Из опыта работы
Оценка 4.6

Из опыта работы

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
28.03.2019
Из опыта работы
Из опыта работы Коржавиной Нины Леопольдовны, учителя русского языка и литературы, высшей кв. категории КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Система работы с одарёнными учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению русского языка и литературы И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из ученических побед. А.Дементьев В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми. В отличие от традиционной системы школьного образования, где основная работа учителя направлена на среднего ученика, в Новой школе педагог обязан изучать и решать проблемы детей с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал района, области, страны в ближайшей перспективе. Одарённость – это системное, развивающееся на протяжении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в каком-либо виде деятельности по сравнению с другими людьми. К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда; имеют высокие лидерские способности. Такие дети уже в детстве выделяются среди сверстников уровнем развития, высокой концентрацией внимания, любознательностью, разносторонними интересами, яркими, иногда выдающимися достижениями. Эти дети обладают врожденными физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, желанием узнать больше нового путем самостоятельного добывания знаний, задают много вопросов, восприимчивы, наблюдательны. Одарённые дети способны к абстрагированию, нестандартному мышлению, могут выражать свое мнение, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. Работать с такими неординарными детьми трудно, но интересно. Можно условно выделить три категории одарённых детей: 1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); 2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Создание условий для оптимального развития талантливых детей, включая тех, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей - одно из главных направлений работы образовательного учреждения. К основным принципам обучения одарённых, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся: 1. принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме; 2. принцип учета возрастных возможностей. Он предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах; 3. принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; 4. принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 5. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога. Перед педагогом стоят следующие задачи: 1. своевременное выявление одарённых детей; 2. отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах, использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; 3. организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; 4. развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. В работе с одарёнными детьми используется следующая методика. На первом (аналитическом) этапе выявления одарённых детей в пятом классе мной анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь на его портфолио, характеристику классного руководителя и переводные административные работы. Второй этап – диагностический (6-9кл.) Проводится входной мониторинг оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, опираясь на диагностику уровня обученности, учебную и внеклассную деятельность. На третьем этапе происходит формирование, углубление и развитие способностей учащихся через различные формы работы: • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, • факультативы, • кружки по интересам, • интеллектуальные марафоны, • конкурсы, • спецкурсы, • индивидуальные консультирования учащихся, • участие в олимпиадах. В своей работе использую нетрадиционные типы уроков: в 5-6 классах - уроки-путешествия, уроки - игры (Путешествие в город простых и сложных предложений, КВН по фразеологии). В старших классах – семинары, диспуты. В 9 классе при изучении темы «Стили речи» учащиеся сочиняют сказку «Колобок» (или другую) в разных стилях. Например, в научном стиле: «Пожилые люди старше шестидесяти лет решили приготовить хлебобулочное изделие из следующих ингредиентов: злаковые мелкого помола, Н2О и другие. После того, как все ингредиенты были найдены по сусекам и амбарам, пожилая чета приступила к процессу выпечки, по окончании чего поставила на оконную раму для процесса охлаждения…(из работы учащегося). В официально-деловом стиле: Розыск. Потерялся круглый хлебобулочный продукт из муки грубого помола. Откликается на имя Колобок. Диаметр примерно 20 см. Особые приметы: румяный, имеет поджаристый левый бок; музыкальный, умеет петь песню «Я от бабушки ушёл…»; весёлый, хитрый, коммуникабельный. Просьба к зайцу, волку, медведю и лисе - не беспокоить, т.