Опыт применения ИКТ в
преподавании истории и
обществознания и во
внеурочной деятельности
Автор: Уткина М.А.
учитель истории и обществознания
Iкв категории МБОУ Беловская сош
Проблемы выявленные в процессе
преподавания :
• огромный объем информации, необходимой для усвоения;
• низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе;
•низкий уровень мотивации у учащихся к исторической
науке;
• противоречие между естественным желанием детей
приобщиться ко всему новому и консерватизмом
традиционных методов обучения;
• интересы большинства учащихся так или иначе, связаны с
компьютерными технологиями;
• недостаточное внимание к активному восприятию и
осмыслению знаний учащимися.
Урок с применением ИКТ – это
качественно новый тип урока, на
котором учитель согласовывает
методику объяснения учебного
материала с методикой
применения информационно-
коммуникативных технологий и где они
выступают как средство для достижения
поставленной цели и решения задач
При использовании ИКТ на уроках истории реализую
следующие
принципы:
Принцип деятельности
- позволяет коренным образом изменить роль ученика: он
является
не объектом, а субъектом познавательной деятельности
Принцип минимакса
- учебное содержание должно соответствовать
максимальному
уровню изучения истории, которое обеспечивает освоение
минимального уровня, то есть уровня, задаваемого
стандартом
Принцип вариативности
- позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из
большого
объема учебного материала учащиеся должны выбрать
только тот,
который соответствует определенным требованиям
Принцип творчества
- позволяет включать в план урока задания, для
выполнения
которых ученику потребуется придумать собственный метод
Принцип психологической комфортности
Цель педагогической деятельности я считаю разработку
системы активизации познавательной деятельности учащихся в
изучении истории, ориентированную на потребности общества и
жизни для формирования творчески мыслящей личности,
способной к саморазвитию и
Самовыражению, необходимость способствовать созданию условий
для более успешной социализации индивида в современном мире
через использование новых информационных технологий
Мои задачи в области преподавания
истории
• формирование у учащихся умений поиска,
анализа и отбора необходимой учебной информации
• овладение ими конструктивными способами учебной и
социальной коммуникации
• познание ими исторических закономерностей, явлений и
событий
• использование и применение ими полученных знаний в
реальной жизни
Мои задачи в области ИКТ
• Внедрение ИКТ в образовательный процесс
• Развитие информационной культуры учащихся
• Оперативное распространение актуальной информации
• Организация внеурочной проектной деятельности
учащихся
• Расширение возможностей в применении наглядности
Я использую компьютер в разных целях:
• для индивидуализации учебного процесса
• как средство наглядности учебного процесса (презентации)
• путь поиска информации из самых широких источников
(Интернет)
• способ организации коллективной и групповой работы (проекты)
и др.
• средство разработки и подготовки различных видов учебно-
методического сопровождения урока, т. е. использование
компьютера для подготовки необходимых материалов
(поурочное планирование, методические разработки,
индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т.
д.
• компьютерное тестирование, которое дает возможность
индивидуализировать и дифференцировать задания путем
разноуровневых вопросов
Я применяю ИКТ
• при объяснении нового материала
• при актуализации знаний
• для обобщения и систематизации знаний
• при выполнении творческих заданий
• во время лекционных занятий
• при закреплении знаний
• для контроля и самоконтроля степени
усвоения учебного материала
Функции сети ИНТЕРНЕТ, используемые в преподавании
истории
• Вещательные услуги: методическая литература, книги,
газеты, журналы;
обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике
компьютерные программы;
справочные файлы, словари, энциклопедии
• Интерактивные услуги: электронная почта
• Поисковые услуги: каталоги, поисковые системы
Основные формы работы с ИКТ на уроках истории
• непосредственное применение информационных
технологий на
уроках истории;
• применение информационных технологий для организации
внешкольной самостоятельной работы учащихся по
истории;
• применение информационных технологий для обеспечения
познавательного досуга (использование развивающих игр,
электронных энциклопедий и т.д.).
