Педагогический совет
«Организация дистанционного обучения в Центре ДОД»
(Слайд 1) Новое общество рождает новые вызовы. И нам предстоит отвечать на эти вызовы времени, которые иногда появляются в нашей жизни совершенно неожиданно. Ведь никто из нас не мог представить себе, что в марте прошлого 2020 года придется перейти на дистанционное обучение. Нам пришлось в сжатые сроки осваивать новую форму обучения, самостоятельно знакомиться с возможностями различных обучающих инструментов и платформ, пересмотреть методику преподавания и отбор содержания учебного материала. Ведь дистанционное обучение – новая форма обучения, которой нам сначала предстояло обучиться самим.
(Слайд 2) Но вернемся в недалекое прошлое, когда приказом Управления образования от 21 декабря 2016 года наш Центр был утвержден пилотной площадкой по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Профстандарт – это …
Так вот в стандарте указывается на одну из главных компетенций современного педагога (Слайд 3) - ИКТ – компетентность.
На слайде (Слайд 4) представлены компетентности, которыми должен обладать педагог на базовом и повышенном уровне (Внимание на слайд)
Анализ результатов работы, индивидуальных консультаций, обсуждаемых на планерках тем, позволил сделать вывод о том, что среднем, половина педагогов нуждается в изучении и внедрении в свою практику компетентностей на повышенном уровне: создание учебных пособий в электронном виде, управление учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.
Но у педагогов были сформированы ИКТ – компетентности на базовом уровне, что и позволило коллективу перейти в короткие сроки на дистанционное образование.
После завершения учебного года администрация и методисты, на основе ваших отчетов, проанализировали опыт дистанционного образования, сделав определенные выводы, наметив ряд мер:
1. Был составлен перечень Интернет-ресурсов, которые могут использовать педагоги: (Слайд 5)
2. После дистанционного образования первого полугодия 2020 – 2021 учебного года проанализирована информация о динамике использования Интернет – ресурсов по сравнению с прошлым учебным годом. На основании поданных отчетов мы видим рост количества педагогов, работавших на платформах Google.forms, ZOOM, и использовавших ссылки на видеоматериалы, размещенные в сети. По-прежнему востребованы мессенджеры, электронная почта. Каждый педагог, получив бесценный опыт работы в конце прошлого учебного года, смог отобрать для себя те инструменты, ресурсы и технологии, которые наиболее приемлемо использовать в наших условиях и лично для себя.
3. Еженедельно составлялся и направлялся в контролирующие органы мониторинг дистанционного обучения, что позволяло выявить слабые и сильные стороны дистанционного образования, дисциплинировало педагогический коллектив и приводило к пониманию необходимости освоения новых инструментов и новых подходов.
4. Обмен информацией, тесное сотрудничество с родителями учащихся позволяло снизить негативные эмоции по поводу перехода в новый формат обучения.
5. Сделаны выводы о том, что необходимо обобщение опыта работы дистанционного образования при проведении педсовета; прохождение курсовой подготовки; самообразование.
6. Выявлены негативные и положительные стороны дистанционного образования, которые можно отразить в следующей таблице: (Слайд 6, 7)
Какие же новые вызовы получил педагогический коллектив, на что необходимо обратить внимание каждому из нас, для более эффективной работы в условиях дистанционного образования, ведь этот формат обучения к нам пришел «всерьёз и надолго».
1. Пришло время цифровых технологий в школе. По данным системы электронного обучения, eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше (Слайд 8).
2. В новой информационно-образовательной среде занятия приобретают свои особенности: изменяется позиция педагога на занятии, появляется возможность сочетания различных форм познавательной деятельности. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ и побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
3. Если мы даем домашнее задание, то в условиях дистанционного образования оно: должно отбираться с особой тщательностью, так как следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи педагога решать возникающие проблемы. Поэтому задание должно быть понятным, посильным и доступным для самостоятельного выполнения.
4. Не менее важный вопрос - взаимодействие с родителями: дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей: во время дистанта педагог напрямую стал общаться и с родителем, и с учащимся. Общение хоть и происходило в онлайне, но всё-таки оказалось продуктивным.
5. Еще один немаловажный аспект, который необходимо отметить в докладе – изменение роли педагога: теперь он в одном лице администратор образовательного процесса, организатор деятельностной работы учеников, наставник ребенка в реальном мире, навигатор в большом Интернет – пространстве. Педагогам пришлось активно повышать свою квалификацию, просматривая вебинары, обучающие видеоролики на различных платформах, в целях прежде всего – освоения нового для них ресурса. Вами были освоены инструменты для проведения онлайн-занятий, мастер-классов, конференций, профильных смен.
6. В период дистанционного образования не прекращалась воспитательная работа и это вторая роль педагога: в одном лице он и оператор по организации деятельности, и координатор индивидуально-образовательного процесса, и лидер коллектива учащихся, но и должен выступать оператором безопасного поведения ребенка в сети Интернет.
7. Из-за отмены культурно-массовых мероприятий, многие из них перешли в онлайн-формат. Конечно, здесь есть свои плюсы и минусы. Плюсы - появилась возможность посещать многие музеи, выставки, театры в режиме онлайн. Минусы - дистанционная форма ограничивает общение. Да, мы можем общаться через чаты, через форумы, через электронную почту, но это не то. Ничто не заменит живого общения.
8. (Слайд 9) Что же нужно педагогу, чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным в профессиональном плане? Ответ простой - нужно постоянно заниматься самообразованием:
1) Нужно пробовать новое каждый день. Сервисов для удаленного обучения много, можно выбирать и пробовать применять каждый день.
2) Первое, с чего нужно начать — это овладеть инструментом. Техническая сторона дела может подвести, поэтому нужно потренироваться.
3) Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Договариваться с коллегами и смотреть их онлайн-занятия, проведение мастер-классов, профильных смен, организацию конкурсов.
Сейчас наши педагоги поделятся накопленным опытом, представив различные формы организации дистанционного образования (Слайд 10).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.