к. он от вас всё равно уйдёт. Обращаться к гражданам дедке и бабке. Нашедшему – вознаграждение (дадим откусить). (Из работы учащегося). При отборе теоретического и практического материала учитываются дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся. На уроках даю задания: помоги товарищу проверить написанную работу, найди ошибки; использую разноуровневые творческие, шуточные задания, вопросы из ЕГЭ. Конечно, подобные упражнения даются не на каждом уроке, а когда позволяет тема занятия. Как сказал мыслитель Конар, талант - это способность делать то, чему нас никто не учил. Учащимся с выраженным литературным талантом нравится сочинять рассказы, стихи, сказки, загадки. Юные поэты представляют своё творчество на конкурсах в школе, районе, в библиотеке, публикуют на страницах районной газеты. Вот, например, отрывок из «Памятки об экологии», написанной учеником 10 класса: Экология нужна, В высшей степени важна. Чтоб порядок соблюдать, В чистоте весь Мир держать, Должен правила ты знать И всегда их выполнять. Правила не так сложны, Впрочем, даже и просты. Первое, что должен знать, - Это мусор убирать И в контейнеры бросать. Ну и сам ты не сори, Всё в порядке содержи, И тогда вокруг тебя Будет только чистота. Если это понял ты, То и друга научи… Для оптимизации образовательного процесса на уроках литературы в младшем и среднем звене провожу, с учётом «фантазийной» природы мышления в этом возрасте, уроки игрового и проблемного характера, а в старшем звене – уроки-лекции, уроки-семинары с элементами диспута (Кто нужен России – Штольц или Обломов?). Часто использую нестандартные задания, задачи повышенной трудности, которые помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например, для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения: • составить словесный портрет литературного героя по воображению, • сделать книжки – малышки с загадками, • сочинить самим загадки, литературные произведения различных жанров, • составить рассказ по пословице или с включением в рассказ пословиц, • нарисовать иллюстрации к изучаемому произведению, • отгадать готовый кроссворд или составить самим (к изучаемому произведению), • инсценировать сказки, басни И.А. Крылова, используя костюмы, • сравнить басни Крылова, Эзопа, Лафонтена, • придумать вопросы для викторины к внеклассному чтению, • продолжить «неоконченное» произведение, • подготовить словарный диктант, • составить конспект, опорную таблицу, • найти «третий лишний», • сочинить сказку на новый лад, • создать свой текст определённого жанра, • сочинить стихи по заданным рифмам и т.п. В 5-7 классах учащиеся ведут читательские дневники, что способствует развитию связной речи, умению делать выводы, обобщения. В 7 классе при изучении японской поэзии (хокку) учащимся предлагается посоревноваться с писателем и сочинить свои хокку по данному началу. Басё Учащиеся 1.Вода так холодна! 1.Вода так холодна! (Уснуть не может чайка, А я прыгнул туда. Качаясь на волне.) И, правда, холодна. 2.В чашечке цветка 2.В чашечке цветка (Дремлет шмель. Не тронь его, Капелька росы стекла. Воробей-дружок!) Малое море. В 8-9 классах предлагаю написание оды. Например, сочинить и произнести хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова: Моське – за смелость в критике вышестоящих инстанций; Муравью – за последовательную борьбу с тунеядством и т.п. В старших классах учащиеся сопоставляют одноимённые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк» (9 класс), пишут рефераты, готовят сообщения, презентации и выступают с ними. Проводится конкурс «Защита читательского формуляра». В 10 – 11 классах даю нестандартные темы сочинений. Например, «Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне Пшеницыной, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам»; «Сочините обвинительную речь, адресованную Обломову», «Письмо Марии к молодёжи 21 века» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»). Такие творческие работы очень заинтересовывают ребят, получаются интересными и оригинальными. Большой интерес у учащихся вызывают литературные викторины, тесты, конкурсы на лучшего знатока изучаемого автора и его произведений, уроки – игры, конкурсы сочинений (5 кл. – «Берегите книгу!», 6 кл. – «Осень золотая»), конкурсы чтецов. На уроках русского языка использую задания повышенной трудности, опережающего характера (По данным примерам вывести правило о правописании НЕ с причастиями: ненавидящий ложь; нераскрытая книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле). Особенно доступными и распространёнными методами и приёмами, способствующими быстрому достижению учебных задач, являются игровые: • составить анаграммы, • собрать рассыпанные предложения, отредактировать предложения (По дороге шел Генка и громко мяукал, его кот бежал рядом с хозяином. На голове девочки была белая панамка и синие туфельки, ей подарила мама.) • объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать. Дети изображают фразеологизм «связать руки». Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия кружка «Занимательная грамматика», элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и литературе; во время проведения внеклассных мероприятий, на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем. Традиционным для меня стало проведение интеллектуальных игр , которые развивают и тренируют у школьников логическое мышление, эрудицию, интеллект, культуру речи, словарный запас, интуицию, умение работать в команде; комбинаторное и ассоциативное мышление («Эрудицион», «Мозговой штурм», «Интеллектуальный марафон»), где чаще всего отличаются именно одарённые дети. Результатом работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в молодёжном филологическом чемпионате, Региональном конкурсе «Урок письма», конкурсах чтецов, в районных олимпиадах по русскому языку и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», высокие результаты в сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, количество медалистов, высокий процент поступления выпускников в вузы на бюджетной основе. Система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина. В заключение приведу слова великих людей, с которыми я полностью согласна. Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи. Г. Песталоцци Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский Создание ситуации успеха - условие развития одарённой личности. Использованная литература: 1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник.- Санкт-Петербург. Тригон,1997. 2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся./Под ред. Л.П. Крысина, О.С.Василькова. - Москва, Просвещение, 1995. 3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. – Москва. Айрис-пресс,2001. 4. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети.- Москва, Прогресс,1991. 5. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку.9-11 классы.- Москва. ООО ТИД «Русское слово» -РС,2006. 6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- Москва, Знание,1991. 7. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл.- Москва, Просвещение.1991. 8. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Сост. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. и др.- Волгоград, Учитель, 2011. 9. Казбек-Казнева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 кл.- Москва. Айрис-пресс, 2006. 10. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Кн. для учащихся. Л.Д. Чеснокова, С.Г.Букаренко и др. – Москва, Просвещение: Учебная лит-ра, 1996. 11. Розенталь Д.Э., Голуб. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – Москва, Айрис – пресс, 2005. 12. Нестандартные уроки. Русский язык .7 класс. Автор-составитель Сухова О.В. – Волгоград, Учитель,2011. 13. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты. Сост. Брагина С.А. - Волгоград, Учитель,2012. 14. По страницам литературных произведений. 5-11 классы. Викторины. Автор-составитель Курганова Л.А. – Волгоград, Учитель, 2009.
Из опыта раб..docx
Из опыта работы Коржавиной Нины Леопольдовны, учителя русского языка и литературы, высшей кв. категории КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Система работы с одарёнными учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению русского языка и литературы                      И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из  ученических побед. А.Дементьев В   национальной   образовательной   инициативе   «Наша   новая   школа» большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми.     В   отличие   от   традиционной   системы   школьного   образования,   где основная   работа   учителя   направлена   на  среднего   ученика,  в   Новой   школе педагог   обязан   изучать   и   решать   проблемы   детей   с   высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности.  Проблема   развития   и   воспитания   одарённых   детей   имеет   важнейшее государственное   значение,   так   как   от   уровня   подготовки   будущих специалистов   зависит   трудовой   потенциал   района,   области,     страны   в ближайшей перспективе. Одарённость  –  это   системное,  развивающееся   на   протяжении   жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в каком­либо виде деятельности по сравнению с другими людьми. К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие   имеют   доминирующую,   активную,   не возможности   и   проявления;       испытывают   радость   от насыщаемую   познавательную   потребность;   умственного труда;  имеют высокие лидерские способности. Такие  дети уже   в   детстве   выделяются   среди   сверстников     уровнем   развития,   высокой концентрацией внимания, любознательностью, разносторонними  интересами,   иногда   выдающимися   достижениями.   