«Из опыта работы наставника. Методическая разработка по предмету ОБЖ «Безопасность на дороге»
Оценка 4.9

«Из опыта работы наставника. Методическая разработка по предмету ОБЖ «Безопасность на дороге»

Оценка 4.9
DOCX
02.07.2024
«Из опыта работы наставника. Методическая разработка по предмету ОБЖ «Безопасность на дороге»
Метод. разработка.DOCX

Из опыта работы наставника.           

Методическая разработка по предмету ОБЖ

 «Безопасность на дороге»

1. Введение

           Ежедневно  взрослые, а в особенности дети  являются участниками дорожного движения, в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходами - это очень ответственно. Безопасность на дорогах зависит  и от пешеходов, и от водителей. Не соблюдение правил дорожного движения может привести к несчастным случаям с обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются и водители, и  пешеходы, которые переходят улицу на красный свет или в неположенном месте.  

Учащийся может сделать ошибку на уроке математики, русского языка, физики ,но эти ошибки мы  можем исправить. А вот  пешеход и водитель - это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Если они сделают одну ошибку на дороге, это может стоить человеческой жизни. Нередко из-за не соблюдения Правил дорожного движения или незнания их , виновником ДТП становится не только водитель, но и пешеход.

1.1 Актуальность

Где бы ты не жил, в городе или в селе, надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и на дороге. По статистике  очень часто причиной ДТП становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводит к этим нарушениям элементарное игнорирование ПДД и  отношение взрослых к поведению детей на дороге.  Ребенок – это участник дорожного движения, которого интересует улица и все на ней происходящее.  Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Очень важно  учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители и школа принимали в этом активное участие. Учитывая возраст детей, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Безопасность дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Происходят они, к сожалению, и с участием детей школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к ПДД без должного внимания. И как следствие возникает противоречие: с одной стороны, необходимо формировать у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге, устойчивую мотивацию и ответственное отношение к сохранению своего здоровья и к здоровью окружающих, с другой стороны, недостаточность практических навыков безопасного поведения на дорогах тормозит эти процессы. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические средства необходимо использовать в образовательной практике, чтобы дети более глубоко осознавали логику безопасных действий? Одним из  видов педагогических средств является проведение учебных мероприятий, занятий, классных часов, тренингов, мастер классов, семинаров с участием инспекторов ГИБДД по безопасности жизнедеятельности на дорогах.

1.2.Целевая аудитория: учащиеся 8-9 классов

1.3. Роль данного занятия заключается в том, что материалы  по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 8-9  классов, могут быть использованы в  учебно-воспитательной работе школ: классные часы, тренинги, мастер классы,  семинары, учителями ОБЖ.

1.4.Цель:

- познакомить обучающихся с организацией дорожного движения

- рассмотреть модель безопасной дорожной среды «треугольник безопасности»

- рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз.

- рассмотреть как осуществляется регулирование дорожного движения и его приоритетов

Задачи:

- научить, как осуществляется организация дорожного движения

- познакомить с  жестами регулировщика и приоритетами в дорожном движении

- показать и выполнить несколько раз с учениками,  смотря на их самочувствие и состояние здоровья, «Гимнастику глаз», и применение  «Офтальмологического тренажёра В.Ф. Базарного»

- сформировать у учеников мотивацию бережного отношения к жизни и здоровья

Планируемые результаты:

- учащиеся должны называть как осуществляется организация дорожного движения.

- умеют объяснить модель безопасной дорожной среды «треугольник безопасности»

- знают важность зрения и умеют снять напряжения и усталость глаз

- знают жесты  регулировщика и приоритеты в дорожном движении

- демонстрируют умения правильно принять решение при розыгрыше ситуаций,  которые происходят на главной и второстепенной дороге  

1.5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения: урок

Обоснование  выбора формы проведения:

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации увеличивается. Знания, полученные в школе, заметно устаревают, нуждаются в коррекции. Результаты обучения нужны не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первое место выдвигаются не предметные результаты, а личностные и метапредметные. Современный урок – это урок активной мыслительной деятельности, урок, где происходит формирование не только предметных результатов, но и личностных , и метапредметных.

