ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.БАСНИ И. А. КРЫЛОВА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе; познакомить с новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие Царя» и «Обоз», учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работать над выразительным чтением (инсценированием). Ход урока I. Организационный момент (Приветствие, подготовка к уроку) II. Проверка домашнего задания III. Изучение новой темы. 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Слово учителя об И. А. Крылове. В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768–1844) занимает поистине уникальное место. Родившийся в год смерти Тредиаковского, Крылов пережил не только своих современников (Хераскова, Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина), но и многих писателей пушкинского периода (Рылеева, Грибоедова, Веневитинова, Дельвига, Гнедича, самого Пушкина, Лермонтова). 75 лет жизни Крылова – это период, в течение которого русская классическая литература прошла такие стадии своего развития, как классицизм, сентиментализм, романтизм и вступила на путь реализма. Этот «порубежный» характер творчества Крылова необходимо будет учитывать при чтении и анализе его басен.
Иконка файла материала литра 8 кл 04.10.docx
Конспект урока по литературе Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.БАСНИ И. А. КРЫЛОВА Класс:8 Дата:07.10.2017 Учитель: Танабергенова А.С. Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе; познакомить с  новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие Царя» и «Обоз», учить определять  мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях  повседневной жизни; работать над выразительным чтением (инсценированием). Х о д   у р о к а Проверка домашнего задания I. Организационный момент (Приветствие, подготовка к уроку) II. III. Изучение новой темы. 1.  С о о б щ е н и е   т е м ы   и   ц е л е й   у р о к а . 2.  С л о в о   у ч и т е л я   об  И. А. Крылове. В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768– 1844) занимает поистине уникальное место. Родившийся   в   год   смерти   Тредиаковского,   Крылов   пережил   не   только   своих современников  (Хераскова,  Фонвизина,  Радищева,  Державина,  Карамзина),  но и  многих писателей пушкинского периода (Рылеева, Грибоедова, Веневитинова, Дельвига, Гнедича, самого Пушкина, Лермонтова). 75 лет жизни Крылова – это период, в течение которого русская классическая литература прошла такие стадии своего развития, как классицизм, сентиментализм, романтизм и вступила на путь реализма. Этот «порубежный» характер творчества Крылова необходимо будет учитывать при чтении и анализе его басен. Необычайный,   новаторский   характер   басен   Ивана   Андреевича   Крылова   определил Гоголь: «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом...   Его   притчи   –   достояние   народное...   Всякая   басня   его   имеет,   сверх   того, историческое происхождение... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от главы ... и до последнего труженика...» Проблема   народности   в   первые   десятилетия   XIX   века   была   актуальной   и   для последних рыцарей классицизма, и для сентименталистов, и для романтиков. Но Крылов не умещался в рамки тех или иных направлений и литературных группировок, пробуждая в русском обществе сознание недостаточности прежних способов изображения духовного мира человека и необходимость более полных решений, так как само понятие «русский человек» на рубеже XVIII–XIX веков уже не могло быть приравнено только к понятиям «русский дворянин», «чувствительная личность» и т. п. Выбор жанра басни оказался у Крылова связанным с проблемою народности, так как означал поиски художественного аналога «мнения народного». В заметке «О предисловииг­на Лемонте к переводу басен Крылова» Пушкин указывал на «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» как на «отличительную черту в наших нравах» и именно в этом смысле считал Крылова «представителем духа русского народа». Басенное творчество Крылова подводило итоги той мощной традиции XVIII века, которую условно можно назвать «пересмешнической». Крылов явился последним и самым крупным представителем этой традиции, которая передала XIX веку одно из главнейших завоеваний – ироническую интонацию повествования. Развитие   диалога   в   баснях   Крылова   роднит   их     с   комедиями,   «делает   иные   басни миниатюрными   «сценами»,   легко   поддающимися   театрализации»   (А.   В.   Западов). Вспомните басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»; в 8 классе, познакомившись с новыми баснями, мы тоже попытаемся их инсценировать. Жанровые традиции басен уходят в глубокую древность. В русской литературе XVIII века басня осваивалась такими мастерами, как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, В. Майков, Дмитриев. Классическая басня (Сумароков, Майков и др.) строилась на резком столкновении   «высокого»   и   «низкого»   слога   –   столкновении,   которое   передавало конфликт добродетели и порока, идеала и действительности.  Сентиментальная басня (Дмитриев и др.), фиксируя то же противоречие, осмеивала порок с помощью изящного, легкого, пронизанного лирическими интонациями слога. Крылов   же,   как   отмечал   Гоголь,   сделал   басню   «книгой   мудрости   самого   народа», поставив   ее   вне   всякой   жанровой   (классической   или   сентиментальной)   иерархии.   По­ народному   зоркий   взгляд   на   вещи,   осуществляемый   в   «мудро­доступных»   терминах   и увенчиваемый обобщением, – основная примета творческого метода Крылова­баснописца. Наиболее последовательно и впечатляюще народность творчества Крылова проявилась в баснях, посвященных Отечественной войне 1812 года («Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот», «Раздел», «Обоз», «Кот и Повар»). Крылов задолго до Л. Толстого противопоставил официальной версии побед над Наполеоном свою трактовку их с позиций народной нравственности. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из этих басен – «Обоз», в которой Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I, выговоры от которого следовали один за другим.   Басня   об   Отечественной   войне   1812   года   «превращалась   в   живую   историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий. 3.  Ч т е н и е   б а с н и   « О б о з »   учителем (с. 81­82 учебника) или подготовленными учениками (по ролям). Беседа по вопросам – О чем рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует? – В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение? Зачитайте. –   Какова   мораль   басни   и   к   каким   жизненным   обстоятельствам   она   может   быть применима? Домашнее задание:  1) подготовиться к выразительному чтению басни; 2) составить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»; 3) индивидуальное задание: проинсценировать басню «Лягушки, просящие Царя».

Посмотрите также