Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Оценка 4.6

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Оценка 4.6
Семинары
doc
классное руководство
2 кл
20.01.2018
Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
создание ситуации успеха.doc
МКОУ Шиткинская СОШ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА  НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С момента создания традиционной классно­урочной системы обучения, всегда   существовала   проблема   формирования   у   обучаемых   высокой   и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также   проблема   поиска   наиболее   эффективных   методов   и   средств организации образовательного процесса. Учителю   необходимо   направить   основное   внимание   на   максимальное развитие   способностей   учащихся, ориентированная   система   обучения,   чему   способствует   личностно­   учитывающая   и   развивающая индивидуальные способности учеников.  Мы   считаем,   что   реализация   личностно­ориентированного   подхода является   одним   из   методических   приёмов   повышения   качества   обучения. Ведь  желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется   личная   заинтересованность   ученика   в   получении   знаний. В.А.Сухомлинский   писал:   «Успех   в   учении   –   единственный   источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».          Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае,   если   у   него   возникает   интерес   к   учению.   Но   как   повлиять   на   его формирование?   Для   того   чтобы   сформировать   интерес   у   учащихся необходимо   создавать   ситуации   успеха!  Создание   ситуаций   успеха   в 1 педагогическом   процессе   оказывает   влияние   не   только   на   настроение учащихся, но и на качество обучения.  В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха». • • • Успех – положительный результат, удачное завершение чего­нибудь. Успех – это общественное признание, одобрение. Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.  (Малый толковый словарь) Ситуация   успеха  –   это   совокупность   педагогических   действий, обеспечивающих   самореализацию   ребенка   в  каком­либо  виде  социальной деятельности   (общественной   активности,   учебе,   труде,   художественном творчестве,     спорте   и   т.д.)   и   способствующих   формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.  Это   сочетание   многообразных   педагогических   средств   и   приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе. Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха: 1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой  основе его диагностической характеристики. Клиническое,   психологическое   и   педагогическое   направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям   информацию   о   состоянии   здоровью   ученика,   возможных получить   причинах   неуспеваемости,   потенциальных   возможностях   интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также  уровне эмоционально ­ волевой сферы.   Такая   диагностика   позволяет   учителю   осуществлять 2 дифференцированный   подход   при   разноуровневом   обучении.   Ведь   от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.  2.Формирование социально­психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.   Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый   подход,   чрезвычайно   чувствительны.   Любое     изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель­ ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны   строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.   3.   Создание   условий   для   эффективного   участия   в   деятельности(учении, игре и т.д.) К ним относятся: создание материально ­ технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально ­ личностных качеств учеников. Состояние   комфорта   несет   с   собой   удовлетворения   собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её  продолжению, ведет к индивидуальному   личностному   росту   каждого   ученика.   Вывод   ясен: комфортность обучения – условие её успешности.  4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов деятельности,   обеспечение   каждому   ученику   возможности   работать   в доступном   ему   темпе,   получения   или   собственного,   личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего  веру ребенка в его познавательные возможности.  3 Следует   отметить   важную   роль   для   возникновения   у   учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10­25 минут   от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.  При конструировании ситуации успеха необходимо: определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика; найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие; ставить перед учениками трудные, но достижимые цели; способствовать   успеху   в   деятельности   индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью; «обезболить»   неудачи   содержательным   оцениванием,   оттеняющим некоторые успешные действия; оценивая   деятельность   детей,   не   сравнивать   достижения   разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный; при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение; познакомить   родителей   с   алгоритмом   создания   ситуации   успеха   в семье; использовать   возможности   семьи   для   повышения   результативности учебно­воспитательного процесса; влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности; помогать   освоить   роль   не   только   ведомого,   но   и   ведущего   в межличностном общении детей; побуждать   ученика   к   самопознанию   и   самовоспитанию   адекватной самооценки; стимулировать мотивацию успеха в общем деле; поощрять   стремление   к   самовыражению   и   самореализации   в творческих делах; 4 способствовать   формированию   увлечения   самим   процессом деятельности, а не только результатом. Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха: 1. Похвала Страшна   ли   она?   Мы   с   вами   знаем,   каков   преобладающий   тон   школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому   подобные   определения.   Они   ложатся   на   сознание   и   душу   ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.  2. Анонсирование Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок   сделать:   посмотреть   план   сочинения,   прослушать   первый   вариант предстоящего   ответа,   вместе   с   учителем   подобрать   литературу   к выступлению   и   т.п.   Чем­то   это   напоминает   репетицию   предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. 3. «Холодный душ» На   уроке  у   способных   учеников   можно   наблюдать,  что   периоды   подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим 5 обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно   реагируют   на   успехи   и   неудачи.   Оценки   переживают   бурно.   Как правило,   семьи   у   них   хорошие,   заботливые.   Отношение   коллектива благожелательное.   Они   пользуются   симпатиями   одноклассников,   учителей. Ахиллесова   пята   этих   школьников   –   быстрое   привыкание   к   успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен. 4. «Эврика» Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к   выводу,   раскрывающему   неизвестные   для   него   ранее   возможности.   Он должен   получить   интересный   результат,  открывший   перспективу   познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески  поддержать  ребенка, поставить  перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Так же стоит отметить, что выполнение  разноуровневых   заданий: по форме,   по   сложности,   по   объему,   предполагает   разную   умственную деятельность   и   помогает   учесть   индивидуальные   особенности   детей,   учит детей   рассчитывать   свои   силы   и   возможности,   достигать   определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.  Приведем несколько примеров:  Сегодня   я   приготовила   для   вас  домашнее   задание  разных   уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:  6  Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»  Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».  Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.  Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.   Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл. … после урока русского языка: 1) Упр. 314.  Дописать два предложения, придумать их концовку.     Упр. 315.  Составить поздравление с Новым годом.     Упр. 317.  Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году». 2) Упр. 292 т­з – рыба, новые родственные слова найти­ 1 уровень.      Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2   уровень.      Упр. 294 – собери семью – мыло, «окошки» ­ 3 уровень … после урока математики:  Найди верное утверждение.  Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.  Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.  Запиши число, соответствующее характеристике   Ситуация выбора при закрепление изученного: Посмотрите внимательно на задания: подумайте ­ кто бы, мог справиться с 1?,2? 3? 3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»    № 1. Желток, железо, желтый             Носильщик, нос, носатый – 3 уровень. 7 № 2. Седой, сидение, седина             Холод, морозный, холодный – 2 уровень    № 3. Веселый, радость, веселье             Столбик, пень, пенек – 1 уровень Проверка, вывод:   родственные слова = общая часть + общее значение  … при  актуализация знаний:    1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.         ­   Я   предлагаю   вам   4   задания,   они   разные   по   сложности,   посмотри внимательно и подумайте, кто бы мог справиться с ними:    а) * найди «лишнее» слово, * объяснить смысл « лишнего» и родственных, *подобрать еще родственные, * выделить корень;         белка, беленький, белить  → белый         лист, лиса, лисенок   → лисица         водяной, вода, водить   → водичка        лось, лоскут, лосиха   → лосенок    б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;         ­ горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;         ­ гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;         ­ горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел. 8 Горевал,   загорел,   пригорок,   горцы,   горит,   горюет,   горит,   горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.    ­ С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?    ­ Как пишите корень в родственных словах? – одинаково 2) Все остальные дети:    а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;       б)   Закончите     предложение,   выбрав   верный   вариант   ответа   (полным ответом) Таким   образом,   ситуация   успеха   в   учебной   деятельности   –   комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает   эти   возможности,   воздействуя   на   эмоционально­волевую   и интеллектуальную сферу личности школьника. Литература:  1. Рафальская   Е.С.   Психолого­педагогические   механизмы   и   этапы организации   ситуации   успеха   у   учащихся   гимназии.   //   Психология   и школа ­ №2, 2004. – с. 86­91.  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно­ориентированного  воспитания // Педагогика. – 1996. ­ № 4. – С. 29­36.  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.  9 4. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И.  Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное  пособие. ­ М.: Народное образование, 1998. ­ 256 с.  6. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной  школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.:  С.95 10

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе

Из опыта работы "Ситуация успеха на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018