Из опыта моей работы в сельской школе
Оценка 4.8

Из опыта моей работы в сельской школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
25.11.2018
Из опыта моей работы в сельской школе
23 года я отработала в сельской школе в Костромской области. Вела английский язык во 2-11 классах. За эти годы накопился немалый опыт, свои фишечки. Всё-таки работа на селе имеет свои нюансы. Хочу поделиться своими наработками , которые, возможно, будут интересны и другим сельским учителям.
ИЗ ОПЫТА МОЕЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ.docx
Харабрина Ольга Игоревна, учитель английского языка МБОУ города Костромы “Средняя общеобразовательная школа № 7” Хорошее, качественное обучение иностранному языку Из опыта моей работы в сельской школе Проработав 32 года в школе, поняла, по-моему, главное: большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики выдадут вам все сполна: и зазубривание слов с фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией. возникает только тогда, когда оно способствует максимальному вовлечению ребёнка в процесс учебы. Этому, в значительной степени, содействует мотивация. Однако практика показывает, что у большинства учащихся сельских школ наблюдается отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. Именно по этой причине в своей работе на первое место я выдвигаю задачу повышения мотивации к изучению иностранного языка. В решении этой задачи обращаю внимание, прежде всего, на такие компоненты как: -формирование познавательного интереса учащихся -создание благоприятной атмосферы урока -разнообразных форм обучения Считаю, что на каждом уроке следует применять такие формы работы, которыми можно «приохотить» ученика к учению, развивать его интересы. Одной из таких форм, привлекающих внимание учащихся, показывающих практическую значимость изучаемого предмета, является учебное общение. Считаю, что обучать говорению, не обучая общению, нельзя. Говорение - всегда процесс активный, т.к. в нем проявляется отношение говорящего к окружающей среде, говорение всегда целенаправленно, говорящий всегда желает достичь своими высказываниями какой- либо цели, убедить или разубедить собеседника, высказать сочувствие. Иностранный язык - особый предмет. Его спецификой является ярко выраженная практическая направленность. Но если рассматривать иностранный язык не только как средство общения, но и как средство проникновения в культуру, психологию, менталитет другого народа, то можно понять, насколько велика его значимость для духовного, интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта, чувства языка, благоприятно влияет на мышление, память, воображение. Развиваются волевые качества, в частности, усидчивость. Внимание младших школьников неустойчиво: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 мин) монологических объяснений учителя, быстро утомляются, спад их работоспособности наступает обычно уже через 10 минут. И даже при переключении ребенка с одного вида деятельности на другой происходит утомление (рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности и т.д.). Снять утомление, повысить эффективность занятия можно включением двигательных упражнений, физкультминуток, игр, разучиванием стихотворений, считалок, песенок, инсценировок. Немалое значение имеют эмоциональность и увлеченность детей. Эмоции младшего школьника отличаются высокой подвижностью. Эта особенность нервной системы детей может быть использована в учебно-воспитательном процессе. Вызвать положительную эмоциональную реакцию и длительный интерес способны игры и музыка. Выполнение физических упражнений, танцы, инсценировка песенок доставляет детям не только большое эстетическое наслаждение, но и помогает сделать изучение нового материала занимательным и познавательным. Песня является педагогическим приемом, обогащает словарный запас, развивает навыки правильного произношения и развивает кругозор. Все это в конечном итоге обеспечивает высокий уровень автоматизации умений и навыков говорения на основе текстов песен. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. В процессе обучения я широко использую игры, песенки, считалки, и обучение английскому языку строится как процесс вхождения в культуру носителей языка. Выбор приемов и технологий обучения При отборе содержания обучения учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы. Я подбираю материал с учетом разных возрастных групп в начальной, основной и старшей школе. Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала и в выборе тем для обсуждения. Личностно-ориентированный подход влияет на выбор приемов и технологий обучения. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет меня отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как обучение в сотрудничестве и метод проектов, коллективный метод, групповые, парные формы работы. В течение последних шести лет я овладела компьютерной грамотностью и использую ИКТ в процессе обучения иноязычной культуре не только для разработки и оформления дидактического материала: карточек, коммуникативных заданий, но и для обеспечения наглядности учебно-воспитательного процесса. Об учение грамматике Кроме вышеизложенных общих принципов деятельности я опираюсь еще и на следующие правила, правильность которых подтверждается опытом работы многих поколений, общей методикой преподавания иностранного языка и моими личными наблюдениями. Правило №1: неизученной лексики». структурой, не доведя до автоматизма изучаемую структуру». «Никогда не вводить новый грамматический материал на базе Правило №2: «Не переходить к работе над новой грамматической Правило №3: «Не нарушать последовательность работы над новой 1. 2. Введение, фонетическая отработка. Работа в следующих режимах последовательно грамматической структурой, а именно: Т → Р Т → Р → Р Р → Р 3. Работа в парах сменного состава по следующей схеме: Р1 → Р 2 Р3 → Р4 Р1 → Р3 Р1 → Р4 Р2 → Р3 Р2 → Р4 4. Функциональное употребление грамматической структуры. Изучение - это первая стадия обучения грамматике. Даю Hi! My name is Helen. I am from Great Britain. My friend учащимся небольшой текст с примерами на новое правило и предлагаю учащимся в группах по 2-3 человека изучить примеры и обнаружить в них грамматические закономерности, и с помощью учителя или самостоятельно вывести грамматическое правило. Например, при изучении употребления глагола to be в настоящем простом времени я предлагаю учащимся следующий текст: Nick is from Scotland. We are from Great Britain. Dan and Pete are from USA. We are great friends. Ученикам предлагается самостоятельно « исследовать» грамматическое явление. Способ начала беседы должен быть потенциально значимым. « Представьте что вы ученые- исследователи. Обратите внимание на выделенные в ваших текстах слова и постарайтесь понять их значение, объяснить их употребление». Данное приглашение оказывает огромное влияние на учащихся, и они с удовольствием включаются в игру. Ведение диалога между учителем и учащимися зависит от возраста учеников, их степени подготовленности, от реакции учащихся и понимания материала. учащиеся найдут определенные закономерности в предложенных учителем примерах на стадии изучения, ученики могут обобщить сделанные находки, фокусируя свое внимание на структуре. Стадия объяснения правил выполняет важную функцию. Учащиеся чувствуют себя в безопасности, когда знают правила и Объяснение - вторая стадия обучения. После того, как всегда могут обратиться к ним, если возникают сомнения. В некоторых случаях может оказаться полезным обратиться к учебнику и сопоставить примеры из книги с примерами стадии изучения. Выглядя несложно, метод сравнения примеров и озвучивание правил оказывает огромное влияние на учащихся. Он служит определенным мостиком между тем, что ученики нередко называют теорией, или тем, что дается в учебнике, с одной стороны, и «практическим использованием», т.е. тем, что учащиеся обнаружили на стадии изучения, - с другой. Очень важно показать учащимся связь между реальными примерами и правилами. Данная связь поможет им овладеть новыми знаниями на основе того, что уже открыто и исследовано. После объяснения грамматических правил я снова даю аутентичные примеры возможного использования формы в реальных жизненных ситуациях для изучения их в группах или парах. Это, как правило, помогает учащимся использовать полученные знания на практике в реальном общении. Следующая стадия - это стадия использования. Цель данной стадии - дать возможность применить изученный материал при построении значимого высказывания. С одной стороны, это может служить в качестве мотивации изучения иностранного языка. При использовании учащиеся могут видеть, как применяются полученные знания на практике. С другой стороны, стадия использования дает им возможность общаться между собой под контролем учителя. Реакция преподавателя обычно дает им сигнал верного использования языка. Несомненно, коммуникация будет лучше, если используется аутентичные ситуации, а именно, когда учащиеся обсуждают знакомые и интересные для них темы. интерактивная последовательность «ученик-ученик». Предполагается, что, разбившись на пары, ученики будут по очереди рассказывать о своих семьях, используя при этом Simple Present . Теоретически каждый ученик должен обладать равными возможностями рассказать про свою семью и прослушать рассказ партнера. Однако, практически, ученики очень часто распределяют между собой роли по принципу « кто лучше учится», «кто лучше понял задание» и т.