Используемые на уроках мультимедийные
возможности
• Текстовая информация: текстовые документы,
числовые
данные
• Аудиоряд: звуковые эффекты, речь, музыка
• Видеоряд: графика, анимация, видео
1. Уроки демонстрационного типа
Особенности:
• для его проведения требуется наличие предметного
кабинета, оснащённого компьютером и проектором или
переносной вариант этой техники
• на таком уроке информация демонстрируется на
большом экране и может быть использована на любом его
этапе
• в качестве программного обеспечения используются
материалы готовых программных продуктов на CD,
содержащих большой объём
фото, видео, аудио информации по различным темам,
созданные мной презентации к урокам
2. Интегрированные уроки
Особенности:
• проводятся они, как правило, в компьютерном классе, где
учащиеся имеют доступ к компьютерам
• используя возможности стандартных программ MS-OFFIC
3. Уроки компьютерного тестирования
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который
прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность
контролирующих программ определяется тем, что они
укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик.
Особенности тестовых программ:
• позволяют быстро оценивать результат работы
• точно определить темы, в которых имеются пробелы в
знаниях
• каждый учащийся класса работает на таком уроке только
индивидуально
Программным обеспечением служат тестовые программы
(готовые или созданные самим учителем)
Работая с информацией учащиеся
• учатся искать ее в различных информационных потоках
• обрабатывать ее
• подбирать материалы для слайдов
• строить схемы
• выбирать фотографии и текстовое сопровождение
• осуществлять дизайн слайда
• готовить защиту своего теоретического вопроса
Слайдовая презентация позволяет ученику:
• четко структурировать свой ответ, представив его в
иерархической последовательности, что помогает впоследствии
правильно выражать свои мысли
• выделять главное и второстепенное
• выявлять причины, ход и следствие исторических событий и
явлений.
• заставляет учащихся более детально прорабатывать учебную
информацию (используя различные источники)
• проявлять индивидуальные творческие способности при
оформлении
Использование ИКТ на уроке позволяет:
• активизировать познавательную деятельность учащихся
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения
(почти
индивидуализацию)
• повысить объем выполняемой работы на уроке
• усовершенствовать контроль качества знаний
• формировать навыки подлинно исследовательской
деятельности
• обеспечить доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
• повысить наглядность изложения материала, привлечь
внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории
более интересным
• представить учебный материал в увлекательной,
динамичной,
структурированной форме, побуждая учащихся к более
активному усвоению учебного материала, за счет включения
большего количества каналов восприятия информации
• формировать у учащихся умения самостоятельно работать с
исторической информацией
Благодаря ИКТ
• учащиеся становятся активными участниками
познавательного процесса
• повышается уровень обученности и качество знаний
учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне,
но нигде не происходит их снижение
• устанавливаются межпредметные связи
• появляется возможность организации проектной
деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной
деятельности
• учащиеся под руководством учителя создают
дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки:
электронные сборники творческих работ
• изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с
учениками, занимающимися совместной проектно-
исследовательской деятельностью
• изменяется отношение учеников к компьютеру, его
используют в качестве универсального инструмента для
работы в любой области человеческой деятельности
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ
1 этап – технологический.
Решение технических задач: на данном этапе определяю способ
использования ИКТ (работа учащихся за компьютером или работа в
классе с использованием проектора)
2 этап - содержательно- организационный.
Методическая организация учебной деятельности: осуществляю
выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую
деятельность учителя и учащихся, а также оцениваю
эффективность использования выбранных
методов и форм изучения материала, составляю проект урока
3 этап – процессуальный.
Урок: реализация замыслов на основе использования ИКТ
4 этап - аналитико–рефлексивный.
Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока,
обоснование эффективности использования компьютерных
средств, оценка качества
знаний учащихся
Для подготовки тематических презентаций по истории
использую программы: POWER POINT, ProShow Gold, MOVIE
MARKER, с помощью которых создаю слайды для
демонстрации
диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и
звуковых записей, фильмы.
Специализированные обучающие программные
средства,
применяемые на уроках
• демонстрационные программы
• образовательные программы
• программы- контролеры
• мультимедийные электронные учебники
• ИНТЕРНЕТ
• презентации (собственные и ученические)
• проекты
Дети, которые
сейчас пришли
учиться в школу,
будут работать
вплоть до 2060
года!