Эти     дети   яркими,   врожденными       физическими,   художественными,   обладают   творческими, коммуникативными способностями,   желанием узнать больше нового путем самостоятельного добывания знаний, задают много вопросов, восприимчивы,   к   абстрагированию, наблюдательны. нестандартному мышлению, могут выражать свое мнение, выдвигать гипотезы,   Одарённые   дети   способны   вести   исследовательскую   работу   в   рамках   урока.   Работать   с   такими неординарными детьми трудно, но интересно. Можно условно выделить три категории одарённых детей: 1)           дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих   равных   условиях   (такие   дети   чаще   встречаются   в   дошкольном   и младшем школьном возрасте); 2)             дети   с   признаками   специальной   умственной   одарённости   – одарённости   в   определённой   области   науки   (такие   учащиеся   чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 3)           учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического   склада,   незаурядными   умственными   резервами   (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Создание   условий   для   оптимального   развития   талантливых   детей, включая   тех,   чья   одарённость   на   настоящий   момент   может   быть   ещё   не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная   надежда   на   дальнейший   качественный   скачок   в   развитии   их способностей   ­     одно   из   главных   направлений   работы   образовательного учреждения.     К основным  принципам обучения одарённых, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся: 1 принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме; 2 принцип   учета   возрастных   возможностей.   Он   предполагает соответствие   содержания   образования   и   методов   обучения  специфическим   особенностям   одаренных   учащихся   на   разных возрастных этапах; 3 принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; 4 принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 5 принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при минимальном участии педагога. Перед  педагогом стоят следующие задачи: 1 своевременное выявление одарённых детей; 2 отбор   средств   обучения, самостоятельности   мышления,   способствующих   развитию   инициативности   и   научно­ исследовательских   навыков,   творчества   в   разных   видах, использование   на   уроке   дифференциации   на   основе индивидуальных особенностей детей; 3 организация   разнообразной   внеурочной   и   внешкольной деятельности; 4 развитие   у   одарённых   детей   качественно   высокого   уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. В работе с одарёнными детьми используется следующая методика. На первом  (аналитическом)  этапе выявления одарённых детей в пятом классе     мной анализируются успехи каждого ученика в начальной школе, опираясь   на   его     портфолио,   характеристику   классного   руководителя   и переводные административные  работы.   Второй этап – диагностический (6­9кл.) Проводится  входной мониторинг оценки познавательных,  творческих  возможностей  и  способностей ребенка, опираясь     на     диагностику   уровня   обученности,   учебную   и   внеклассную деятельность. На   третьем   этапе   происходит   формирование,   углубление   и   развитие способностей учащихся через различные формы работы: групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися,   факультативы,  кружки по интересам,   интеллектуальные марафоны,  конкурсы,  спецкурсы,  индивидуальные консультирования учащихся,  участие в олимпиадах.  В своей работе  использую нетрадиционные типы уроков: в 5­6 классах ­ уроки­путешествия, уроки ­ игры (Путешествие в город простых и сложных предложений, КВН по фразеологии). В старших классах – семинары, диспуты. В   9   классе   при   изучении   темы   «Стили   речи»   учащиеся   сочиняют   сказку «Колобок»   (или   другую)   в   разных   стилях.   Например,   в   научном   стиле: «Пожилые люди старше шестидесяти лет решили приготовить хлебобулочное изделие   из   следующих   ингредиентов:   злаковые   мелкого   помола,   Н2О   и другие. После того, как все ингредиенты были найдены по сусекам и амбарам, пожилая чета приступила к процессу выпечки, по окончании чего поставила на оконную раму для процесса охлаждения…(из работы учащегося). В официально­деловом стиле: Розыск. Потерялся   круглый   хлебобулочный   продукт   из   муки   грубого помола.   Откликается   на   имя   Колобок.   Диаметр     примерно   20   см. Особые   приметы:   румяный,   имеет   поджаристый   левый   бок; музыкальный,   умеет   петь   песню   «Я   от   бабушки   ушёл…»;     весёлый, хитрый, коммуникабельный. Просьба к зайцу, волку, медведю и лисе ­ не беспокоить, т.