Из опыта работы
Оценка 4.6

Из опыта работы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
английский язык +1
Взрослым
10.06.2019
Из опыта работы
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не cтолько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке .• осознание на доступном детям уровне того, что существуют люди, говорящие на другом языке.
raboty.doc
Описание опыта работы   учителя английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Барсовская средняя общеобразовательная школа № 1»                                      Курдюмовой Татьяны Викторовны           Формирование лексико­грамматических навыков и   устойчивого  интереса к иностранному языку у учащихся через использование игр и  игровых моментов на уроке английского языка. Tell me ­I   forget Скажи мне ­ я забуду  Show me ­I  remember Покажи мне ­ я запомню  Involve me –I  understand Вовлеки меня ­ я пойму. (английская пословица).  Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не cтолько   с   освоением   грамматических,   лексических   и   фонетических   структур,   сколько   с совершением   практических,   предметных   действий   и   выражением   эмоций,   которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке . Основными   характеристиками   возрастных   этапов   формирования   языковой способности являются следующие:  осознание на доступном детям уровне того, что существуют люди, говорящие на другом языке. А это значит, что их жизнь устроена как­то по­другому, чем жизнь, которую дети видят вокруг себя; они говорят другие слова и не понимают тех, что говорим мы, они читают другие книги, они живут в других городах, в других домах, смотрят другие фильмы, дети   играют в другие игры. Это другое потому и интересно, что оказывается, можно жить иначе;  этот   этап   характеризуется   в   усвоении   языка   тем,   что   формируется   первичная способность различать язык, отличать его от родного и другого иностранного, если он есть в окружении ребенка; Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 1  важно осознание того, что другие люди чем­то похожи на нас. Они хоть и живут и общаются по­другому, но законы их жизни и общения в чем­то совпадают с  привычными нам: они тоже здороваются при встрече, заботятся друг о друге, спрашивают, как дела;  формирование   способности   «видеть»   ситуацию   общения   (это   происходит   и   на родном языке), выделять действующих лиц и то, что они сказали, поняли они друг друга или нет, как реагировали их собеседники;  формирование   способности   понимать,   «прочитывать»   ситуацию   не   только   по словам,   но   и   по   жестам,   по   мимике,   по   позе,   если   это   книга   или   фильм,   то   и   по иллюстрациям.   На   этом   и   предыдущем   этапах   формируется   то,   что   обычно   называется языковой догадкой, которая считается изначально существующей у детей;  формирование способности различения в языке, способности выделять отдельные фразы, затем в них слова, употреблять их адекватно ситуации;  формирование   способности   не   только   выделять   отдельные   слова,   понимать   их место и смысл в целой фразе, но и самостоятельно конструировать фразы, в соответствии с тем смыслом, который нужно передать . Работа по освоению языка ребенком должна затрагивать работу с бессознательным, ассоциативным восприятием языка детьми и быть связанным с общим развитием ребенка. В младшем возрасте важно, чтобы детям нравилось говорить на чужом языке. Поскольку они пока с трудом строят свои собственные высказывания, то на иностранном языке дети могут воспроизводить   (песни,   стихи,   скороговорки,   игры),   что   и   определяет   степень   овладения иностранным языком . Для современной методики преподавания, в частности, английского языка характерен подход, при котором песни и рифмовки специально создаются авторами учебных курсов как средство закрепления лексических и грамматических единиц и структур.  При таком подходе младшие дети довольно быстро начинают свои действия и эмоции сопровождать высказываниями на английском языке. Интерес   учащихся   к   занятиям   является   одним   из   условий   хорошей   успеваемости. Поэтому очень важно, чтобы урок иностранного языка был интересным. Интересный урок ­ конечно, это подбор интересного материала с занимательным содержанием; и мастерство преподавателя, проявляющееся, прежде всего, в методах проведения занятий; это и проблема соотношения   теории   и   практики;   и   темп   ведения   занятий.   Несомненно,   существует множество   других   факторов,   повышающих   интерес   учащихся   к   изучению   иностранного Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 2 языка, среди которых не последнюю роль играют игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам, особенно на младшем этапе обучения. На начальном этапе изучения языков учащиеся работают с большим интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся представляют, что они сразу же будут на нем разговаривать. Но устные формы работы и напряженный темп в течение 45 минут утомляет учащихся, их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний урок) они перестают работать, что приводит к плохому запоминанию изучаемого на   уроке   языкового   материала.   