Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Оценка 4.8

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Оценка 4.8
Семинары
doc
математика +1
4 кл
20.01.2017
Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.
Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является её информатизация. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности в настоящее время имеет особую значимость // слайд 1//. Рассмотрим основные положения реализации информационных и коммуникационных технологий в педагогическом аспекте, неразрывно связанных с оптимизацией процессов преподавания и учения
Из опыта использования ИКТ в учебно районный конкурс.doc
Из  опыта использования ИКТ  в учебно­воспитательном процессе.        Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной  школы является её информатизация.  Формирование информационно­ коммуникативной компетентности младших школьников, становление их  информационной культуры, компьютерной грамотности в настоящее время  имеет особую значимость // слайд 1//.        Рассмотрим основные положения реализации информационных и  коммуникационных технологий в педагогическом аспекте, неразрывно  связанных с оптимизацией процессов преподавания и учения // слайд 2//:  Ученики активно участвуют в процессе учения, взаимодействуют с  образовательной средой. Они не являются пассивными потребителями  информации, а вовлечены в многообразные виды деятельности. Акцент делается на накопление опыта и приобретение соответствующей  функциональной культуры.   Обучение есть творческий, самоуправляемый социальный процесс,  связанный с использованием новых методов, приемов, техник и  дающий возможности систематизации знаний и самостоятельных путей при усвоении содержания образования.  Обучение является ситуационным интегрированным процессом.  Каждый учебный курс играет свою роль в контексте других  существующих курсов. Большого внимания требует установление в  учебном содержании внутренних связей. Содержание может  интегрироваться в процессе самостоятельной работы учеников; новые  знания при этом превращаются в личностно значимые.   Обучение приобретает характер проблемно­развивающего процесса.  Ученики участвуют в решении реальных проблем, выполняя  разнообразные проекты. Их прошлые знания могут актуализироваться  и проверяться в другом контексте. Учителя имеют возможность  хорошо обосновать новый материал.   В центре образовательного процесса находятся обучаемые. Обучение  является самостоятельным, исследовательским процессом. Цель –  эффективное решение значимых проблем. 1  Существует возможность для ролевой инверсии. Каждый участник в  образовательном процессе может быть и преподавателем, и  обучаемым.  Важное место занимает систематизация учебного материала.      Таким образом, использование ИКТ  обладает рядом существенных  достоинств, как для учителя, так и для ученика. Возможности ученика// слайд 3//: учителя// слайд 4//: – проводить исследования,  закреплять полученные знания,  решать задачи и выполнять  упражнения; – получать более точное  представление сложных для  понимания явлений или процессов  за счет трехмерных моделей; – формировать навыки и умения  формулировать проблему и  вырабатывать стратегию ее  решения; – самостоятельно выбирать содержимое  электронного сопровождения уроков; – осуществлять авторскую компоновку  аудиовизуальных иллюстраций из  большого мультимедиа набора и  постоянно пополнять его своими  собственными разработками; – отойти от традиционной формы  проведения урока; – развивать активно­деятельные формы  обучения за счет интерактивности  программы; – работать в индивидуальном темпе; – создавать вариативные проверочные  работы, учитывая индивидуальные  особенности процесса усвоения  материала каждым учащимся; 2 – формировать навыки  самоконтроля; – быстро анализировать успеваемость и  отслеживать динамику ее роста у  каждого учащегося; – осуществлять самостоятельную  исследовательскую деятельность  при написании мультимедиа­ рефератов, сочинений, составлении  проектов, создании школьной  библиотеки наглядных пособий. – собирать целые учебные курсы и  семинары на базе имеющихся в  комплексе и вновь созданных  материалов, адаптировать их к  профильным или авторским учебным  программам.       Каковы же  общие способы действий методической деятельности            // слайд 5//?              Адекватный перевод с научного языка на язык, доступный пониманию  младшего школьника: язык образов, язык действий, естественный язык с применением уже известных детям терминов и символов;  Выявление учебных и развивающих возможностей того или иного  задания для младших школьников;  Выявление учебных и развивающих проблем, возникающих у  школьников в зафиксированный момент обучения.        Широкими возможностями включения младших школьников в процесс  качественного усвоения данных способов действий обладают следующие  технологические приемы организации учебного процесса:    Создание  в пространстве деятельности ученика значимой  для него  проблемной ситуации.  Наполнение проблемной ситуации противоречивостью в состоянии  исследуемого объекта и создание условия для осознания этого  противоречия учеником как проблемы.  Формулировка задачи продуктивного (или творческого) типа,  вытекающей из осознанной учеником проблемы.         