к. он от вас всё равно уйдёт. Обращаться   к   гражданам   дедке   и   бабке.   Нашедшему   – вознаграждение (дадим откусить). (Из работы учащегося). При   отборе   теоретического   и   практического   материала   учитываются дидактические   задачи,   цели   урока,   индивидуальные   и   психологические особенности учащихся.   На   уроках   даю   задания:   помоги   товарищу   проверить   написанную работу,   найди   ошибки;   использую   разноуровневые     творческие,   шуточные задания,   вопросы   из   ЕГЭ.   Конечно,   подобные   упражнения   даются   не   на каждом уроке, а когда позволяет тема занятия. Как сказал мыслитель Конар, талант ­ это способность делать то, чему нас никто не учил. Учащимся с выраженным литературным талантом нравится сочинять рассказы, стихи, сказки, загадки.   Юные поэты представляют своё творчество     на   конкурсах   в   школе,   районе,   в   библиотеке,   публикуют   на страницах   районной   газеты.   Вот,   например,   отрывок   из   «Памятки   об экологии», написанной учеником 10 класса: Экология нужна, Это мусор убирать В высшей степени важна. И в контейнеры бросать. Чтоб порядок соблюдать, Ну и сам ты не сори, В чистоте весь Мир держать, Всё в порядке содержи, Должен правила ты знать И тогда вокруг тебя И всегда их выполнять.   Будет только чистота. Правила не так сложны, Если это понял ты, Впрочем, даже и просты. То и друга научи… Первое, что должен знать, ­ Для   оптимизации   образовательного   процесса   на   уроках   литературы   в младшем   и   среднем   звене   провожу,   с   учётом   «фантазийной»   природы мышления   в   этом   возрасте,  уроки   игрового   и   проблемного   характера,   а  в старшем звене – уроки­лекции, уроки­семинары с элементами диспута (Кто нужен России – Штольц или Обломов?).   Часто использую нестандартные задания, задачи повышенной трудности, которые помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли актёра, и в роли учителя. Например,  для развития внимания, мышления, воображения, памяти даю такие творческие упражнения:  составить словесный  портрет литературного героя по воображению,  сделать книжки – малышки с загадками,  сочинить самим загадки, литературные произведения различных жанров,  составить рассказ по пословице или с включением в рассказ пословиц,  нарисовать иллюстрации к изучаемому произведению,  отгадать   готовый     кроссворд     или   составить   самим   (к   изучаемому произведению),  инсценировать   сказки,   басни   И.А.   Крылова,   используя   костюмы,  сравнить басни Крылова, Эзопа, Лафонтена,  придумать вопросы для викторины к внеклассному чтению,  продолжить «неоконченное» произведение,  подготовить словарный диктант,  составить конспект, опорную таблицу,  найти «третий лишний»,  сочинить сказку на новый лад,  создать свой текст определённого жанра,  сочинить стихи по заданным рифмам и т.п. В 5­7 классах учащиеся ведут читательские дневники, что способствует развитию связной речи, умению делать выводы, обобщения. В 7 классе при изучении японской поэзии (хокку) учащимся предлагается посоревноваться с писателем и сочинить свои хокку по данному началу. Басё       1.Вода так холодна! (Уснуть не может чайка, Качаясь на волне.) 2.В чашечке цветка (Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей­дружок!) Учащиеся 1.Вода так холодна! А я прыгнул туда. И, правда, холодна. 2.В чашечке цветка Капелька росы стекла. Малое море. В 8­9 классах предлагаю написание оды. Например, сочинить и произнести хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова: Моське   –   за   смелость   в   критике   вышестоящих   инстанций;   Муравью   –   за последовательную борьбу с тунеядством и т.п. В старших классах учащиеся сопоставляют   одноимённые стихотворения А.С.   Пушкина   и   М.Ю.Лермонтова   «Пророк»   (9   класс),   пишут     рефераты, готовят сообщения, презентации и выступают с ними. Проводится конкурс «Защита читательского формуляра». В   10   –   11   классах   даю   нестандартные   темы   сочинений.   Например, «Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне Пшеницыной,   Захару)   от   своего   имени,   поговорив   с   адресатом   по интересующим вас вопросам»; «Сочините обвинительную речь, адресованную Обломову», «Письмо Марии к молодёжи 21 века» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»). Такие творческие работы очень заинтересовывают ребят, получаются интересными и оригинальными. Большой интерес у учащихся вызывают литературные викторины, тесты, конкурсы на лучшего знатока изучаемого автора и его произведений, уроки – игры,   конкурсы   сочинений   (5   кл.   –   «Берегите   книгу!»,   6   кл.   –   «Осень золотая»), конкурсы чтецов.  