовольственный, внутренних дел, земельный, просвещения, труда. В городе начинают печататься революционные газеты, в одной из них работает И. С. Бодякшин. В то время редакция газеты «Красная Коммуна» помещается в доме № 5 Томилина на Советской площади, редактором газеты становится Бодякшин. Иван Харитоныч увековечен на площади Революции в памятнике, одна из трех голов — его. Возглавляет он скульптурную композицию как делегат нескольких съездов советов.
Памятник представляет из себя квадратную платформу, на которой установлены три стоящие рядом друг с другом постамента с бюстами. На постаментах закреплены развивающиеся бронзовые ленты и табличка с надписью «Да здравствуетъ революция рабочихъ, солдатъ и крестьянъ». По бокам платформы имеются лестничные спуски, по углам расставлены клумбы украшенные изображением «серпа и молота». Позади памятника размещена мемориальная доска.
Открытие памятника состоялось 7 ноября 1987 года, в канун 70-летия Великого Октября.
В известной книге «Десять дней, которые потрясли мир» американский писатель Джон Рид, описывая работу Второго Всероссийского съезда Советов, приводит одно из выступлений при обсуждении Декрета о земле:
«На трибуну поднялся изможденный, оборванный, красноречивый солдат. Он протестовал против той статьи наказа, в которой говорится, что дезертиры лишаются земельного надела. Сначала его встретили шиканьем и свистом, но под конец его простые и трогательные слова заставили всех замолчать: «Несчастный солдат, насильно загнанный в окопную мясорубку, весь бессмысленный ужас, который вы сами признаете в Декрете о мире, — кричал он, — встретил революцию как весть о мире и свободе. Мир? Правительство Керенского заставило его снова наступать, идти в Галицию, убивать и погибать. Он умолял о мире, а Терещенко только смеялся... Свобода? При Керенском он увидел, что его комитеты разгоняются, его газеты закрываются, ораторов его партии сажают в тюрьму... А дома, в родной деревне, помещики борются с земельными комитетами, сажают за решетку его товарищей... В Петрограде буржуазия в союзе с немцами саботировала снабжение армии продовольствием, одеждой и боеприпасами... Солдат сидел в окопах голый и босый. Кто заставил его дезертировать? Правительство Керенского, которое вы свергли!» Под конец ему даже аплодировали».
Этим оратором был Иван Харитонович Бодякшин. Спустя сорок лет, в ноябре 1957 года, на страницах газеты «Известия» он писал: «Мне, учителю народных школ, приходилось преподавать историю. Но вот о том, что мне доведется быть одним из ее творцов, я никак не думал. А довелось».
И. X. Бодякшин родился в 1889 году в семье мордовского крестьянина деревни Пермеево Лукояновского уезда Нижегородской губернии. С раннего детства он проявил большие способности к учебе. Тягу мальчика к знаниям заметил учитель местной церковно-приходской школы. С его помощью Иван Бодякшин экстерном сдает экзамены на звание учителя начальной школы. Затем он обучает детей в Девичьих Горах. Школа находилась напротив церкви. Между молодым учителем и попом сразу же установились враждебные отношения. Иван Харитонович не раз защищал крестьян от поповских вымогательств. Не случайно к нему всегда тянулись люди.
Выходец из простой мордовской семьи, он хорошо знал нужды крестьян. И авторитет его был большим. Вот что писал об Иване Харитоновиче житель деревни Головачевка Горьковской области Егор Разин: «Иван Харитонович был моим учителем. В 1912 году я окончил церковно-приходскую школу в Девичьих Горах. Многое из прошлого не сохранилось в памяти. Но вот воспоминания о сельском учителе до сих пор в моем сердце. Для нас, крестьянских детей, он был любимым учителем. Вежливый, спокойный, он пользовался большим уважением не только учащихся, но и всех односельчан».