В   этом   случае   приходят   на   помощь   игры   и   различные рифмовки . Игры   обладают   широкими   обучающими   возможностями.   Многие   выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, поскольку в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, и ребенка в особенности. Игра   в   процессе   обучения   иностранным   языкам   перестает   быть   просто   забавным действом   и   становится   делом   серьезным.   Действительно,   она   используется   только   как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от нее минимальна. Игра – лишь оболочка, форма; содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средством обучения .  Специфика игры, по мнению М. Н. Скаткина, заключается в том, что «учебные задачи выступают   перед   ребенком   не   в   явном   виде,   а   маскируются».   Играя,   ребенок   не   ставит учебной задачи, но в результате игры он чему­то «научается». Поэтому, ставить целью – отдохнуть, переключиться – нет необходимости; характер игры как таковой сделает свое дело. Очень   интересное   определение   «игры»   дает   М.   Ф.   Стронин   в   своем   пособии   для учителя: «Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил». Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как   выиграть   –   желание   решить   эти   вопросы   обостряет   мыслительную   деятельность, играющих. Особенно в младшем возрасте игра является  ведущей деятельностью ребенка. Возможности ребенка в игре:    высказывание о себе (я);  высказывание о другом ребенке (ты);  высказывание о предметах, явлениях (мир);  Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 3   описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь);  инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо);  стремление помочь выразить    просьбу (дай, помоги).   А   если   ребенок   при   этом   будет   говорить   на   английском   языке,   то   здесь   скрыты богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра – прежде   всего   увлекательное   занятие.   Этим   она   и   привлекает   учителей,   преподавателей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый   по   языковой   подготовке   ученик   может   стать   первым   в   игре:   находчивость   и сообразительность здесь, порой оказываются более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова   чужого   языка   и   благотворно   сказывается   на   результатах   обучения.   Незаметно усваивается   языковой   материал,   а   вместе   с   этим   возникает   чувство   удовлетворения   – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Таким   образом,   основными   приемами   обучения   учащихся   (особенно   младшего возраста) иноязычному общению являются игра и разучивания песен и стихов (что также происходит в игровой форме). Все это способствует выполнению таких методических задач, как:   создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение   естественной   необходимости   многократного   повторения языкового материала;  тренировка   учащихся   в   выборе   нужного   речевого   варианта,   что   является подготовкой к ситуативной спонтанности вообще . Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса . Действительно,   урок   иностранного   языка   это   не   только   игра.   Доверительность   и непринужденность общения учителя с учениками,  возникающее  благодаря общей игровой атмосфере   и   собственно   играм,   располагают   ребят   к   серьезным   разговорам,   обсуждение любых реальных ситуаций.  Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 4 Игра   способствует   развитию   познавательной   активности   школьников   в   изучении языка. Она несет в себе  немалое  нравственное начало, и овладение  иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным. Цели обучения иностранному языку на начальном этапе направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения . Весь   курс   обучения   призван   способствовать   формированию   у   детей   элементарных навыков иноязычного общения в ситуациях, естественных для детей начальной школы. Курс   обучения   иностранному   языку   на   начальном   этапе   задачу   гуманитарного   и гуманистического   становления   личности   ребенка.   Одним   из   факторов,   которые   этому способствуют,   является   воспитание   чувства   коллективизма   в   ходе   совместного   решения коммуникативных задач в игровых ситуациях . Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:  более   гибкое   и   быстрое,   чем   на  последующих   возрастных   этапах   запоминания языкового материала;   наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие   так   называемого   языкового   барьера,   то   есть   страха   торможения, мешающего   вступить   в   общение   на   иностранном   языке,   даже   при   наличии   необходимых навыков;  Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке . коммуникативно­ценными практически любые языковые единицы. Занимательные,   игровые   элементы   позволяют   преодолеть   большинство   трудностей, связанных   с   условным   характером   иноязычного   общения   и   усилить   положительное воздействие   иностранных   языков   на   становление   личности.   Кроме   того,   обилие   игровых ситуаций,   сказочных   сюжетов   призвано   создать   на   занятии   атмосферу   радости, раскованности и непосредственности. Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми раннего возраста. Это позволяет избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 5 при   более   позднем   начале   обучения   этому   предмету   между   коммуникативными потребностями и ограниченным языковым опытом.  Существенной особенностью курса обучения английскому языку на начальном этапе является осознанность со стороны детей в овладении иностранным языком как средством общения.   Несмотря   на   то,   что   у   детей   данного   возраста   хорошая   память,   и   они   легко запоминают   иностранные   слова,   было   бы   ошибочным   полагаться   лишь   на   имитацию   и механическое   запоминание   материала.   Дети   должны   осознавать   языковой   материал   в единстве   его   функции   и   формы,   осознавать   содержание   высказывания   при   восприятии   и порождении речи на уровне личностных смыслов. Осмысление языковых средств, решение коммуникативных задач осуществляется с использованием речевого опыта детей на родном языке .  Процесс   обучения   иностранному   языку   в   начальной   школе   представляет   собой совместную   деятельность   учителя   и   детей.   Маленький   ребенок   начинает   изучать иностранный язык с большой жаждой познания. Задача учителя  ­  сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его активность, (способность удивляться и восхищаться). Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.  Овладение   устной   речью   проходит   с   помощью   активного   использования   игры   как методического приема. От умения построить самостоятельные высказывания с опорой на образец дети постепенно переходят к самостоятельным неподготовленным высказываниям. При  этом  следует  помнить,  что  игровые   ситуации  не  следует  повторять. Каждая   из  них должна нести в себе определенный элемент новизны . Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве   случаев   не   носят   индивидуального   характера:   задачу   решает   вся   группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы   общения,   должны   научиться   вести   диалог,   выслушивать   и   принимать   во   внимание мнение своих одноклассников. Обучение   фонетической,   лексической   и   грамматической   сторонам   устной   речи осуществляется во взаимосвязи. Основная цель этих упражнений ­ помочь детям в щадящем и интересном для них режиме создать основы для овладения произносительной стороной. Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 6 Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимику. Отобранные для данного курса лексика носит конкретный характер, отражает интересы и потребности детей. Овладение   грамматическими   навыками   строится   на   базе   речевых   образцов   с использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он может быть помощником. При этом важно приобщить ребенка к понятию знакового закона или правила. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата . Вывод: определим основные требования к организации игровой деятельности:  доверительная и непринужденная атмосфера;    совместная деятельность учителя и учащегося; игра должна строиться на известном и отработанном учениками материале; соблюдение   метода   от   простого   к     сложному   как   то:   построение самостоятельных   высказываний   с   опорой   на   образец   с   переходом   на   самостоятельные неподготовленные высказывания;               присутствие элемента новизны в каждой игре; направленность на достижение игрового результата; коллективная работа учащихся над проблемой; соответствие игры нравственному воспитанию; поощрение и похвала каждого участника игры; обязательное подведение итогов игры.                   Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие учить иностранный язык в школе,   считают,   что   это   весело   и   забавно.   Но   спустя   некоторое   время   они   сталкиваются   с определёнными трудностями, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин являются трудности в изучении грамматики. Зачастую традиционные способы объяснения   и   тренировки   не   приводят   к   желаемому   результату.   Обучение   может   стать   более эффективным, если ученики активно вовлечены в процесс. Есть различные способы стимулирования детей к активности, но самыми  эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры стали  неотъемлемой частью обучения английскому языку. Игра имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к различным жизненным ситуациям. Что такое игра? Попытаемся ответить на этот вопрос устами самих ребят. По мнению младших школьников, игра ­ это: ­ «радость, отдых, интерес к чему­либо...», «...интересное и весёлое Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 7 занятие».   На   протяжении   всего   подросткового   периода   игра  воспринимается   и   осознаётся школьниками, как интересное, яркое, необходимое для их полнокровной жизни занятие. А.С.Макаренко писал: «В детском возрасте игра ­ это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело... У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь». По   определению   Дж.