Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
искусство
Взрослым
06.01.2023
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Данная работа посвящена обобщению опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровью, путём их оздоровления с помощью арт-терапии.
Райкова_ОВЗ.docx

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система дополнительного образования переживает глубокие трансформации, которые предполагают пересмотрение общепринятых методов и приёмов обучения детей искусству. Известно, что педагоги дополнительного образования сейчас вправе являться авторами и рецензентами различных дополнительных образовательных программ, создавать так называемые адаптированные рабочие программы по различным предметам. С одной стороны -  это даёт широкую возможность в использовании различных форм и методов обучения, предоставлении каждому преподавателю воли и свободы в обучении. С другой – огромный объём существующих программ и методик приводит к некоторой «растерянности» в их выборе.

Понятие «инклюзия» в дополнительном образовании – относительно «молодое». Буквально несколько лет назад ещё и не было мысли о том, что дети, имеющие ограничения по здоровью, могут свободно воспользоваться услугами педагогов по музыке, изобразительному искусству, театру. Внимание, проявившееся к данной проблеме в последние годы, прежде всего, обусловлено появлением всё большего количества детей в нашем обществе, имеющих отклонения в развитии. Поэтому, учреждения дополнительного образования – Детские музыкальные школы, детские художественные школы, Детские школы искусств, а также учреждения среднего звена – различные колледжи искусств и культуры – столкнулись с тем, что к ним всё больше стали поступать обучающиеся с ОВЗ, при этом, в каждом учреждении должна быть исключена любая дискриминация, обеспечивающая равное отношение ко всем людям и предоставляющая возможность в получении образовании каждому желающему человеку, независимо от его диагноза.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто являются художественно одарёнными – они имеют хороший музыкальный слух и голос, прекрасно рисуют и поют, с успехом обучаются на различных музыкальных инструментах. Но, к большому сожалению, многие из них из-за ограничений по здоровью, просто изолированы от общества и живут в своём, замкнутом мире. Но эти дети так же хотят петь и танцевать, играть и рисовать, декламировать стихи и участвовать в спектаклях, что у многих из них замечательно получается! И именно в этих занятиях они находят так называемую отдушину, обучение искусству придаёт им силы жить дальше, чувствовать себя полноценным человеком!

Поэтому, главная задача педагогов, которым посчастливилось (да, именно посчастливилось!) работать с подобными детьми – найти наиболее эффективные методы и приёмы работы с ними, а также делиться своим накопленным педагогическим опытом с другими участниками образовательного процесса – администрацией, преподавательским составом, а также родителями любого учебного заведения, в котором присутствуют подобные обучающиеся.

АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Арт-терапия (от англ. art - «искусство» + терапия) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

- обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

- облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями;

- дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защи;

- создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

- оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным «Я», с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.

Арт-терапевт (педагог) должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

2. Снижение уровня стресса.

3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.

4. Преодоление возрастных кризисов.

5. Решение семейных конфликтов.

6. Повышение навыков коммуникации.

7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).

8. Проработка психологических травм.

9. Преодоление фобий.

Искусство, будь то занятия музыкой или живописью, - в любом случае благотворно влияет на организм человека. Известны различные научно доказанные исследования о терапевтическом лечении игрой на музыкальных инструментах и рисованием, где искусство служит не столько средством обучения, сколько средством оздоровления человека. Многие проведённые эксперименты подтверждают, что музыка способна укреплять иммунитет, нормализовать пищеварение, улучшить психологическое состояние человека, а значит, - ведёт к снижению заболеваемости. Роль музыкальных занятий нельзя недооценивать – они так же развивают математические, логические и умственные способности детей, что, несомненно благотворно сказывается на любом человеческом организме.

В настоящее время обучение по программам для людей с ограниченными возможностями здоровья в Амурской области ведётся в 7 из 34 школ дополнительного образования, а также в Амурском педагогическом колледже. Данные учебные заведения на протяжении уже нескольких лет принимают на обучение детей с такими заболеваниями, как умственная отсталость, органические поражения Центральной нервной системы, расстройства аутического характера, Синдром Дауна, Детский церебральный паралич.

