Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
2 кл
20.01.2018
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
создание ситуации успеха.doc
МКОУ Шиткинская СОШ
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С момента создания традиционной классноурочной системы обучения,
всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и
устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а
также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств
организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное
развитие способностей учащихся,
ориентированная система обучения,
чему способствует личностно
учитывающая и развивающая
индивидуальные способности учеников.
Мы считаем, что реализация личностноориентированного подхода
является одним из методических приёмов повышения качества обучения.
Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается.
Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний.
В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания
учиться».
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том
случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его
формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся
необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в
1 педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение
учащихся, но и на качество обучения.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно
это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
•
•
•
Успех – положительный результат, удачное завершение чегонибудь.
Успех – это общественное признание, одобрение.
Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий,
обеспечивающих самореализацию ребенка в какомлибо виде социальной
деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном
творчестве,
спорте и т.д.) и способствующих формированию
положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов,
методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического
процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для
создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его
диагностической характеристики.
Клиническое,
психологическое и педагогическое направления
диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям
информацию о состоянии здоровью ученика, возможных
получить
причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта,
причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально волевой
сферы.
Такая диагностика позволяет учителю осуществлять
2 дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от
правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка,
но часто и его судьба.
2.Формирование социальнопсихологиеческой атмосферы, обеспечивающей
ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный
разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение
настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении.
От того, как сложатся отношения «учитель ученик», зависит очень многое.
Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии,
эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении,
игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально технологического обеспечения
пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов
и приемов обучения; учет индивидуально личностных качеств учеников.
Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной
деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к
индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен:
комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов
деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в
доступном ему темпе, получения или собственного, личностно
значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в
его познавательные возможности.
3 Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся
психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 1025
минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую
именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален
успех ученика;
найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой
основе проектировать личностное развитие;
ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
способствовать успеху в деятельности индивидуализацией
требований, одобрением и разумной помощью;
«обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим
некоторые успешные действия;
оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных
учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать
исполнение;
познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в
семье;
использовать возможности семьи для повышения результативности
учебновоспитательного процесса;
влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных
сторон личности;
помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в
межличностном общении детей;
побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной
самооценки;
стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
поощрять стремление к самовыражению и самореализации в
творческих делах;
4 способствовать формированию увлечения самим процессом
деятельности, а не только результатом.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных
отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и
тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка
чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру
в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для
добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Анонсирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о
самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.
Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить
как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет
ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант
предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к
выступлению и т.п. Чемто это напоминает репетицию предстоящего
действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую
установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,
взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим
5 обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,
активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как
правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива
благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.
Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху,
девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких
учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы
к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он
должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.
Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное
открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые,
более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по
форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную
деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит
детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной
планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет
успех, там будет и интерес.
Приведем несколько примеров:
Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней
сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для
себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:
6 Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»
Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить
краткий пересказ.
Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.
… после урока русского языка:
1) Упр. 314. Дописать два предложения, придумать их концовку.
Упр. 315. Составить поздравление с Новым годом.
Упр. 317. Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».
2) Упр. 292 тз – рыба, новые родственные слова найти 1 уровень.
Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.
Упр. 294 – собери семью – мыло, «окошки» 3 уровень
… после урока математики:
Найди верное утверждение.
Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
Запиши число, соответствующее характеристике
Ситуация выбора при закрепление изученного:
Посмотрите внимательно на задания: подумайте кто бы, мог справиться с
1?,2? 3?
3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»
№ 1. Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.
7 № 2. Седой, сидение, седина
Холод, морозный, холодный – 2 уровень
№ 3. Веселый, радость, веселье
Столбик, пень, пенек – 1 уровень
Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение
… при актуализация знаний:
1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.
Я предлагаю вам 4 задания, они разные по сложности, посмотри
внимательно и подумайте, кто бы мог справиться с ними:
а) * найди «лишнее» слово, * объяснить смысл « лишнего» и родственных,
*подобрать еще родственные, * выделить корень;
белка, беленький, белить → белый
лист, лиса, лисенок
→ лисица
водяной, вода, водить
→ водичка
лось, лоскут, лосиха
→ лосенок
б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;
горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;
гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;
горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.
8 Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный,
пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора,
горит.
С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?
Как пишите корень в родственных словах? – одинаково
2) Все остальные дети:
а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;
б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным
ответом)
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс
оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в
активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и
развивает эти возможности, воздействуя на эмоциональноволевую и
интеллектуальную сферу личности школьника.
Литература:
1. Рафальская Е.С. Психологопедагогические механизмы и этапы
организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и
школа №2, 2004. – с. 8691.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного
воспитания // Педагогика. – 1996. № 4. – С. 2936.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
9 4. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И.
Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.:
С.95
10
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.