1.6 Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

- групповая работа;

- моделирование  различных дорожных ситуаций;

- практическая отработка навыков заданным ситуациям;

- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;

1.7. Ресурсы, необходимые для проведения урока:

- кабинет

- доска

- раздаточный материал(комплекты карточек)

- стикеры

1.8 Рекомендации использования урока в практике:

- использование на классных часах

- на уроках ОБЖ

- при проведении месячника «Внимание! Дети на дороге»

2.                                                  Основная часть

№№

Название задания

Краткое описание

Продолжительность

Часть:

Вступительная часть

5 минут

1.1.

Организация класса

Приветствие учеников

2 минуты

1.2.

Актуализация опорных знаний.

Назвать тему и вопросы к уроку. (дополнение 1)

Провести устный опрос учеников: «Какие транспортные средства существуют?»

Вступительное слово учителя.(дополнение 2)

3 минуты

Часть:

Подготовительная часть

7 минут

2.1.

Подготовка учеников к активному, осознанному усвоений знаний.

С помощью учеников дать определение: «участники дорожного движения», «организация дорожного движения»

Учитель предлагает ключевые слова, а дети, используя их, дают свое объяснение терминам.

(дополнение 3)

Напомнить общую информацию (дополнение 4)

3 минуты

2.2.

Мотивация учебной деятельности

Представить модель безопасности дорожного движения в виде треугольника «Дорога», «Пешеход» , «Транспортное средство» (карточка 13/1)

Ученики в парах определяют условия безопасности: 1 ряд -"Дорога", 2 ряд –«Пешеход», 3 ряд- «Транспортное средство». Пишут на стикерах и крепят их к соответствующему определению.

Ответы анализируются и систематизируются.

4 минуты

Часть:

Основная часть

28 минут

3.1.

Усвоение новых знаний

Сообщение «Правила дорожного движения» (дополнение 5)

Рассказать с помощью каких средств проводится регулировка дорожного движения и какой приоритет они имеют когда используются одновременно. (дополнение 6)

6 минут

 

 

 

 

3.2.

Усвоение новых знаний

Рассказать, в каких условиях может быть использован регулировщик (дополнение 7)

Познакомить учеников с основными положениями регулировщика (дополнение 8)

4 минуты

3.3.

Закрепление новых знаний и способов действий

Объединить учеников в четверки (ученики первых парт поворачиваются назад) .Раздать по комплекту карточек №13/2.

По образцу ученики заполняют другие карточки. Ученикам необходимо отметить в карточке действия участников дорожного движения соответственно  сигнала регулировщика.

4 минуты

3.4.

Динамическая пауза

Рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз.

Показать и выполнить несколько раз с учениками,  смотря на их самочувствие и состояние здоровья,

«Гимнастика глаз»

«Офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного»

(карточка №13/3)

5 минут

3.5.

Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказать о приоритетах в дорожном движении. (дополнение 9)

Объяснить основные правила чередования проезда перекрестков, узких и сложных участков дороги.

 (дополнение 10)

 

5 минут

3.6.

Закрепление новых знаний и способов действий

Ученики в составе объединенных групп получают карточку №13/4 с определенной ситуацией.

Группы показывают решение ситуации в форме ролевой игры, объясняют действия ,опираясь на правила дорожного движения.

4 минуты

Часть:

Заключительная часть

5 минут

4.1.

Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя (дополнение 11)

Упражнение «Открытый микрофон» Предложить ученикам закончить предложение:

«Сегодня я стал участником дорожного движения, потому что я теперь знаю…»

Прощание с учениками.

5 минуты

 

 

Дополнения к уроку (нумеруются в том порядке, как встречаются в тексте)

Дополнение 1

Тема: Безопасность на дороге

Вопросы: Организация дорожного движения. Модель безопасной дорожной среды («треугольник безопасности»). Правила дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Приоритеты в дорожном движении.

Дополнение 2

Кого только не увидишь на дорогах. Это и транспорт (автобусы, троллейбусы трамваи, поезда, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, велосипеды), и люди (пешеходы и пассажиры). И даже животные. Они отличаются габаритами, маневренностью и скоростью движения. Это создает препятствия и неудобства на их пути. А это значит – опасные ситуации.