Экспериментально установлено // слайд 6//, что при устном изложении  материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1  тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения  до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито  3 непроизвольное внимание, которое становится особенно  концентрированным тогда, когда учебный материал отличается  наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное  отношение. Электронный учебник воздействует на все органы чувств и  особенно на зрительный анализатор, который отличается максимальной  продуктивностью информационных взаимодействий.  Поэтому совершенно  очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.             В данной работе описан опыт использования медиауроков  – уроков с  использованием средств мультимедиа на уроках математики, русского языка,  литературного чтения, окружающего мира, а также внеурочных занятий.           Отметим методические возможности и преимущества медиаурока:  повышение эффективности образовательного процесса за счёт  высокой степени  наглядности; появления возможности  моделировать объекты и явления;   повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет  мультимедийных эффектов;  развитие наглядно­образного  и творческого мышления.   Формы организации учебного пространства  на данных уроках:    индивидуальные;               коллективные:                                                                                            а) парное взаимодействие;                                                                                          б) микрогрупповое взаимодействие;                                                                         в) групповое  взаимодействие;                                                                                   г) межгрупповое взаимодействие.     На своих уроках для формирования информационно­коммуникативной  компетентности младших школьников мы внедряем следующие  мультимедийные дидактические средства // слайд 7//:   Слайд представляет  собой отдельный фрейм (окно), занимающий всю  доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст,  графические, видео­ и аудиообъекты, командные кнопки,  предназначенные для организации интерактивного процесса между  компьютером и учеником. Слайды могут создаваться как учителем, так  и учащимися с помощью программы Windows Power Point в кабинете с  4 компьютером, видеопроектором и экраном на любых этапах урока и  внеурочных занятий.    Видеовыдержки из справочной литературы – это точные выдержки  словарной или энциклопедической статьи, в которых раскрывается  лексическое значение слова, дается анимированное изображение  объекта, о котором идёт речь.  Видеовыдержки из словаря могут иметь  звуковое сопровождение и применяются, как правило, при объяснении  нового материала.   o Показ видеовыдержки из «Энциклопедии для детей.  Биология»  «Многообразие живой природы» использован на уроке №1 темы «Человек ­ часть живой природы»  (Окружающий мир. 2 класс). Красочное оформление   способствовало лучшему запоминанию отличительных  признаков разнообразных форм жизни и систематизации  знаний о млекопитающих // слайды 8 ­ 13//.  Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, взятые из какого­либо текста, выводимые, как правило, на  экран компьютера бегущей строкой. Видеовыдержки из произведений  художественной литературы сопровождаются иллюстрациями из  художественных произведений, которые служат фоном для  напечатанного текста. Они используются как во время коллективной  работы со всем классом, так и в форме самостоятельной работы.  o Для  формирования внутреннего  плана действий на уроках  обучения грамоте использовалось задание “Восстанови  сказку” // слайд 14//. o Видеовыдержка из мифов «12 подвигов Геракла»  (Литературное чтение. 4 класс) направлена  на развитие  представления о способах изображения персонажей, о  средствах создания образа в изобразительном  искусстве      // слайд 15//. o Видеовыдержка из сказки С. Козлова «Как Львёнок и  Черепаха пели песню» применялась на уроке «Личные  окончания глаголов 1 и 2 спряжения» (Русский язык. 4  класс) для выработки правильного способа действия при  определении числа и лица глаголов и введения понятия  спряжение глаголов // слайды 16 ­ 17//. 5  Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются посредством  умозаключений с использованием текстового материала,  предъявляемого на экране. Видеозадачи решаются младшими  школьниками при объяснении учителем нового материала или  организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего  повторения.   o  Так, на уроках математики в 1 классе по теме  «Сравнение и  классификация предметов по различным признакам» была  использована следующая серия задач // слайд 18//:  “Найди отличия”. Сравнить два рисунка, назвать отличия.  “Найди общее и особенное” Что общего и особенного в  следующих парах: пальма­ель; ёж­ёлка и т.д.   Аналогичные задания можно проводить и на уроках окружающего мира,  изучая темы  «Что нас окружает», «Удивительные растения мира» и т.