Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Оценка 4.7

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
16.04.2018
Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
ИКТ.docx
Уткина Марина Алексеевна учитель истории и обществознания I кв категории МБОУ Беловская сош Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»          Проблема.   Низкий уровень мотивации учащихся к исторической науке.         Условия возникновения.  Современное общество переживает период информационного бума. Ребёнку сложно   самостоятельно   отбирать   и   перерабатывать   нужную   полезную информацию. Ученики мало читают, техника чтения крайне низкая. История – это тот же поток информации, а для того, чтобы не погибнуть в нём, нужно научить   детей  чувствовать,  понимать,  осмысливать   сущность  исторических процессов   и   критически   оценивать   факты,   события,   деятельность исторической личности.                Развитие   научно­технической   базы   современной   школы,   изменение интересов   современных   школьников,   увлекающихся   компьютерными технологиями,   вынуждают   учителя   искать   все   новые   и   новые   средства воздействия   на   познавательную   активность   учащихся,   способствовать   ее повышению.   И   поскольку   современную   молодежь   увлекают   больше компьютер,   нежели   книга,   то   почему   бы   не   использовать   компьютерные технологии для   достижения поставленной цели. Возможности эти у школы есть, необходимо их разумно использовать.           Для того, чтобы учащиеся умели всё это делать, нужны определённые условия – доступ к полезной, значимой исторической информации не только через   книги,   но   и   через   Интернет.   Национальные   проекты   государства   в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием,   способствующим   совершенствованию   образовательного процесса.                      Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.       Ведущая педагогическая идея            Главное – урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику. 1 Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.           Условия:                       ­   принцип   наглядности   (ученик   должен   хорошо   представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)                       ­   принцип   научности   (электронный   материал   должен   быть действительно   необходимым   для   изучения   того   или   иного   материала,   не должен  носить развлекательный характер)            ­ принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)             Новизна опыта.  Система   активизации   познавательной   деятельности   учащихся   способствует определению   реальной   оценки   индивидуальных   способностей,   умений, навыков   и   интереса.   Данная   система   создаёт   условия   для   развития одарённости   у   детей   и   развитию   исследовательских   наукоёмких возможностей   у   учащихся.   Вся   система   строится   на   методологических основах технологии критического мышления, что есть важный фактор поиска, выбора,   целеустремлённости,   самостоятельности,   учения   жить,   творить, познавать, действовать по­новому.                       Целью  своей педагогической деятельности я считаю разработку системы   активизации   познавательной   деятельности   учащихся   в   изучении истории,   ориентированную   на   потребности   общества   и   жизни   для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и  самовыражению.  Поэтому   в   своей   работе   я   пытаюсь   формировать   и   развивать   творческие способности   учащихся,   развивать   логическое   мышление   и   умение адаптироваться   в   жизни,   умение   самостоятельно   находить   решение поставленных задач. Главное всегда – освоение учащимися основных умений и навыков.   Именно   их   несформированность   мешает   учиться.   И   никакие творческие задания не смогут развить ребенка, если он не умет работать с текстом,   не   умеет   работать   по   образцу,   не   обладает   умением   слушать, работать   с   дополнительной   литературой,   словарем,   слушать   и   записывать. Именно   всему   этому   я   и   начинаю   учить   детей   уже   с   пятого   класса. Постепенно усложняю задачи и перехожу к заданиям, требующим творчества. Свою   роль   в   процессе   образования   вижу   в   том,   чтобы   быть   не   просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс   в   организации   самостоятельной   работы   учащихся.   Развитие 2 информационной   компетентности   является   одним   из   приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.     В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:                      ­ привить любовь к предмету через систему эффективных уроков           ­ активизацию познавательной активности учащихся через систему              уроков, с использованием ИКТ;           ­внедрение в практику новых педагогических технологий,                 способствующих самопознанию и самооценке исторических,              обществоведческих знаний;            ­ развитие умений рассуждать и мыслить;           ­развитие умений работы с текстами и таблицами;           ­ развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом;           ­развитие творческих способностей учащихся, через систему                коллективных творческих заданий;           ­ приобщить к историческому, культурному и духовному богатству               родного отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий               патриотической направленности)           ­ формирование гражданских и патриотических чувств у учащихся               через урочную и внеклассную работу по предмету.                    В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.   индивидуальную форму обучения.           Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в учебной  и внеучебной деятельности.                    В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя   вопросы   типа   «Как   вы   думаете?..»,   «Как   вы   считаете…?». Предлагаю   самим   проанализировать   или   построить   какую­нибудь   схему, таблицу и т. п.       Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.  Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни.             Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это   способствует   формированию   информационной   компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать   полученную 3                   Применяю   в   своей   практике   коллективную,   групповую   и информацию,   формулировать   главную   мысль   своими   словами,   четко   и понятно.  