Недолго пришлось поработать учителем Ивану Харитоновичу. Началась первая мировая война. В 1915 году молодого солдата, проявившего отвагу и мужество, посылают в Виленское военное училище, а затем прапорщиком в действующую армию, в Карпаты. Иван Бодякшин начинает понимать антинародный характер мировой бойни, сближается с солдатами. В анкете он пишет, что до февраля 1917 года привлекался к суду. Февральская революция застает И. X. Бодякшина по дороге из госпиталя на фронт. Он оказывается во Ржеве, в 7-м запасном полку. Здесь сближается с большевиками, вступает в партию коммунистов. «С февральской революции по сей день коммунист», — писал он в 1926 году.
С Ржевом связан важный период его жизни, годы революции. Солдаты избирают «своего прапорщика» в полковой комитет, который принял платформу большевиков. С мая 1917 года И. X. Бодякшин в гуще революционных событий — он член городского Совета рабочих и солдатских депутатов, ведет борьбу против эсеров и меньшевиков, член военно-революционного комитета Ржева. После победы Великого Октября он принимает участие в создании городской и уездной организации РСДРП (б), избирается секретарем укома РКП (б) и членом уездного исполкома, работает редактором газеты «Ржевская коммуна». Как представитель ржевских большевиков он участвовал не только во II, но и в III, V, VIII Всероссийских съездах Советов. В 1919 году партия направляет Ивана Харитоновича на новые ответственные участки работы. Сначала в Тверь), затем на Украину, потом в Иваново-Вознесенск. Эту работу сам он называл «партийно-педагогической». Был секретарем горкома РКП (б), в Твери и Николаеве, заведовал губернскими отделами народнога образования, редактировал губернские газеты, в Иваново-Вознесенске заведовал рабочим факультетом при политехническом институте, преподавал обществоведение.
Учитывая значительный опыт партийной и педагогической работы И. X. Бодякшина, ЦК партии привлекает его к работе по организации просвещения мордовского народа. 1 января 1925 года он утверждается заведующим Мордовским бюро (отделом) Совета национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР.
Следует подчеркнуть, что на первых порах Наркомпрос и соответственно его отделы ведали всеми вопросами культуры, но главным предметом заботы являлось школьное образование. Иван Харитонович со свойственной ему энергией горячо взялся за работу. При его непосредственном участии открывались новые национальные школы, составлялись программы, учебники и учебно-методические пособия. Уже в 1927 году в Российской Федерации имелось 635 мордовских школ, из них — 266 на территории современной Мордовии.
Во всех своих начинаниях Мордовский отдел Наркомпроса и его заведующий И. X. Бодякшин опирались на всемерную поддержку Мордовской секции при ЦК РКП(б) губернских и уездных партийных и советских органов, комсомольских, профсоюзных организаций. Систематический рост числа школ требовал соответствующего контингента учителей. Для их подготовки и переподготовки открывались различные курсы, как в центре, так и на местах. На Всероссийском съезде мордовских учителей (1925) И. X. Бодякшин выступил с докладом, в котором сформулировал актуальные задачи строительства мордовской школы, подготовки учебной литературы, воспитания педагогических кадров. Съезд сыграл важную роль в активизации роли учительства, в создании национальной школы.
В 1926 году в Москве были открыты Центральные курсы подготовки мордовских учителей. Иван Харитонович Бодякшин стал их первым заведующим. Завучем и секретарем курсов были известные впоследствии ученые-педагоги Ф. Ф. Советкин и А. П. Рябов. Курсы привлекли лучшую часть мордовского учительства, вооружили ее современными методами преподавания, познакомили с актуальными проблемами мордовского языкознания. На курсах была обширная культурно-просветительная программа, встречи с руководящими работниками народного образования, деятелями культуры и искусства. Многие слушатели курсов стали известными учителями, методистами, руководителями школ и органов народного образования — М. И. Наумкин, В. Г. Кирдяшкин, С. Д. Бояров и другие.
В Центральном Государственном архиве РСФСР сохранилось удостоверение, выданное за подписью И. X. Бодякшина и Ф. Ф. Советкина бывшему ученику М. Е. Евсевьева Максиму Ивановичу Наумкину, «в том, что он выполнил, все положенные по учебному плану работы и практические задания и принимал участие во всех плановых экскурсиях на первых московских Центральных курсах по повышению квалификации мордовских учителей с 15 мая по 1 июля 1926 г.»