д. Исполняя роль лидера, учащиеся чувствуют определенную ответственность за грамматически правильную речь. Они исправляют свои ошибки и ошибки более слабых учащихся группы. Стадия использования является примером значимого коммуникативного задания. Отличительная черта жизненной коммуникации - спонтанность. Использование на уроках коммуникативно-направленных заданий позволяет учащимся применять реальные жизненные ситуации. В начале работы на стадии использования устанавливается Групповая форма работы Групповая работа на стадии обучения грамматике является чрезвычайно значимой. Взаимодействие между соучениками или их партнерами создает условный микромир, позволяющий учащимся самим уточнить друг у друга задание и даже предложить коррекцию ошибок. Естественно, это ведет к формированию и развитию компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции. Учитель при этом не должен ослаблять свою контролирующую функцию. Это не время отдыха преподавателя. Я стараюсь постоянно находить приемы и методы контроля над происходящим в группах. Коллективный метод обучения Одним из методов, используемых мною для тренировки грамматического материала, является коллективный. Суть его в том, что в парах сменного состава учащиеся взаимообучаются. Изготавливаю карточки по количеству учащихся в группах. Каждая карточка рассчитана на 10-15 минут работы. Все карточки в блоке должны быть разного цвета. Алгоритм работы ученика в малой группе следующий:  за стол садятся по четыре человека  выкладываются все карточки  каждый выбирает по карточке и самостоятельно выполняет ее, затем объединяется в пару с любым, кто выполнил задание на своей карточке  объясняет свою карточку  слушает объяснение второго ученика  дальше происходит обмен карточками, объединяется с новым учеником Задания на карточках могут быть большими или меньшими по своему объему, а также разными по степени сложности в зависимости от подготовленности класса. Подобные карточки с заданиями можно приготовить по любой теме в любом классе. Очень важен учет личности для парной, и особенно для групповой работы. Группы нужно составлять только по желанию. Метод проектов Метод проектов помогает рационально сочетать теорию и практику, а также решать конкретные проблемы в совместной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться, развивает критическое мышление, его направленность на результат. Этот результат должен быть увиден, осмыслен и применен в практической деятельности. Существует семь этапов работы над проектами: 1. Определение проблемы. Определение разных типов проектов, количества учащихся, вид проекта. 2. Выдвижение и обсуждение гипотез основной проблемы. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов решения. 4. Самостоятельная работа учащихся. 5. Промежуточное обсуждение полученных результатов в группах 6. Защита проектов. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы. Работая над проектами, учащиеся самостоятельно выводят правила, находят закономерности, учатся сотрудничать и работать творчески. Все это способствует повышению их мотивации к учебной деятельности, развивает их познавательные навыки и помогает сформировать прочные умения и навыки грамматически правильной речи. На различных уроках я применяю различные виды проектов: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, и др. Другие коллективные формы работы Следующий вид работы, который я применяю на уроках формирования грамматических навыков говорения - “Find someone who.” Например, при работе над употреблением глагола to be в личной форме учащиеся получают задание найти, кто еще из учащихся, которые предварительно получили задание представить себе, что они живут в разных странах, родом из Британии. Каждый из них должен опросить не менее 5-ти учащихся группы и обобщить, подготовить небольшое сообщение. Например, все они обращаются друг к другу с таким вопросом: “Are you from Great Britain?” Опрашивают 5-6 человек и подводят итоги: “Pupil 1 is from England, pupil 2 is from Scotland, pupil 3 is from Ireland, pupils 4 and 5 are from Wales. They are from Great Britain.” Аналогичные упражнения удобно использовать по любой теме: при закреплении глагола like или структуры would like, глагола can и т.д. Применение коллективного метода при обучении грамматическим навыкам говорения дает хорошие результаты. Сравнительные результаты тестирования по грамматике, которые я провожу регулярно в конце каждого года работы над проблемой с целью диагностики, показывают положительную динамику уровня подготовки по изученным грамматическим темам. Игры Часто на уроках формирования грамматических навыков Игра в «Морской бой» (“Sea Battles”). Ученики работают в Игра “Jeopardy Game”-один из приемов коллективного метода говорения я использую игры, как на раннем этапе, так и на среднем и старшем этапах обучения. парах. обучения на уроке. Работа также проходит в парах сменного состава. Этот прием я использую в разных классах на уроках формирования как грамматических, так и лексико-грамматических навыков говорения. Использование игр на уроках способствует повышению мотивации учащихся к обучению, помогает закрепить на практике изученный грамматический материал. Игры “Cards” и «Домино» можно применять на уроках при работе над первичным закреплением