Из опыта работы наставника.
Методическая разработка по предмету ОБЖ
«Безопасность на дороге»
1. Введение
Ежедневно взрослые, а в особенности дети являются участниками дорожного движения, в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходами - это очень ответственно. Безопасность на дорогах зависит и от пешеходов, и от водителей. Не соблюдение правил дорожного движения может привести к несчастным случаям с обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются и водители, и пешеходы, которые переходят улицу на красный свет или в неположенном месте.
Учащийся может сделать ошибку на уроке математики, русского языка, физики ,но эти ошибки мы можем исправить. А вот пешеход и водитель - это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Если они сделают одну ошибку на дороге, это может стоить человеческой жизни. Нередко из-за не соблюдения Правил дорожного движения или незнания их , виновником ДТП становится не только водитель, но и пешеход.
1.1 Актуальность
Где бы ты не жил, в городе или в селе, надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и на дороге. По статистике очень часто причиной ДТП становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводит к этим нарушениям элементарное игнорирование ПДД и отношение взрослых к поведению детей на дороге. Ребенок – это участник дорожного движения, которого интересует улица и все на ней происходящее. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Очень важно учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители и школа принимали в этом активное участие. Учитывая возраст детей, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Безопасность дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Происходят они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к ПДД без должного внимания. И как следствие возникает противоречие: с одной стороны, необходимо формировать у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге, устойчивую мотивацию и ответственное отношение к сохранению своего здоровья и к здоровью окружающих, с другой стороны, недостаточность практических навыков безопасного поведения на дорогах тормозит эти процессы. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические средства необходимо использовать в образовательной практике, чтобы дети более глубоко осознавали логику безопасных действий? Одним из видов педагогических средств является проведение учебных мероприятий, занятий, классных часов, тренингов, мастер классов, семинаров с участием инспекторов ГИБДД по безопасности жизнедеятельности на дорогах.
1.2.Целевая аудитория: учащиеся 8-9 классов
1.3. Роль данного занятия заключается в том, что материалы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 8-9 классов, могут быть использованы в учебно-воспитательной работе школ: классные часы, тренинги, мастер классы, семинары, учителями ОБЖ.
1.4.Цель:
- познакомить обучающихся с организацией дорожного движения
- рассмотреть модель безопасной дорожной среды «треугольник безопасности»
- рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз.
- рассмотреть как осуществляется регулирование дорожного движения и его приоритетов
Задачи:
- научить, как осуществляется организация дорожного движения
- познакомить с жестами регулировщика и приоритетами в дорожном движении
- показать и выполнить несколько раз с учениками, смотря на их самочувствие и состояние здоровья, «Гимнастику глаз», и применение «Офтальмологического тренажёра В.Ф. Базарного»
- сформировать у учеников мотивацию бережного отношения к жизни и здоровья
Планируемые результаты:
- учащиеся должны называть как осуществляется организация дорожного движения.
- умеют объяснить модель безопасной дорожной среды «треугольник безопасности»
- знают важность зрения и умеют снять напряжения и усталость глаз
- знают жесты регулировщика и приоритеты в дорожном движении
- демонстрируют умения правильно принять решение при розыгрыше ситуаций, которые происходят на главной и второстепенной дороге
1.5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения: урок
Обоснование выбора формы проведения:
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации увеличивается. Знания, полученные в школе, заметно устаревают, нуждаются в коррекции. Результаты обучения нужны не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первое место выдвигаются не предметные результаты, а личностные и метапредметные. Современный урок – это урок активной мыслительной деятельности, урок, где происходит формирование не только предметных результатов, но и личностных , и метапредметных.
