Из опыта работы в специализированных физико-математических классах учителей физики высшей категории лицея №13 п. Краснообска Новосибирской области Катанских Ларисы Юрьевны и Александра Васильевича.
Мотивация учащихся рейтингом текущей успешности
В методическом приёме организации текущего рейтинга обучаемых в межзачётный период нет чего-то нового. Однако у каждой такой системы есть свои тонкости. В этой статье мы и хотим остановиться на некоторых интересных деталях, не сразу сложившейся у нас системы организации мотивирующего рейтинга на примере 10х, 11х классов.
Образовательное пространство старших спецклассов по физике определяется пятитомником Г.Я. Мякишева, развёрнутое во времени на четыре семестра (полугодия) с двумя зачётами в каждом. Таким образом, имеем восемь зачётов. Это значит, что учебный материал пяти томов разделён на восемь блоков, в каждом из которых находится 7 или 8 упражнений с объёмом задач до полутора сотен. Зачёт и состоит в сдаче этих задач. Ниже будет подробно описана процедура зачёта.
Важным элементом нашей системы является «Карта задач» или маршрутный лист, который в начале очередного межзачёного периода получает каждый ученик. В том листе по неделям отмечена траектория движения по учебному материалу с указанием параграфов и упражнений, числа и сложности предлагаемых задач. Ученик, по мере освоения предложенных задач, делает пометки в своей карте задач с окончательной редакцией карты он приходит на зачёт, подсчитав процент освоенного им объёма задач. При этом на карте задач указаны критерии заявляемой отметки за зачёт: при решении 45% и до 60% ученик получает за зачёт тройку, от 60% до 75% - четвёрку и выше - пятёрку. Таким образом, заявляя процент задач, за которые он отвечает, ученик заявляет предполагаемую оценку за зачёт
Теперь о рейтинге: как он формируется и как определяет процедуру зачёта. Балл рейтинга, прежде всего, складывается из поурочных «морковок», заработанных во время собеседований учителя с классом на лекциях и семинарах. Материал, как правило, предъявляется ученикам в проблемном ключе с большим числом ситуаций, где предлагается несколько вариантов ответов и проводится голосование по этим вариантам. Верный ответ и его объяснение приносит баллы в рейтинг. Хорошие баллы добавляются в рейтинг, когда ученик объясняет у доски решение задач из упражнений. Баллы добавляются за выполнение всех поурочных письменных опросов, диктантов и лабораторных работ. Оценивается ведение конспекта учебника, отсутствие опозданий на уроки и пропусков без уважительных причин. Даже внешний вид и приход родителей на родительское собрание отражается в рейтинге добавленными баллами. Учебная неделя начинается с демонстрации гистограммы рейтинга, где каждый видит своё место относительно лидера. Когда заканчивается учебная четверть, формируется итоговая гистограмма и определяется количество упражнений, выносимых на зачёт для каждого ученика. Если баллы конкретного ученика составляют 90% и более от баллов лидера рейтинга, то он решает всего одно упражнение, случайным образом определяемое уже на зачёте. На стол подбрасывается октаэдр, грани которого пронумерованы. Отличие от рейтинга лидера на 11 - 20% определяет решение уже двух упражнений и т.д.
Наступает день зачёта. Лидер рейтинга получает зачёт автоматом, однако он, как и все, сдаёт свою карту задач с означенным процентом решённых задач. Остальные ученики приходят на зачёт в выбранное ими время, но не более трёх человек в очередные 30 минут. Приносят карту задач с отмеченными активными задачами и подсчитанным процентом их выполнения. Приносят свою рабочую тетрадь, где есть решение всех заявленных задач. И вот теперь бросается октаэдр и номером случайно выпавшей грани определяет упражнение. Затем из этого упражнения ученик вновь случайно определяет решаемую задачу. Но прежде он выписывает на доске активные задачи данного упражнения. После этого он из колоды пронумерованных и перетасованных карточек вытягивает всего одну. Если выбранный номер присутствует в заявленном списке, ученик приступает к решению задачи у доски. Эта всего одна задача закрывает всё упражнение.
Теперь предположим, что нашему ученику нужно решить три упражнения, т.е. три задачи. Пусть у него заявлена четвёрка и он, выпавшие задачи решил на пятёрку - в этом случае заявленный им балл за зачёт поднимается до пяти. А вот если случится, что ученик не справился с выпавшей ему активной задачкой, то его заявленная оценка понижается на балл. В случае полученной за зачёт двойки, следует пересдача, но уже решать надо будет все восемь упражнений.
Описанная система поощряет труженика и хорошо мотивирует лодыря начать работать. Она наполняет учебный процесс мощными эмоциями и переживаниями: здесь и риск и везение и невезение, но, в любом случае выигрывает знание физики, потому что РЕЙТИНГ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.