Дополнение 3

Участники дорожного движения – личности, которые берут участие в дорожном движении, как пешеход, водитель, пассажир.

Организация дорожного движения – комплекс инженерных и организационных мер, которые обеспечивают условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов улицами и дорогами.

Дополнение 4
Одним из первых средств организации дорожного движения было разделение проезжей части на две полосы для разграничения встречных потоков. В России, как и во многих странах мира, правостороннее движение. Обустройство дорог и конструкция автомобилей приспособлены именно для такой системы.

Дополнение 5

Самым главным средством организации дорожного движения – это Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения определяют права и обязанности участников дорожного движения: водителей, пассажиров, водителей мопедов и велосипедов, особ, которые управляют гужевым транспортом.

Этот документ описывает регулирование движения с помощью дорожных знаков, разметки, светофоров и регулировщиков.

Он содержит правила:

- проезда автомагистралями, населенными пунктами, жилыми и пешеходными зонами;

- остановки, стоянки, выполнение обгонов и маневров;

- проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов;

- пользование осветительными приборами и световыми сигналами;

- перевозка пассажиров, грузов и буксировка;

- обучающей езды;

Правилами предусмотрены требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств и другие требования, от которых зависит безопасность дорожного движения.

Дополнение 6

Дорожное движение регулируется с помощью регулировщика, светофора, дорожных знаков и дорожной разметки. Случается, что эти средства используются одновременно, и происходит спорная ситуация.

Например, на перекрестке работают и светофор, и регулировщик. Чьи указания надо выполнять? Или рядом с постоянным знаком «Поворот вправо запрещено установлен временный знак «Движение вправо» (который указывает направление объезда поврежденного участка дороги). Запомни приоритеты средств организации дорожного движения

 

Дополнение 7

Когда необходимо немедленно изменить организацию движения, сломалась светофорная установка или из-за каких-то обстоятельств регулирование движения совершается регулировщиками (сотрудниками полиции, дорожно-эксплуатационной службы, дежурным на железнодорожном переезде или паромной переправы, дружинником).

Чаще всего регулировщик находится в центре перекрестка, иногда на специальном возвышении. При плохой видимости регулировщик имеет снаряжение со светоотражающими нашивками и жезл, который светится.

Дополнение 8

Положение регулировщика отвечают сигналам светофоров (движение запрещено, движение разрешено).

1. Если регулировщик повернут к участникам движения спиной или лицом с опущенными руками или правым боком с вытянутой вперед правой рукой, водители транспортных средств должны остановиться. С левой стороны регулировщика движение продолжается.

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/osn8alatonbeh_files/osn8alatonbeh-95.jpg

2. Если регулировщик стоит к участникам дорожного движения боком, с опущенным жезлом или левым боком с вытянутой правой рукой, движение транспорта (и пешехода за спиной регулировщика) разрешено.

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/osn8alatonbeh_files/osn8alatonbeh-96.jpg

3. Если регулировщик вытянул руку вверх, все участники дорожного движения должны остановиться.

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/osn8alatonbeh_files/osn8alatonbeh-97.jpg

Дополнение 9

Наблюдая за движением транспорта на сложных участках дороги (особенно на перекрестке),иногда удивляешься , как водители знают, кто имеет право ехать, а кто должен остановиться. Вот именно для него и существуют Правила дорожного движения, которые устанавливают очередность проезда перекрестков, узких и сложных участков дороги.

Дополнение 10

Самые главные из них такие:

- Рельсовый транспорт (поезд, трамвай) имеет приоритетное право на движение перед автомобилями и пешеходами.

- На нерегулируемых перекрестках, где обозначен пешеходный переход пешеходы имеют привилегии на движение перед автомобилями. Но пешеход должен убедиться, что все автомобили остановились и пропускают его.

- Транспорт на главной дороге имеет приоритет перед транспортом на второстепенной дороге.

-Автомобили «скорой помощи», пожарной охраны и другие автомобили специального назначения с выключенной звуковой сиреной и синим мачком имеют право проезжать в первую очередь. Каждый водитель, увидев такой транспорт, должен дать ему дорогу. Красный маячок говорит о том, что автомобили должны пропустить этот транспорт, остановившись с правой стороны дороги. Спецтранспорт (особенно дорожно-эксплуатационной службы) с включенным жёлто-оранжевым маячком не имеет преимущества в движении.