д.  o Для закрепления понятия «ярусы леса» была проведена работа в  группах «Верно ли построены лесные этажи?» на уроке   «Россия  – страна лесов» (Окружающий мир. 4класс) // слайд 19 //. o   При изучении темы  «Как по неопределенной форме узнать  спряжение глагола?» (Русский язык. 4 класс) проведено  коллективное составление «Алгоритма определения спряжения  глаголов»: первая часть алгоритма построена на знакомой  информации, следующая – требует уточнения, изучения нового  материала. Схема динамичная, поскольку её следующая часть  может заполнятся только после заполнения предыдущей // слайд  20//. Алгоритм затем применяется на практике.  Видеокроссворды – это игры­задачи.  Видеокроссворды составляются  учителем для проверки знаний учащихся с помощью программы Excel.  Они могут проецироваться на экран как для одновременной работы со  всем классом, так и для индивидуальной работы с учащимися.  o  Обобщение знаний по теме « Кто родителей почитает, тот во век  не погибает» (Литературное чтение. 3 класс) проводилось при  помощи кроссворда  «Найди фамилии авторов» //слайд 21//, в  котором дети пользовались указателем для выделения фамилий. o Для формирования понятия «орфограмма» использовался  кроссворд на уроке «Орфограммы ударных и безударных  гласных» (Русский язык. 2 класс) // слайд 22//. 6  Видеоигры – это вид учебной деятельности, позволяющий учащимся в  увлекательной форме с помощью компьютера получать,  расширять,  закреплять и проверять знания. Видеоигры придают процессу обучения  занимательный характер, способствуют возникновению межпредметных  связей и повышают мотивацию учеников.   o Во время урока «Живая и неживая природа» (Окружающий мир. 1 класс) была проведена когнитивная физкультминутка ­ игра  “Найди лишнего”, в ходе которой не только определялась среда  обитания животных, но и изображались движения // слайд 23//. o На этапе актуализации опорных знаний урока по теме  «Россия на  географической карте» (Окружающий мир. 4 класс)  помогала   настроиться на рабочий лад игра «Зоркий глаз» ­ расставить  буквы в определенном порядке и ответ готов // слайд 24//. o На уроке русского языка во 2­м классе по теме: "Развитие умения находить в словах суффиксы" проводилась игра “Побудь  волшебником” // слайд 25//: ­ Вот у меня “волшебная” палочка, а  вот слова: нос, карандаш, шар, слон, дом. Кому я дам свою  палочку, тот становится волшебником и превращает слова в  названия маленьких предметов.  o При изучении темы «Степные просторы» (Окружающий мир. 4  класс) была проведена видеовикторина «Знай и люби свой край!» o В 4­м классе при изучении темы “Природные зоны ” занимались  творческими и информационными проектами, например,  участвовали  в конкурсе на лучшую мультимедийную презентацию «Лесная газета». Эти проекты позволили не только проверить  усвоение учебного материала, но и повысить мотивацию учеников, развивать их творческий потенциал.  o Игры со словами способствуют лучшему запоминанию их  орфографического образа  и могут проводиться практически на  каждом уроке русского языка // слайд 26//.  Видеотаблицы  ­ это печатный видеоматериал, выводимый учителем  или учеником непосредственно на экран, сгруппированный в виде  нескольких столбцов, имеющих самостоятельные заголовки и  отделенные друг от друга горизонтальными и вертикальными линиями.  Видеотаблицы применяются при изучении нового материала,  закреплении знаний, анализе работы и т.д.  7 o  Для  рассмотрения примеров  нарушений сообщества водоема,  вызываемых человеком,  была проведена работа в группах   «Укажи стрелками причину и её следствие» на уроке «Природные сообщества. Водоемы» (Окружающий мир. 4 класс) // слайд 27//.  Видеопросмотры на уроках  особенно важны для повышения общей  культуры младших школьников, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной культуры.  o В 2008­2009 учебном году 4 классе на уроках окружающего мира  были организованы видеопросмотры  фильмов «Добыча полезных  ископаемых» (тема «Полезные ископаемые»), «Уссурийская  тайга» (тема «Россия – страна лесов»), мультфильма «Князь  Владимир» (тема Киевская Русь. Крещение Руси»). В 1 классе во  второй четверти занятия клуба «Веселых математиков»    проводились «с участием» героев мультфильмов ­ смешариков.   Данные средства дают материал для дискуссий, различного рода  сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и  активизируют их творчество.       Мне кажется, что список возможностей программы Power Point для  повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться,  что возможности программы PowerPoint помоuen учителям повысить  эффективность уроков по различным предметам.        Таким образом, преимущества обучения младших школьников,  проводимого на основе мультимедийных технологий, позволяющих  использовать различные виды информационного обеспечения, очевидны.  Применение ИКТ придает интерактивный характер обучению, позволяет  осуществлять работу в деятельностном режиме с использованием групповых  форм в процессе постановки  задачи, выполнения практической работы и  обсуждения ее результатов. Кроме этого каждый учитель имеет возможность  создать “Индивидуальный портфель”, т. е. собрать и систематизировать  создавать комплекс материалов к урокам. Построенная с использованием  современных мультимедиа­технологий система предоставляет уникальные  возможности для реализации творческих инициатив учителя. 8

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Из опыта использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Из  опыта использования ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017