1.6 Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
- групповая работа;
- моделирование различных дорожных ситуаций;
- практическая отработка навыков заданным ситуациям;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
1.7. Ресурсы, необходимые для проведения урока:
- кабинет
- доска
- раздаточный материал(комплекты карточек)
- стикеры
1.8 Рекомендации использования урока в практике:
- использование на классных часах
- на уроках ОБЖ
- при проведении месячника «Внимание! Дети на дороге»
2. Основная часть
№№ |
Название задания |
Краткое описание |
Продолжительность |
Часть: |
Вступительная часть |
5 минут |
|
1.1. |
Организация класса |
Приветствие учеников |
2 минуты |
1.2. |
Актуализация опорных знаний. |
Назвать тему и вопросы к уроку. (дополнение 1) Провести устный опрос учеников: «Какие транспортные средства существуют?» Вступительное слово учителя.(дополнение 2) |
3 минуты |
Часть: |
Подготовительная часть |
7 минут |
|
2.1. |
Подготовка учеников к активному, осознанному усвоений знаний. |
С помощью учеников дать определение: «участники дорожного движения», «организация дорожного движения» Учитель предлагает ключевые слова, а дети, используя их, дают свое объяснение терминам. (дополнение 3) Напомнить общую информацию (дополнение 4) |
3 минуты |
2.2. |
Мотивация учебной деятельности |
Представить модель безопасности дорожного движения в виде треугольника «Дорога», «Пешеход» , «Транспортное средство» (карточка 13/1) Ученики в парах определяют условия безопасности: 1 ряд -"Дорога", 2 ряд –«Пешеход», 3 ряд- «Транспортное средство». Пишут на стикерах и крепят их к соответствующему определению. Ответы анализируются и систематизируются. |
4 минуты |
Часть: |
Основная часть |
28 минут |
|
3.1. |
Усвоение новых знаний |
Сообщение «Правила дорожного движения» (дополнение 5) Рассказать с помощью каких средств проводится регулировка дорожного движения и какой приоритет они имеют когда используются одновременно. (дополнение 6) |
6 минут |
|
|
|
|
3.2. |
Усвоение новых знаний |
Рассказать, в каких условиях может быть использован регулировщик (дополнение 7) Познакомить учеников с основными положениями регулировщика (дополнение 8) |
4 минуты |
3.3. |
Закрепление новых знаний и способов действий |
Объединить учеников в четверки (ученики первых парт поворачиваются назад) .Раздать по комплекту карточек №13/2. По образцу ученики заполняют другие карточки. Ученикам необходимо отметить в карточке действия участников дорожного движения соответственно сигнала регулировщика. |
4 минуты |
3.4. |
Динамическая пауза |
Рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз. Показать и выполнить несколько раз с учениками, смотря на их самочувствие и состояние здоровья, «Гимнастика глаз» «Офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного» (карточка №13/3) |
5 минут |
3.5. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Рассказать о приоритетах в дорожном движении. (дополнение 9) Объяснить основные правила чередования проезда перекрестков, узких и сложных участков дороги. (дополнение 10)
|
5 минут |
3.6. |
Закрепление новых знаний и способов действий |
Ученики в составе объединенных групп получают карточку №13/4 с определенной ситуацией. Группы показывают решение ситуации в форме ролевой игры, объясняют действия ,опираясь на правила дорожного движения. |
4 минуты |
Часть: |
Заключительная часть |
5 минут |
|
4.1. |
Подведение итогов урока |
Заключительное слово учителя (дополнение 11) Упражнение «Открытый микрофон» Предложить ученикам закончить предложение: «Сегодня я стал участником дорожного движения, потому что я теперь знаю…» Прощание с учениками. |
5 минуты |
Дополнения к уроку (нумеруются в том порядке, как встречаются в тексте)
Дополнение 1
Тема: Безопасность на дороге
Вопросы: Организация дорожного движения. Модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»). Правила дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Приоритеты в дорожном движении.
Дополнение 2
Кого только не увидишь на дорогах. Это и транспорт (автобусы, троллейбусы трамваи, поезда, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велосипеды), и люди (пешеходы и пассажиры). И даже животные. Они отличаются габаритами, маневренностью и скоростью движения. Это создает препятствия и неудобства на их пути. А это значит – опасные ситуации.
Дополнение 3
Участники дорожного движения – личности, которые берут участие в дорожном движении, как пешеход, водитель, пассажир.
Организация дорожного движения – комплекс инженерных и организационных мер, которые обеспечивают условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов улицами и дорогами.
Дополнение
4
Одним
из первых средств организации дорожного движения было разделение проезжей части
на две полосы для разграничения встречных потоков. В России, как и во многих
странах мира, правостороннее движение. Обустройство дорог и конструкция
автомобилей приспособлены именно для такой системы.
Дополнение 5
Самым главным средством организации дорожного движения – это Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения определяют права и обязанности участников дорожного движения: водителей, пассажиров, водителей мопедов и велосипедов, особ, которые управляют гужевым транспортом.
Этот документ описывает регулирование движения с помощью дорожных знаков, разметки, светофоров и регулировщиков.
Он содержит правила:
- проезда автомагистралями, населенными пунктами, жилыми и пешеходными зонами;
- остановки, стоянки, выполнение обгонов и маневров;
- проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов;
- пользование осветительными приборами и световыми сигналами;
- перевозка пассажиров, грузов и буксировка;
- обучающей езды;
Правилами предусмотрены требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств и другие требования, от которых зависит безопасность дорожного движения.
Дополнение 6
Дорожное движение регулируется с помощью регулировщика, светофора, дорожных знаков и дорожной разметки. Случается, что эти средства используются одновременно, и происходит спорная ситуация.
