Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.
Оценка 4.6

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
22.01.2018
Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.
Русский язык - это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, методики, секреты, которые помогут нам подготовить учеников к этому трудному экзамену. Подготовка к экзамену в формате ЕГЭ требует особого подхода.
Из опыта работы..docx
Из опыта работы при подготовке к ЕГЭ.            Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает  нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты,  которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену.            Единый Государственный Экзамен  стал неотъемлемой частью  нашей жизни. Подготовка  к экзамену  в формате ЕГЭ по  русскому языку  требует  особого подхода.   Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и  подготовка к ЕГЭ по русскому языку ­ это не одно и то же!               Прежде всего ­ это систематическое повторение  всех разделов лингвистики  и  постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий.             Главная задача учителя – учить  учиться!             Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем­то, если  сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и  т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по­настоящему  разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания­ловушки,  которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только  упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.             То же относится и к заданию 25. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по­настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки  примеров. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это ответственный шаг. Ведь здесь надо не только  знать сам материал, но и знать то, как сдают тесты ЕГЭ, как правильно распределить время на задания. Другими словами, кроме знания традиционных правил русского языка необходимо  иметь представление о специфике сдачи ЕГЭ.          Здесь даже опытный ученик, получавший по русскому все школьные годы «пятёрки»,  может растеряться. Что уж говорить про тех, кто чувствует себя неуверенно и даже к началу  11­го класса делает ошибки в словах?             Подготовка к экзамену, по­ моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе,  когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и  пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. ­ чтобы результаты были успешными, работа  должна вестись в системе и начинаться  как можно раньше. Большое внимание следует уделять  формированию орфографических и  пунктуационных навыков (5­9 классы). Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к  качественному  выполнению заданий.       Из опыта могу сказать,  что у пятиклассников навык  распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из  первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически  даже там, где нет пропуска букв, а  орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов.  Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием. При  этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы­ орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком  формате становится привычной практически для всех. ­ при изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей,  мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то,  что этот материал встретится в КИМах  ЕГЭ Начиная с 5 класса,  каждый  ученик заводит тетрадь, блокнот для опорных  конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь  теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц,  алгоритмов, моделей, блоков, правил. Материал в схеме может отражать и те моменты,  которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при  решении олимпиадных заданий.  ­ организация систематического повторения пройденного Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность,  основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное  повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно  повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть  основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.  ­ каждый урок (по возможности) вести работу по орфоэпии, лексике.  Использую карточки, созданные для каждого класса, презентации. Обычно это происходит  так: на  уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10­15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через пару уроков каждый ученик  самостоятельно  выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же  карточку по много раз. ­для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в  основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых  формулировка вопроса приближена к ЕГЭ. Кстати, не все дети умеют решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое  тестирование позволяет  быстро установить обратную связь, определить пробелы в  подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и  промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки,  как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ,  составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому  языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет  начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса. ­  в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает  построить урок в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к  классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста,  повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных  высказываний учащихся. На помощь должны приходить уроки литературы, где художественные тексты, их  фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Должно быть много  письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ  небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкнут к такому режиму работы.  На уроках  литературы они тоже должны писать.  ­ при подготовке к написанию сочинения (2­я часть КИМа) тоже необходима  системность в работе: ­ с 5­6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого  произведения,  авторскую позицию; ­ учить составлять свой банк аргументов (определение проблем, поднятых автором в  тексте изучаемых произведений, записывается в отдельную тетрадь); ­учить вести читательский дневник (начинать вести читательский дневник следует уже  с пятого класса, записывая туда всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и  сверх неё). Это способствует формированию читательского опыта учащихся, является  подспорьем при выборе аргументов в сочинении; ­ вести поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения­рассуждения. ­ проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации  обучения.  В каждом классе есть дети с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я  учитываю при проектировании урока.  Мотивированные на учение дети, как правило,  работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение,  работа со словарем и др.) ­ организация контроля  (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося) Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что  нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего  труда, оценивает уровень своих знаний. Учитель обязан систематически проверять рабочие  тетради, выполненные учеником карточки, творческие работы и т.д. Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием  структуры  ЕГЭ,  содержания заданий, умеют выполнять задания первой части КИМа.  Но целенаправленная работа идет с 10 класса, непосредственно знакомство со всей  справочной литературой, которая помогает  самостоятельно готовиться к экзамену, с  заполнением бланков, работа с  Кимами, с СД­дисками и интернет­ресурсами.   В 10 классе сразу же на первой неделе сентября  провожу диагностический диктант,  с  целью выявления пробелов в области  орфографии, пунктуации,  теории языка. Отдельным  блоком при  подготовке  к ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для  его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе  данного. Опыт т работы подсказывает, что  самая сложная часть ЕГЭ, как я уже говорила, – это  задание 25, где учащимся предлагается создать новый текст на основе прочитанного, т.е.  написать  сочинение­рассуждение  небольшого объема­150слов на предложенный текст.  Это гораздо легче, чем написать итоговое сочинение объемом в 4 листа. А тут перед  глазами ­ готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят  проблему. Самая же распространённая ошибка ­ уход от собственной мысли во время её  доказательства. Как избежать этого досадного явления?  Подготовка к выполнению этого задания  начинается с изучения требований,  предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев  проверки  и оценки выполнения  заданий с развернутым ответом» (К1­К12). Учащиеся  самостоятельно пишут  сочинение по тексту и, прежде чем сдать свою работу, сами  оценивают  в соответствии с  содержанием критериев оценивания. Это помогает им  увидеть свои недостатки, или, наоборот, достоинства, а заодно и учит логически  выстраивать  свое рассуждение.   Практикую  и обмен  работами, т.к.  это дает возможность испытать себя в роли эксперта  и осмыслить  содержание «чужой работы».         В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.           Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения­рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во  время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я  разделяю позицию автора...», «во­первых, в этом меня убеждает…», «во­вторых,  подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники,  имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С  одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с  другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших  результатов.  Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных  вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики­нолики»  ­угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для  целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?           Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы  рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов: Первый шаг. Вспоминаем теорию Теоретический материал по основным и наиболее  сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах,  которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции  изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка.  Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их  зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.         Теория ­ фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что  целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или  блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция  учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно  найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно  прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».            Мы выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно,  чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не  только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем  сложно найти правильный ответ. Третий шаг. Слушаем друг друга.            Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо  включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом  этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и  её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно  объективно оценивать свою работу. Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.           Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют  детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо  решить по алгоритму примерно 30­40 раз, только тогда появится уверенность и четкость.  Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий  готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».         Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей  анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок,  уч­ся также ведут личный «Лист учёта ошибок» Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к  выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть  психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.      Уверенное  прохождение ЕГЭ возможно! Компоненты, из которых складывается  успех и повышается качество обучения следующие: • работа над собой  • структуризация знаний  • демонстрационные экзаменационные варианты работ ЕГЭ по русскому языку  • варианты тестов по русскому языку прошлых лет и правильные ответы на них  • интенсивные занятия по предмету  • индивидуальные консультации  • домашние задания и их разбор  • пробные билеты и тесты ЕГЭ и правильные ответы на них  • тестирование он­лайн  • повторение и систематизация полного школьного курса русского языка

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.

Из опыта подгнотовки к ЕГЭ по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018