Подобные курсы были организованы в Казани, Самаре, Саранске, Саратове и Нижнем Новгороде. Кроме краткосрочных курсов, Мордовский отдел Наркомпроса совместно с Мордовской секцией при ЦК РКП (б), местными партийными и советскими органами принимает меры по организации подготовки учителей через стационарные учебные заведения. К середине 20-х годов в стране функционировали три мордовских педтехникума, три отделения при русских педтехникумах. К этому времени были открыты три мордовских отделения при советско-партийных школах. Для подготовки национальных учителей с высшим образованием в 1926 году в Саратовском университете при педагогическом факультете было создано мордовское отделение.
Как руководитель мордовского отдела Наркомпроса РСФСР И. X. Бодякшин сыграл огромную роль в подготовке не только учителей, но и кадров народной интеллигенции по всем специальностям. В те годы все учебные заведения были подведомственны Наркомпросу. По ходатайству соответствующих отделов Наркомпрос специально бронировал места в вузах представителям национальных меньшинств, в том числе и для мордвы. Только в Коммунистические университеты в 1925—1927 годах направлено 46 человек мордовской национальности. В 1927 году в вузах страны обучалось 386 студентов мордовской национальности, в т. ч. в университетах — 208 человек.
По инициативе Ивана Харитоновича в 1925 году было организовано Научное общество по изучению мордовской культуры. Президиум Совнацмена Наркомпроса РСФСР в решении от 30 октября 1925 года признал необходимым его существование. По уставу докладывал И. X. Бодякшин. Он же был избран и первым председателем Научного общества по изучению мордовской культуры.
И. X. Бодякшин в 1926 году утверждается консультантом мордовской комиссии угро-финского отдела Совнацмена Наркомпроса. Постоянными консультантами комиссии были также Я. П. Григошин, 3. Ф. Дорофеев, М. Е. Евсевьев, Л. П. Кирюков, Ф. А. Лазарев, Ф. И. Петербургский, Ф. И. Прокаев, Е. В. Скобелев, Г. К. Ульянов, Ф. М. Чесноков.
Вместе с З. Ф. Дорофеевым, И. Г. Черапкиным Иван Харитонович ведет огромную работу по составлению и изданию учебников и учебных пособий, научно-популярной литературы на мордовском языке. Об этом свидетельствует довольно обширная переписка со многими авторами, в частности с М. Е. Евсевьевым.
5 ноября 1925 года Иван Харитонович пишет ему: «Макар Евсевьевич! Нам в спешном порядке потребовались фотографические снимки молений, знахарств и других языческих обрядов мордвы.
Кроме того, если у Вас есть снимки и других народов по этому вопросу, тоже не мешает выслать. Они нужны для художественного альбома. Остаюсь к Вам с почтением: зав. Мордовским отделом И. Бодякшин.»
Интересная приписка к этому письму: «Да, Вас утвердили членом президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета и членом Мордовского научного общества. Ваши сказки скоро издадим. Шлите грамматику».
Несколько позднее Иван Харитонович сообщает М. Е. Евсевьеву: «Макар Евсевьевич! Ваши фотокарточки о мордовских молениях получили, они уже сданы в художественный альбом «Безбожник»... Теперь я жду от Вас грамматику. Ваши сказки мы постановили издать, они переданы в комиссию для окончательного редактирования».
Как видно из этих писем, Бодякшин принимал активное участие в публикации мордовской грамматики и фольклорных сборников, составленных М. Е. Евсевьевым..
В просвещении мордовского крестьянства, особенно молодежи, определенную роль сыграла его брошюра «Сельскохозяйственные курсы и школы рабочей молодежи», изданная Центриздатом в 1926 году. Иван Харитонович анализирует причины отсталости сельского хозяйства в мордовских селах. Одной из главных он считает, что крестьяне не знакомы с достижениями передовой науки и практики. Для повышения уровня агрокультуры предлагает организовать при избах-читальнях и школах сельскохозяйственные кружки и курсы, которые должны вести специалисты сельского хозяйства и учителя. Дает примерную программу этих кружков и курсов, рекомендует педагогов.
