Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Оценка 4.7
Раздаточные материалы +1
docx
математика
5 кл—7 кл
22.01.2018
Не только на уроках биологии, химии, географии, но и на уроках математики можно решать проблемы экологии. Например, при выполнении заданий устной работы я часто использую задания с таким содержанием, которые помогают развивать кругозор ребенка, экологическую грамотность, любовь к своему родному краю, патриотизм. Я с учениками старших классов сформировала банк математических задач с экологическим уклоном для устной работы и работы в парах или группах для обучающихся 5 – 7 классов.
Разработка к Году экологии.docx
Муниципальное казенное учреждение отдел образования
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Из опыта работы
по экологическому образованию
и воспитанию учащихся
на уроках математики
Выполнил
учитель математики МОБУ СОШ с.
Рассвет Зайнетдинова Н.С.
Завершается 2017 год, который был объявлен в России, как Год экологии и Год особо
охраняемых природных территорий. Цель Года экологии – привлечение внимания к
вопросам экологического развития в России, сохранение биологического разнообразия и
обеспечение экологической безопасности. Сегодня проблемы экологии выходят на первый
план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить
состояние окружающей среды. В настоящее время общее образование находится на этапе
модернизации и обновления содержания образования. Особые требования к результатам,
содержанию и условиям образования выдвигает и реализуемый ФГОС. Это касается, в
частности, и экологизации образования. Современный подход к обучению требует
формирования нового миропонимания и нового подхода к деятельности, основанного на
формировании гуманитарных и экологических ценностей. Математика является одним из
предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно
переплетаются.
Не только на уроках биологии, химии, географии, но и на уроках математики можно
решать проблемы экологии. Например, при выполнении заданий устной работы я часто
использую задания с таким содержанием, которые помогают развивать кругозор ребенка,
экологическую грамотность, любовь к своему родному краю, патриотизм. Я с учениками
старших классов сформировала банк математических задач с экологическим уклоном для
устной работы и работы в парах или группах для обучающихся 5 – 7 классов. Они
«работают» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение
качества математического образования за счет повышения интереса к изучению
математики.
Задания для устной работы в 5 классе
1. Длина голубого китенка, только что появившегося на свет, 7 м, длина взрослого
кита 33 м. На сколько метров подрастает китенок?
2. Пантера делает прыжок 12 м, тигр – 5 м. На сколько метров пантера прыгает дальше
тигра?
3. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корни
инжира, который растет в южных районах России, в 8 раз глубже. Какова длина
корня инжира?
4. Паучок длиной 2 см прядет нить для паутины. Ее длина может достигать 3 метров.
Во сколько раз длина нити больше длины ее создателя?
5. Высота Красноярской плотины – 128 м, Ингурской – 301 м, Токтогульской – 215,
Нурекской – 310 м, Братской – 125 м, СаяноШушенской – 234 м. Расположите
числа в порядке возрастания.
6. Длина реки Волга – 3520 км, Дона – 1870 км, Дуная – 2850 км. Записать числа в
виде двойного неравенства.
7. Некоторые бабочки, как и птицы, улетают на зимовку. Узнайте, название бабочки,
которая из Северной Америки летит в Южную, преодолевая расстояние более трех
тысяч километров. Для этого выполните вычисления и в кружки впишите буквы,
соответствующие найденным ответам. 6, 8 : 2 = 0,3 : 6 =
10,5: 5 = 2,4 : 4 =
80,64 : 8 = 1 : 4 =
Ответы: 3,4 – М; 0,5 – Е; 2,1 – О; 0,25 – Х; 10,08 –Н; 1,8 –К; 0,6 – Р; 2.5 – Ф, 0,05 –
А; 10,8 – Д;
Бабочка «Монарх». Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках
деревьев, создают впечатление пестрой листвы и цветов.
8. Вычислить значение неизвестной величины
Объект
Пчела
Стрекоза
Стриж
Мечрыба
Земля
Солнца)
Черепаха
Улитка
Верблюд
Почтовый голубь
«Ока»
(вокруг
Скорость
60 км/ч
100 км/ч
100 км/ч
30 км/ч
8 км/ч
50 км/ч
60 км/ч
Время
2 ч
4 ч
24 ч
6 мин
7 ч
5 ч
5 ч
9. Какое дерево называется «колбасным»?
3,6 * 3 = 2,6 * 5 =
0,25 * 4 = 0,125 * 8 =
0,05 * 4 = 0,02 * 15 =
0,004 * 6 =
Расстояние
420 км
200 км
300 км
18 м
35 км
150 км
Г
0,2
К
10,8
Л
13
И
1
Я
0,3
А
0,024
Н
1,3
Ответ: Полученное слово «Кигалия» является названием дерева, которое растет в
Африке и называется «колбасным» деревом. Его зрелые плоды похожи на вареные
колбаски длиной 60 см. Этими колбасками охотно питаются животные, но для
человека они не съедобны. Их используют для производства некоторых лекарств и
красок.
