Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном» Лебедянского муниципального района Липецкой области
Региональный конкурс «Лучшие практики наставничества»
Номинация «Профессиональные горизонты» (форма наставничества «учитель-ученик»)
Название практики наставничества
«Наставничество в действии: «учитель – ученик».
Сила наставничества или учись и добьешься успеха!»
Солдатова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ п. свх. Агроном
Лебедянского муниципального района Липецкой области
п. свх. Агроном, 2023 г.
Аннотация
Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. При реализации практики взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия. В статье описывается опыт работы педагогической деятельности по реализации стандартной позиционной модели наставничества «учитель-ученик».
Место реализации практики наставничества – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном» Лебедянского муниципального района Липецкой области
Актуальность практики заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но и формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Важность возрождения традиций наставничества подчеркивается на уровне государственной политики. Каждый человек талантлив, и задача власти, общества – помочь ему открыть в себе этот талант и предоставить возможности для его развития, реализации. Значимая роль в развитии таланта принадлежит наставнику. Наставник передает наставляемому не столько знания, сколько жизненный опыт и отношение к жизни. Он помогает человеку раскрыть талант, узнать свое предназначение, найти свой путь и уверенно идти по нему.
Актуальность наставничества заключается в том, что наставник становится значимым взрослым в жизни подростка для сопровождения его в процессе обучения, воспитания и формирования индивидуального маршрута, а также личностного развития. Основные социально-педагогические механизмы результативности практики:
- создание условий для появления в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения;
- взаимодействие «культурного взрослого» и подростка строится максимально непредвзято на основе принципа индивидуализации;
- стимулируется развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;
- обеспечивается расширение социально-одобряемого поведения, социальных связей и общественного признания в месте проживания снижение количества детей, совершающих правонарушения.
В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик». Педагог транслирует знания, ученик их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной и внеурочной деятельности.
Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Цель:
– создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
– повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
– совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
Задачи:
• научить детей видеть красоту окружающего мира;
• научить детей выражать свои чувства через творчество;
• формировать элементы самостоятельной деятельности;
• развивать способности ребенка в области художественного творчества;
• совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству;
• помощь детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
• организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
• выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
• организация проектной деятельности;
• забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
• использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей;
• воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Мои задачи, как педагога-наставника, работающего с различными категориями обучающихся заключаются в следующем:
· раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала и способностей каждого обучающего, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность;
· выявление одарённых детей и организация индивидуальной работы;
· корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
· формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи), в том числе через участие в проектных конкурсах;
· формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений;
· подготовка выпускника к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству;
· подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
· консультирование родителей по вопросам развития способностей их детей.
Наставник в ходе выполнения работы учеником выполняет различные роли:
- мотиватор – создает высокий уровень мотивации как залог успешной работы над проектом;
- наблюдатель – отслеживает психолого-педагогический эффект, формирование новых УУД, личностных качеств, самооценки, рефлексии;
- консультант – организует участникам проекта доступ к различным информационным ресурсам;
- эксперт – анализирует результат выполнения проекта на разных этапах работы;
- руководитель – организует различные способы преодоления трудностей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
ü индивидуализация образовательного процесса;
ü обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
ü диалоговая форма обучения;
ü игровые формы;
ü памятки, карточки, творческие задания.
Формы работы с учащимися.
· групповые занятия с сильными учащимися;
· организация проектной деятельности;
· внеурочная деятельность по программе «Развиваем дар слова»;
· участие в олимпиадах, конкурсах;
· индивидуальные консультации.
Применяемые формы наставничества и технологии
· Основной формой наставничества программы является форма «учитель-ученик».
· Данная форма предполагает взаимодействие обучающегося школы (ученика) и учителя (педагога), при котором наставник активизирует личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, формировании жизненных целей и расстановке приоритетов.
Показатели результативности практики
Достижения
____________________,
обучающегося 9 «Б» класса
МБОУ СОШ п. свх. Агроном
Лебедянского муниципального района
Липецкой области
_________, обучающийся 9 «Б» класса. Учится с интересом и охотно. _________ способный ученик. Активно участвует в общественных делах. В учёбе проявляет старание, аккуратность, серьёзность.
