Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры. Данная форма работы на протяжении более 5 лет (с сентября 2012 года) успешно развивается администрацией и педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» .
Мы убеждены, что описываемая практика по праву, может считаться одной из лучших, так как вовлечение родителей, социальных партнёров в единое пространство детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях: психолого - педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь отдельным семьям в воспитании детей, взаимодействие родителей с общественными организациями города.
Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ
Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике
идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и
всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей,
наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих
окружающих. Семья это первый социальный институт каждого ребёнка, который может
обеспечить его полноценное индивидуальное развитие и дальнейшую социализацию в
обществе (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
Новые задачи, встающие перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ,
детский сад), предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с
другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На
современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную
систему, а именно:
педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; педагоги
ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими
социальными институтами.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и
методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее
эффективной формой сотрудничества с родителями является организация клубного
сообщества «Мир дошкольного детства» в пространстве родитель ребёнок детский сад
социальные партнёры. Данная форма работы на протяжении более 5 лет (с сентября 2012
года) успешно развивается администрацией и педагогическим коллективом МДОУ
«Детский сад «Родничок» г. Надыма» (далее – МДОУ.
Мы убеждены, что описываемая практика по праву, может считаться одной из
лучших, так как вовлечение родителей, социальных партнёров в единое пространство
детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях: психолого педагогическое
просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность,
помощь отдельным семьям в воспитании детей,
взаимодействие родителей с
общественными организациями города.
На сегодняшний день МДОУ располагает педагогическими, методическими и
материальными возможностями для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества
«Мир дошкольного детства»:
детскородительский клуб « Гармония»;
детскородительский клуб «Вместе с папой»;
клуб семейного общения для старшего поколения «Сударынябарыня».
Клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок детский сад социальные
партнёры, решает поставленные задачи в работе МДОУ:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и
педагогами;
активизация и обобщение педагогических знаний и умений родителей;
повышение правовой культуры родителей для формирования осознанного отношения к
воспитанию детей;
повышение психологопедагогической культуры родителей;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
обогащение опыта семейного воспитания на основе возрождения народных традиций.
В качестве основных форм работы в рамках клубной деятельности МДОУ были
выбраны:
беседы, дискуссии, диспуты;мастерклассы, круглые столы;
участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях;
выступления (учащихся и педагогов музыкальных школ; воспитанников ДОУ);
организация выставок, фотовыставок, конкурсов;
изготовление совместных печатных изданий: газет, буклетов, открыток, информационных
бюллетеней;
чайные посиделки; обмен опытом; просмотр видеозаписей.
Систематичность проведения клубных сообществ: 12 раза в квартал),
соответствии с календарнотематическим планом работы.
в
Клубное сообщество «Мир дошкольного детства» является составной частью
институционального проекта работы с родительской общественностью, социальными
партнёрами в рамках образовательной организации МДОУ «Детский сад «Родничок» г.
Надыма» и группы организаций социальных партнёров: МБУК «Надымская районная
клубная система»,МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма», Филиал МБУК
«Надымская районная клубная система» Центр национальных культур и др.
Реализация данной образовательной практики осуществляется в соответствии с
запланированным алгоритмом действий, в котором предусмотрены:
разработка и корректировка нормативно правовой базы, регламентирующей
деятельность клубов (приказ; положение);
календарнотематическое планирование;
заключение договоров, необходимых для ведения совместной с социальными партнерами
образовательной деятельности;
самообразование и курсы повышения квалификации педагогов.
Связь поколений важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня
близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не
говоря о полноценном участии в жизни ребёнка. Отсутствие тесного контакта детей со
старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате
семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств
формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего
поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов
семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и
содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в
МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках клубного сообщества с сентября
2014 года был организован клуб бабушек "Сударынябарыня».
достижения
данной цели были сформулированы следующие задачи:
привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
Для
Первая встреча прошла 30 сентября в праздничной обстановке, так как на
следующий день в России отмечался праздник – День пожилого человека. Воспитанники
обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ,
сохранение и укрепление внутрисемейных и межсемейных связей
разных
поколений;
распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
воспитание уважения к старшему поколению.
Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и родители
воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного
воспитанников,
образования, инструктор
воспитанию.
При создании данного клуба были изучены особенности семей воспитанников, характер
взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в
воспитании детей.
физическому
подетского сада приготовили для своих любимых бабушек и дедушек музыкально
хореографическую композицию и праздничные сувениры. Приятным сюрпризом для
членов клуба и гостей было выступление воспитанников фольклорного отделения МОУ
ДОД «Детская школа искусств №2 г. Надыма», наших социальных партнеров. (Приложение
№3)
За время деятельности клуба планируется выпустить:
накопительную папку с колыбельными, пестушками, уговорушками;
буклеты и памятки по воспитанию детей. Также в рамках деятельности клуба были
организованы выставки и совместные развлекательно игровые программы.
Детско родительский клуб «Гармония» – это перспективная форма работы с
родителями,
учитывающая актуальные потребности семей и способствующая
формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института
семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Основными целями создания детско родительского клуба «Гармония» являются:
выявление потребностей родителей в области воспитания и развития собственного
ребенка;
повышение психологопедагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития детей дошкольного возраста;
формирование партнерских отношений между специалистами дошкольного
образовательного учреждения и родителями, педагогическое просвещение
родителей.
На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:
установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера
недоверия к дошкольному учреждению;
расширение знания родителей в вопросах педагогики, возрастной психологии и педиатрии
в различных мероприятиях (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники
и др.);
вовлечение родителей в совместный воспитательно – образовательный процесс
дошкольного образовательного учреждения;
популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди населения
микрорайона;
обобщение опыта семейного воспитания.
Вся деятельность клуба осуществляется на добровольных началах, методический
контроль над деятельностью клуба осуществляется заведующим МДОУ, практическое
руководство деятельностью клуба возложено на социального педагога, педагогпсихолог
реализует психологическое сопровождение деятельности клуба, девиз клуба «Ты расти, а
мы поможем».
Клуб посещают на постоянной основе 12 семей, постепенно число семей
увеличилось до 19, периодически посещают клуб 14 семей. В клуб вместе с детьми
приходили не только родители, но и бабушки, тёти, старшие братья и сёстры. У каждой
семьи есть своя накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной
деятельности.
Тематика встреч была различной:
«Мудрые заповеди народной педагогики
«Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания
детей»
«Защитим детей от…»
«Талант и личностьЗа период функционирования клубного сообщества «Мир дошкольного детства»
самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному
взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
В целях повышения активности родителей в работе клубного сообщества большая
роль отводится наглядной информации. Ежемесячно оформляются папкипередвижки,
информирующие о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются
в рамках клубного сообщества. Проводится анкетирование родителей «Пожелание и
потребности родителей воспитанников в работе семейного клуба». Данная форма
взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний может варьироваться в
зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в
письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся
как организации и содержания работы клубного сообщества, так и особенностей
психологического воспитания ребенка в семье. Созданы и растиражированы: рекомендации
для педагогов и родителей: «Зависимости между родительским влиянием и качеством
воспитания детей», памятки: «Нарушение осанки. 10 советов родителям»; «Заповеди
отцовства»; «Как создать благоприятную семейную атмосферу»; «Доверительные письма
родителям по воспитанию ребенка в семье»; «Кодекс семьи».
В результате работы клубного сообщества в МДОУ:
повысилось регулярное участие родителей в планировании образовательного процесса – на
7%;
повысился уровень участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения 100%.
посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной
деятельности – 100 %.
снизилось число родителей – наблюдателей – на 12 %;
повысилось количества родителей – лидеров – на 5 %;
повысилось количества родителей – исполнителей – на 15 %.
Взаимодействие трёх структурных подразделений клубного сообщества «Мир
дошкольного детства»
способствует созданию инновационного образовательного
пространства. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба
представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к
активному участию в воспитательнообразовательном процессе и способствует укреплению
связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате
неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и
межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей
детей и взрослых.
Освещение реализации проекта ведется во всех СМИ: организованы публикации в
прессе, участие в тематических передачах Надымской студии телевидения, размещена
информация на Интернетсайтах.