10. Вычислить. Ответы понадобятся для следующих заданий
30 % от 40 Р 50 % от 3 К
5% от 300 Л 20% от 22,5 Г
120% от 50 Н 10% от 34 Й
9,8 от 500 Б 25% от 9,6 А
Заполните цепочку 8,2 : 0,2 = 0,5 = * 10 = *4 =
Выполните действия (0,32*3,5: 0,25+ 0.02)* 3,2 + 321,6 =
49
2,4
3,4
1,5
2 2/5
15 самое глубокое озеро в мире. Его называют «жемчужиной» нашей планеты, так как в
нем самая чистая вода. Его глубина составляет (ответ 2 задания) м. В него впадает
(ответ 3 задания) больших и малых рек, а вытекает лишь одна
2,4
60
4,5
2,4
12
2 2/5
Задания для решения в парах или группах (5, 6 классы)
На уроках математики (и не только) необходимо обращать внимание учащихся на
экологические проблемы через решение задач с практическим содержанием, которые не
только требуют математических знаний, но и несут в себе определенную информацию,
связанную с экологией окружающей среды, с использованием статистики России,
региона, своей местности.
1. Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей; 60 кг макулатуры
сберегают от вырубки 1 дерево. Сколько тетрадей можно изготовить из 30000кг
макулатуры и сколько при этом сохранить деревьев?
2. Озеро Байкал ценится вкусом пресной воды. На всей планете запасы пресной воды
составляют приблизительно 647,4 тыс.км .Каков объём пресной воды в Байкале,
если он составляет 19% мирового запаса.
3. В питомнике посадили 280 семян ольхи, берёзы – в 2 раза больше, а тополя на 360
семян меньше, чем ольхи и берёзы вместе. Вычислите, сколько может вырасти
деревьев, используя диаграмму всхожести семян.
4. Средняя плодовитость осётра составляет около 200000 икринок. Браконьер
выловил 137 осетров, уходящих на нерест. Сколько будущих осетров было
загублено?
5. Носорогимлекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог
носорога весит
кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Полиция их поймала, но
обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели
продать? 6. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400
птиц, то каково количество оставшихся? В чем состоит основная причина их
гибели?
7.
(Задача ЕГЭ11). Известно, что есть сорта гороха, которые могут расти даже в зоне
тайги с коротким летом. Содержание белка в них составляет 30%. Сколько белка
содержится в 500 кг гороха?
8. Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей
площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка
свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?
9. 97% воды планеты – океан, остальное – пресная вода. ¾ пресной воды – это
ледники. Сколько процентов воды остается на озера, реки, подземные и почвенные
воды?
Исследовательская работа
Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике
должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их
самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни,
имел устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико
экологической деятельности и поведения в природе. Эти цели могут быть достигнуты в
результате выполнения исследовательских работ. С большим интересом ребята решают
следующие задачи.
1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник
“Математика. 6 класс” А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, издательский центр
«Вентана –Граф» 2017? А сколько, чтобы издать полный тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить длину и ширину).
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество
страниц).
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете (например, на сайте Российского экологического центра
http://www.rusecocentre.ru) или в справочной литературе, сколько требуется вырубить леса,
чтобы получить 1000 м2 бумаги. Вычислите, сколько вырубили леса, чтобы создать тираж
учебника?
5. Сделайте вывод из полученных данных. Предложите ряд мер по экологии лесных угодий.
2. Вычислить сколько бумаги тратится впустую, собрав бумажный мусор после уроков по
школе, за день, месяц, год. Этапы работы над задачей:
1.
Сколько кг бумажного мусора остается после уроков? (пройти по школе, собрать
мусор и взвесить его)
2. Посчитать сколько мусора за месяц (учебных дней взять 27)
3. Сколько всего сельских общеобразовательных школ в нашем районе? (Найти
информацию самостоятельно)
4. Сколько может быть оставлено бумаги в сельских школах нашего района за день? За
месяц? За год?
5. Известно, что в нашей стране бумаги производится около 6000 тонн в год.
Посчитать, какая часть будет потрачена впустую.
6. Сделайте вывод из полученных данных. Предложите ряд мер по экологии лесных
угодий.
Внеклассная работа
В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными
остались цели – расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в
духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Когда ученик
непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более
ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают
перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её
культуре, её природе, истории, людям.
В 2017 году был разработан план экскурсий для обучающихся школы. Так, в феврале
текущего года ученики 58 классов съездили на перепелиную ферму, которая
находится в х. Рауш Давлекановского района Республики Башкортостан. В ходе
экскурсии ребятам показали и рассказали столько удивительного и интересного про
этих птиц! Часть птиц содержатся для вывода яиц, другая – для получения мяса.