Много лет, являясь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, слушанье музыки, музыкальная литература, общее фортепиано), а также заместителем директора по учебной работе Центральной детской школы искусств имени М.Ф. Кнауф-Каминской г. Благовещенска, имею достаточно большой опыт работы с подобными детьми, являюсь «первооткрывателем» в системе дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ, о своём накопленном опыте работы всегда стараюсь поделиться со всеми заинтересованными лицами.

Изначально, работа с детьми с ОВЗ в Центральной детской школе искусств начиналась как экспериментальная деятельность, как для учащихся, так и преподавателей школы. Вначале дети, принятые на обучение, приобщались к искусству в общем понимании этого смысла. Работа с ними велась на общих основаниях, в общих группах с «нормотипичными» детьми. Польза таких занятий заключалась в укреплении доверия и взаимопонимания между участниками процесса, музыка усиливала внимание к чувствам и переживаниям, усиливала осознание происходящего вокруг, формировала чувство внутреннего контроля и порядка.

Но в дальнейшем, в процессе обучения, преподавательский состав, работающий с подобными детьми, стал значительно расширяться, они стали замечать в своих учениках определённые творческие задатки и способности и затем старались максимально их развить. Появилась потребность в написании различных дополнительных адаптированных программы по видам искусств.

Администрация школы, понимая необходимость обучения преподавателей специфике работы с детьми данной категории, в 2017 году обучила 12 преподавателей различных специальностей в «Центре непрерывного образования и инноваций» по дополнительной профессиональной программе «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)» в городе Санкт-Петербурге. После чего школа имела возможность принять на обучение детей с ОВЗ на такие музыкальные инструменты, как фортепиано, скрипка, труба, флейта, домра, балалайка, баян, аккордеон, а также обучение вокалу и изобразительному искусству. Конечно, несмотря на полученное специальное образование, не каждый преподаватель был готов заниматься с такими детьми. В этой работе важно было иметь больше внутреннего, человеческого содержания и сопереживания, желания помочь, желания решать проблемы обучения вместе с родителями, чем просто быть преподавателем.

Благодаря этому, в дальнейшем стало возможно участие детей-инвалидов в различных конкурсах исполнительского мастерства, и не просто участие, а победа в них! Так, например, только за прошедший 2020-2021 учебный год, один из учащихся по программе «Основы вокала» - Лобанов Роман становился трижды лауреатом I степени Международных конкурсов в городах Хабаровск, Санкт-Петербург, Анапа.  Егоров Степан – обучающийся по программе «Основы фортепиано» - явился победителем Всероссийских конкурсов в г. Москва и Санкт-Петербург, победителем регионального этапа Первых Международных детских Пифийских Игр «Творчество без границ» в Амурской области, дипломантом Международного фестиваля «Жулдызай» (Казахстан). Также, трое учащихся отделения изобразительного искусства по программе «Основы живописи» - лауреатами Международного фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва.

В 2019-2020 учебном году школа реализовала проект-победитель конкурса муниципальных грантов в сфере культуры и искусства «Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья» (автор проекта Л.С. Райкова), который был направлен на расширение данной работы. В рамках реализации муниципального гранта проводились занятия музыки и изобразительного творчества, направленные на воспитание художественно-образного мышления, распознавание и понимание элементов музыкального языка и грамматики, понимание художественного смысла и образа произведений мировых композиторов и художников. В помощь для реализации данного проекта в Центральной детской школе искусств им. М.Ф. Кнауф-Каминской были приобретены на средства гранта телевизоры, магнитные доски, наборы шумовых инструментов, наглядные пособия, столы для рисования по песку, столы для рисования на воде, всего на сумму 100.000 рублей. Занятия по гранту проходили с 1 октября по 15 декабря 2019 года, но несмотря на то, что грант официально закончил своё существование, все учащиеся (всего 23 человека), принятые в школу в рамках гранта, остались в контингенте школы и продолжили своё обучение на различных музыкальных инструментах и изобразительному искусству по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области искусств для детей с ОВЗ. По окончании полного срока обучения (3-4 года) все учащиеся получат сертификаты об освоении дополнительных общеразвивающих программ в области искусств.

