Султангулова Лениана Павловна,
учитель ВКК МАОУ-СОШ № 93
г. Екатеринбург
«Из опыта работы по формированию у обучающихся активной жизненной позиции через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
Надо развить в человеке гражданина,
надо развить такую личность,
которая умеет жить в гармонии с другими.
А.В.Луначарский
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на социально активных и ответственных людей, на инициативу, идущую снизу.
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Создание инновационного общества, модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.
Принципиальным отличием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является усиление их ориентации на развитие личности, обретения ею духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, а не просто усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося. Запрос на новые образовательно-воспитательные практики связан с кризисом семьи, необходимостью организации и разнообразия досуга молодежи, развития предпрофильного образования и способности детей и подростков активно противостоять негативным явлениям и пагубным привычкам. Поэтому в настоящее время чрезвычайно востребован педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.
Процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности детей и молодежи.
Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для
развития социальной активности и выявления лидеров в школе. Формирование такой
личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую,
самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные
возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно
принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.
Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее. Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью.
За время обучения в школе мы должны сформировать личность с активной гражданской позицией, умеющей управлять собой, отстаивать свою точку зрения, решать важные для общества вопросы. И наиболее успешно мы можем это реализовать через вовлечение учащихся в социально-значимую и активную деятельность, через взаимодействие и сотрудничество с семьей, всех структур классного и школьного самоуправления, общественных организаций.
Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Российское движение школьников, реализуя избранные ведущие направления, призвано удовлетворять жизненные потребности участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми.
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно - значимой цели в различных видах деятельности.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Большой интерес вызывает у детей Всероссийский конкурс «Большая перемена». Уже второй год я являюсь наставником одной из учениц, которая участвует в этом конкурсе и выходит в финал. Это конкурс, который дает детям большие возможности для реализации своего потенциала, позволяет ребенку проявить свои имеющиеся качества, а также сформировать необходимые в современном обществе навыки коммуникации, альтруизма, творчества, быть в постоянном поиске новых путей развития и самореализации. Это конкурс, который позволяет каждому открыть для себя новые горизонты для познания окружающего мира, это, действительно, место, где тебя не оценивают, а ценят. Одним из блоков этого конкурса являются Добрые дела, которые осуществляются ребёнком в системе. Эти добрые дела не могут быть разовыми, они переходят в разряд очень важных и значимых, становятся составляющей частью повседневной жизни обучающегося и позволяют формировать у него потребность в совершении социально-значимых дел. На протяжении всего учебного времени дети вовлекаются в общественные акции, а их проводится немало – это «От сердца к сердцу» (сбор подарков ветеранам войны и пожилым людям), «Письмо солдату» ( поддержка солдат, участвующих в СВО), «Помощь другу» (сбор средств для детей-сирот, находящихся в детских домах, для беженцев из ДНР и ЛНР), «Бумаге – вторую жизнь» (сбор макулатуры), «Брошенных друзей нет» (помощь нашим четвероногим друзьям в виде сбора корма и необходимых средств для лечения животных), «Чистый город» (трудовые десанты по уборке дворов, улиц, площадей города), поздравления пожилых людей с праздниками, сбор тёплых вещей для солдат СВО, Бессмертный полк и многие другие. Введенные в этом году Разговоры о важном позволяют обратить внимание школьников на очень значимые моменты – уважение к старшим, гордость за свою Родину, за людей, оставивших свой неоценимый вклад в развитие науки, искусства, техники и формируют в детях чувство патриотизма к своей стране, любви к своему народу.
Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов, так и у обучающихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и обучающихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми.
Каким будет поколение детей через 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники через много лет, находясь у власти? Какие ценности будут у наших выпускников? И вообще, какие люди будут нас окружать, и как мы сможем существовать рядом с современной молодежью? В большей степени это зависит от нас с вами. Наверное, кое - что придется нам с вами тоже менять в формах воспитания наших детей, меняться самим, чтобы идти в ногу с новым поколением.
Сегодня необходимо строить свою работу так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.