Брунера   «Игра   ­   это   особо   организованное   занятие,   требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принять  решения ­ как поступить,   что   сказать,   как   выиграть,   Желание   решить   эти   вопросы  обостряет   мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и поэтому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную».      Таким образом, игра представляет собой ситуативно­вариативное упражнение, где создаётся возможность   для   многократного   повторения   речевого   образца   в   условиях,  максимально приближенных   к   реальному   речевому   общению   с   присущими   ему  признаками: эмоциональностью,   спонтанностью,   целенаправленностью   воздействия.  Игры   способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности детей к речевому общению ­ ­ обеспечению   естественной   необходимости   многократного   повторения   языкового материала ­ тренировке   учащихся   в   выборе   нужного   речевого   варианта,   что   является подготовкой к ситуативной спонтанности.    На уроке мы имеем дело с особым видом игр ­ учебными играми. Они отличаются от развлекательных  тем, что имеют второй план или  узко методическую цель. Для учащихся учебная игра остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая   учебная   игра   –   это,   прежде   всего   упражнения.   Учитель   всегда   четко   и   точно представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако, ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен вместе   с   учениками   смеяться,   подчеркивая   тем   самым,   что   его   волнует   игровой  смысл учебный. Если учитель раскроет ученикам второй план, то игра превратится в упражнение. В процессе   игры   формирование   произносительных,   лексических   навыков  происходит   в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность ребят,  оживляют урок, повышают интерес к изучению иностранного языка. Данный   метод   можно   использовать   на   любой   ступени   обучения   с   определённой адаптацией для каждого возраста. Известно, что для дошкольного возраста ранней формой ведущей деятельности является игра. В   младшем   школьном   возрасте   ­   7­11   лет   (2­5   классы)   ­   ведущей   деятельностью становится учение. У подростков ­ в 11­15 лет (6­8 классы) ­ ведущая деятельность связана с общением   в  процессе   учебно­трудовой  деятельности.   Содержанием   ведущей   деятельности старшеклассников   в   15­18   лет   (9­11   классы)   ­   становятся   учебно­воспитательная деятельность, формирование мировоззрения. Игра,   как   одна   из   форм   отражения   ведущей   деятельности,   может   соответствовать достигнутому возрасту, либо возвращаться к более ранним формам поведения, либо опережать соответствующую возрастную стадию. Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр.  К примеру ролевые: Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 8 Младший школьный возраст Сюжетная ролевая  игра сказочного  Средний школьный возраст Сюжетно­ролевая  игра бытового  Имитационная игра делового содержания Старший школьный возраст Имитационная деловая игра Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения)          По характеру игровой методики игры можно разделить на :  предметные  сюжетные  ролевые ­ деловые ­ имитационные ­ игры­драматизации                  По характеру педагогического процесса:              ­предметные                                               ­ деловые   сюжетные ролевые ­ имитационные ­ игры­драматизации  По характеру педагогического процесса:  обучающие, тренировочные, контролирующие, обучающие  познавательные, воспитательные, развивающие  творческие  профориентационные и т.д. Одним из самых эффективных приёмов обучения устной речи является ролевая игра. К  ролевой игре методика преподавания иностранных языков идёт уже давно. Упражнения типа  «Читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических  приёмов, потому что в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла  текста и одновременно более глубокое восприятие языкового материала.   Посредством   ролевых   игр   у   школьников   формируются   такие   качества,   как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей       Игровые моменты применяются на любом уроке иностранного языка и на любом его этапе.  Для предъявления и повторения новой лексики, проверки правописания слов, для развития навыков  монологической и диалогической речи и т.д. А так же на обобщающих уроках по различным темам.  Это может быть урок­КВН, урок­викторина, урок­инсценировка , урок­конкурс, различные  календарные праздники.   Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего  совершенствования учебного процесса по иностранному языку путём формирования и активизации,  у  обучающихся умений и навыков творческой, мыслительной и познавательной деятельности.  Одним из наиболее важных качеств, которые позволяют современному учителю находиться в  состоянии постоянного профессионального развития, является его собственная способность и  готовность к саморазвитию. «Учитель живёт, пока он учится,­ писал К.Д.Ушинский,­ когда он  перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 9 Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 10 Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 11 Курдюмова Татьяна Викторовна Барсовская СОШ №1 12

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы

Из опыта работы
Скачать файл