трех форм глаголов и суффиксов словообразования. У меня имеется набор карт. На картах три формы неправильных глаголов (на каждой карте по одной форме). Один глагол имеет только две формы. Например, глагол to go. Вместо третьей формы “gone” на третьей карточке нарисован джокер. Все становятся в круг, и учитель раздает карты учащимся. По моему знаку (например, хлопок) каждый передает одну карту соседу слева. Игра идет в быстром темпе. Тот, кто набирает три формы, выкладывает их на стол. Задача каждого состоит в том, чтобы набрать как можно больше трех форм глаголов и избавиться от джокера. Тот, у кого в конце игры останется джокер, считается проигравшим. Он платит фанты. Для работы над словообразованием и закрепления материала по данной теме я использую игру «Домино». Играть в домино могут до десяти человек. ________________________________________________________ В обучении говорению я использую различные типы заданий. На ранних этапах обучения пересказу даю кратко резюмированный образец пересказа, обращая внимание на узловые моменты текста, что позволяет учащимся настроиться на пересказ мысленно, «прокрутить содержание текста», оживить в памяти его детали. Обычно объем пересказа учащихся всегда меньше исходного текста, ряд деталей и подробностей текста пропускаются, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения обычно заменяются простыми, но учащиеся не заучивают механически, а передают текст как бы своими словами. На первых порах разрешаю учащимся пользоваться заметками, планами. Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится.   Учащийся   всячески   пытается   избежать   изучения   предмета,   который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.  Диагностика   мотивации  в   школьной   практике   может   успешно осуществляться методом наблюдения. Решающим обстоятельством здесь является то, что педагог имеет возможность наблюдать деятельность ученика в различных учебных ситуациях.  Для определения причин неблагополучия  решила проанализировать состояние  дел с помощью анкеты, предложенной Ефимом Израилевичем Пассовым в его  учебном издании «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению».  Анкета взята не полностью и была проведена с учащимися 5­х и 7­ых классов.  Фрагмент одной из анкет, используемых для выявления настроя на обучение и затруднений: Анкета 1.  С желанием ли и интересом ты приступил к изучению иностранного языка во 2­м классе? Подчеркни нужное: да, нет. 2.   Как   обстоят   дела   теперь?  Обведи   кружочком   вариант,  который   тебе подходит: а) учиться не хочу, не интересно  б) учиться хочу, но стало неинтересно в) учиться хочу и учу с прежним интересом г) учиться хочу, стало еще интереснее 3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык?  Ниже   перечислены   возможные   причины.   Прочти   их   внимательно.   Выбери подходящие и обозначь их цифрами в порядке значимости для тебя.  1) Родители хотят, чтобы я знал хотя бы один иностранный язык. 2)  Считаю,  что каждый  образованный  человек должен знать  хотя  бы один иностранный язык. 3)   Привлекает   возможность   обсуждать   события,   общаться   с   ребятами   на иностранном языке. 4) Иностранный язык  необходим для дальнейшей учебы, будущей профессии. 5) Изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе. 6) Изучаю иностранный язык, потому что люблю и уважаю своего учителя. 7) Учитель всегда интересно, по­новому проводит уроки. 8) Мне нравится узнавать, как устроен язык. 9)  Иностранный   язык  служит средством  получения знаний  о  том,  что мне интересно. 10) У меня хорошие отметки по всем другим предметам, и я хочу, чтобы по иностранному языку отметка была тоже хорошей. 11) Хочу знать язык не хуже моих товарищей.  Данные анкетирования говорят о том, что почти все ученики (93%) приступили к изучению иностранного языка с желанием и интересом. Учащиеся дополнительно к анкете   сообщили,   что   им   хотелось   изъясняться   на   иностранном   языке   со сверстниками,   декламировать   стихотворения,   петь   песни   на   иностранном   языке, читать,   узнавать   о   других   странах.   В   начале   7­   го   класса   интерес   учащихся   к иностранному   языку   резко   упал.   У   18%   учащихся   пропали   интерес   и   желание. Желание сохранилось, но стало неинтересно изучать язык 62% учащихся. Желание и интерес сохранились на прежнем уровне у 15% ребят. Желание и интерес возросли только у 5% школьников данных классов.  Основными   побудительными   причинами   для   изучения   иностранного   языка оказались следующие: желание родителей, а не ребенка; присутствие иностранного языка в программе; желание получить такие же хорошие отметки по иностранному языку, как и по другим предметам. 15 10 5 0 мотивы получения знаний мотивы получения отметки 3 кл 5кл 7 кл

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе

Из опыта моей работы в сельской школе
Скачать файл