Участвует во всех классных, общешкольных мероприятиях, в том числе и на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях таких, как:
школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (победитель);
школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (призёр);
муниципальный творческий конкурс «Этот город самый лучший, город на Земле!» (I место в номинации «Лебединая любовь» (поделки));
муниципальный этап Всероссийского конкурса литературно – художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2022» (I место, Номинация «Литературное краеведение»);
региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» 2021 (III место – призер);
Всероссийский творческий конкурс «А на пороге золотая осень…» (Диплом Победителя I степени, Номинации Рисунки);
Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1-9 классов (Диплом Победителя);
Международный проект videouroki.net «Олимпиада по русскому языку 8 класс» (Диплом Победителя I степени);
районный конкурс художественного творчества для обучающихся младших и средних классов «Рождественский ангел» (Диплом 3 место);
муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» среди обучающихся образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (III место – призер);
муниципальный этап областного конкурса детских рисунков «Выбираем счастливое детство» (Почётная грамота за активное участие);
муниципальный этап областного литературно-художественного конкурса «Чернобыль глазами детей, 36 лет трагедии» (Диплом Победителя I степени);
муниципальный творческий конкурс «Отчизны славные сыны» (Диплом I место);
муниципальный этап регионального конкурса литературно-художественного творчества «Память сердца», посвящённого Победе в Великой Отечественной войне (Диплом I место);
конкурс рисунков и плакатов в рамках фестиваля творческих работ, посвященному празднованию 300-летия российской прокуратуры, «Прокуратура – мой друг и защитник» (II место);
школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе (Победитель);
районный конкурс рисунков «Вернисаж профессий» (Диплом I место);
региональный этап Всероссийского конкурса сочинений 2022 года (Призёр);
XXIII Всероссийский творческий фестиваль с международным участие «Мой Пушкин» (Диплом II степени);
муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» (Диплом I место);
региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» (7 место);
муниципальный этап Всероссийского конкурса литературно – художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2023» (Диплом I место);
муниципальный этап Всероссийского творческого конкурса «Безопасность и охрана труда» (Диплом I место);
муниципальный этап областного литературно-художественного конкурса «Чернобыль глазами детей, 37 лет трагедии» (Диплом I место);
областной литературно-художественный конкурс «Чернобыль глазами детей, 37 лет трагедии» (II место);
муниципальный этап конкурса литературно-художественного творчества «Память сердца», посвящённого Победе в Великой Отечественной войне (Диплом I место);
региональный конкурс литературно-художественного творчества «Память сердца», посвящённого Победе в Великой Отечественной войне;
региональный этап Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2023» (Диплом I место);
Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2023» (Диплом Лауреата I степени с золотой медалью).
В 2022 году стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2022». Конкурс проводится в рамках Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций – 2022», который входит в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
С 23.04.2022 г. по 26.04.2022 г. был приглашён для участия в г. Москву, где представлял Лебедянский район и защищал в финале честь Липецкой области.
В данном конкурсе __________ представил творческую работу на тему «Литературные места Лебедянского края». Данная работа затрагивала актуальную тему по литературному краеведению.
Литературное краеведение обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости за свой народ, за свою Родину; воспитывает любовь к родному краю.
В октябре 2022 году стал обладателем Диплома II степени в XXIII Всероссийском творческом фестивале с международным участие «Мой Пушкин», который проходил в городе Пушкинские горы Псковской области.
В апреле 2023 г. _________ представлял свою школу, район и область в составе делегации на Всероссийский конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы – 2023», проходил в городе Пушкин Санкт-Петербурга. Жюри высоко отметило высокий уровень, получил Диплом Лауреата I степени с золотой медалью.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации (разработана Памятка).
ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ
Родитель, воспитатель, наставник должен уважать и признавать право ребенка быть личностью с собственным мнением, желаниями и взглядами, как на свою собственную жизнь, так и на мир в целом. Если эти взгляды сомнительны, лучше не ставить ультиматумы и не критиковать ребенка, а говорить с ним спокойно, обращаясь к аргументам, к его «мозгу», а не чувствам. Это все может не дать моментального эффекта, но навык ведения диалога и здравые аргументы останутся в сознании подростка и в будущем дадут положительные результаты. В своей работе с детьми необходимо избегать приказов и выговоров; нет ничего конструктивнее и продуктивнее спокойного разговора двух равных людей. Сотрудничество взрослого и ребенка – самая предпочтительная форма отношений, важно договариваться с ребенком, он способен отлично вас понять.
Передайте ответственность ребенку. Поддерживайте его самостоятельность.
Цель любого взрослого, осуществляющего функцию образования, развития и воспитания — помочь ребенку стать личностью, способной самостоятельно организовывать свой жизненный путь. Передавать ребенку ответственность за себя не только в таких вопросах как самообслуживание, уборка комнаты, выполнение домашних заданий и пр., а в вопросах, подразумевающих ответственность за содержание своей настоящей и будущей жизни (выбор школы, специализации в классе, дополнительных занятий, друзей, выбор, способов времяпровождения, профессии и прочее).
