Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ

  • Работа с родителями
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры. Данная форма работы на протяжении более 5 лет (с сентября 2012 года) успешно развивается администрацией и педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» . Мы убеждены, что описываемая практика по праву, может считаться одной из лучших, так как вовлечение родителей, социальных партнёров в единое пространство детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях: психолого - педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь отдельным семьям в воспитании детей, взаимодействие родителей с общественными организациями города.
Иконка файла материала статья из опыта работы с родит.docx
Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ Одна   из   самых   актуальных   и   значимых   тем   в   современной   педагогике   ­ идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей, наделенных   чувством   долга,   любящих   родителей   и   других   членов   семьи,   уважающих окружающих.  Семья ­ это первый социальный институт каждого ребёнка, который  может обеспечить   его   полноценное   индивидуальное   развитие     и   дальнейшую   социализацию   в обществе   (Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   "Об   образовании   в   Российской Федерации"  Новые задачи, встающие перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ, детский сад), предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему, а именно: ­ педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным,   гуманным   со   стороны   педагогического   коллектива;     ­   педагоги ориентируются   на   сотрудничество   и   взаимодействие   с   родителями   и   ближайшими социальными институтами.  Проанализировав   сложившуюся   ситуацию,   существующие   в   практике   формы   и методы   взаимодействия   ДОУ   с   родителями   мы   пришли   к   выводу,   что   наиболее эффективной   формой   сотрудничества   с   родителями  является   организация       клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в  пространстве родитель ­ ребёнок ­ детский сад ­ социальные партнёры.  Данная форма работы  на протяжении более 5 лет  (с сентября 2012 года) успешно   развивается   администрацией   и   педагогическим     коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок»  г. Надыма» (далее – МДОУ. Мы   убеждены,   что   описываемая   практика   по   праву,   может   считаться   одной   из лучших,  так   как   вовлечение   родителей,   социальных   партнёров     в   единое   пространство детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях:  психолого ­ педагогическое просвещение   родителей,   вовлечение   родителей   в   совместную   с   детьми   деятельность, помощь   отдельным   семьям   в   воспитании   детей,     взаимодействие   родителей   с общественными организациями  города. На сегодняшний день     МДОУ располагает       педагогическими, методическими и материальными  возможностями  для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества «Мир дошкольного детства»: ­  детско­родительский клуб « Гармония»; детско­родительский клуб «Вместе с папой»; ­ клуб семейного общения для старшего поколения «Сударыня­барыня». Клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок ­ детский сад ­социальные партнёры, решает поставленные  задачи в работе  МДОУ: создание   положительной   эмоциональной   среды     общения   между   детьми,   родителями   и педагогами; активизация и обобщение педагогических знаний и умений родителей; повышение   правовой   культуры   родителей   для   формирования   осознанного  отношения   к воспитанию детей; повышение психолого­педагогической  культуры родителей; развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности; обогащение  опыта семейного воспитания на основе возрождения народных   традиций.  В качестве основных форм работы в рамках клубной   деятельности   МДОУ были выбраны:  беседы, дискуссии, диспуты;мастер­классы, круглые столы; участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях; выступления (учащихся и педагогов музыкальных школ; воспитанников ДОУ); организация выставок,  фотовыставок, конкурсов; изготовление совместных печатных изданий: газет, буклетов, открыток, информационных бюллетеней; чайные посиделки; обмен опытом; просмотр видеозаписей. Систематичность   проведения   клубных   сообществ:   1­2   раза   в   квартал),   соответствии с календарно­тематическим  планом работы.   в Клубное   сообщество     «Мир   дошкольного   детства»     является   составной   частью институционального   проекта   работы   с   родительской   общественностью,   социальными партнёрами в рамках образовательной организации   МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»   и   группы   организаций   социальных   партнёров:   МБУК   «Надымская   районная клубная система»,МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма»,  Филиал МБУК «Надымская районная клубная система»­ Центр национальных культур и др. Реализация   данной образовательной практики   осуществляется в соответствии с запланированным алгоритмом действий, в котором предусмотрены:  ­   разработка   и   корректировка   нормативно   ­   правовой   базы,   регламентирующей деятельность клубов (приказ; положение); ­ календарно­тематическое планирование; ­ заключение договоров, необходимых для ведения совместной с социальными партнерами образовательной деятельности; ­ самообразование и курсы повышения квалификации педагогов.  Связь поколений ­ важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребёнка. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных   традиций.   Поэтому   сегодня   актуальным   становится   поиск   путей   и   средств формирования   культа   семьи,   ценностного   отношения     к     представителям       старшего поколения,  повышения  их  активности в вопросах воспитания.  С   целью   создания   благоприятных   условий   для   сотрудничества   всех членов семьи и педагогов   ДОУ в   вопросах   воспитания   детей,   а   также   интересного   и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках  клубного сообщества с сентября 2014 года был организован клуб бабушек "Сударыня­барыня».      достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:  привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ; Для    Первая   встреча   прошла     30   сентября   в   праздничной   обстановке,   так   как   на следующий день в России отмечался праздник – День пожилого человека.  