Например, на перекрестке работают и светофор, и регулировщик. Чьи указания надо выполнять? Или рядом с постоянным знаком «Поворот вправо запрещено установлен временный знак «Движение вправо» (который указывает направление объезда поврежденного участка дороги). Запомни приоритеты средств организации дорожного движения
Дополнение 7
Когда необходимо немедленно изменить организацию движения, сломалась светофорная установка или из-за каких-то обстоятельств регулирование движения совершается регулировщиками (сотрудниками полиции, дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожном переезде или паромной переправы, дружинником).
Чаще всего регулировщик находится в центре перекрестка, иногда на специальном возвышении. При плохой видимости регулировщик имеет снаряжение со светоотражающими нашивками и жезл, который светится.
Дополнение 8
Положение регулировщика отвечают сигналам светофоров (движение запрещено, движение разрешено).
1. Если регулировщик повернут к участникам движения спиной или лицом с опущенными руками или правым боком с вытянутой вперед правой рукой, водители транспортных средств должны остановиться. С левой стороны регулировщика движение продолжается.
2. Если регулировщик стоит к участникам дорожного движения боком, с опущенным жезлом или левым боком с вытянутой правой рукой, движение транспорта (и пешехода за спиной регулировщика) разрешено.
3. Если регулировщик вытянул руку вверх, все участники дорожного движения должны остановиться.
Дополнение 9
Наблюдая за движением транспорта на сложных участках дороги (особенно на перекрестке),иногда удивляешься , как водители знают, кто имеет право ехать, а кто должен остановиться. Вот именно для него и существуют Правила дорожного движения, которые устанавливают очередность проезда перекрестков, узких и сложных участков дороги.
Дополнение 10
Самые главные из них такие:
- Рельсовый транспорт (поезд, трамвай) имеет приоритетное право на движение перед автомобилями и пешеходами.
- На нерегулируемых перекрестках, где обозначен пешеходный переход пешеходы имеют привилегии на движение перед автомобилями. Но пешеход должен убедиться, что все автомобили остановились и пропускают его.
- Транспорт на главной дороге имеет приоритет перед транспортом на второстепенной дороге.
-Автомобили «скорой помощи», пожарной охраны и другие автомобили специального назначения с выключенной звуковой сиреной и синим мачком имеют право проезжать в первую очередь. Каждый водитель, увидев такой транспорт, должен дать ему дорогу. Красный маячок говорит о том, что автомобили должны пропустить этот транспорт, остановившись с правой стороны дороги. Спецтранспорт (особенно дорожно-эксплуатационной службы) с включенным жёлто-оранжевым маячком не имеет преимущества в движении.
Дополнение 11
Организация дорожного движения - это комплекс мероприятий, обеспечивающий условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов.
Самым главным средством организации дорожного движения есть Правила дорожного движения. Они определяют права и обязанности участников дорожного движения, описывают средства его организации (светофоры, разметки и т.п.), содержат правила проезда, остановки, перевозки пассажиров и требования к оборудованию транспортных средств.
Карточка 13/1
Комплект карточек 13/2
Карточка 13/3
«Гимнастика глаз»
Ежедневно водитель воспринимает из окружающего мира большое количество информации, что требует много внимания и почти постоянного напряжения глаз. При переутомлении органов зрения, теряется концентрация внимания, водителя клонит в сон. Поэтому глазам, как и всему телу, требуется здоровая физическая нагрузка, получаемая при выполнении комплекса определенных упражнений. Поэтому данная гимнастика — это эффективная профилактика переутомления и обеспечит избавление от усталости глаз. «Гимнастика глаз»
Для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у водителей, школьников, офисных работников, можно применить офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного
Инструкция для учеников: «Гимнастика глаз»
v Посмотрите карточку и и выполните упражнения самостоятельно :
Упражнение 1 Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.
|
|
Упражнение 2 Положите три пальца соответствующей руки на закрытые глаза и слегка надавите на них. Удерживайте руки на веках в течение 1–3 секунд. Повторите действие 3–4 раза. |
|
Упражнение 3 Не меняя положения головы 1. начинайте медленно переводить взгляд справа налево 2. с потолка на пол и обратно. Повторите действие 8–12 раз.
|
|
Офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного |
Упражнение 4 Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. |
Карточка 13/4
Распределите роли водителей транспортных средств и разыграйте ситуацию. Имейте в виду, что:
главная дорога-это дорога, обозначенная знаком "Главная дорога", или дорога с покрытием относительно грунтовой ;
второстепенная дорога - это дорога, обозначенная знаками "уступить дорогу» или" проезд без остановки запрещено".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.