Стараюсь использовать в своей работе и метод  проектов, так как считаю, что подобный   вид   деятельности   способствует   наиболее   полному   раскрытию   и развитию   творческого   потенциала   личности   ребенка.   Овладевая   методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки  выполнения своей работы.            Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе. Стараюсь   делать   все   возможное   для   создания   на   уроках   благоприятного эмоционального фона.   Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.         Актуальность.                    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной   активности   учащихся   на   уроках   истории.   В     современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.         Школьнику сегодня нужны такие исторические знания, которые будут ему   своеобразным   компасом   в   политике,   праве,   экономике,   культуре   и обществе в целом. И взрослые, и дети должны понимать, что они сами есть уже   часть   истории.   Практика   общества   и   личный   опыт   должны   являться стимулом   к   познанию   истории,   а   учитель   истории   должен   выступить   в качестве   дирижёра   времён   и   народов,   вооружившись   знаниями   не   только историческими, психолого – педагогическими, но и технологическими.                   Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.  Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно­следственные  связи, обобщать материал.            Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности   учащихся.   На   мой   взгляд,   решить   эту   проблему   может использование   ИКТ   на   уроках   истории.   Это   подтверждается   концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.    Теоретическая база опыта.   В   процессе   работы   я   стараюсь   использовать   технологии:   критического мышления,   проектной   деятельности   (Е.С.   Полат,   В.   Гузеева,   А. Михайловского, А.К. Самохиной), игровой деятельности, коммуникативной 4 деятельности.     Разрабатывая тему, я использовала работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»            Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности,   так   как   работа   историка   –   исследование   различных источников   информации:   карт,   исторических   текстов,   археологических находок, произведений искусства.             Последние четыре года я работаю над темой использования ИКТ на уроках   истории,   так   как   считаю,   что   это   еще   один   способ   повысить познавательную   активность   современных   учащихся,   в   жизни   которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.            Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс   электронных   презентаций.   Учитель   истории   часто   сталкивается   с проблемой   нехватки   наглядного   материала   для   уроков:   карты,   схемы, таблицы,   просто   картины   по     истории,   позволяющие   стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.  Весь этот материал в большинстве   своем   довольно   ветхий   и   обновляется   нерегулярно. Необходимая   наглядность   сегодня   может   быть   перенесена   на   слайды презентации.           За годы работы над темой я подготовила презентации и разработала ряд уроков   с   их   использованием,   при   этом   учла   основные   принципы   создания презентаций для уроков.                      Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации. Мы   работаем   с   учебником,   выискиваем   необходимую   информацию,   затем записываем ее в таблицу. Обычно учителю приходится заполнять таблицу на доске. Но, как правило, для этого недостаточно места и приходится  что­то убирать.   И   учащийся   не   может   видеть   результат   работы   в   целом. Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.   Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.           Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.           5 Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы   такой беседы я визуализирую   в   слайдах,   каждый   вопрос   отдельно.       Если   ранее   давалась какая­нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы ученик ее объяснил.                    При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации   и   ее   оформления.   Последовательность   показа   и   логика построения   зависят   от   содержания   изучаемого   материала,   особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.                     На уроке необязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами   презентации.   Нельзя   исключать   работу   учащихся   с   текстом учебника   или   исторического   источника.   На   слайде   может   остаться   только название   документа   или   пункта   параграфа   учебника   и   вопросы     для обсуждения.                      Вопросы для закрепления также можно вывести в виде слайдов (желательно   отдельно,   а   не   целым   текстом)   с   последующим   появлением правильных ответов, что и необязательно, если требуется развернутый ответ.            Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего учащиеся   сдают   учителю   некачественно   сделанные   рефераты   большого объема – это или конспект 1­2 книг, или взятые из Интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимися.   Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5­10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимися, иногда, он остается   не   прочитан,   а   только   «просмотрен»   учителем.   Это   ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Я даю учащимся тему и предлагаю создать электронную презентацию не более 7­10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой­то большой проведенной работе – в данном случае она является главной целью работы.   Я   говорю   ученикам,   что   их   презентация   понадобиться   мне   для дальнейшей   работы   по   данной   теме,   я   буду   использовать   ее   как мультимедийное пособие. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более   серьезно   отнесутся   к   такому   домашнему   заданию.   Это   своего   рода проектная деятельность по созданию готового продукта. Для одарённых детей составление   презентации   –   важный   творческий   процесс.   Они   отбирают материал,   учатся   точно   и   ярко   подать   его.   Практика   показывает   чтобы 6 создать   простенькую   презентацию,   необходимо   перелопатить   как   минимум три­четыре источника. Обычно при этом использую Интернет.               Важно вывести домашнее задание на слайд презентации, дети тогда обратят на него особое внимание и запишут его.                                     