Необходимо помнить, что выбирать за подростка неэффективно в первую очередь для него самого.
Когда ребенок выбирает сам, он и только он, берет ответственность за себя. Выбор — это тяжелая умственная работа, приходится думать какой вариант наиболее подходящий, а иногда и какой наименее худший. Отметим, что современные формы работы с детьми позволяют моделировать ситуации выбора (это, прежде всего, игровые формы и проектная деятельность). Задача взрослого «воспитателя» помогать, советовать, показывать различные варианты, разъяснять перспективы, предупреждать о подводных камнях. Важно достичь такого взаимодействия с подростком, чтобы он понял, что его жизнь отныне лишь в его руках, это позволит ему серьезно задуматься о том, к чему ведет его настоящее и что ждет его в будущем.
Дайте свободу, а не запреты.
Свобода – это ответственность, пробы и ошибки. Чем больше будет организовано ситуаций, в которых подросток сможет сделать свой выбор, за который он будет нести ответственность, прежде всего перед собой, тем более успешно он сможет адаптироваться в социуме. Чем ребенок самостоятельнее, тем больше у него уверенности в себе. Он реалистичнее оценивает свои способности, он знает свои границы и возможности. Он готов активнее развиваться и выбирать для себя только лучшие жизненные пути. Самостоятельность и ответственность за себя – это отличные способы тренировать префронтальную кору (область мозга), которая активно формируется в период подросткового возраста. Она отвечает за такие важные функции, как планирование, самоконтроль, организованность, способность делать выводы, прогнозировать будущее, критическое мышление и т.д.
Эти функции формируются в мозге человека последние и требуют активной тренировки. Учитывая эти факты, при взаимодействии с подростком необходимо создать специальные условия и в целом атмосферу, способствующую развитию у него данных качеств.
Расширяйте и поощряйте общение и социальные связи.
Одна из главных задач специалиста, родителя, наставника – создать для подростка такие условия, чтобы он умел становиться частью группы, активно выстраивать и проживать отношения между ее участниками. Успех в любом возрасте, в большинстве видов деятельности, все больше зависит от эффективности взаимодействия с людьми. Поэтому важно организовывать такое образовательное и досуговое пространство, где подросток смог бы научиться разбираться в своих эмоциях, управлять ими, распознавать эмоции и намерения других людей.
Важно поощрять интересы подростка и общение с другими детьми как в школе, так и после нее. Особое значение для подростка представляет общение, связанное с культурой и общественной жизнью: мода, музыка, спорт, компьютерные игры, кино, живопись, литература, политика, различные социальные течения и многое другое. Это как раз те сферы досуга, в которых параллельно решается несколько задач: во-первых, обеспечение потребности подростков в общении; во-вторых, упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе и принятие их. Учитывая тот факт, что подросткам важнее находиться именно в группе людей с такими же интересами, специалисту или наставнику можно использовать групповые формы работы с учетом интересов, способностей, талантов.
Следует избегать запретов на общение подростков с другими людьми (сверстниками или взрослыми), наоборот, следует создавать такие ситуации, в которых подростки смогут сполна познать мир отношений между людьми: первую влюбленность, дружбу, разочарование и пр. Например, разыграть ток-шоу с насущной и волнующей их темой, или организовать акцию, посвященную расширению социальных контактов. Основной страх любого родителя, специалиста – если не ограничивать круг общения, то подросток попадет в дурную компанию. Такая ситуация безусловно может произойти в случае, если подросток не занят и у него много свободного времени от того, что нет серьезного увлечения вне школы или досуговая деятельность его не спланирована и не организована специальным образом. Важно дать возможность приобщиться к той компании сверстников или взрослых, у которых имеются продуктивные интересы, у которых не остается сил и времени на бездумное времяпровождение и поиск авантюр. Практически у каждого подростка есть увлечения и тяга к общению, и их важно соединить вместе — вовлечь ребенка в круг детей с такими же интересами.
Помните о том, что подростку необходимо проводить время наедине с самим собой, для обдумывания и осознания мыслей, чувств, переживаний. Таким образом, эмоциональный интеллект, контроль над своими эмоциями и поведением можно улучшать только через общение с другими людьми, как с взрослыми, так и с ровесниками.
Поддерживайте контакт с подростком.
Подросток, так или иначе, не все равно ориентируется на взрослых, несмотря на то, что он ярко может демонстрировать обратное. Дети стремятся проводить время с взрослыми -родителями, педагогами, наставниками, но при условии, что взрослые не «пилят» морализирующими беседами в позиции «я воспитатель - ты воспитуемый» про учебу и советами как жить, как думать и что делать. Современные подростки расположены к интересным людям, будь то родитель, учитель, тренер, или другой взрослый с интересной жизнью, к которым хочется тянуться и быть похожим на них.