Особое место в брошюре уделено школам крестьянской молодежи. Автор анализирует работу одной из общеобразовательных школ эрзянского села Пензенской губернии и делает вывод, что в старших классах количество учащихся сокращается. Объясняет это тем, что обучение в них носит больше теоретический характер и не дает практической отдачи. Иван Харитонович предлагает расширить сеть школ крестьянской молодежи, ввести преподавание в них сельскохозяйственных знаний. Всего же при жизни Иван Харитонович опубликовал десять книг, двадцать брошюр, немало статей по вопросам истории, политэкономии, педагогики, коммунистического воспитания.
10 января 1930 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета была образована Мордовская автономная область. Заведующим областным отделом народного образования был назначен И. X. Бодякшин. Следует заметить, что в области народного просвещения предстояло решить очень много проблем. Мордовия отставала от соседних областей по охвату детей обучением в школе. В 1928—1929 учебном году охват детей восьми-одиннадцати лет школьным образованием составил 54 процента, в т. ч. мордвы — 51,7 процента. А между тем в соответствии с решениями XVI съезда партии страна приступила к осуществлению начального всеобуча.
И. X. Бодякшин с первых дней работы принялся за осуществление этой важнейшей задачи. В мае 1930 года бюро Мордовского обкома партии поручило комиссии, куда был включен и Иван Харитонович, разработать предложения по реорганизации народного образования в Мордовии с последующим их утверждением в областном комитете партии.
Решением директивных органов Мордовии был создан областной комитет по всеобучу под председательством И. X. Бодякшина. На первом же заседании, 12 июля 1930 года, были рассмотрены вопросы «О ходе развертывания в Мордовской области всеобщего начального обучения», «О шефстве комсомола над всеобучем», «Об организации учительских курсов по подготовке педагогических кадров для всеобщего обучения».
И. X. Бодякшин сыграл большую роль в организации всеобуча и ликвидации неграмотности в Мордовии. «Иван Харитонович, работая на посту заведующего областным отделом народного образования, перенес сюда опыт и размах своих руководителей — Луначарского, Крупской, Бубнова и Покровского», — пишет бывший заведующий отделом печати Мордовского обкома партии, член КПСС с мая 1917 года Г. С. Баранов.
Профессор А. Л. Киселев, работавший в аппарате облоно, вспоминает: «Иван Харитонович очень умело направлял в нужное русло деятельность каждого работника. Высоко ценил помощь комсомола по осуществлению начального всеобуча и ликвидации неграмотности».
Осуществление социалистической реконструкции народного хозяйства и культурной революции в стране предъявляли новые требования к профессиональной и политической подготовке специалистов, и по направлению ЦК партии, в 1931 году, Иван Харитонович Бодякшин поступает в Московский институт красной профессуры, который готовил преподавателей общественных наук для вузов, работников партийных и государственных органов. Его привлекали экономические науки. По окончании вуза «красный профессор» И. X. Бодякшин работал в Наркомпросе, долгие годы преподавал в высших учебных заведениях Москвы, вел большую партийную и пропагандистскую работу. В последние годы он заведовал кафедрой политической экономии во Всесоюзном заочном машиностроительном институте.
В 1957 году Иван Харитонович в журнале «Пропагандист и агитатор» опубликовал воспоминания о II Всероссийском съезде Советов, которые затем вошли в трехтомник «Воспоминания о Ленине». Ленинские идеи о земле и мире, о борьбе за счастье людей он пронес через всю свою жизнь.
17 марта 1963 года перестало биться сердце скромного человека, героя книги Джона Рида Ивана Харитоновича Бодякшина. Проходят годы... Многое изменяется. Но людская память всегда хранит имена тех, кто шел в первых рядах борцов за Советскую власть, посвятил себя делу просвещения народа.
При написании работы использованы интернетресурсы и книга
Сборник "Просветители и педагоги мордовского края"
Сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986 г.
Материал подготовила Румянцева А. Н. Использована информация из печатных изданий и из интернета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.