Наблюдения и рефлексия в ходе проведения подобных уроков отражают высокий уровень познавательной активности более чем у половины учащихся.   Нет   ни   одного   ученика,   который   бы   отвлекался   на   уроке   и   не смотрел на экран и на учителя.           Можно сделать вывод, что грамотное использование электронной презентации на   уроке   истории   действительно   способствуют   повышению   познавательной активности   учащихся,   способствует   развитию   информационной компетентности.   Презентация   позволяет   задействовать   и   аудиальный (музыка), и визуальный   способы  восприятия информации  и таким образом сделать  усвоение более глубоким.                            Эффективность использования презентаций на уроке зависит от систематичного   применения   данного   дидактического   материала,   тогда ученики   не   воспринимают   электронную   презентацию   как   развлечение,   она становится привычнее, ребята всерьез воспринимают  информацию на экране, а значит и результативность уроков повышается.            Начинать вырабатывать систему необходимо, на мой взгляд, именно в 5 классе,   когда   дети   более   восприимчивы   к   новым   формам   работы,   они активны,   легко   увлекаются,   да   и   история   у   них   ведется   впервые,   с   нуля, следовательно, они воспринимают такую форму работы как должное.           Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное   воздействуют   на   память   и   воображение,   облегчают   процесс запоминания,   позволяют   сделать   урок   более   интересным   и   динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой­либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и   ярких   представлений   о   прошлом.   Информационно­коммуникационные технологии   способны   стимулировать   познавательный   интерес   к   истории, придать   учебной   работе   проблемный,   творческий,   исследовательский характер,   во   многом   способствовать   обновлению   содержательной   стороны предмета   история,   индивидуализировать   процесс   обучения   и   развивать самостоятельную деятельность школьников.                        Довольно часто мне приходится использовать Интернет для поиска исторических   источников,   разнообразных   методических   материалов, рефератов   и   др.   В   Интернете   нахожу   сайты   различных   образовательных 7 учреждений и органов управления образованием. Важным образовательным ресурсом является методические сайты:   сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/      его   раздел   «история»,   который   содержит   электронную   версию   газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php   сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ .  На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических   вечеров,   разработок   тестов   и   контрольных   работ   и   др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации,   задействованной   в   историческом   образовании,   позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.                     Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные мероприятия по предмету, при проведении которых учитываю потребности учащихся   в исторических   знаниях,   использую   интеграцию   разных   предметов,   что соответствует   сегодняшним   требованиям.   Стараюсь   разнообразить внеклассную работу. В школе есть ребята с повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что   читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах.           Многие связали свою профессию с историей и обществознанием, поступив на экономический, исторический, юридический факультеты (не многие из них, правда, работают по специальности).  Применение   информационных   технологий   позволяет   сохранять заинтересованность   обучающихся   в   освоении   знаний,   удерживать   на достаточно   высокой   отметке   показатели   мотивации   обучения. Самостоятельное создание электронных проектов способствует развитию у ребят   умения   анализировать,   синтезировать   и   оценивать.   Работа   над проектами   способствует   развитию   личности   не   только   обучающихся,   но   и учителя, предоставив  новую возможность  для самореализации, осмысления собственного   опыта   учителя,   совершенствования   профессионального мастерства,   углубления   педагогического   сотрудничества,   направленного   на укрепление  межпредметных  связей,  выработку единства  требований и  т.д., что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса. Таким   образом,   стоит   совершенствовать   образовательный   процесс   путём активного   использования   инновационных   технологий   и   современной 8 создании   условий   для   формирования компьютерной   техники, информационной компетентности и творческих способностей учащихся.     Адресная направленность.  Данный   опыт   может   быть   рекомендован   для   использования   учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат Опыт решает не только узкометодические, но и общепедагогические задачи, так как история имеет глубокие межпредметные и метапредметные связи с различными   учебными   дисциплинами.   Интерес   к   истории   формирует мировозренческое   начало   подрастающего   поколения,   имеет   громадный воспитательный   ресурс   гражданственности   и   патриотизма.   Данный   опыт может   быть   интересным   не   только   начинающему   учителю   истории,   но   и педагогу со стажем.  Трудоёмкость.  Учитель   должен   быть   влюблённым   в   свой   предмет,   натурой   ищущей, целеустремлённой.   Он   совершенствует   своё   мастерство   через   новейшие педагогические технологии, изучает передовой опыт своих коллег и создаёт свою   методику   преподавания   истории,   мотивированную   на   потребности   и запросы времени. Педагог обязан не только учить других, но и учиться сам! Подводя   итог   вышеизложенному,  необходимо   отметить,  что   использование инновационных технологий должно быть разумным. Учитель должен найти ту «золотую   середину»   в   процессе   преподавания   исторических   дисциплин, которая   позволит   ему   еще   больше   влиять   на   становление   Человека, гражданина правового государства, активного члена гражданского общества. Будущее ­ гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет,   смеется,   ставит   вопросы,   заставляет   страдать,   радоваться,   искать ответы. Это будущее ­ наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы научим их и разовьем такие качества как мобильность, конструктивизм, динамичность.   По   прошествии   каждых   10   лет,   100%   наших   нынешних   знаний   будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! 9 10

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018