Воспитанники   обеспечение   преемственности   методов   и   приемов   воспитания   в   семье   и   ДОУ, сохранение   и   укрепление   внутрисемейных   и   межсемейных   связей     разных поколений; распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций; воспитание уважения к старшему поколению. Участниками   клуба   стали   дети   дошкольного   возраста,   бабушки   и   родители  воспитатели, музыкальный   руководитель,   педагоги   дополнительного воспитанников, образования, инструктор воспитанию.  При создании данного клуба были изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений   со   старшим   поколением,   определена   степень   участия   бабушек   в воспитании детей.  физическому подетского   сада   приготовили   для   своих   любимых   бабушек   и   дедушек   музыкально­ хореографическую   композицию   и   праздничные   сувениры.     Приятным   сюрпризом   для членов клуба и гостей  было выступление воспитанников фольклорного отделения ­ МОУ ДОД «Детская школа искусств №2 г. Надыма», наших социальных партнеров. (Приложение №3) За время деятельности клуба планируется  выпустить:  накопительную папку с колыбельными, пестушками, уговорушками; буклеты и памятки по воспитанию детей.         Также в рамках деятельности клуба были организованы выставки и совместные развлекательно ­ игровые программы. Детско   ­   родительский   клуб   «Гармония»   –   это   перспективная   форма   работы   с родителями,   учитывающая   актуальные   потребности   семей   и   способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.   Основными  целями создания детско ­ родительского клуба «Гармония» являются:  выявление потребностей родителей в области воспитания и развития собственного ребенка; повышение   психолого­педагогической   компетентности   родителей   в   вопросах воспитания и развития детей дошкольного  возраста;  формирование   партнерских   отношений   между   специалистами   дошкольного образовательного   учреждения   и   родителями,   педагогическое   просвещение родителей. На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач: ­ установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению; ­ расширение знания родителей в вопросах педагогики, возрастной психологии и педиатрии в различных мероприятиях (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники и др.); ­   вовлечение   родителей   в   совместный   воспитательно   –   образовательный   процесс дошкольного образовательного учреждения; ­ популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди населения микрорайона; ­ обобщение опыта семейного воспитания. Вся деятельность клуба   осуществляется на добровольных началах, методический контроль  над деятельностью клуба  осуществляется  заведующим МДОУ,   практическое руководство деятельностью клуба возложено на   социального педагога, педагог­психолог реализует психологическое сопровождение деятельности клуба, девиз клуба «Ты расти, а мы поможем». Клуб   посещают   на   постоянной   основе   12   семей,   постепенно   число   семей увеличилось   до 19, периодически   посещают клуб   14 семей.   В клуб вместе с детьми приходили  не только родители, но и бабушки, тёти, старшие братья и сёстры.  У каждой семьи  есть своя  накопительная папка,  в которую собираются работы  по продуктивной деятельности.  Тематика встреч была различной:  ­  «Мудрые заповеди народной педагогики ­ «Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей»  ­ «Защитим детей от…»  ­ «Талант и личностьЗа   период   функционирования   клубного  сообщества   «Мир   дошкольного   детства» самым   сложным   для   нас   оказалось   привлечение   самих   родителей   к   активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей. В целях повышения активности родителей в работе клубного сообщества большая роль   отводится   наглядной   информации.   Ежемесячно   оформляются   папки­передвижки, информирующие о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в   рамках   клубного   сообщества.     Проводится   анкетирование   родителей   «Пожелание   и потребности   родителей   воспитанников   в   работе   семейного   клуба».   Данная   форма взаимодействия   интересна   тем,   что   тематика   заседаний   может   варьироваться   в зависимости от социального запроса родителей,   каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как   организации   и   содержания   работы   клубного   сообщества,   так   и   особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Созданы и растиражированы: рекомендации для   педагогов   и   родителей:   «Зависимости   между   родительским   влиянием   и   качеством воспитания   детей»,   памятки:   «Нарушение   осанки.   10   советов   родителям»;     «Заповеди отцовства»; «Как создать благоприятную семейную атмосферу»; «Доверительные письма родителям по воспитанию ребенка в семье»; «Кодекс семьи». В результате работы клубного сообщества в МДОУ:  повысилось регулярное участие родителей в планировании образовательного процесса – на 7%;  повысился уровень участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,  участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения 100%.  посещение   родительских   собраний,   участие   в   праздниках   и   развлечениях,   проектной деятельности – 100 %. снизилось число родителей – наблюдателей – на 12 %;   повысилось количества родителей – лидеров – на 5 %; повысилось количества родителей – исполнителей – на 15 %. Взаимодействие     трёх   структурных   подразделений   клубного   сообщества   «Мир дошкольного   детства»     способствует   созданию   инновационного   образовательного пространства.   Организация   взаимодействия   ДОУ   и   семьи   в   форме   семейного   клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно­образовательном процессе и способствует укреплению связи   между   дошкольным   учреждением   и   семьями   воспитанников.   В   результате неформального   общения   детей   и   взрослых   создана   не   только   внутрисемейная,   но   и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Освещение реализации проекта ведется во всех СМИ: организованы публикации в прессе,   участие   в   тематических   передачах   Надымской   студии   телевидения,   размещена информация на Интернет­сайтах.