из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация ИКТ.pptx
Опыт применения ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Автор: Уткина М.А. учитель истории и обществознания Iкв категории МБОУ Беловская сош
Проблемы выявленные в процессе преподавания : • огромный объем информации, необходимой для усвоения; • низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе; •низкий уровень мотивации у учащихся к исторической науке; • противоречие между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения; • интересы большинства учащихся так или иначе, связаны с компьютерными технологиями; • недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися.
Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно- коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач
При использовании ИКТ на уроках истории реализую следующие принципы: Принцип деятельности - позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности Принцип минимакса - учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения истории, которое обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом Принцип вариативности - позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям Принцип творчества - позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод Принцип психологической комфортности
Цель педагогической деятельности я считаю разработку системы активизации познавательной деятельности учащихся в изучении истории, ориентированную на потребности общества и жизни для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и Самовыражению, необходимость способствовать созданию условий для более успешной социализации индивида в современном мире через использование новых информационных технологий
Мои задачи в области преподавания истории • формирование у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой учебной информации • овладение ими конструктивными способами учебной и социальной коммуникации • познание ими исторических закономерностей, явлений и событий • использование и применение ими полученных знаний в реальной жизни Мои задачи в области ИКТ • Внедрение ИКТ в образовательный процесс • Развитие информационной культуры учащихся • Оперативное распространение актуальной информации • Организация внеурочной проектной деятельности учащихся • Расширение возможностей в применении наглядности
Я использую компьютер в разных целях: • для индивидуализации учебного процесса • как средство наглядности учебного процесса (презентации) • путь поиска информации из самых широких источников (Интернет) • способ организации коллективной и групповой работы (проекты) и др. • средство разработки и подготовки различных видов учебно- методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т. д. • компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов Я применяю ИКТ • при объяснении нового материала • при актуализации знаний • для обобщения и систематизации знаний • при выполнении творческих заданий • во время лекционных занятий • при закреплении знаний • для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала
Функции сети ИНТЕРНЕТ, используемые в преподавании истории • Вещательные услуги: методическая литература, книги, газеты, журналы; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике компьютерные программы; справочные файлы, словари, энциклопедии • Интерактивные услуги: электронная почта • Поисковые услуги: каталоги, поисковые системы
Основные формы работы с ИКТ на уроках истории • непосредственное применение информационных технологий на уроках истории; • применение информационных технологий для организации внешкольной самостоятельной работы учащихся по истории; • применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Используемые на уроках мультимедийные возможности • Текстовая информация: текстовые документы, числовые данные • Аудиоряд: звуковые эффекты, речь, музыка • Видеоряд: графика, анимация, видео
1. Уроки демонстрационного типа Особенности: • для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники • на таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе • в качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, созданные мной презентации к урокам 2. Интегрированные уроки Особенности: • проводятся они, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам • используя возможности стандартных программ MS-OFFIC
3. Уроки компьютерного тестирования Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Особенности тестовых программ: • позволяют быстро оценивать результат работы • точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях • каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально Программным обеспечением служат тестовые программы (готовые или созданные самим учителем)
Работая с информацией учащиеся • учатся искать ее в различных информационных потоках • обрабатывать ее • подбирать материалы для слайдов • строить схемы • выбирать фотографии и текстовое сопровождение • осуществлять дизайн слайда • готовить защиту своего теоретического вопроса Слайдовая презентация позволяет ученику: • четко структурировать свой ответ, представив его в иерархической последовательности, что помогает впоследствии правильно выражать свои мысли • выделять главное и второстепенное • выявлять причины, ход и следствие исторических событий и явлений. • заставляет учащихся более детально прорабатывать учебную информацию (используя различные источники) • проявлять индивидуальные творческие способности при оформлении
Использование ИКТ на уроке позволяет: • активизировать познавательную деятельность учащихся • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию) • повысить объем выполняемой работы на уроке • усовершенствовать контроль качества знаний • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам • повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным • представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации • формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией
Благодаря ИКТ • учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса • повышается уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижение • устанавливаются межпредметные связи • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности • учащиеся под руководством учителя создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки: электронные сборники творческих работ • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместной проектно- исследовательской деятельностью • изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ 1 этап – технологический. Решение технических задач: на данном этапе определяю способ использования ИКТ (работа учащихся за компьютером или работа в классе с использованием проектора) 2 этап - содержательно- организационный. Методическая организация учебной деятельности: осуществляю выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, а также оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала, составляю проект урока 3 этап – процессуальный. Урок: реализация замыслов на основе использования ИКТ 4 этап - аналитико–рефлексивный. Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся
Для подготовки тематических презентаций по истории использую программы: POWER POINT, ProShow Gold, MOVIE MARKER, с помощью которых создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, фильмы. Специализированные обучающие программные средства, применяемые на уроках • демонстрационные программы • образовательные программы • программы- контролеры • мультимедийные электронные учебники • ИНТЕРНЕТ • презентации (собственные и ученические) • проекты
Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года!