Кроме того, Школа заключила договор о сотрудничестве с Амурским областным центром социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей «Открытый мир», а также тесно сотрудничает с Амурским общественным благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства «МАМА». В настоящее время в ЦДШИ занимаются дети-инвалиды, состоящие в этих организациях. Данное сотрудничество позволяет совместными усилиями решать следующие важные задачи: оказывать информационную, психологическую и социально-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ; взаимодействовать с органами власти в целях защиты интересов семей с «особенными» детьми, устанавливать связи с общественными и благотворительными организациями и фондами; участвовать в различных научных конференциях, семинарах и выставках; организовывать и проводить научные семинары, конференции, совещания, публичные лекции, посвящённые диагностике и лечению детей-инвалидов и детей с ОВЗ; проводить мероприятия,  направленные на создание позитивного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ; содействовать в решении вопросов о включении детей-инвалидов и детей с ОВЗ в систему общего образования.

Конечно, для преподавателей, занимающихся с этими детьми, не является задачей участие в различных конкурсах, завоевание побед, прежде всего – это приобщение детей к миру прекрасного, дать возможность получить дополнительное образование не только нормотипичным детям, но и с врождёнными отклонениями. Возможно, кто-то из них найдёт своё призвание в искусстве. Один из таких примеров тоже есть в ЦДШИ: учащийся школы – мальчик с синдромом Дауна, выпускник 2014 года отделения духовых инструментов по классу трубы - продолжил своё профессиональное обучение в музыкальном училище им. Римского-Корсакова в г. Санкт-Петербурге, которое он успешно закончил и в настоящее время работает в оркестре Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрусталёва Министерства обороны РФ в г. Санкт-Петербурге. Подобные примеры, несомненно вдохновляют на дальнейшую работу как преподавателей, так и придают сил и уверенности в себе и своих детях родителей подобных детей!

За несколько лет работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стало ясно одно: что когда мы говорим об инклюзивном образовании, всегда под этим понятием нужно подразумевать индивидуальных подход и индивидуальное обучение, ведь каждый ребёнок с «ограничениями» по здоровью не ограничен в своих творческих способностях!

НЕОГРАНИЧЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ «ОГРАНИЧЕННЫХ» ДЕТЕЙ

О каждом ребенке, с кем мне посчастливилось работать, обладает неограниченными способностями при «ограничениях» в своём диагнозе. Хотелось бы привести конкретные примеры: Егоров Степан – 15-летний мальчик с диагнозом «аутизм». Степан – неговорящий мальчик, но при этом очень чувствителен к музыке! Он способен разобрать и освоить музыкальное произведение в объёме до целой страницы в пределах одного 40-минутного урока! При чём, в процессе разбора педагогу часто кажется, что внимание Степана несосредоточенное, ребёнок неусидчив, рассеян, но к концу занятия он обязательно покажет стопроцентный результат! Это невероятно! За одно занятие мальчик может сыграть пьесу, которую не в силах разучить подобный «нормальный» ребёнок. Главной чертой характера Степана является его невероятная усидчивость: он способен заниматься напролёт, без всякой усталости, несколько часов подряд! Иногда это позволяет за несколько дней до внезапно появившегося концертного выступления или конкурса подготовить с ним и выучить несколько необходимых произведений!

 Отрадно, что родители Степана в дальнейшем планируют связать его судьбу с музыкой и мечтают поступить в Амурский педагогический колледж. Камень преткновения в данном случае – неразговорчивость Степана, хотя он вполне способен выучить и рассказать любое стихотворение, но, к сожалению, не в состоянии построить предложение или фразу и выразить свою мысль…Конечно, в таком случае, при дальнейшей работе Степану потребуется помощник или волонтёр, который будет помогать ему в этом.