Дополнение  11

Организация дорожного движения - это комплекс мероприятий, обеспечивающий условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов.

Самым главным средством организации дорожного движения есть Правила дорожного движения. Они определяют права и обязанности участников дорожного движения, описывают средства его организации (светофоры, разметки и т.п.), содержат правила проезда, остановки, перевозки пассажиров и требования к оборудованию транспортных средств.

Карточка 13/1

Комплект карточек 13/2

Карточка 13/3

«Гимнастика глаз»

Ежедневно водитель воспринимает из окружающего мира большое количество информации, что требует много внимания и почти постоянного напряжения глаз. При переутомлении органов зрения, теряется концентрация внимания, водителя клонит в сон. Поэтому глазам, как и всему телу, требуется здоровая физическая нагрузка, получаемая при выполнении комплекса определенных упражнений. Поэтому данная гимнастика — это эффективная профилактика переутомления и обеспечит  избавление от усталости глаз. «Гимнастика глаз»

Для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у водителей, школьников, офисных работников, можно применить офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного

Инструкция для учеников: «Гимнастика глаз»

v Посмотрите карточку и и выполните упражнения самостоятельно :

Упражнение 1

Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз. 

 

Упражнение 2

 Положите три пальца соответствующей руки на закрытые глаза и слегка надавите на них. Удерживайте руки на веках в течение 1–3 секунд. Повторите действие 3–4 раза. 

Упражнение  3

Не меняя положения головы

1. начинайте медленно переводить взгляд справа налево

2. с потолка на пол и обратно. Повторите действие 8–12 раз.

 

 

Офтальмологический тренажёр В.Ф.Базарного

Упражнение  4

Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.

 

Карточка 13/4

Распределите роли водителей транспортных средств и разыграйте ситуацию. Имейте в виду, что:

 главная дорога-это дорога, обозначенная знаком "Главная дорога", или дорога с покрытием относительно грунтовой ;

 второстепенная дорога - это дорога, обозначенная знаками "уступить дорогу» или" проезд без остановки запрещено".

 

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/osn8alatonbeh_files/osn8alatonbeh-99.jpg


 

Из опыта работы наставника.

Из опыта работы наставника.

Одним из видов педагогических средств является проведение учебных мероприятий, занятий, классных часов, тренингов, мастер классов, семинаров с участием инспекторов

Одним из видов педагогических средств является проведение учебных мероприятий, занятий, классных часов, тренингов, мастер классов, семинаров с участием инспекторов

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: - групповая работа; - моделирование различных дорожных ситуаций; - практическая отработка навыков заданным ситуациям; - коллективная…

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: - групповая работа; - моделирование различных дорожных ситуаций; - практическая отработка навыков заданным ситуациям; - коллективная…

Динамическая пауза Рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз

Динамическая пауза Рассказать о важности зрения водителя, оздоровительных упражнениях для снятия напряжения и усталости глаз

Дополнения к уроку (нумеруются в том порядке, как встречаются в тексте)

Дополнения к уроку (нумеруются в том порядке, как встречаются в тексте)

Дорожное движение регулируется с помощью регулировщика, светофора, дорожных знаков и дорожной разметки

Дорожное движение регулируется с помощью регулировщика, светофора, дорожных знаков и дорожной разметки

Если регулировщик стоит к участникам дорожного движения боком, с опущенным жезлом или левым боком с вытянутой правой рукой, движение транспорта (и пешехода за спиной регулировщика)…

Если регулировщик стоит к участникам дорожного движения боком, с опущенным жезлом или левым боком с вытянутой правой рукой, движение транспорта (и пешехода за спиной регулировщика)…

Дополнение 11 Организация дорожного движения - это комплекс мероприятий, обеспечивающий условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов

Дополнение 11 Организация дорожного движения - это комплекс мероприятий, обеспечивающий условия для бесперебойного и безаварийного движения транспорта и пешеходов

Карточка 13/3 «Гимнастика глаз»

Карточка 13/3 «Гимнастика глаз»

Упражнение 3 Не меняя положения головы 1

Упражнение 3 Не меняя положения головы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2024