Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.
С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.
Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.
Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя.
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет.
При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки , и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.
В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
• выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
• оказать помощь в поисках «себя»;
• создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
• развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
• создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширить рамки общения с социумом;
• разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;
• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
• формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
• предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
• обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
• владение комплексом диагностических методик;
• выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
• осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
• любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
• ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
• признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
• поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
• признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
• умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
• систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Из опыта работы учителя.doc
Из опыта работы учителя начальных классов высшей
категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.
С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией
детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой
категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы
с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1ом классе. Первое время она была
замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно
было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год
она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень
часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других
диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой
девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.
Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у
неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко.
Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп
деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы
букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена
букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С
трудом усваивала правила выделения границ предложения.
Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями
Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения
ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она
продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что
многие дети даже стали завидовать ей изза чрезмерного внимания со
стороны учителя.
1 В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти,
внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые
направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение
пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей
эмоциональноличностной сферы, нормализацию и совершенствование
учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной
познавательной деятельности.
Сейчас Анна в 5ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда
нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она
использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или
сюжет.
При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при
выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь
её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё
на уроках музыки , и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не
2 посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и
школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других
детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.
В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к
творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым
взрослым.
Для себя я выделила следующие
задачи педагогического
сопровождения:
выявить
интересы,
склонности,
способности, возможности
обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
сфере;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и
навыков;
развить опыт неформального общения,
взаимодействия,
сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
разработать план мероприятий для развития творческих
способностей детей;
создать благоприятную предметноразвивающую среду для
социального развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к
себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей;
развития новых способов образования, педагогических технологий,
нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию,
3 выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
формирование у учащихся универсального умения ставить и решать
задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
выбор;
предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в
реализации интересов;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой,
интеллектуальной деятельностью;
владение комплексом диагностических методик;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение
педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее
реализации;
осуществление
мониторинга
действенности программы
сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой
программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности,
сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от
субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка,
выбора,
самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его
сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;
4
умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для
ребенка;
систематическое осуществление педагогами самоанализа,
самоконтроля, рефлексии.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его
проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к
самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе,
доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в
оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной
работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное
помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
5
Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ.
Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ.
Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ.
Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ.
Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.