Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского
Новоселицкого района Ставропольского края
Из опыта
«Исследовательская работа как фактор повышения качества знаний».
Автор:
Донцова Валентина
Алексеевна
учитель истории
высшей
квалификационной
категории.
2020
Одним из элементов повышения качества знаний является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества и выполнением Концепции долгосрочного социально-экономического развития нашего государства до 2020 года. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных к развитию следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Эти навыки формируют и развивают педагогические технологии, которые учат, как вырабатывать активную, деятельную позицию. К таким технологиям относится и ученическое исследование.
Подготовка обучающихся к исследовательской деятельности начинаю с 5- х классов.
Отмечу, что применительно к школьникам, считаем, что исследовательскую деятельность следует определять по-иному. Мы, в своей работе, разделяем исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся.
В 5-7 классах на уроках истории организуется работа с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио- и видеоинформация. Проводится их анализ, сопоставление и сравнение, дается характеристика. Составление плана текста развивает такие умения, как выделение логических частей текста и определение главного.
Работа по памяткам, помогающим характеризовать события, исторических деятелей, государства, развивает умения и навыки работать по образцу. Чтение и составление хронологических, сравнительных и обобщающих таблиц, схем и графиков развивают аналитические способности. Систематическая работа с понятиями (от заучивания к самостоятельной формулировке, сравнению, определению степени обобщенности) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности.
В 8-9 классах на уроке и на элективных курсах предполагается работа с историческими источниками и направлена на совершенствование умения работать с документами, что необходимо также для дальнейшей работы над исследованием. В этом возрасте ребята осознанно начинают заниматься исследовательской деятельностью и в этом их ориентируют элективные курсы: к занятию на элективном курсе обучающиеся готовят доклады на заданную тему и им предлагается в дальнейшем расширить изучение данной темы по источникам, и в результате получается научно-исследовательская работа.
К сожалению, ещё очень низкий процент учащихся желает участвовать исследовании, а некоторые начинают работать, но не доводят своё исследование конца.
Важным условием развития исследовательских умений и навыков остается внеурочная деятельность. Обучающиеся старших классов участвуют в конкурсах исследовательских работ по краеведению.
Именно при изучении истории края создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т.е. самостоятельно ставит цели своей деятельности, учится ее анализировать.
С 1996 года занимаюсь работой в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Основанием данной работы является «Положение о Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество», в котором предложено 19 программ для исследований. В своей работе я использую следующие программы: Летопись родного края, Земляки, Великая Отечественная война, Война и дети. Были подготовлены исследовательские работы: «Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны», «Жизнь для Отечества», «Орденоносец Александра Невского», «Узники войны», «Земляки в боях за Родину», «Две лини судьбы», «В тылу как на фронте», «История развития коллективизации в селе Чернолесском», «Путеводитель по селу Чернолесскому», «Семь чудес села Чернолесского», «Волчьи Ворота – жемчужина Новоселицкого района», «Свадебный обряд в многоцветии национальных культур», «Азово-Моздокская линия на защите южных рубежей России» и другие. Многие работы получили высокую оценку районных, краевых и федеральных конкурсных комиссий.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.
Проектно-исследовательский метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит иногда не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности и желания учащегося. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.
Применение проектно-исследовательской методики на уроках истории и обществознания очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики:
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Т. о., применяемый мной, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектно-исследовательское обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
И закончу древней китайской пословицей
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.