Перепела, имея всего лишь один незначительный недостаток – миниатюрный размер,
обладают целым рядом преимуществ перед крупной домашней птицей. Мясо и яйца
перепелов,
содержат не только ценный питательный белок, но и хорошо
сбалансированный для питания человека набор полезных веществ. В города нашей
республики и за ее пределами ежедневно отправляют на продажу яйца и мясо. Так,
натуральный продукт с названием нашего района на этикетках можно встретить в таких
городах, как Уфа, Стерлитамак, Ишимбай, Салават, Екатеринбург и др. После экскурсии
ребята поделились впечатлениями от увиденного, сделали вывод, что для улучшения
социальной ситуации в сельской местности, решения вопросов импортозамещения,
экономического развития нашей страны, республики и района необходимо развивать
сельское хозяйство.
Следующую экскурсию запланировали на животноводческую ферму. 21 апреля
обучающиеся школы посетили животноводческую ферму ООО «РегионАгро», которая
находится в с. Ленинский Давлекановского района Республики Башкортостан. Сначала ребят провели в машиннотракторную мастерскую. Там показали новую импортную
технику, рассказали об ее использовании и технических характеристиках. Не только
мальчишкам, но и девчонкам, было интересно взобраться в кабину современного трактора,
увидеть все своими глазами и потрогать своими руками. Мы были приятно удивлены
комфортом и удобством кабины, ведь она оснащена кондиционером и обогревателем,
компьютерным обеспечением, в том числе системой ГЛОНАС. Затем экскурсионная
группа отправилась на животноводческий комплекс. Зайдя на территорию молочно
товарной фермы, нас сразу поразили чистота и порядок вокруг: побеленные корпуса,
пластиковые окна, автоматические двери, везде убрано и ухожено… Главный зоотехник
провел полуторачасовую экскурсию по животноводческому комплексу, который включает
в себя 3 коровника, телятник и доильный цех. На животноводческой ферме выращивают 2
породы крупного рогатого скота – это голштинофризская и герефорд. Если голштино
фризская порода это только молочное направление, то герефорд — порода мясного
направления.
На ферме в настоящее время содержатся 700 голов КРС. Как и на большинстве
европейских ферм, здесь каждое животное снабжено ошейником с индивидуальным
номером и электронным чипом, который передает на компьютер в диспетчерскую всю
информацию о корове: сколько ей лет, сколько было отелов, стельная она в настоящее
время или нет, наличие заболеваний, а также вес съеденного корма и отданного за день
молока, и является своеобразным «портфолио» для буренок. На ферме используется
современная беспривязная система содержания коров, у коров нет своего места, к
которому бы они были привязаны. В ежедневном рационе буренок сбалансированная смесь
из сенажа, силоса, сена, зерна и жмыха, соли и мела. Надои молока здесь составляют 2025
литров от одной коровы.
Ребята узнали, как содержат и выращивают молодняк крупного рогатого скота, при этом
используют холодный метод содержания телят, который предусматривает размещение
животных в индивидуальных боксах. Такой специальный домик сделан из
теплосохраняющего материала. 55 дней телят поят цельным молоком, кормят
витаминизированным кормом, а затем их переводят в боксы группового содержания.
Теплая встреча закончилась чаепитием. Экскурсия на животноводческую ферму ООО
«РегионАгро» всем ребятам очень понравилась. В результате, ребята открыли для себя
много нового и интересного. Экскурсия позволила ученикам ближе познакомиться с
трудом людей на селе, который им в радость и приносит хороший доход.
Еще одна экскурсия, которая запомнилась детям, была на обувную фабрику «Сандра» в г.
Давлеканово. Ребята увидели все этапы создания детской обуви. Заместитель директора
Коноплева Елена Анатольевна увлекательно рассказала об истории создания фабрики, о
деятельности работников каждого цеха, познакомила с такими профессиями как сборщик
верха обуви, наладчик машин, комплектовщик, техник по учёту материала, контролёр
отдела качества, обработчик деталей, модельер и показала новейшие модели детской
обуви. Особое внимание она уделила проблемам экологии современного производства.
Вывод: Обобщая опыт работы по данному направлению, можно сказать, что в основном
экологическое воспитание на уроках математики ранее носило несистемный эпизодический
характер. Начиная с января 2017 года, была поставлена цель: изучить подробнее вопрос об
экологическом воспитании школьников на уроках математики, потому что использование воспитание у учащихся экологической культуры;
создание в их сознании целостной картины мира;
задач с экологическим содержанием в преподавании курса математики в школы
предоставляет возможность:
формирование представления о математическом моделировании;
выявление связи между математическими понятиями и окружающей реальностью;
повышение интереса к предмету математики.
Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны
быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно
реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь
устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практикоэкологической
деятельности и поведения в природе.
Экскурсия на перепелиную ферму в х. Рауш
Приложения Вот какие они, перепелки!
На перепелиной ферме было интересно! На животноводческой ферме в с. Ленинский Экскурсионная группа с директором ООО «РегионАгро» Нуриахметовым В.А,
его заместителем Лысенковым Н. М. и главным зоотехником Мусиным А. Ж
Кипит работа на обувной фабрике «Сандра» На открытом уроке математики, посвященном Году экологии Открытое кружковое занятие, посвященное Году экологии, «Последний герой»
Последний герой – 2017 Котова Марина (9 класс)
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.