Чтобы быть интересным взрослым, способным вдохновить и стать авторитетом для ребенка, требуется постоянная непрерывная работа над собой, личностное и профессиональное развитие, а также соблюдение в общении некоторых рекомендаций.
Не навязывайтесь ребёнку. Подросток автономен и стремится проводить время с друзьями. Но у него всегда должна быть возможность побыть с вами. Находите время и желание для общения с ребенком, искренне интересуйтесь жизнью ребенка.
Разделяйте с ребенком его чувства. Когда ребенок расстроен, переживает трудности, важно поддержать его именно эмоционально, но только если он готов к этому. Утешьте его, скажите, что понимаете, что он чувствует, можете привести пример из своей жизни т.п. Не столь важно решить проблему ребенка, как просто эмоционально поддержать его. Искренне интересуйтесь увлечениями ребенка. Попытка навязать подростку свои вкусы и предпочтения – провальна, предоставьте ребенку инициативу в выборе способов провести свободное время.
Разговаривайте на серьезные темы. Подростку интересны многие острые и сложные темы вроде политики, социальных проблем, нравственности, технологий, будущего. Специально организованный просмотр кинофильма поможет завести такой разговор и ненавязчиво выстроить обсуждение, развивая множество навыков коммуникации, передать знания о взрослой жизни и потренировать критическое мышление подростка. К серьезным разговорам также можно отнести и обсуждение планов ребенка на жизнь, к чему он стремится, кем хочет стать, как планирует этого достичь, но разговоры должны возникать не сами по себе, а внутри специально организованных мероприятий, в том числе досуговых, например, во время экскурсии или образовательного путешествия.
Будьте примером поведения. Ребенок лучше всего усваивает модели поведения, которые наблюдает в реальности. И никак не те, которым вы учите на словах.
Выберите индивидуальный путь в образовании.
Специалистам, наставникам, работающим с детьми важно помнить, что жизнь ребенка не должна вращаться вокруг школы, все больше вклад в развитие ребенка и успешность его будущего вносят различные дополнительные занятия вне школы, внеурочная деятельность.
Образование ребенка в широком смысле должно быть индивидуализировано, то есть исходить из его интересов и способностей, направленности его личности, строиться под каждого ребенка индивидуально. Школа не центр жизни ребенка. Центр жизни сам ребенок. Осознание себя, своего пути важнее, чем зазубривание предметов ради оценок. Если ребенок не знает себя, свои способности, таланты и желания, он может ошибиться с выбором будущего учебного заведения. Выходом из этого является создание условий для познания ребенком самого себя: на что направлены интересы ребенка и чем он хочет заниматься, какие у него есть возможности, способности и ограничения.
Позволить ребенку исследовать свои интересы, используя возможности досуговой деятельности, имеющей компонент профессионального самоопределения.
Мир настолько огромен, сложен и интересен, что школа не способна полностью показать всю его насыщенность. И ребенок должен самостоятельно открывать новые грани мира, изучать, чем бы он мог заниматься. Он может в спокойном темпе постоянно экспериментировать со своими интересами на протяжении практически всего подросткового периода, все больше углубляясь и разбираясь в себе. Нельзя понять, что ты имеешь к чему-то интерес и задатки, не узнав и не попробовав это даже в ситуациях, моделирующих реальность (здесь так же актуальны игровые формы работы от сюжетно ролевых игр, до практикумов, имитирующих какую-либо профессию). Поэтому поддерживайте действия ребенка по изучению мира профессий и различных увлечений. Лишь перепробовав много вариантов, разобравшись, что нравится, а что нет, подросток может понять себя и сделать оптимальный выбор.
В деятельности по профессиональному самоопределению подростка важно помочь ему с выбором профессии. Профессиональный выбор подростка, к сожалению, в большинстве случаев происходит по «детскому» сценарию, то есть за подростка принимают решения взрослые, как показывает практика, чаще и сами дети предоставляют выбор случаю или взрослым. Необходимо включать подростков в деятельность, в которой ребенок приступит к активному поиску подходящей профессии, при этом осознавая свои реальные возможности. Следует развивать истинные способности и предпочтения подростка. Важно наполнять жизнь детей такими мероприятиями, в которых они могли бы тренировать креативность мышления, умения проектировать, это поможет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и находить нестандартные выходы из различных жизненных ситуаций.
