В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011.doc
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения
Слайд 1
ученика.
Слайд 2
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы
одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и
обучения, равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию.
Если обратиться к статистическим данным, на сегодняшний день:
из 5 миллионов детей, проживающих в РК, свыше 150 000 – дети с ОВР, что составляет 3% от общего
количества, из них 48 000 детей дошкольного возраста.
Создание педагогических условий на основе личностно – ориентированного подхода,
оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально –
образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных
учреждений.
Слайд 3
Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для
которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций,
которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения,
специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от
сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить
самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная
возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на
поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.
Слайд 4
У детей с ЗПР часто бывает нарушено
внимание: долго не формируется произвольное внимание;
внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости,
физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр
телепередач и т.д.) снижают внимание;
малый объём внимания;
дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);
наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
сужен объём восприятия;
наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся
изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;
нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени,
пространства;
затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные
связи;
физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Память :
недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной,
поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;
хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление : недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и
т.д.;
особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у
детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым
смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …
Речь
:
практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает
звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает
связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Слайд 5
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого
материала используются различные методы.
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).
3. Практические (практические упражнения, графические работы…).
1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо
иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и
должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение
педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким,
эмоциональным и выразительным.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке
вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы
следует сочетать с применением наглядных и практических.
2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например –
наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально
планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей,
как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации
восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который
рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе
необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы
чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень
действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные
требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь
множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими
и доступными пониманию детей.
3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее
эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена
слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями
восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и
практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает
знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги.
Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса
обучения.
Организуя работу с учащимися, необходимо знать отношение каждого учащегося к различным
видам деятельности, чтобы в дальнейшем эффективно строить педагогический процесс, учитывающий
это отношение. При постепенном привлечении ученика к разным видам познавательной деятельности,
стимулируется развитие интереса к изучаемому предмету. У детей с задержкой психического
развития задерживается формирование абстрактнологического мышления и длительное время
доминирующее положение занимает нагляднообразное, т.е. они очень долго «учатся глазами». Во
первых, на уроках в таких классах нужно использовать как можно больше схем, таблиц, но, вовторых, эту наглядность нужно обязательно разбирать с детьми. Например, не просто показать им модель
молекулы воды, а вместе с ними выяснить, где здесь атомы кислорода, а где водорода.
Условием успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования являются:
изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность
включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности. В конспекте урока должен быть
отражен план деятельности на уроке для ребенка с особыми образовательными потребностями. К
решению данной проблемы можно подойти поразному:
1. Составить планирование отдельно – для всего класса и для «особого» ребенка.
2. Сделать общий план с включением в него заданий для каждого ребенка, нуждающегося в
индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже
сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов урока должно стать своеобразным
стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно
этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Новые подходы в обучении позволяют плодотворно строить работу с учениками с особыми
потребностями. Зачастую «особый» ребенок затрудняется отвечать перед всем классом, тогда ему
дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет
таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Также ожидаемый результат дает и
распределение учащихся по парам с другими учащимися класса, чтобы один из учеников мог подать
пример другому.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в какихто
случаях принять самостоятельное решение, похвалить, дать формативную оценку и, таким образом,
учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
Слайд 6
Интегрированное (инклюзивное) образование – это процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным
нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Инклюзивное образование означает, что в процессе обучения необходимо учитывать потребности, как
детей, так и учителей, создавая особые условия и предоставляя поддержку, необходимые как
ученику, так и учителям для достижения успеха.
Интегрированное (инклюзивное) обучение – процесс взаимодействия педагога, детей со
стандартными особенностями (нормальным психофизическими статусом) и детей с ограниченными
возможностями (ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями), с целью
познания и усвоения ими знаний, умений, навыков, социального опыта.
Дети с ограничениями в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети
инвалиды – это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений
или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней
(окружающей) среды к их особым нуждам, изза негативных стереотипов, предрассудков в отношении
общества к инвалидам в целом.
Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической
сферы: при выраженных затруднениях в решении словеснологических задач дети относительно
хорошо справляются с задачами нагляднообразного и нагляднодейственного характера, с
обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь педагога, осуществляют перенос
усвоенных знаний и умений на новый материал. Поэтому на своих уроках я реализую дидактические
принципы индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и
практического характера обучения.
Важным диагностическим признаком таких учащихся является возможность принимать и
использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить
его на аналогичные задания. Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание
эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение
объёма и темпа работы.
На своих уроках я применяю индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика
работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на
последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к
некоторым примерам учебных заданий; направляющую помощь: эта помощь ведет детей от
неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов; обучающую помощь: она
состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения
из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений. Как видно из мох наблюдений,
даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за
учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.
Слайд 7
Итак, стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, включает его в работу,
уточняя суть учебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребенок
утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее,
спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.
Направляющая помощь ведет ребенка от совместного с учителем первого операционного шага к
следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным.
Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания, вопервых, не
оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во вторых, от действия по аналогии (по прямому
научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.
Обучение детей с задержкой психического развития предполагает как классическое построение
учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть,
заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения,
направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование,
брейнсторминг (мозговой штурм) и иное). Процесс обучения необходимо строить на основе принципа
индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается
в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении
конкретного ребенка.
Знания учащихся с задержкой психического развития оцениваются в установленном порядке с
учетом особенностей познавательной сферы. Политика оценки знаний, методы и процедуры экзаменов
должны давать возможность детям с ограниченными возможностями
продемонстрировать
достижения и результаты в обучении наравне с их сверстниками.
Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными
возможностями оказывает положительное влияние не только на качество обучения, но и на
формирование их как личности.
Слайд 8
Основные направления деятельности учителяпредметника.
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для
объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства,
дидактический материал.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в
дальнейшем
5. Проводить индивидуальногрупповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в
помощи, для отработки базовых знаний и умений
6. Как учителюпредметнику оформить следующую документацию:
График индивидуальной работы с детьми с диагнозом ЗПР
Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
Результаты тематического контроля знаний этих учащихся
Отчет учителяпредметника по работе с детьми с диагнозом ЗПР
В нашей школе обучается 62 ребенка с диагнозом ЗПР, в старших классах с 58 – 25 человек. На
своих уроках я работаю с 4 учащимися: учащиеся 8ых классов. Слайд 9
При составлении поурочного плана обязательно прописываются ожидаемые результаты для всех
групп учащихся класса. Например:
Слайд 10
В течении всего года мною ведется дневник наблюдений за этими учащимися, по окончании
четверти ведется мониторинг их знаний по основным разделам предмета, а так же мониторинг их
умений.
Слайд 11
Мониторинг выполнения заданий ТУЗ за учебный год.
Слайд 12 Из мониторинга видно, что к концу учебного года учащиеся могут выполнят 7080% из
предложенных заданий.
План работы с учащимися с диагнозом ЗПР на 20162017 уч. год
учителя химии Вальтер А.В.
Мероприятия
1. Составить список учащихся с диагнозом ЗПР совместно с
завучем по УВР и классными руководителями.
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по
основным разделам учебного материала предыдущих лет
обучения. Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют
быстрой ликвидации.
3. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях
ученика на текущую четверть.
4.Используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания ученику, фиксировать это в плане
урока, чтобы не забыть.
5. Вести обязательный тематический учет знаний этих учащихся
при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего
класса.
Срок
Август
Сентябрь
Сентябрь, обновлять по
мере необходимости.
В течение учебного
года.
В течение учебного
года.
6. Отражать индивидуальную работу с данным учеником в
дневнике наблюдений по предмету.
В течение учебного
года.
Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернуться. Ктото
должен отдать им любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети
заслуживают поддержки и помощи. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах
учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в
школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными
потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих
способностей и достижении успехов в школе. ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М. Горького отдела образования акимата
Карабалыкского района»
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР».
Презентация индивидуального плана обучения 2017/18 уч.год
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
«Из опыта работы по обучению детей ЗПР». Презентация индивидуального плана обучения ученика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.