На   уроках   русского   языка   использую   задания   повышенной   трудности, опережающего   характера   (По   данным   примерам   вывести   правило   о правописании   НЕ   с   причастиями:   ненавидящий   ложь;   нераскрытая   книга; книга не дописана; не открытая, а закрытая дверь; не засеянное пшеницей поле). Особенно   доступными   и   распространёнными   методами   и   приёмами, способствующими быстрому достижению учебных задач, являются игровые:  составить анаграммы,  собрать рассыпанные предложения, отредактировать предложения (По дороге шел Генка и громко мяукал, его кот бежал рядом с хозяином. На голове   девочки   была   белая   панамка   и   синие   туфельки,   ей   подарила мама.)  объяснить фразеологизм, обыграть его, проиллюстрировать. Дети изображают фразеологизм «связать руки». Внеклассная   работа   по   развитию   творческих   способностей   детей   по предмету   строится   через   занятия   кружка   «Занимательная   грамматика», элективные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе,   в   рамках   которых   проходят   различные   мероприятия   по   русскому языку   и   литературе;  во   время   проведения   внеклассных   мероприятий,   на классных часах для учащихся, где являюсь классным руководителем.     Традиционным для меня стало проведение интеллектуальных   игр , которые   развивают   и   тренируют   у   школьников   логическое   мышление, эрудицию,   интеллект,   культуру   речи,   словарный   запас,   интуицию,   умение работать   в   команде;   комбинаторное   и   ассоциативное   мышление («Эрудицион», «Мозговой штурм», «Интеллектуальный марафон»),  где чаще всего отличаются  именно одарённые дети.  Результатом работы с одарёнными детьми является ежегодное участие и победы школьников в Международном конкурсе «Русский медвежонок», в молодёжном   филологическом     чемпионате,   Региональном   конкурсе   «Урок письма»,   конкурсах   чтецов,   в   районных   олимпиадах   по   русскому   языку   и литературе, в муниципальном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»,   высокие   результаты   в   сдаче   ЕГЭ   по   русскому   языку   и   литературе, количество медалистов, высокий процент поступления выпускников в вузы на бюджетной основе. Система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию   интеллектуальных   способностей гуманитарной   культуры   личности, школьников,   но   и   формированию   человека,   которому   дорога   российская культура, дорога Родина. В заключение приведу  слова великих людей, с которыми я полностью согласна. Мои ученики будут узнавать новое от меня; они будут открывать  это новое   сами.   Моя   главная   задача   –   помочь   им   раскрываться,   развивать собственные идеи. Г. Песталоцци Одарённость человека ­  это маленький росточек, едва проклюнувшийся из   земли   и   требующий   к   себе   огромного   внимания.   Необходимо   холить   и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. Создание ситуации успеха ­  условие развития одарённой личности. В.А. Сухомлинский Использованная литература:        1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник.­ Санкт­Петербург. Тригон,1997.        2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся./Под ред. Л.П. Крысина, О.С.Василькова. ­ Москва, Просвещение, 1995. 3.  Бройде   М.  Русский   язык   в   упражнениях   и   играх.   Нетрадиционный подход. – Москва. Айрис­пресс,2001.     4.   Бурменская   Г.В.,   Слуцкой   В.М.   Одаренные   дети.­   Москва,     Прогресс,1991.    5. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку.9­11 классы.­ Москва. ООО ТИД «Русское слово» ­РС,2006.    6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.­ Москва, Знание,1991.      7. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5­7 кл.­ Москва, Просвещение.1991.       8.   Игровые   технологии   на   уроках   русского   языка.   5­9   классы.   Сост. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. и др.­ Волгоград, Учитель, 2011.   9. Казбек­Казнева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5­11 кл.­ Москва. Айрис­пресс, 2006.  10. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Кн. для учащихся. Л.Д. Чеснокова, С.Г.Букаренко и др. – Москва, Просвещение: Учебная лит­ра, 1996.   11.   Розенталь   Д.Э.,   Голуб.   Русский   язык.   Орфография.   Пунктуация.   – Москва, Айрис – пресс, 2005.  12. Нестандартные уроки. Русский язык .7 класс. Автор­составитель Сухова О.В. – Волгоград, Учитель,2011.   13. Русский язык. 5­7 классы. Необычные диктанты. Сост. Брагина С.А. ­ Волгоград, Учитель,2012.   14.   По   страницам   литературных   произведений.   5­11   классы.   Викторины. Автор­составитель Курганова Л.А. – Волгоград, Учитель, 2009.

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019