Следующий подобный пример «уникальности» - мальчик с таким же заболеванием – расстройства аутического характера – Роман Лобанов. Роме 15 лет, и он обучается по дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокала». Мальчик музыкально очень одарён, даже больше: – природа-матушка наградила его абсолютным слухом! Именно он, абсолютный слух, помогает Роману буквально «на лету» разучивать самые разнообразные мелодии, мальчик голосом может воспроизводить всё, что слышит. Но, в силу своего диагноза, мальчик очень неспокоен, неусидчив и раздражителен. Поэтому, занятия с ним проходят не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому, в работе с Ромой главная задача педагога – не столько разучить с ним какую-либо новую мелодию, сколько научить мальчика работоспособности и усидчивости! Главная отличительная черта Романа – его невероятная тяга к публичным выступлениям. Он любит публику и сцену, с большим удовольствием и полной самоотдачей выступает на различных концертных площадках, он давно уже зарекомендовал себя как «отличный» артист, его знает, любит и ждёт публика. Поэтому, главным стимулом в работе с Романом являются различные концертные выступления: хочешь заинтересовать Рому уроком – пообещай ему скорейшее выступление и получишь великолепный, нужный результат! Данная «особенность» позволяет Роме с лёгкостью и уверенностью принимать участие в любом ответственном конкурсном мероприятии и завоёвывать при этом призовые места. Очень хочется надеяться на то, что дальнейшая судьба будет благосклонна к Роману и он так же сможет покорять различные сценические площадки и завоёвывать сердца зрителей!

Следующие уникальные примеры – так называемые «солнечные дети» - дети, имеющие диагноз Синдром Дауна. Один из них – Арсений Манчак – 15-летний мальчик, обладающий просто феноменальной памятью! Арсений способен запомнить и повторить несколько строф стихотворения, буквально один раз посмотрев на него! При этом, ни родители, ни педагоги никогда специально не занимались с ним подобным! До сих пор данный факт является загадкой для всех вокруг, но, несомненно, Арсений успешно пользуется даром, наградившим его природой и является победителем различных конкурсов чтецов! При этом, Арсений успешно осваивает непростой музыкальный инструмент – баян, превосходно рисует, любит посещать уроки сольфеджио и слушанья музыки. Благодаря чтению у Арсения прекрасно развито логическое и образное мышление: он способен на ходу подобрать нужные слова, характеризующие то или иное музыкальное произведение, в то время, когда многие дети максимум могут сказать «весело» или «грустно». У него прекрасный словарный запас, замечательное воображение, что, несомненно, служит большим помощником при прослушивании, запоминании музыки, а также в изобразительном и декламационном творчестве.

Еще один яркий пример – «солнечная» девочка – 17-летняя Анастасия Шкарбан. Настя – «старейшина» в ЦДШИ по освоению дополнительных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она с успехом освоила полный общеразвивающий курс балалайки, а в настоящее время так же успешно занимается на флейте и замечательно рисует! Большим для меня потрясением был тот факт, когда её преподаватель по флейте рискнула и представила Настю вместе с «обычными» детьми на сцену на академическом концерте. Настя ничуть не растерялась! Если бы мы не знали об её диагнозе – то невозможно было бы отличить игру Насти от других детей! Это было просто поразительно! В случае Анастасии очень заметен благотворный эффект занятий искусству на её поведении: из неуравновешенной, неусидчивой и непослушной девочки за годы обучения в школе Настя превратилась в дисциплинированную, ответственную и очень талантливую ученицу!