Наставнику или иному специалисту, работающему с подростками лучше отказаться от гендерных стереотипов. Обывательские представления о том, что девочки не способны к техническим наукам или мальчики не могут играть в театре и т.п. — вредны для ребенка. Подобные убеждения способны в результате привести к проблемам во взрослой жизни ребенка. Например, неуверенность в своих способностях в ряде занятий у девочек или неспособность проявлять эмоции у мальчиков. Гендерные стереотипы часто заставляют детей, даже с выраженными способностями, отказаться от выбора той или иной профессии (например, отказ девочек от технических специальностей и точных наук). Такие стереотипы созданы обществом и не имеют под собой реальных оснований. Человек любого пола имеет способности и право заниматься любой профессией, тем более в современном обществе.
Способы поддержания самооценки подростка
1. Поддерживайте теплые и крепкие отношения с ребенком, сохраняйте доверие.
2. Помните про утомляемость подростка в пубертатный период (ребенок становится вялым, неуклюжим, быстро устает и долго спит - это нормальные явления).
3. Будьте аккуратны с заявлениями о внешности ребенка.
4. Признавайте и хвалите успехи ребенка. У подростка сильная потребность в признании и уважении, которую нужно поддерживать. Замечайте успехи ребенка и хвалите его. Важно в похвале обращать внимание не столько на то, какой ребенок способный и молодец, а на то, что стало причиной его успеха — его усилия и работа. Таким способом вы сможете выработать у ребенка позицию, что успех приходит благодаря усилиям, которые можно развивать, а не врожденным способностям.
5. Не увлекайтесь критикой ребенка. Если ребенок допустил ошибку, обсудите ее спокойно и один раз, максимально отстраненно от личности ребенка. В случае неудач объясняйте ребенку, что каждый человек в чем-то лучше и хуже других. Что нельзя быть лучшим во всем. Но всегда можно стать лучше, приложив усилия.
6. Признавайте свои ошибки. Не бойтесь признать свою ошибку, и не скрывайте ее от ребенка. Позвольте ребенку поправить вас. Это позволит снять с ребенка страх неудачи и поможет ему больше рисковать. Ребенок должен знать, что ошибка — это нормально и что учиться нужно всю жизнь, даже взрослому, а в случае неудачи — пытаться еще и еще раз.
7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми или взрослыми. Он не должен равняться на детей ваших друзей или на вас в детстве. У него свой уникальный жизненный путь, и он абсолютно другой человек. Такие сравнения способны лишь вызвать чувство вины, что негативно скажется на уверенности и инициативности ребенка.
8. Сравнивайте ребенка только с самим собой. Ребенок должен видеть, и гордиться своим прогрессом в развитии.
9. Откажитесь от общих фраз, ярлыков и оценок ребенка. Такие фразы токсичны и программируют ребенка, задавая определенные рамки поведения. Никаких: «руки-крюки», «нечего было и пытаться», «правильно о тебе говорят» и пр.
План работы на _________ учебный год
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
1 |
Изучение нормативных документов |
сентябрь |
Изучение и реализация |
|
2 |
Определение участников программы наставничества по русскому языку и литературе |
сентябрь |
списки |
учитель русского языка-наставник |
3 |
Планирование работы |
сентябрь |
план |
учитель русского языка-наставник |
4 |
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия |
в течение года |
|
учитель русского языка-наставник |
5 |
Неделя по русскому языку и литературе |
апрель |
|
учитель русского языка-наставник |
6 |
Участие в конкурсах творческих работ |
в течение года |
участие, грамоты, дипломы |
учитель русского языка-наставник |
7 |
Участие в школьном и муниципальном турах олимпиад |
ноябрь декабрь |
участие, грамоты, дипломы |
учитель русского языка-наставник, администрация школы |
9 |
Участие во всероссийских конкурсах: |
в течение года |
сертификаты, дипломы, грамоты |
учитель русского языка-наставник |
10 |
Участие в работе внеурочной программы «Развиваем дар слова» |
в течение года |
Школьная газета |
учитель русского языка-наставник |
11 |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы |
в течение года |
|
учитель русского языка-наставник |
12 |
Создание методической копилки |
в течение года |
Тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. |
учитель русского языка-наставник |
13 |
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий. |
в течение года |
|
учитель русского языка-наставник |
14 |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих |
в течение года |
|
учитель русского языка-наставник |
15 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся |
в течение года |
|
учитель русского языка-наставник |
16 |
Подведение итогов |
Май |
анализ работы |
учитель русского языка-наставник и наставляемые |
Планируемые результаты.
· Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.
· Возможности достижения оригинальных решений.
· Возможности прогнозирования и предвосхищения.
· Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
· Победители и призёры олимпиад и творческих конкурсов.
· Творческая одаренность. Одаренность – более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.