Во всех приведённых примерах следует отметить, что одной из общих положительных черт детей с ограниченными возможностями здоровья является их «подражательность» кому или чему-либо. Эта черта «на руку» любому преподавателю, ведь если ребёнок будет повторять всё, что он видит на примере своего педагога, то он вскоре добьётся отличных результатов! Здесь очень важно быть хорошим примером для подражания для своих воспитанников, всегда вести себя корректно и выдавать свой урок на высоком профессиональном уровне. Впоследствии, вы сами станете замечать, как ваш ученик старается быть похожим на вас, ведь теперь вы для него – эталон, образец для подражания!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется отметить, что, чем раньше начинается «лечение» искусством, тем раньше родители и педагоги могут почувствовать положительный эффект от этих занятий. Поэтому, важно не упустить момент и вовремя обратиться к профессионалам своего дела за «помощью» в виде занятий искусству. Каждому педагогу – будь то преподаватель Детской школы искусств или преподаватель среднего учебного заведения, не следует бояться работать с подобными людьми. А лучше – даже не задумываться никогда о том, что они не такие, как мы! Только с человеческим, доброжелательным отношением ребёнок с какими – либо ограничениями по здоровью будет чувствовать себя обыкновенным человеком и с удовольствием будет буквально «бежать» на каждое следующее занятие!

В настоящее время, являясь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Амурского педагогического колледжа, и имея возможность рассказывать студентам об «особенных» детях на уроках методики и педагогической практики, я стараюсь нацелить каждого будущего педагога на дальнейшую работу с подобными детьми, чтобы они не боялись обучать детей с ограничениями по здоровью на своих уроках, а, наоборот, старались их взять к себе и помогли каждому ребёнку не только осуществить мечту прикоснуться к прекрасному, но и дать возможность почувствовать их полноценными людьми!

Накопленный мною многолетний педагогический опыт в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать только один вывод: занятия музыкой и изобразительным искусством просто необходимы для включения в индивидуальную программу развития детей-инвалидов, как в сочетании с другими видами коррекционной работы, так и отдельно.  Они должны использоваться как в учреждениях дополнительного образования, так и в средних учебных заведениях. Ведь успехи ребят, занимающихся искусством, с каждым годом доказывают всем вокруг, что «ограниченными возможности» - это всего лишь медицинский диагноз, ничего общего не имеющий с их неограниченными возможностями!


 

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто являются художественно одарёнными – они имеют хороший музыкальный слух и голос, прекрасно рисуют и поют, с…

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто являются художественно одарёнными – они имеют хороший музыкальный слух и голос, прекрасно рисуют и поют, с…

Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с

Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с

Преодоление возрастных кризисов

Преодоление возрастных кризисов

М.Ф. Кнауф-Каминской г. Благовещенска, имею достаточно большой опыт работы с подобными детьми, являюсь «первооткрывателем» в системе дополнительного образования в работе с детьми с

М.Ф. Кнауф-Каминской г. Благовещенска, имею достаточно большой опыт работы с подобными детьми, являюсь «первооткрывателем» в системе дополнительного образования в работе с детьми с

В этой работе важно было иметь больше внутреннего, человеческого содержания и сопереживания, желания помочь, желания решать проблемы обучения вместе с родителями, чем просто быть преподавателем

В этой работе важно было иметь больше внутреннего, человеческого содержания и сопереживания, желания помочь, желания решать проблемы обучения вместе с родителями, чем просто быть преподавателем

Занятия по гранту проходили с 1 октября по 15 декабря 2019 года, но несмотря на то, что грант официально закончил своё существование, все учащиеся (всего…

Занятия по гранту проходили с 1 октября по 15 декабря 2019 года, но несмотря на то, что грант официально закончил своё существование, все учащиеся (всего…

Возможно, кто-то из них найдёт своё призвание в искусстве

Возможно, кто-то из них найдёт своё призвание в искусстве

Иногда это позволяет за несколько дней до внезапно появившегося концертного выступления или конкурса подготовить с ним и выучить несколько необходимых произведений!

Иногда это позволяет за несколько дней до внезапно появившегося концертного выступления или конкурса подготовить с ним и выучить несколько необходимых произведений!

Роме с лёгкостью и уверенностью принимать участие в любом ответственном конкурсном мероприятии и завоёвывать при этом призовые места

Роме с лёгкостью и уверенностью принимать участие в любом ответственном конкурсном мероприятии и завоёвывать при этом призовые места

Насти от других детей! Это было просто поразительно!

Насти от других детей! Это было просто поразительно!

В настоящее время, являясь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин

В настоящее время, являясь преподавателем музыкально-теоретических дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023